16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Платежные документы гражданам — только в конвертах?

20 Марта 2015

При рассмотрении обращения гражданина территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске (далее – территориальный отдел) в действиях ресурсоснабжающей организации усмотрен состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ): в платежных документах, направляемых потребителям для оплаты коммунальных услуг, не указаны необходимые сведения о фамилии имени и отчестве собственника или нанимателя, предусмотренные пунктом 69 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).

Исполнитель услуги, не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, обжаловал его в Арбитражный суд Красноярского края.

Основанием для обжалования послужило мнение ресурсоснабжающей организации о том, что данные сведения являются персональными данными физического лица в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) и потребитель письменного согласия на обработку своих персональных данных исполнителю услуг не давал. Платежные документы направлялись собственнику средствами почтовой связи.

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ).

Требования к платежным документам приведены в пункте 69 Правил № 354 и Приложении № 1 и пункте 7 «а» раздела II Приложения № 2 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 № 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению».

Сведения, которые необходимы для расчета и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги и заполнения платежного документа, безусловно, являются персональными данными (Ф.И.О. , почтовый адрес и площадь помещения, принадлежность потребителя к той или иной льготной категории, сведения о задолженности, объем потребления тех или иных коммунальных услуг).

Ресурсоснабжающая организация, как самостоятельно начисляющая платежи, так и передающая эти функции специализированной компании, признается оператором, поскольку она, как минимум, организует обработку персональных данных и определяет цели обработки, состав данных и операции, совершаемые с ними. 

Статьей 7 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Арбитражным судом Красноярского края принято решение 30.06.2014 г. (дело № А33-7-8474/2014) об отказе в удовлетворении заявления ресурсоснабжающей организации об отмене постановления территориального отдела.

Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что платежный документ направлялся исполнителем не третьим лицам, а самому обладателю персональных данных.

Указанное решение Арбитражного суда Красноярского края было обжаловано исполнителем услуг в Третий арбитражный апелляционный суд, который, в своем постановлении от 03.09.2014 г. поддержал выводы суда первой инстанции, указав, что направление платежных документов средствами почтовой связи не свидетельствует о том, что таким образом общество разглашает персональные данные плательщика, поскольку в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ исполнители коммунальных услуг связаны договорными обязательствами  с субъектами персональных данных, никакого согласия от последних на обработку персональных данных получать не требуется.

В силу требований статьи 19 Федерального закона № 152-ФЗ оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

За непринятие соответствующих мер по защите персональных данных предусмотрена ответственность исполнителя перед субъектом персональных данных.

Следовательно, исполнитель услуги обязан предоставить потребителю платежный документ с необходимой информацией в нем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также обеспечить принятие мер по сохранности персональных данных от посягательств третьих лиц. Например, счета-квитанции могут помещаться в почтовые конверты или с помощью специального оборудования запечатываться в виде бесконвертных отправлений (сам платежный документ складывается и запечатывается, часть документа с персональными данными оказывается внутри) либо доставляться лично в руки получателям под роспись.

По кассационной жалобе исполнителя услуги Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 16.02.2015 г. поддержал мнение судов первой и второй инстанций.


На основании вышеизложенного следует, что ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и ТСЖ (исполнители коммунальных услуг) обязаны представлять платежные документы по умолчанию на бумажном носителе. Законодательство Российской Федерации не регламентирует конкретный способ доставки счетов потребителям, традиционно они помещаются в почтовые ящики. Принять решение конвертовать платежный документ или нет, необходимо самому исполнителю услуг как оператору, непосредственно обладающему персональными данными.

2879



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей