Доступ для сотрудников

Протокол «Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Приложение к протоколу
заседания коллегии
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека  
от 08.08.2008 № 10

8 августа  2008 г.                                                                                 

О состоянии надзора  за организацией  санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств.

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой «О состоянии надзора  за организацией санитарно-защитных зон  промышленных объектов и производств», коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает, что осуществление надзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, установление новых, пересмотр действующих санитарно-защитных зон  является одной из основных задач Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В настоящее время на территории Российской Федерации   находится 168 618 промышленных объектов и производств, которые  являются источниками воздействия на среду обитания  и здоровье человека.  Из них  к предприятиям I и  II  классов опасности  относятся 7 626 объектов.

Анализ ситуации, сложившейся с организацией санитарно-защитных зон показал, что на 01.01.2008 из 168 618 предприятий, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, утвержденную санитарно-защитную зону имели 42 243 предприятия (25,1%), в  2006 г. – 38 923 из 161 606 предприятий (24,1%); кроме того, на 01.01.2008 г. расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона установлена для  22 156 предприятий, а окончательная   для 22 873 промышленных объектов и производств (13,7%).

Число предприятий, для которых требуется организация санитарно-защитной зоны по состоянию на 01.01.2008   составляло  81 346 (41,3%).

Согласно данным статистической отчетной формы №18  «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации») по состоянию на 01.01.2008  общее количество населения, проживающего в СЗЗ составило 2 млн. 761 843 человека (1,9% от общей численности  населения Российской Федерации).

Наибольшее количество населения, проживающего в санитарно-защитных зонах отмечается в Свердловской области (345 140 человека), в г. Санкт-Петербурге (264 478 человек), Саратовской области (228 152 человека), Краснодарском крае (105 002 человека).

По данным Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации на 01.01.2008 в границах санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств  находилось 264 школы (в  2006г.- 283), 173 лечебно-профилактических учреждения (в 2006 г. – 185), 281 детское образовательное  учреждение   (в 2006 году – 314).

Количество школ, планируемых к выведению из СЗЗ по проектам  в 2007 году  составило 70  в 21 субъекте Российской Федерации. Однако за указанный период количество школ, выведенных из СЗЗ, составило 14 (4 школы в Санкт-Петербурге, по 2 в Нижегородской и Омской областях, по 1 школе во Владимирской, Московской, Иркутской, Томской областях, Республиках Башкортостан и Мордовия).

Количество ЛПУ, планируемых к выводу из СЗЗ по проектам в 2007 году,  составило 37,  выведено за период 2007 года 10 (в 2006 году –2): по 3 в Санкт-Петербурге и в Чувашской Республике, по 1 в Нижегородской и Иркутской областях, Республике Татарстан и Удмуртской Республике.

Количество детских образовательных учреждений (ДОУ), планируемых к выведению из СЗЗ по проектам 2007 года, составило 69. Количество ДОУ, выведенных из СЗЗ в настоящее время составляет 17 (в 2006 г.- 5): 4 ДОУ в г. Санкт-Петербурге,  3 в Пензенской области, 2 в Нижегородской области, по 1 в Брянской, Московской, Калининградской, Иркутской,  Омской и Томской областях, Республике Татарстан и Чувашской Республике.

Во многих субъектах Российской Федерации деятельность по надзору  и контролю за организацией санитарно-защитных зон   промышленных объектов и производств является  одним из приоритетных направлений в деятельности управлений Роспотребнадзора.

В 29 субъектах Российской Федерации разработаны программы  по переселению жителей  из СЗЗ (в Красноярском крае –6, в Тульской области – 3, по 2 программы в Ульяновской области, Республике Мордовия и в Ставропольском крае, по 1 – в Воронежской, Липецкой, Московской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Иркутской и Кемеровской областях, Республике Северная Осетия-Алания, Краснодарском крае, Еврейской автономной области, из них  большая часть (22) утверждена администрацией местного самоуправления.

Разработанные  программы переселения жителей из санитарно-защитных зон  финансируются  за счет средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на снос ветхого жилищного фонда, значительная часть которого  размещена в санитарно-защитных зонах Красноярского края, Липецкой, Воронежской, Новосибирской, Оренбургской, Нижегородской и других областей.

В ряде субъектов Российской Федерации разработаны планы-графики по выселению жителей (71), из них утверждены органами местного самоуправления 25.

В 2007 году было издано 77 постановлений  главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации об организации санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, за период 2003-2006 г.г. –122.

В Республиках Башкортостан и Татарстан изданы постановления  «О неотложных мерах по приведению к нормативным  требованиям  санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов.

В г. Санкт-Петербурге изданы постановления Главного государственного санитарного врача  по г. Санкт-Петербургу от 11.07.2005 № 78-00-65 «Об усилении контроля за организацией и благоустройством санитарно-защитных зон» от   08.05.2007 №10  «О разработке  и реализации проектов СЗЗ на территории Санкт-Петербурга».

В г. Москве издано постановление Правительства Москвы от 24.02.2004 №107-по «Целевая программа реорганизации производственных территорий г. Москвы», постановление правительства г. Москвы от 16.10.2001 № 929-ПП «Об утверждении Положения  о порядке разработки, согласования и утверждения  проектов СЗЗ в г. Москве». Согласно этим постановлениям каждый год первым заместителем мэра г. Москвы утверждается график подготовки проектов организации СЗЗ  для предприятий и групп предприятий на каждый текущий год.

В Пермском крае изданы Указы Губернатора Пермской области от 02.03.2004 № 31 «О неотложных мерах по приведению к нормативным  требованиям СЗЗ предприятий, сооружений и иных объектов» и от 28.04.2006 №71 «Об использовании методологии оценки риска».

По требованию органов Роспотребнадзора увеличивается количество населения, выводимого из СЗЗ промышленных объектов и производств.

В Сахалинской области в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище»  издана программа строительства  жилых домов и переселения жителей  неперспективных поселков Ногликского района  в 2004-2009 г.г. Программой планируется переселение 712 жителей п. Катангли, проживающих в СЗЗ нефтедобывающих предприятий.

В Омской области принято распоряжение мэра г. Омска от 15.02.2008 № 537-р «О создании комиссии  по вопросу благоустройства и организации территории санитарно-защитной зоны  ОАО «ОНОС». Финансирование  отселения 8 тысяч человек  будет проводиться в  течение 10 лет (с 2009 года) ОАО «Нефтегазовая компания «Руснефть».

В ряде субъектов Российской Федерации   количество населения, проживающего в СЗЗ, в основном уменьшается за счет сокращения размеров СЗЗ предприятий, выводу предприятий из селитебной зоны, их перепрофилированию, прекращению их деятельности.

В г. Санкт-Петербурге из центральной части выведено или перепрофилировано 176 объектов (в 2007 году – 68 объектов). Количество населения, выведенного за пределы СЗЗ за счет сокращения СЗЗ, на 01.01.2008  составило 116,341 тыс. человек.

В г. Тюмени в 2003-2006 г.г. практически ликвидирован Центральный промышленный узел (заводы ЖБИ-1, «Строймаш»), закрыт  ряд предприятий, размещенных в жилой застройке: фабрика валяной обуви, теплицы совхоза «Пригородное», большая часть заводов автотракторного оборудования, судостроительного завода, что позволило вывести из СЗЗ 115 жилых домов (9,6 тыс. человек).

Лабораторный  контроль  в 2003-2006 г.г. был организован  на 54137 промышленных объектах и производствах, в 2007 г. –  на 61263 (36,3%); производственный контроль  в 2003-2006 г.г. охватывал  42 882 предприятия (26,5%), в 2007 году  - 47855 объектов и производств  (28,4%). Проводимый организациями  Роспотребнадзора  лабораторный контроль в 2003-2006 г.г. осуществлялся на 30051 предприятии (18,6%), в 2007 году – 34302 (20,3%).  Наибольший  объем лабораторного  контроля отмечается в Калужской, Курской, Тамбовской, Вологодской, Псковской, Ростовской. Самарской, Нижегородской, Кемеровской, Сахалинской областях.

По данным Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации число промышленных объектов и производств, находящихся под санитарным надзором, составило в 2003-2006 г.г. 81097 объектов (50,2%), в 2007 г.-70952 (42,1%).

Плановые мероприятия  по контролю за соблюдением  юридическими лицами, физическими лицами  и индивидуальными предпринимателями норм санитарного законодательства по охране атмосферного воздуха и отсутствием санитарно-защитных зон  в 2003-2006 г.г. проведены на 34851 промышленном объекте и производстве (21,6%),  в 2007 г. – на 19 346 объектах (11,5%).

Число выявленных нарушений в 2003-2006  г.г. составило 23451 (14,5%), в 2007 г. – 11 239 (9,6%).

Количество предписаний, выданных в 2003-2006 г.г. составило 15 689 (9,7%), в 2007 г. – 11 239 (6,7%).

Число наложенных штрафов в 2003-2006 г.г. составило 8 310 (5,1%), в 2007 г. –6 910 (4,1%), в том числе на юридических лиц  в 2003-2006 г.г. – 1327 (0,8%), в 2007 г. – 1548 (0,9%); вынесенных предупреждений  в 2003-2006 г.г. – 844 (0,5%), в 2007 г. – 326 (0,2%); число дел, переданных на рассмотрение в судебные органы в 2003-2006 г.г. – 379 (0,2%), в 2007 г. – 458 (0,3%), из них дел, по которым приняты решения с привлечением к ответственности в 2003-2006 г.г. –269 (0,2%), в 2007 г. – 390 (0,2%) – Республика Дагестан, Республика Татарстан, Волгоградская, Белгородская, Ивановская, Курская области, Алтайский край.

Число переданных судьям дел  о приостановлении  эксплуатации объектов в 2003-2006 г.г.  составило 133 (0,08%), в 2007 г. – 145 (0,09%); из них число приостановленных объектов в 2003-2006 г.г. –76 (0,05%), в 2007 г. – 3 (0,002%).

Число вынесенных постановлений о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения  уголовных дел в 2003-2006 г.г.  – 13 (0,008%),  в 2007 г. – 6 (0,004%); из них постановлений, по которым приняты  решения и привлечении к уголовной ответственности  в 2003-2006 г.г. – 6 (0,004%), в 2007 г. – 3 (0,002%) (Московская, Калининградская, Курская, Читинская  области,  Кабардино-Балкарская Республика).

Наибольшее число выявленных нарушений  наблюдалось  в Белгородской, Ивановской, Костромской, Курской, Вологодской, Амурской областях, Республике Дагестан, Алтайском крае.

Количество жалоб, поступивших в Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации от жителей, проживающих в санитарно-защитных зонах, за 2003-2006 г.г. составило 1221 (0,8%), в 2007 г. – 957  (0,2%).  Количество жалоб, поступивших в 2007 году в Управление санитарного надзора  Федеральной службы на проживание в санитарно-защитных зонах, организацию СЗЗ и размещение объектов 3-4-5 классов опасности  в непосредственной близости от жилых домов – 485.

Анализ выполнения ст. 12 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в новой  редакции указывает на недостаточный      санитарно-эпидемиологический надзор ряда управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.  До настоящего времени не завершена  инвентаризация  промышленных объектов и производств (письмо Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 17.04.2006 № 0100/4317-06-32). В  санитарно-защитных зонах продолжает проживать  1,9 % населения от общей численности населения Российской Федерации, остаются  лечебно-профилактические учреждения, детские дошкольные учреждения и школы.

