16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Резолюция №10 от 22.12.2005


Резолюция Всероссийского совещания "Пути обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и повышения здоровья населения

22 Декабря 2005

 

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко


Резолюция
Всероссийского совещания "Пути обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и повышения здоровья населения".


 

23-24 ноября 2005 г. в г.Липецк состоялось Всероссийское совещание «Пути обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и повышения здоровья населения».

Совещание было посвящено обсуждению актуальных вопросов социально-гигиенического мониторинга, как одного из инструментов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На протяжении последних лет на территории Российской Федерации внедряется и совершенствуется система социально-гигиенического мониторинга и используется для принятия управленческих решений в органах исполнительной и законодательной власти по вопросам, касающимся оздоровления среды обитания и повышения здоровья населения.

В целях методического обеспечения ведения работ по социально-гигиеническому мониторингу в 2004-2005 годах на федеральном уровне утверждены:

• Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»;

• Р 2.2.1766 – 03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников»;

• МУ 2.6.1.1868-04 «Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов, в систему социально-гигиенического мониторинга»;

• МР «Социально - гигиенический мониторинг. Инвалидность детей. Сбор, обработка и анализ показателей» №ФЦ/3718 от 01.12.2004 г.

В стадии разработки и утверждения находятся еще 7 документов.

За период проведения работ по социально-гигиеническому мониторингу:

- отработана система сбора, обработки и оценки информации по загрязнению окружающей среды и показателям здоровья населения на Федеральном, региональном и местном уровнях;

- уточнен перечень контролируемых веществ с учетом класса опасности, направленности их действия, величины среднегодовой концентрации (в составе загрязнителей определяются вещества, обладающие канцерогенным, гепатотоксическим и нефротоксическим действием, влиянием на репродуктивную функцию и иммунную систему);

- определены отрасли промышленности (машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, топливная промышленность), определяющие основной вклад в загрязнение окружающей среды по приоритетным факторам;

- ориентировочно оценено количество экспонируемого населения;

- определены ведущие загрязнители по факторам окружающей среды и территориям, выделены наиболее значимые для системы социально-гигиенического мониторинга и оптимизирован их лабораторный контроль;

- сформированы региональные информационные фонды социально-гигиенического мониторинга - аналоги Федерального информационного фонда.

Развитие системы соцгигмониторинга позволило перейти к использованию методологии оценки риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, что дает возможность подойти к оценке стоимости здоровья, стоимости ущерба здоровью.

Данные социально-гигиенического мониторинга позволяют использовать межведомственную координацию по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия управленческих решений на уровне федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Результаты социально-гигиенического мониторинга наиболее активно используются в г. Москве, Пермской, Свердловской, Московской, Липецкой областях, республике Башкортостан и ряде других территорий.

На совещании обсужден опыт совместной работы органов исполнительной и законодательной власти Липецкой области с государственным санитарно-эпидемиологическим надзором и другими заинтересованными ведомствами по решению вопросов оздоровления окружающей среды, повышения здоровья населения на основании данных социально-гигиенического мониторинга.

В Липецкой области результаты многолетнего ведения социально-гигиенического мониторинга обобщены в 2-х выпусках атласов «Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Липецкой области», которые стали настольными книгами администраций городов и районов области, депутатов всех уровней и помогают им в принятии управленческих решений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, решении первоочередности финансирования мероприятий целевых и комплексных программ.

Это стало возможным при четкой скоординированной деятельности руководства области и федеральной службы с привлечением научно-исследовательских институтов, финансовой поддержки дальнейшего развития мониторинга, создания нормативно-правовой базы, направленной на повышение здоровья и качества жизни населения, с принятием и реализацией Законов «Об охране окружающей среды», «О питьевой воде и водоснабжении», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «Об охране труда в Липецкой области» и др., Концепций «Региональной политики в области здорового питания», «Концепция демографической политики в Липецкой области до 2015 года», «Концепция государственной политики по защите от паразитарных болезней населения Липецкой области на период до 2009 года» и др., Регионального плана действий по гигиене окружающей среды на 2003-2006 гг., а также 30 целевых и комплексных программ.

