16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Резолюция от 23.11.2006


Резолюция Всероссийского совещания специалистов по гигиене труда «Актуальные вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда в организациях различного профиля и профилактики заболеваемости работников»

8 Декабря 2006
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы,
Главный государственный санитарный
врач РоссийскойФедерации
 
Г.Г. Онищенко
 
23- 24 ноября 2006 г.
г. Москва
 
Председательствовали: - Бокитько Б.Г., Горский А.А.– заместители начальника Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Сопредседатели – Почтарева Е.С.– начальник отдела организации санитарного надзора Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Верещагин А.И. - Главный врач ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, Фокин М.В. - заведующий отделом обеспечения санитарного надзора ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора
 
Присутствовали:
Перель С.С. - начальник отдела нормативно-методического обеспечения Управления юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Беляев Е.Н. – Первый заместитель главного врача ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора;
Степанов С.А. - заведующий отделением гигиены труда отдела обеспечения санитарного надзора ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора
Руководители и специалисты отделов надзора за условиями труда и отделов санитарного надзора управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на транспорте
Руководители и специалисты подразделений по гигиене труда ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и на транспорте
Представители НИИ, ВУЗов: Измеров Н.Ф., Прокопенко Л.В., Измерова Н.И,   Симонова Н.И., Истомин А.В.
 
Представители министерств и ведомств (Российский Регистр ПОХ и БВ, Федеральная служба по труду и занятости): Курляндский Б.А., Губина Н.Б.
 
«Актуальные вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда в организациях различного профиля и профилактики заболеваемости работников»

(Бокитько Б.Г., Горский А.А., Почтарева Е.С., Перель С.С., Катуркина А.А., Наумова Т.М., Измеров Н.Ф., Прокопенко Л.В., Измерова Н.И., Симонова Н.И., Курляндский Б.А., Газиева Т.Н., Калетник О.В., Глущенко В.И., Цырулин А.В., Ицков В.Я., Куракин В.А., Корнаков Д.В., Губина Н.Б., Пилишенко В.А., Иванцова Т.В., Степанов С.А., Шабаева О.Н., Истомин А.В., Игонина Е.П., Железная Т.Ю.)
 
1. Отметить, что органами и организациями (специалистами) Роспотребнадзора проводится определенная работа по реализации Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора по оздоровлению производственной среды и сохранению здоровья работников, снижению уровня профессиональной заболеваемости, а также внедрению в практику работы новых нормативных и методических документов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.
 
По данным Росстата России в Российской Федерации во вредных условиях труда, не отвечающих государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, работает 23,4 % от общей численности работающих в промышленности (почти каждый четвертый), 10,9% в строительстве, 16,7% на транспорте. Около половины работающих во вредных и опасных условиях труда составляют женщины.
 
Неудовлетворительные условия труда остаются по большинству видов экономической деятельности, влекут высокий уровень профессиональной заболеваемости, несчастных случаев, потерь трудоспособности.
 
В последние годы наметилась тенденция сокращения уровня профессиональной заболеваемости в стране, однако это не отражает истинное положение дел в связи с крайне низкой выявляемостью профпатологии. При этом, в стране одновременно растет численность работающих, занятых во вредных и опасных условиях труда и их удельный вес среди трудоспособного населения.
 
Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний, недостатками организации и качества проведения обязательных медицинских осмотров работников, в критериальной оценке условий труда, в законодательном механизме, препятствующем выявлению ранних признаков профзаболеваний и своевременной постановке диагнозов.
 
В 2005 г. у 8197 работающих, из них у 1803 женщин, был впервые установлен диагноз профессионального заболевания (отравления), зарегистрировано 78 острых и 41 хронических профессиональных отравлений.
 
При этом, 98,4 % от общего числа профзаболеваний (отравлений) приходится на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности.
 
В 2005 г. было зарегистрировано 4 027 профзаболеваний (отравлений) с утратой трудоспособности, что составило 49,1 % от общего числа случаев профзаболеваний, 856 случаев профессиональных заболеваний у работников, которым было установлено 2 и более диагноза профзаболеваний (10,5 %), удельный вес инвалидов составил 31,1 %.
 
Показатель профессиональной заболеваемости в 2005 г. составил 1,61 на 10000 работников.
 
Отсутствие эффективного правового и экономического механизма в стране, обязывающего работодателя принимать эффективные меры по обеспечению безвредных условий труда, создает условия для игнорирования на многих предприятиях выполнения положений гигиены труда, нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.
 
Во многих субъектах России наблюдается резкое сокращение объемов работ и финансирования мероприятий по улучшению условий труда работающих (Кемеровская, Магаданская, Брянская области, Республики Бурятия, Мордовия, Чукотский автономный округ, др.)
 
На многих предприятиях комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий не разрабатываются или выполняются на 20-75 %.
 
В ходе совещания отмечалось, что несмотря на проведенное реформирование госсанэпидслужбы, удалось избежать значительного ослабления надзорных функций и ухудшения санитарно-эпидемиологического благополучия объектов.
 
Сохранилось тесное взаимодействие органов и организаций Роспотребнадзора с органами исполнительной и законодательной власти, органами здравоохранения, профсоюзами и другими органами по вопросам разработки и принятия мер по созданию здоровых и безопасных условий труда, которые повышают эффективность и результативность работы.
 