Недостаточное внимание Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации уделяют  работе с органами исполнительной власти в решении проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в части организации санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств.

В ряде территорий в недостаточном объеме проводятся лабораторные исследования, не в полной мере применяются меры административного воздействия за нарушения санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей.

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШАЕТ:

1. Заслушав и обсудив доклад начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой «О состоянии надзора  за организацией санитарно-защитных зон  промышленных объектов и производств» отметить, что решение указанной проблемы  является приоритетной задачей.  Положительный опыт  работы по указанной проблеме отмечается в Управлениях Роспотребнадзора по г. Москве, Санкт-Петербургу, по Свердловской, Московской, Липецкой областям.   Неудовлетворительно проводится работа  по надзору за организацией санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств Управлениями Роспотребнадзора по Костромской, Курганской, Курской, Сахалинской, Томской  областям.

2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
и по железнодорожному транспорту совместно с руководителями  органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

2.1. Разработать  или внести коррективы в региональные целевые программы  по организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

2.2. Выполнить работы по созданию и ведению картографического электронного реестра (или иного картографического материала) баз данных санитарно-защитных зон  промышленных объектов и производств с информацией об ориентировочных и установленных  санитарно-защитных зонах с последующим внесением в план линий градостроительного регулирования установленных (утвержденных) границ санитарно-защитных зон;

2.3. Потребовать от руководителей промышленных объектов и производств  принять меры по установлению и организации санитарно-защитных зон;

2.4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления определить Постановлением   порядок разработки, согласования и утверждения проектов санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, промышленных зон (групп  промышленных объектов и производств);

3. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

3.1. Завершить  проведение инвентаризации промышленных объектов и производств, требующих организации санитарно-защитных зон;

3.2. Осуществить внедрение в практическую деятельность новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов»;

3.3. Ужесточить требовательность к руководителям  промышленных объектов и производств, иных объектов по обеспечению переселения жителей из санитарно-защитных зон;

3.4. Усилить применение мер административного воздействия  при выявлении нарушений гигиенических требований, связанных с осуществлением деятельности промышленных объектов и производств, шире практиковать передачу   дел в судебные органы;

4. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксенова):

4.1. Завершить разработку    Методических    указаний    по   введению  в
действие новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в срок до 20 ноября 2008 года;

4.2. В   срок   до   15   ноября  2008  года   подготовить    постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в новую редакцию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», включая оценку риска для здоровья населения;

4.3. Совместно с экспертами кафедры коммунальной гигиены Российской медицинской академии последипломного образования, ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина провести проверку деятельности   ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» по аккредитации организаций на проведение работ по оценке риска здоровью населения;

5.  Управлению     санитарного   надзора    совместно    с    Управлением
нормативно-правового обеспечения:

5.1. Организовать пересмотр  санитарно-эпидемиологических правил СП   2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий  и на территории жилой застройки»  с включением в указанный документ раздела, посвященного распространению шума, возникающего на территории жилой застройки  при взлете, пролете и посадке самолетов и вертолетов,  а также при опробовании двигателей  на аэродромах при производстве полетов;

5.2. Обеспечить разработку методологии оценки риска здоровью населения  по фактору шума  и внести предложение в проект плана  разработки нормативно-методических документов на 2009 год с определением исполнителей;

6. Управлению нормативно-правового обеспечения (Кулагина О.А.):

6.1. Провести анализ законодательных актов в области организации санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств и дать предложения в Методические указания по введению в действие новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».


Руководитель Коллегии

Г. Г. Онищенко


Ответственный секретарь
Коллегии

С.В. Белых


Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации была введена в действие новая редакция СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Документ зарегистрирован в Минюсте России 25 января 2008 года, регистрационный №10995.

Новая редакция СанПиН  2.2.1./2.1.1.1200-3 разработана в связи с необходимостью введения в документ новой процедуры установления размеров и границ санитарно-защитных зон  в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009. С этой целью разработан алгоритм установления, изменения  (сокращения, увеличения) размеров санитарно-защитных зон  промышленных объектов и производств.

