Постановление Президиума Верховного суда РФ от 8 декабря 2010 года "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2010 года
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Президиум Верховного Суда Российской Федерации, придавая большое значение необходимости реализации обязательств России, вытекающих из положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, открытой для подписания 9 декабря 2003 года, рассмотрел результаты обобщения судебной практики о применении судами законодательства о преступлениях коррупционной направленности.
Проведенный анализ судебной практики показал, что суды в целом правильно применяют нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении дел указанной категории. При этом суды руководствуются положениями Федеральных законов от 25 декабря
За совершение преступлений коррупционной направленности в течение 9 месяцев
По изученным материалам, поступившим из судов, предметом судебного рассмотрения все чаще становятся дела, возбужденные в отношении должностных лиц, занимающих высокое положение в системе государственных органов власти и управления, что свидетельствует о повышении эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции.
Наиболее распространенным видом преступлений указанной категории по-прежнему остается взяточничество. За 9 месяцев
Одним из основных видов наказания за преступления коррупционной направленности, не связанного с лишением свободы, является штраф, который назначен 1774 лицам.
Решение в отношении вида и размера назначенного наказания принималось судами с учетом характера действия (бездействия) виновных лиц, размеров взятки, обстоятельств, связанных с поведением осужденных во время или после совершения преступлений, обстоятельств, влияющих на оценку степени общественной опасности содеянного (в частности, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления), а также данных о личности подсудимых.
За 9 месяцев
Вместе с тем, практика вынесения частных определений (постановлений) заслуживает более широкого распространения, с тем чтобы не оставались без судебной оценки причины и условия, которые способствовали совершению коррупционных преступлений.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что преступные посягательства на установленный законом порядок деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и учреждений способствуют утрате доверия общества к государственным институтам, препятствуют проведению социальных и экономических преобразований, создают обстановку, благоприятную для совершения иных преступлений, правомерно рассматриваются как угроза национальной безопасности Российской Федерации, а также формируют негативный образ России в международном сообществе.
2. Имея в виду, что обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах является одним из основных направлений Национального плана противодействия коррупции судам следует строго соблюдать требования закона об индивидуализации наказания, назначаемого осужденным за совершение преступлений коррупционной направленности, а также обеспечивать соблюдение разумных сроков рассмотрения дел указанной категории.
3. Рекомендовать судам при рассмотрении дел о преступлениях коррупционной направленности принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению этих преступлений, ставить вопросы об их устранении в частных определениях (постановления) перед руководителями государственных, муниципальных организаций и учреждений.
В целях повышения эффективности профилактической функции правосудия по противодействию коррупции председателям судов следует регулярно осуществлять организационные меры по контролю за выполнением частных определений (постановлений), вынесенных по делам о преступлениях коррупционной направленности.
4. Рекомендовать судам осуществлять мониторинг практики рассмотрения дел указанной категории, обращая особое внимание на дела, связанные с дачей и получением взятки должностными лицами и злоупотреблениями, допускаемыми государственными служащими при выполнении функций, связанных с распределением и расходованием бюджетных средств.
5. Председателям судов обеспечить проведение мероприятий по оперативному размещению на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции, постановленных по результатам рассмотрения дел о преступлениях коррупционной направленности.
Председательствующий
В.М.ЛЕБЕДЕВ