16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Резолюция от 13.04.2012


Решение коллегии Роспотребнадзора от 23.03.2012 "О проблемах обращения с медицинскими отходами, задачи по совершенствованию системы обращения с отходами лечебно-профилактических организаций"

13 Апреля 2012

Приложение № 1 к протоколу заседания

коллегии Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека

от  23.03.2012

 

РЕШЕНИЕ

коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

 

О проблемах обращения с

медицинскими отходами,

задачи по совершенствованию

системы обращения с отходами

лечебно-профилактических

организаций

 

Проблема обращения с отходами лечебно-профилактических организаций (ЛПО) в Российской Федерации в современных условиях рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая компонента безопасности населения страны.

Всемирная организация здравоохранения с 1979 г. относит медицинские отходы к группе опасных и рекомендовала создание специальных служб по их переработке. Базельская Конвенция в 1992 г. выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается «клиническими» отходами. Контаминированные болезнетворными микроорганизмами, химическими и радиоактивными веществами, отходы медицинских учреждений представляют серьезную опасность в эпидемиологическом и эколого-гигиеническом отношении.

Быстрые темпы урбанизации и современное развитие здравоохранения в стране настоятельно выдвигают для решения проблему обезвреживания, переработки и уничтожения отходов лечебно-профилактических организаций.

Неправильное обращение с медицинскими отходами подвергает работников здравоохранения, тех, кто контактирует с этими отходами и население риску заражения. Такие отходы, как использованное разовое медицинское оборудование – шприцы, могут быть использованы с целью перепродажи и повторного применения без стерилизации, что увеличивает риск заражений.

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 года№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве органа исполнительной власти, уполномоченного в области обращения с медицинскими отходами, определено Минздравсоцразвития России.

Основным документом санитарного законодательства, регламентирующим вопросы обращения с медицинскими отходами, являются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

В соответствии с положениями Федеральных законов от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Отмечается ежегодный рост образования медицинских отходов. За 2010 год на территории Российской Федерации было накоплено 1748747,3 тонн медицинских отходов (в 2005 году - 469 452,5), из них 904 543,8 (51,7 %) – неопасные отходы (класс А), 655 638,2 (37,5 %) опасные (рискованные) отходы (класс Б), 85 599,9 (4,9 %) – чрезвычайно опасные отходы (класс В), 102 701,5 (5,9 %) отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным (класс Г) и 263,9 (0,02 %) – радиоактивные отходы (класс Д).В 2011 г. (по сравнению с 2010 г.) отмечается увеличение количества образующихся медицинских отходов – с 1748747,3 тонн до 1789162,6тонн.

Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами, показал, что в большинстве субъектов принимаются меры по безопасному обращению с медицинскими отходами. Однако в 2011 году в следующих субъектах Российской Федерации процент ЛПО, в которых не разработаны схемы обращения с медицинскими отходами, оставался значительным: Республика Удмуртия – 66,4, Республика Ингушетия - 28,7%. Приморский край 18,6, Республика Карачаево – Черкесская -18,5%,  Республика Коми -6,7%, Чеченская Республика  - 6,3%, Ставропольский край 5,9%, Московская область -5,7%, г. С-Петербург – 5,7%.

Международный опыт обращения с медицинскими отходами показал преимущество применения централизованной системы обращения с медицинскими отходами. Такая система экономически целесообразна и эпидемиологически безопасна.

В Российской Федерации в настоящее время централизованные системы обращения с медицинскими отходами применяются в Калуге и Екатеринбурге, при этом следует отметить, что не все ЛПО данных городов охвачены данной схемой, а только несколько ЛПО. В настоящее время Правительством Московской области принято решение о перспективном создании централизованной системы обращения с медицинскими отходами в регионе.

Отмечается увеличение принимаемых мер административного воздействия за нарушения при обращении с медицинскими отходами, в 2011 году – 20882, в 2010 году – 16884.

Проведённый контроль за обращением с медицинскими отходами показал, что во многих лечебно-профилактических организациях имеется ряд грубых нарушений требований противоэпидемического режима, выражающихся в отсутствии:

- достаточного количества специального оборудования, инвентаря и расходных материалов для упаковки медицинских отходов (специальные пакеты, стойки-тележки, одноразовые емкости, многоразовые баки, транспортные внутрикорпусные тележки, либо мини-контейнеры), а также простой и надежной технологии герметизации одноразовой упаковки;

- маркированных по группам отходов (меж) корпусных контейнеров и помещений (площадок) для временного хранения отходов;

- холодильного оборудования для хранения пищевых отходов,

- безопасной транспортной цепи внутри ЛПУ, исключающей возможность контаминации инфицированными медицинскими отходами персонала и пациентов;

- специального транспорта для перевозки отходов с территории стационара до мест уничтожения (захоронения, сжигания);

- организованной системы мер в случае аварийных ситуаций;

- системного подхода к обучению медицинского и обслуживающего персонала правилам обращения с медицинскими отходами.