Для предприятий 1 и 2 классов опасности санитарно-защитная зона (далее -  СЗЗ) устанавливается при обязательном наличии доказательной базы Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которое регистрируется в Минюсте Российской Федерации. Для предприятий 3-4-5 классов опасности  СЗЗ устанавливается Решением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.

Правовыми  основами  установления санитарно-защитных зон, в целях охраны здоровья населения являются: Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12), Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ   «Об охране окружающей среды»;  Федеральный закон  от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст.16);  Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001  (ст.88), отдельные  положения Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Размеры санитарно-защитных зон устанавливаются на основании  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СП «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий  и на территории жилой застройки», СН 2.2.4/2.1.8.566-96  «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;  СанПиН  2.2.4.1191-03  «Электромагнитные поля  в производственных условиях»; гигиенические нормативы  ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»;  ГН  2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ)  загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Одним из основных направлений работы в этой области надзора за организацией санитарно-защитных зон является разработка (пересмотр) нормативно-методических документов.

При обосновании размеров санитарно-защитных зон для предприятий 1 и 2 классов опасности введено обязательное проведение оценки риска для здоровья населения.

Введено понятие «расчетная санитарно-защитная зона»  для промышленных объектов или производств, размещаемых на территории Российской Федерации или реконструируемых и порядок установления для них расчетной (предварительной) СЗЗ.

В новую редакцию  СанПиН (п.2.9.) включены аэропорты и аэродромы, санитарно-защитные зоны для которых устанавливаются в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП, и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья.

В новую редакцию введено установление размеров санитарно-защитных зон для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), далее – единая СЗЗ. Для обоснования  размеров единых санитарно-защитных зон проводятся расчеты ожидаемого загрязнения  с учетом суммарных выбросов и физического воздействия на атмосферный воздух, подтверждаемые результатами натурных исследований и измерений. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленных узлов (комплексов), в состав которых входят объекты 1, 2 и 3 классов опасности, а также имеющих в составе выбросов вещества 1 и 2 классов опасности.

Впервые в документ такого ранга  раздел 3 (п.3.2) «Проектирование санитарно-защитных зон» введен пункт 3.2. о том, что в проекте СЗЗ на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих производств должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон,  включая    отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Самарской, Нижегородской, Кемеровской, Сахалинской областях.

По данным Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации число промышленных объектов и производств, находящихся под санитарным надзором, составило в 2003-2006 г.г. 81097 объектов (50,2%), в 2007 г.-70952 (42,1%).

Плановые мероприятия  по контролю за соблюдением  юридическими лицами, физическими лицами  и индивидуальными предпринимателями норм санитарного законодательства по охране атмосферного воздуха и отсутствием санитарно-защитных зон  в 2003-2006 г.г. проведены на 34851 промышленном объекте и производстве (21,6%),  в 2007 г. – на 19 346 объектах (11,5%).

Число выявленных нарушений в 2003-2006  г.г. составило 23451 (14,5%), в 2007 г. – 11 239 (9,6%).

Количество предписаний, выданных в 2003-2006 г.г. составило 15 689 (9,7%), в 2007 г. – 11 239 (6,7%).

Число наложенных штрафов в 2003-2006 г.г. составило 8 310 (5,1%), в 2007 г. –6 910 (4,1%), в том числе на юридических лиц  в 2003-2006 г.г. – 1327 (0,8%), в 2007 г. – 1548 (0,9%); вынесенных предупреждений  в 2003-2006 г.г. – 844 (0,5%), в 2007 г. – 326 (0,2%); число дел, переданных на рассмотрение в судебные органы в 2003-2006 г.г. – 379 (0,2%), в 2007 г. – 458 (0,3%), из них дел, по которым приняты решения с привлечением к ответственности в 2003-2006 г.г. –269 (0,2%), в 2007 г. – 390 (0,2%) – Республика Дагестан, Республика Татарстан, Волгоградская, Белгородская, Ивановская, Курская области, Алтайский край.