Во многих субъектах Российской Федерации уделялось внимание проведению комплексных проверок с представителями заинтересованных надзорных и контрольных органов, ведомств, подготовке материалов и обсуждению вопросов охраны труда и здоровья работников на межведомственных Координационных Советах или комиссиях по вопросам условий и охраны труда, коллегиях и медицинских Советах органов здравоохранения, профсоюзных органов, проводился контроль реализации мероприятий Регионального плана действий по гигиене окружающей среды в субъекте Российской Федерации по вопросам гигиены, безопасности труда, химической безопасности.
 
В ряде субъектов Российской Федерации активно проводилась паспортизация канцерогеноопасных производств (г. Москва, Свердловская область).
 
Отдельные органы и организации Роспотребнадзора проявляли активность в вопросах обучения руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности, охватив гигиеническим обучением значительные их контингенты.
 
Решение Резолюции Всероссийского совещания 2001 года в основном выполнено.
 
В то же время, в некоторых субъектах Российской Федерации остается низкой укомплектованность управлений и ФГУЗ специалистами по гигиене труда, имеются недостатки в планировании своей работы, недостаточна связь с научными учреждениями Роспотребнадзора, комплексность в работе с другими ведомствами при обследовании объектов малого бизнеса.
 
На этих объектах остается низкой выявляемость нарушений санитарного законодательства по условиям труда и загрязнению окружающей среды, применение мер административного принуждения. Не все управления используют в полном объеме предоставленные права по привлечению нарушителей санитарного законодательства к ответственности.
 
Практически во всех территориях недостаточно активно проводятся работы по оценке профессионального риска для здоровья работников, медленными темпами и некачественно проводится паспортизация канцерогенноопасных производств, не приняты необходимые меры к качественному и объективному составлению служебной документации в соответствии с санитарным законодательством и общегосударственными положениями.
 
В ряде субъектов Российской Федерации не налажено взаимодействие с заинтересованными органами и учреждениями министерств и ведомств, недостаточна связь с научно-исследовательскими институтами.
 
Необходимо дальнейшее проведение (активизация) работ по организации и внедрению системы социально-гигиенического мониторинга, совершенствование нормативной базы по разделу гигиены труда.
 
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:
 
- обеспечить комплексность в работе со всеми заинтересованными ведомствами при проведении работы, направленной на улучшение условий труда, санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников, профилактику заболеваний, гигиеническое обучение работодателей и работников, пропаганду здорового образа жизни;
 
- принять меры к укреплению штатов специалистами по гигиене труда, а также своевременному повышению квалификации и сертификации специалистов, подготовке экспертов (в настоящее время укомплектованность штатов состпавляет 80%);
 
- при проведении государственного контроля и надзора за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями строго руководствоваться Федеральным Законом от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
 
- принимать активное участие в разработке и реализации региональных и внутриведомственных программ по укреплению здоровья работающего населения;
 
- совершенствовать взаимодействие управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации;
 
- концентрировать усилия на приоритетных направлениях деятельности, планировать работу с учетом МУ 5.1.2031-05 «Планирование деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» с преимущественным вниманием к объектам II и, особенно III группы по санитарно-эпидемиологическому благополучию;
 
- запланировать и организовать проведение семинаров и занятий по повышению квалификации должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора в сфере применения административного законодательства;
 
- осуществлять деятельность по расследованию и учету профессиональных заболеваний (отравлений) в соответствии с установленным порядком;
 
- принять меры и обеспечить полный охват паспортизацией канцерогеноопасных производств и должное качество составляемых паспортов, выявления управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте всех видов и наименований потенциально опасной для здоровья продукции производственно-технического назначения, гигиеническую оценку и согласование ее производства и применения;
 
- принять меры к должной обеспеченности лабораторного и инструментального контроля при проведении надзорных мероприятий и при производственном контроле на объектах;
 
- внедрять в практику работы оценку профессионального риска при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведении социально-гигиенического мониторинга в целях сохранения и укрепления здоровья работников;
 
- применять к нарушителям санитарного законодательства меры воздействия в строгом соответствии с Федеральным Законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и КоАП Российской Федерации.
 
3. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
 
3.1. Актуализировать перечень действующих нормативных и методических документов по гигиене труда.
 
3.2. Принять активное участие в разработке нормативно-правовых документов по организации проведения обязательных медицинских осмотров, а также системы расследования и учета   профессиональных заболеваний (отравлений).
 
3.3. Актуализировать действующий "Перечень действующих нормативных и методических документов по гигиене труда".
 
3.4. В целях получения более полной и достоверной информации для ведения социально-гигиенического мониторинга по разделу гигиены труда принять меры к утверждению отдельных форм медицинской документации, пересмотру действующих или утверждению новых форм госстатотчетности.
 
3.5. Предусмотреть регулярное проведение совещаний со специалистами по гигиене труда, в том числе (выездные) региональные тематические мероприятия.
 
3.6. Организовать разработку методических документов по объективной гигиенической оценке шумовой нагрузки летного состава.
 
4. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора":
 
4.1. Подготовить для публикации материалы Всероссийского совещания специалистов по гигиене труда в тематическом сборнике ЗНИСО в 2007 г., согласовав их с Федеральной службой.
 
4.2. Просить НИИ медицины труда РАМН:
 
- разработать методические рекомендации по оценке профессионального риска для здоровья работников, методику санитарно-эпидемиологической экспертизы отдельных видов продукции производственно-технического назначения;

организовать региональные семинары-совещания по практике применения Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05.

$SIGN

149



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word