Доступ для сотрудников

Протокол «РЕШЕНИЕ регионального семинара-совещания для органов и организаций Роспотребнадзора Сибирского федерального округа по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг»

14-15 октября 2009 г.                                                                                                                                              г. Красноярск

Участниками семинара-совещания было отмечено, что в условиях продолжающегося реформирования отношений в жилищной отрасли защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг определяется как одна из важнейших социально значимых функций государства.

Однако в рассматриваемой области правоотношений на территории Сибирского федерального округа уровень реализации законодательно установленных прав потребителей в настоящее время еще не отвечает требованиям, предъявляемым гражданами к условиям проживания и качеству соответствующих услуг, что предполагает дальнейшую актуализацию деятельности по защите прав и законных интересов граждан в жилищной сфере.

Вместе с тем, особое внимание участников совещания было уделено тому обстоятельству, что уровень защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг определяется:

- состоянием и тенденциями развития нормативно-правового регулирования жилищных отношений в целом,

- результативностью, своевременностью и обоснованностью применения административных мер со стороны уполномоченных органов государственной власти в их сочетании с гражданско-правовыми формами защиты прав потребителей,

- эффективностью межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Федерации, при одновременном их взаимодействии с гражданским обществом, в том числе в лице общественных объединений потребителей,

- степенью правовой грамотности граждан-потребителей, уровнем осведомленности граждан о механизмах реализации законодательно установленных прав, наличием в их действиях намерений к перенесению спорных правоотношений с участием исполнителей услуг ЖКХ в правовую плоскость.

Исходя из вышеизложенного в резолюции совещания его участники указали на необходимость:

1. повышения эффективности деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в Сибирском федеральном округе по защите прав потребителей в жилищной сфере,

2. предпринятия действий по гармонизации и совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей в сфере предоставления услуг ЖКХ, посредством обобщения предложений участников совещания по внесению изменений в соответствующие нормативные акты для последующей законодательной инициативы,

3. совершенствования форм и методов межведомственного взаимодействия уполномоченных органов государственной власти и гражданского общества, в том числе с учетом выработанных на совещании подходов и регламентов указанного взаимодействия.

В рамках исполнения резолюции совещания его участники предлагают:

1. Ввести в действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях институт административной ответственности за нарушение требований законодательных нормативных актов, регулирующих отношения с участием потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а именно внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) специальные нормы, предусматривающие административную ответственность за неисполнение требований:

- постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»,

- постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

2. В связи с имеющимися спорами относительно момента возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у потребителя, не имеющего статуса ни одного из лиц, перечисленных в части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (к каковым, в частности, относятся участники долевого строительства, не зарегистрировавшие право собственности на объект) - дополнить соответствующие положения Жилищного кодекса, установив, что обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у иных лиц с момента приобретения права пользования жилым помещением на законных основаниях. Таким основанием для участника долевого строительства будет являться подписание акта приема-передачи жилого помещения или иного документа о передаче. Подобное нормативное закрепление позволит исключить злоупотребления со стороны застройщиков, перекладывающих бремя несения расходов по содержанию жилого помещения на участника долевого строительства, до момента передачи объекта в его пользование;

3. Привести положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части законодательного закрепления возможности собственников жилых помещений вне зависимости от избранного способа управлении заключать договоры на поставку коммунальных ресурсов непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В случае приобретения коммунальных ресурсов на стороне продавца будет выступать ресурсоснабжающая организация, второй же стороной данного договора (покупателем) будет являться потребитель в связи с тем, что принимает, использует и оплачивает коммунальный ресурс потребитель (а не исполнитель).

В этом случае ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения будет нести ресурсоснабжающая организация. При этом исполнитель (управляющая компания) в рамках заключенного договора управления (если ТСЖ - то устава) будет осуществлять отдельные правомочия собственников и брать на себя определенные обязанности потребителя (осуществлять работы и предоставлять услуги по обеспечению исправности присоединенных сетей и используемого оборудования). Вместе с тем исполнитель также будет выступать в качестве представителя потребителя, в том числе и в договоре снабжения коммунальными ресурсами, контролировать надлежащее исполнение обязанностей продавца коммунальных ресурсов;

4. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в части законодательного закрепления конкретного перечня оснований, дающих право потребителю требовать от исполнителя уплату неустойки (штрафов, пеней) в случаях непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п.п. «е» п. 51, п. 63, п. 71, п. 77), при нарушении других обязательств (п. 77), а также урегулирования порядка ее исчисления;

5. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с целью законодательного закрепления механизма реализации права потребителей на возмещение убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу некачественными коммунальными услугами (п. 51) в части сроков удовлетворения требований и порядка их определения;
6. Включить в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" нормы, определяющие меры ответственности к хозяйствующим субъектам, которые предоставляют коммунальные услуги без надлежащего оформления договорных отношений;

7. Инициировать создание института экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальные услуги;

8. Разработать регламент интегрированного взаимодействия между территориальными органами Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью ликвидации объективно существующей ведомственной разобщенности и более рациональной реализации государственной политики на рынке услуг управления многоквартирными домами.

Руководитель Управления Роспотребнадзора 
по Красноярскому краю                                                                                                                                            С.В. Куркатов