Число переданных судьям дел  о приостановлении  эксплуатации объектов в 2003-2006 г.г.  составило 133 (0,08%), в 2007 г. – 145 (0,09%); из них число приостановленных объектов в 2003-2006 г.г. –76 (0,05%), в 2007 г. – 3 (0,002%).

Число вынесенных постановлений о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения  уголовных дел в 2003-2006 г.г.  – 13 (0,008%),  в 2007 г. – 6 (0,004%); из них постановлений, по которым приняты  решения и привлечении к уголовной ответственности  в 2003-2006 г.г. – 6 (0,004%), в 2007 г. – 3 (0,002%) ( Московская, Калининградская, Курская, Читинская  области,  Кабардино-Балкарская Республика).

Наибольшее число выявленных нарушений  наблюдалось  в Белгородской, Ивановской, Костромской, Курской, Вологодской, Амурской областях, Республике Дагестан, Алтайском крае.

Количество жалоб, поступивших в Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации от жителей, проживающих в санитарно-защитных зонах, за 2003-2006 г.г. составило 1221 (0,8%), в 2007 г. – 957  (0,2%).  Количество жалоб, поступивших в 2007 году в Управление санитарного надзора  Федеральной службы на проживание в санитарно-защитных зонах, организацию СЗЗ и размещение объектов 3-4-5 классов опасности  в непосредственной близости от жилых домов – 429.

Анализ выполнения ст. 12 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в новой  редакции указывает на недостаточный      санитарно-эпидемиологический надзор ряда управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.  До настоящего времени не завершена  инвентаризация  промышленных объектов и производств (письмо Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 17.04.2006 № 0100/4317-06-32). В  санитарно-защитных зонах продолжает проживать  1,9 % населения от общей численности населения Российской Федерации, остаются  лечебно-профилактические учреждения, детские дошкольные учреждения и школы.

Недостаточное внимание Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации уделяют  работе с органами исполнительной власти в решении проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в части организации санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств.

В ряде территорий в недостаточном объеме проводятся лабораторные исследования, не в полной мере применяются меры административного воздействия за нарушения санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей.

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШАЕТ:

4. Принять к сведению информацию начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой, отметив при этом, что решение проблемы улучшения надзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств» является приоритетной задачей.

5. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
рассмотреть вопрос об усилении  кадрового состава  специалистов, осуществляющих  государственный санитарный надзор за организацией санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов;

2.1. Закончить проведение инвентаризации промышленных объектов, требующих организации санитарно-защитных зон.

2.2. Осуществить внедрение в практическую деятельность новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-02 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов».

2.3.Ужесточить требовательность к руководителям  промышленных объектов и производств, иных объектов по обеспечению переселения жителей из санитарно-защитных зон.

2.4. Усилить применение мер административного воздействия  при выявлении нарушений гигиенических требований, связанных с осуществлением промышленных объектов и производств, шире практиковать передачу   дел в судебные органы;

2.5. При рассмотрении проектов санитарно-защитных зон обратить особое внимание на достоверность доказательной базы  (расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, акустических расчетов, расчетов воздействия электромагнитных полей);

2.6. Лабораторно-инструментальные исследования проводить в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства, не устанавливая необоснованные объемы и периодичность  измерений;

3. ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» активизировать работу по созданию и аккредитации органов по оценке риска для здоровья населения на базе центров  гигиены и эпидемиологии  в субъектах Российской Федерации и использовать методологию оценки риска при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов установления, изменения, организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и производств.