К числу наиболее актуальных проблем, возникающих при обращении с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях, относится защита медицинского персонала от профессионального заражения инфекционными заболеваниями.

По данным официальной статистики в настоящее время в стране зарегистрировано свыше 650 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, около 5 млн. больных хроническими формами гепатитов В и С.

В условиях активной циркуляции вирусов иммунодефицита человека, гепатита В и С, в лечебно-профилактических организациях страны  существенно повышается риск инфицирования медицинских работников этими инфекциями при оказании медицинской помощи пациентам (прежде всего, при проведении инъекций) и сборе медицинских отходов (особенно острых) в связи с возможностью аварийных ситуаций.

Количество ЛПО, в которых использованные шприцы собирают в герметичные коробки с последующим сжиганием, в целом по странесоставляет всего 4,4%(за последние 3 года увеличилось на 0,7%). При этом в 37 субъектах Российской Федерации эта методика не используется. По данным, представленным из субъектов Российской Федерации, наиболее широко такая практика применяется в ЛПО Тюменской (90,2%), Калининградской (61,9%), Сахалинской (50,9%), Тульской (42,5%), Владимирской (31,8%) областей, Хабаровского края  (64,2%), Республики Ингушетия (53,5%).

Число ЛПО, где применяются специальные устройства для удаления игл (иглоотсекатели, иглосъемники или деструкторы игл) за последние 6 лет увеличилось существенно:с 1,4% до 41,5%.

Вместе с тем, в 9 субъектах Российской Федерации данные устройства применяются только в 10% и менее ЛПО (Тверская – 5%, Пензенская – 4,5%, Челябинская – 4,5%, Новосибирская – 3%, Омская – 0,5% области, республики Адыгея – 7%, Удмуртия – 10%, Хакасия – 2,7%, Чеченская Республика – 10%). 

Необходимо отметить, что в 29 субъектах страны указанные устройства применяются в большинстве (80-100%) ЛПО.

Важным аспектом, существенно влияющим на снижение риска травматизации и инфицирования медицинского персонала гемоконтактными инфекциями при сборе острых медицинских отходов, является применение специальной непрокалываемой тары, что регламентировано действующим законодательством.

На практике, по данным, полученным из субъектов Российской Федерации, в нарушение требований санитарных правил, в ряде субъектов страны значительная часть ЛПО (от 20 до 81,7%), по-прежнему, применяют приспособленную тару (пластиковые бутылки, картонные коробки и т.п.), не позволяющую предотвратить возможность травмирования медицинских работников: в Ивановской (20,1%), Тверской (33,5%), Псковской (36,2%), Томской (61,2%) областях, республиках Адыгея (81,7%), Калмыкия (20,6%), Северная Осетия-Алания (21,8%).

В целом по Российской Федерации количество ЛПО,применяющих для сбора острых отходов класса опасности Б и Вприспособленную тару, за последние 3 года уменьшилось с 8,9% до 5,5% (в 2005г. – до 61%).

Существенный дефицит тех или иных указанных расходных материалов по данным, представленным из субъектов Российской Федерации, отмечается в Ивановской (27,7% ЛПО), Липецкой (36,6%), Тверской (41,3%), Мурманской (23,4%), Новгородской (70,5%), Оренбургской (24%), Иркутской (51,5%) областях, республиках Ингушетия (57,4%), Удмуртия (84,8%), Тыва (20,9%), Кабардино-Балкарской Республике (21,3%), Ставропольском (21,8%) и Забайкальском (95%) краях.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в ЛПО страны за 2011 год зарегистрировано всего 566 аварийных ситуаций, связанных с медицинскими отходами, что составляет около 0,03 на 100 сотрудников ЛПО. Около 63% зарегистрированных в 2011 году травм приходится всего на 9 субъектов Российской Федерации (Астраханская,  Вологодская, Свердловская, Новосибирская области,  республики Саха (Якутия), Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика,  Алтайский край,  Ханты-Манскийский автономный округ). 

За последние 3 года случаи профессионального заболевания вирусными гепатитами медицинских работников, связанные с нарушениями требований при обращении с медицинскими отходами, зарегистрированы:

в 2009 году - в Ямало-Ненецком автономном округе (2сл. ВГВ) и в  Красноярском крае (1сл. ВГС);

в 2010 году - в Республике Калмыкия и Новосибирской области (по 1сл. ВГВ);

в 2011 году - в Рязанской и Кемеровской областях (по 1сл. ВГС).

Случаев  инфицирования ВИЧ медицинских работников в лечебно-профилактических организациях за последние 3 года не зарегистрировано.

