Доступ для сотрудников

Платные медицинские услуги: порядок оказания и контроль исполнения

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере оказания платных медицинских услуг являются:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей);

- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья граждан);

- Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 33 Правил контроль за соблюдением медицинскими учреждениями требований настоящих Правил, в рамках установленных полномочий, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в части доведения до сведения потребителей необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых медицинских услугах.

Пункт 11 Правил содержит исчерпывающий перечень обязательной информации, предоставляемой медицинскими организациями потребителям при оказании платных медицинских услуг, которая должна быть размещена на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) организации.

Договор об оказании платных медицинских услуг между потребителем и исполнителем заключается в письменной форме, и должен содержать требования, предусмотренные пунктом 17 Правил.

До заключения договора медицинская организация в письменной форме уведомляет пациента о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, в том числе несоблюдение назначенного режима лечения, может снизить качество медицинской услуги, повлечь невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента (пункт 15 Правил).

Следует обратить внимание на то, что необходимым предварительным условием оказания медицинской услуги является дача информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на медицинское вмешательство, которое дается на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях и предполагаемых результатах (статья 20 Закона об охране здоровья граждан).

Кроме того, без согласия потребителя исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе (пункт 20 Правил).

Одновременно статьей 4 Закона о защите прав потребителей предусмотрено право потребителя на качество оказываемых услуг.

При определении критериев качества медицинской услуги необходимо учитывать положения Закона об охране здоровья граждан, в соответствии с которым качество медицинской помощи определено как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, а также степень достижения запланированного результата.

Данные характеристики относятся к качеству медицинских услуг, так как их предоставление является частью комплекса мероприятий по оказанию медицинской помощи (статья 2 Закона об охране здоровья граждан).

Контроль за соответствием требований к условиям осуществления лицензируемого вида деятельности, качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, а также контроль за оборотом лекарственных средств и предметов медицинского назначения отнесен действующим законодательством к предмету ведения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Реализацию полномочий по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории Красноярского края осуществляет Управление Росздравнадзора по Красноярскому краю, расположенное по адресу: 660021, г. Красноярск, пр. Мира, д. 132, тел. (391) 221-11-41.