4. Управлению санитарного надзора завершить  разработку Методических указаний  по введению в действие новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

5.  Управлению     санитарного   надзора    совместно    с    Управлением        нормативно-правового обеспечения:

5.1. В целях совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией санитарно-защитных зон  организовать пересмотр  санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий  и на территории жилой застройки»  с включением в указанный документ раздела, посвященного распространению шума, возникающего на территории жилой застройки  при взлете, пролете и посадке самолетов и вертолетов,  а также при опробовании двигателей  на аэродромах при производстве полетов;

5.2. Обеспечить разработку методологии оценки риска здоровью населения  по фактору шума  и внести предложение в проект плана  разработки нормативно-методических документов на 2009 год с определением    исполнителей;

5.3. ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина рекомендовать разработку ПДК по углеводородам С1 –С5, С6-С10 и другим углеводородам.

6. Управлению санитарного надзора совместно с ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» на основе данных социально-гигиенического мониторинга определить  территории Российской   Федерации для внедрения в их практику исследований в атмосферном воздухе мелкодисперстных частиц Рм10 и Рм2,5.

7. Управлению санитарного надзора в срок до 15 октября 2008 года подготовить постановление    Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о внесении дополнений в новую редакцию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части оценки риска для здоровья населения с утверждением референтных доз.


Руководитель,
Председатель постоянно
действующего совещания
Роспотребнадзора

Г.Г. Онищенко


Ответственный секретарь постоянно
действующего совещания

С.В. Белых


Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации была введена в действие новая редакция СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Документ зарегистрирован в Минюсте России 25 января 2008 года, регистрационный №10995.

Новая редакция СанПиН  2.2.1./2.1.1.1200-3 разработана в связи с необходимостью введения в документ новой процедуры установления размеров и границ санитарно-защитных зон  в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009. С этой целью разработан алгоритм установления, изменения  (сокращения, увеличения) размеров санитарно-защитных зон  промышленных объектов и производств.

Для предприятий 1 и 2 классов опасности санитарно-защитная зона (далее -  СЗЗ) устанавливается при обязательном наличии доказательной базы Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которое регистрируется в Минюсте Российской Федерации. Для предприятий 3-4-5 классов опасности  СЗЗ устанавливается Решением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.

Правовыми  основами  установления санитарно-защитных зон, в целях охраны здоровья населения являются: Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12), Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ   «Об охране окружающей среды»;  Федеральный закон  от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст.16);  Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001  (ст.88), отдельные  положения Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Размеры санитарно-защитных зон устанавливаются на основании  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СП «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий  и на территории жилой застройки», СН 2.2.4/2.1.8.566-96  «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;  СанПиН  2.2.4.1191-03  «Электромагнитные поля  в производственных условиях»; гигиенические нормативы  ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»;  ГН  2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ)  загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Одним из основных направлений работы в этой области надзора за организацией санитарно-защитных зон является разработка (пересмотр) нормативно-методических документов.

При обосновании размеров санитарно-защитных зон для предприятий 1 и 2 классов опасности введено обязательное проведение оценки риска для здоровья населения.

Введено понятие «расчетная санитарно-защитная зона»  для промышленных объектов или производств, размещаемых на территории Российской Федерации или реконструируемых и порядок установления для них расчетной (предварительной) СЗЗ.

В новую редакцию  СанПиН (п.2.9.) включены аэропорты и аэродромы, санитарно-защитные зоны для которых устанавливаются в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП, и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья.

В новую редакцию введено установление размеров санитарно-защитных зон для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), далее – единая СЗЗ. Для обоснования  размеров единых санитарно-защитных зон проводятся расчеты ожидаемого загрязнения  с учетом суммарных выбросов и физического воздействия на атмосферный воздух, подтверждаемые результатами натурных исследований и измерений. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленных узлов (комплексов), в состав которых входят объекты 1, 2 и 3 классов опасности, а также имеющих в составе выбросов вещества 1 и 2 классов опасности.

Впервые в документ такого ранга  раздел 3 (п.3.2) «Проектирование санитарно-защитных зон» введен пункт 3.2. о том, что в проекте СЗЗ на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих производств должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон,  включая    отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.