Причинами возникновения профессиональных инфекционных заболеваний у медицинских работников могут послужить нарушения требований санитарного законодательства в части практики обращения с медицинскими отходами, выявленные в субъектах Российской Федерации при проведении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

- не упорядочено хранение медицинских отходов  (не выделены помещения для временного хранения контейнеров с отходами) - в среднем в 11,7% ЛПО страны (свыше 7 тыс. ЛПО); в 19 субъектах Российской Федерации они отсутствуют в 20-85% ЛПО, что создает неблагоприятную среду в ЛПО, не исключает возможности контакта населения с использованным инъекционным инструментарием и создает риск инфицирования гемоконтактными инфекциями не только для медицинских работников, но и для населения;

- нарушения санитарных требований при применении и обеззараживании тары и оборудования, предназначенных для сбора отходов ЛПО, - выявлены в 3% ЛПО; в некоторых субъектах Российской Федерации указанные нарушения выявлены более чем в 8% ЛПО: Забайкальский край (8,4%), Республика Ингушетия (31,7%), Курганская область (16%), Иркутская область (76,8%);

- нарушения требований санитарного законодательства к обработке оборотной тары выявлены также в 4,1% инфекционных стационаров, а к обеззараживанию мокроты - в 3,7% стационаров фтизиатрического профиля, что может послужить причиной профессионального заболевания туберкулезом.

 

На основании вышеизложенного, с учётом состоявшегося обсуждения, коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  р е ш а е т:

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопрос об эффективности и безопасности функционирующей системы управления медицинскими отходами на территории субъекта Российской Федерации:

1.1.1. Внедрение в лечебно-профилактических организациях прогрессивных, экономически эффективных методов аппаратного обеззараживания опасных в эпидемиологическом отношении медицинских отходов;

1.1.2. Обеспечить ЛПО необходимыми материально-техническими средствами для организации безопасного сбора, обеззараживания и удаления медицинских отходов, специализированным автотранспортом для транспортирования медицинских отходов;

1.1.3. Развитие системы подготовки медицинского и технического персонала и создание системы информационно-методической поддержки в области обращения с медицинскими отходами;

1.1.4.Развитие централизованной системы обращения с медицинскими отходами в населённых пунктах с количеством ЛПО, экономически целесообразным для внедрения данной системы.

1.2. Откорректировать региональные программы по профилактике внутрибольничных инфекций, предусмотрев в них выделение финансовых средств на укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений в рамках программы модернизации здравоохранения в целях обеспечения инфекционной безопасности.

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

2.1. Принять меры по внедрению безопасных практик сбора, обеззараживания и удаления медицинских отходов из ЛПО в целях снижения эпидемиологического риска при обращении с медицинскими отходами, предупреждения случаев профессиональных заболеваний.

2.2. Проводить регулярную переподготовку медицинских работников лечебных организаций по вопросам обеспечения эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами, применению современных мер защиты медицинского персонала от инфицирования.

2.3. Принять меры по обеспечению учета аварийных ситуаций и доступности средств для проведения постконтактной профилактики инфекций.

2.4. Обеспечить иммунизацию против ВГВ медицинского персонала  ЛПО с охватом не ниже 95%, а также населения в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

3.1. Обеспечить контроль за соблюдением противоэпидемических требований и санитарных норм по сбору, временному хранению, обеззараживанию (обезвреживанию) и удалению медицинских отходов из ЛПО.

3.2. Совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации провести:

3.2.1. Анализ деятельности по обращению с медицинскими отходами в ЛПО.

3.2.2. Коллегии по вопросам обращения с медицинскими отходами.

3.3. Принять меры по повышению эффективности надзора за обращением с медицинскими отходами, повысить требовательность к соблюдению санитарного законодательства при проведении территориальными органами Роспотребнадзора контрольно-надзорных мероприятий по указанным вопросам.

4. Директору ФГУН «Научно-исследовательский институт дезинфектологии» Роспотребнадзора (Н.В. Шестопалов) провести анализ ситуации по организации обращения с медицинскими отходами в Российской Федерации с учётом международного опыта и подготовить рекомендации по совершенствованию работы в данной области в срок до 02.07.2012.

5. Управлению Роспотребнадзора по г. Москве совместно с  Департаментом здравоохранения и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Правительства Москвы провести анализ работы по обращению с медицинскими отходами с учетом классов медицинских отходов, объёмов их образования и стоимости работ и подготовить предложения по оптимизации работы в данной сфере в срок до 02.07.2012.

6. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксёнова) и Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова):

6.1. Подготовить поручение в адрес Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации о представлении дополнительной информации для проведения углубленного анализа ситуации по обращению с медицинскими отходами в срок до 23.04.2012.

6.2. Организовать и провести в декабре 2012 года с ведущими специалистами Управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор за лечебно-профилактическими организациями совещание по проблемам обращения с медицинскими отходами.

6.3. Проработать вопрос о возможности рассмотрения проблем обращения с медицинскими отходами на «круглом столе» в Государственной Думе Российской Федерации в срок до 02.07.2012.

 

 

Руководитель,    

Председатель коллегии                                                                    Г.Г.Онищенко

 

 

 

И.о. ответственного секретаря коллегии                                        А.С. Беликов

 

 

107



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word