Липецкая область одна из немногих территорий ежегодно с участием ведущих научно-исследовательских институтов проводит межрегиональные научно-практические конференции и использует результаты совместной работы с наукой в практической деятельности

Вместе с тем, в организации и осуществлении социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации имеются проблемы, требующие повышенного внимания со стороны государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Так, на ряде территорий Российской Федерации отсутствуют утвержденные документы об организации и ведении социально-гигиенического мониторинга, территориальные программы, включающие вопросы социально-гигиенического мониторинга.

Не полностью выполняется Постановление Правительства от 01.06.2000 № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» в части функций сбора, обработки и хранения первичной информации по здоровью и среде и межведомственной передачи информации.

Отмечается дефицит кадров и технического оснащения, отвечающего современным требованиям программного обеспечения, сказывающегося на качестве, анализе и своевременности представления информации, а также невозможности формирования информационных фондов.

Недостаточна оснащенность современным оборудованием лабораторной базы, что приводит к невозможности контроля приоритетных для данных территорий загрязнителей атмосферного воздуха и питьевой воды, расширения номенклатуры исследований.

Не закончена разработка показателей и научно-методического обеспечения их использования по разделам гигиены труда, почвы, жилья, физическим факторам.

Со стороны научных учреждений отсутствует серьезное методическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга по расчету количества населения под воздействием факторов среды обитания, оценке качественного состава атмосферного воздуха на территориях, не оборудованных стационарными постами наблюдения, целесообразности применения кратности превышения ПДК к классам опасности по воде, градации загрязнителей атмосферного воздуха от 2 до 5 ПДК и больше 5 ПДК, и целому ряду других, что приводит к ошибкам, использования необъективной информации для оценки влияния факторов на здоровье.

Медленными темпами разрабатывается и реализуется на практике такое важное направление профилактики, как гигиеническая донозологическая диагностика.

С целью дальнейшего совершенствования системы социально-гигиенического мониторинга необходимо:

1. Обеспечить в субъектах Российской Федерации наличие утвержденных организационно-распорядительных документов об организации ведения социально-гигиенического мониторинга, территориальных программ, включающих вопросы социально-гигиенического мониторинга.

2. Совершенствовать систему СГМ на основе унифицированных показателей оценки состояния здоровья населения и среды обитания, в том числе связанных с влиянием производственной среды, питания, физических, социально-бытовых и иных факторов.

3. Заключить соглашения об информационном обмене информацией с территориальными подразделениями министерств и ведомств.

4. Разработать методику оценки социально-экономического ущерба воздействия на здоровье неблагоприятных факторов среды, условий воспитания и обучения детей и подростков, условий труда работающих.

5. Активно ставить вопросы перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по финансированию системы СГМ и оценки риска, внедрению геоинформационных технологий.

6. Разработать методы экономической оценки эффективности системы СГМ, совершенствовать методики анализа связи влияния окружающей среды со здоровьем населения, разработать механизм управления здоровьем населения на основе учета и использования страхования, платежей, штрафов и других форм компенсации ущерба здоровью населения, связанного с техногенным загрязнением окружающей среды.

7. Разработать нормативные правовые акты, программные средства, обеспечивающие межведомственную координацию деятельности по ведению СГМ и оценки риска.

8. Дооснастить лабораторную базу, для контроля приоритетных для территории загрязнителей пищевых продуктов, атмосферного воздуха и питьевой воды, расширения номенклатуры исследований.

9. Расширить научную базу СГМ, в соответствии с «Программой научных исследований по актуальным вопросам гигиены и эпидемиологии на 2003-2010 гг.».

10. Решить вопрос с научными учреждениями о методическом обеспечении социально-гигиенического мониторинга по расчету количества населения под воздействием факторов среды обитания, оценке качественного состава атмосферного воздуха на территориях, не оборудованных стационарными постами наблюдения, целесообразности применения кратности превышения ПДК к классам опасности по воде, градации загрязнителей атмосферного воздуха от 2 до 5 ПДК и больше 5 ПДК, и целому ряду других.

11. Совершенствование единого программно-аппаратного комплекса для сбора, оценки и анализа информации о состоянии среды и здоровья населения по перечню унифицированных показателей второго этапа соцгигмониторинга. Активизировать внедрение в практику «Автоматизированной системы учета и анализа здоровья населения и среды его обитания АС «Социально-гигиенический мониторинг», рекомендованную, как базовая программа Советом по экспертизе программных продуктов.

12. Совершенствовать до - и последипломную подготовку специалистов, включая разработку и внедрение унифицированных программ, учебных и методических материалов.

 

89



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word