16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

14 Марта 2014

 

В 2014 году Всемирный день защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемый 15 марта, будет проходить под девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи» FixOurPhoneRights! Justice for mobile consumers»), который определен Международной Федерацией потребительских организаций Consumers International -CI.

Актуальность освещения данной темы в рамках мероприятий, приуроченных к празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей, обусловлена, в первую очередь, приоритетами деятельности органов Роспотребнадзора по защите прав потребителей услуг мобильной связи.

Динамичное развитие рынка услуг подвижной связи на фоне не поспевающего за ним процесса регулирования порядка их предоставления, а также довольно длительный срок (60 дней) для рассмотрения претензий потребителей порождает немало конфликтных ситуаций и, как следствие, ‑ большое количество обращений граждан в органы Роспотребнадзора с жалобами на действия операторов связи.

Так, в 2013 году Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю получено и рассмотрено 285 обращений граждан о нарушении прав потребителей.

Наиболее частым поводом обращений потребителей в адрес Управления явились действия операторов связи, выразившиеся в:

- навязывании дополнительных платных услуг;

- включении в договор об оказании услуг связи условий, ущемляющих права потребителей;

- недоведении до сведения потребителей необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах;

- оказании некачественных услуг связи;

- снятии оператором связи денежных средств с лицевого счета абонента, в том числе за услуги контент-провайдеров;

- нарушении срока рассмотрения претензий потребителей.

Часть указанных обращений стала поводом к применению Управлением мер административного реагирования. Так, в 2013 году в указанной сфере Управлением была проведена 31 проверка (3 – плановые; 23 – внеплановые, 5 – административных расследований). По выявленным нарушениям Управлением было возбуждено 15 дел об административных правонарушениях; вынесено 12 постановлений о привлечении к административной ответственности операторов связи.

Показательным является случай привлечения оператора мобильной связи к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за допущенный обман потребителя, выразившийся в списании денежных средств с его лицевых счетов в счет оплаты услуг «Подписка», оказываемых контент-провайдером, в бонусный (безвозмездный) период пользования услугами. Позиция Управления, поддержанная Арбитражным судом Красноярского края, указывает, что ответственность за действия третьего лица (контент-провайдера) перед абонентом несет оператор мобильной связи, поскольку именно он привлек третье лицо для оказания дополнительных услуг по договору оказания услуг связи.

Кроме того, в результате правоприменительной деятельности Управления к операторам связи применены меры административной ответственности по:

- части 2 статьи 14.8 КоАП РФ за подключение на абонентские номера дополнительных платных услуг без согласия абонентов, что недопустимо в силу запрета, сформулированного в пункте 3 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункте 21 Правил оказания услуг подвижной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328);

части 1 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи без государственной регистрации в качестве юридического лица;

- части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, дающей право оказывать услуги связи;

- части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований и условий при оказании услуг телевещания в связи с взиманием платы за просмотр общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, предоставляемых в одном пакете с платными телеканалами.

В рамках судебной защиты прав потребителей услуг связи Управление в 2013 году успешно реализовывало такую форму, как дача заключения в целях защиты прав потребителя. Наиболее значимым с процессуальной точки зрения является гражданское дело по иску потребителя к оператору связи, который в ходе исполнения договора об оказании услуг мобильной связи подключил дополнительные платные услуги без согласия абонента, списал денежные средства с его лицевого счета за услуги контент-провайдера, указав их стоимость в условных единицах, тем самым нарушив право потребителя на информацию. В результате рассмотрения указанного дела, требования потребителя удовлетворены частично с учетом сроков исковой давности.

 

61



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей