16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Резолюция №5 от 03.12.2003


Резолюция 2-го съезда токсикологов России

3 Декабря 2003

РЕЗОЛЮЦИЯ
2-го съезда токсикологов России

г. Москва   10-13 ноября 2003 г.

 

Делегаты 2 -го съезда токсикологов России с удовлетворением отмечают, что за период с момента проведения предыдущего съезда в 1998 году органами здравоохранения и Всероссийской общественной организацией токсикологов (Российское токсикологическое общество), несмотря на сложное социально-экономическое положение в стране, проведена значительная работа по обеспечению токсикологического раздела химической безопасности России.

При совместном участии Минздрава РФ и МПР РФ за последние годы подготовлены и приняты законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "О безопасном обращении с пестицидами". Завершена работа по подготовке и принятию федерального закона о питьевой воде и питьевом водоснабжении. Создана и работает федеральная комиссия по санитарно-гигиеническому нормированию, активно внедряется в деятельность органов здравоохранения социально-гигиенический мониторинг. Издано совместное постановление главного государственного санитарного врача РФ и главного государственного инспектора по охране природы об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения. Разработаны и внедрены методические и нормативные документы по оценке риска. Издано фундаментальное руководство "Общая токсикология

Департаментом Госсанэпиднадзора, Федеральным управлением "Медбиоэкстрем " и Всероссийским центром медицины катастроф "Защита" осуществляется комплекс мероприятий, направленных на развитие и совершенствование структуры медицинского обеспечения защищенности персонала крайне важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения.

Научными и практическими учреждениями здравоохранения, связанными с проблемами профилактики и лечения отравлений и заболеваний химической этиологии, выполнен большой объем мероприятий, позволяющий сдерживать негативное развитие ситуации. Осуществляются исследования по оценке токсичных свойств химических веществ и разработке нормативов, проводится государственная регистрация и гигиеническая оценка химикатов. Подготовлен для практики ряд важных нормативно-методических документов и методических рекомендаций. Пересмотрены и утверждены гигиенические нормативы допустимого содержания вредных веществ в трех средах.

Возросло взаимодействие токсикологии со смежными науками, такими как генетика, молекулярная биохимия, информатика, прикладная математика, системный анализ и др.

Существенно усилилась работа по гармонизации отечественных норм и правил с нормативами, принятыми в ЕЭС и США.

Работают межрегиональные и региональные токсикологические подразделения ЦГСЭН. Разработаны и внедряются региональные базы данных химических веществ. Создана и работает специализированная медицинская служба помощи при острых отравлениях, насчитывающая 43 отделений (центров) лечения отравлений, развернутых в городах с населением 500 тыс. человек и более. Это составляет 1235 токсикологических коек, 275 врачей-токсикологов. Во исполнение решений 1-го съезда токсикологов России утверждена Минздравом России новая учетная форма №58-1/у «Экстренное извещение о случае острого заболевания химической этиологии». Работает Информационно-консультативный токсикологический центр Минздрава России и 3 территориальных центра. Сертифицирована Минздравом России и внедрена в 20-ти территориях страны первая отечественная компьютерная информационно-справочная система по острым отравлениям. Создана и функционирует Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) с сетью 9 региональных и 89 территориальных центров.

В области лекарственной токсикологии проводились фундаментальные и прикладные исследования, направленные на совершенствование оценки безопасности вновь синтезированных лекарственных препаратов, а также дженериков, разрабатываемых в РФ.

Российскими учеными разработан и внедрен комплекс оригинальных и высокоэффективных отечественных антидотов высокотоксичных фосфорорганических соединений, превышающих по защитной активности зарубежные аналоги.

В 2000 г. было издано Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению фармакологических веществ, в которое вошли методические указания по изучению всех видов токсичности и веществ, обладающих свойствами антидотов.

В целях гармонизации отечественных и зарубежных требований к проведению доклинических токсикологических исследований подготовлен проект "Правила качественных доклинических токсикологических исследований фармакологических веществ в РФ".

Всероссийская общественная организация токсикологов является членом Всемирного и Европейского союзов токсикологов. С 1993 года издается журнал «Токсикологический вестник». Успешно функционирует Межведомственный научный совет по токсикологии, осуществляющий координацию исследований в системе Минздрава России и РАМН в интересах химической безопасности населения, государственных и общественных структур. Продолжаются работы по подготовке и переподготовке кадров высшей квалификации, в том числе докторов и кандидатов наук.

Проводится, при организующем участии Комитета по рыболовству РФ, разработка эколого-рыбохозяйственных нормативов загрязняющих веществ для пресноводной и морской среды и совершенствование методологии такого нормирования.

Около 100 лабораторий аккредитовано в системе МПР на право проведения биотестирования токсичности сточных вод и вытяжек из отходов. Аттестовано и включено в Госреестр 7 соответствующих методов, позволяющих оценивать класс экологической опасности отходов.

Вместе с тем, делегаты 2 -го съезда токсикологов России отмечают, что, несмотря на снижение в ряде городов выбросов вредных веществ, связанное с сокращением промышленного производства, «химическая ситуация» в стране по-прежнему остается крайне напряженной. Высок процент превышения нормативов содержания токсичных веществ в атмосферном воздухе, воде водоемов, почве. Особенно значительные загрязнения отмечаются в промышленно развитых регионах. На ряде территорий наблюдается устойчивое ухудшение состояния окружающей среды. Ежегодно в атмосферный воздух выбрасывается более 20 млн.т. химических веществ, 84 млн. т. токсичных отходов накоплено на территории России.

Загрязнения токсичными химическими веществами регистрируются на всей территории России, даже вдали от источников загрязнения. Стойкие органические загрязнители такие как ПАУ, полихлорированные дифенилы, диоксины, фураны, ДДТ, ряд пестицидов определяются в окружающей среде практически повсеместно. Особую опасность представляет автомобильный транспорт, все еще использующий в качестве топлива этилированный бензин, являющийся источником свинцовых загрязнений. Не решается проблема разработки аварийных пределов воздействия химических веществ (аварийных ПДК), имеющихся только для ОВ и некоторых продуктов горения.

Продолжает оставаться неблагополучной производственная среда. Прямым следствием неудовлетворительных условий труда является высокий уровень профессиональной заболеваемости химической этиологии. В 2001 г. возросло число острых профессиональных отравлений на 52,3% по сравнению с 2000 г, хронических профзаболеваний – на 19,3%

Резко возросло число острых бытовых отравлений лекарственными средствами, алкоголем и его суррогатами, наркотическими веществами. Серьезную опасность представляют отравления токсинами природного происхождения.

В течение 1998-2002 гг. число случаев острых заболеваний химической этиологии составляло около 260 тыс. ежегодно. Однако главную озабоченность вызывает значительный рост смертности (на 53%) от острых отравлений за этот период с 61868 в 1998 г. до 95040 человек в 2002 г. с одновременным увеличением более чем в 1,5 раза числа пострадавших детей.

Показатель смертности от острых отравлений в целом по стране за период с 1999 по 2001 гг. вырос в среднем с 48 до 60,4 на 100 тыс. населения.

В 2002 г. из 268511 госпитализированных больных с диагнозом острого отравления химической этиологии, включая 43213 детей в возрасте до 14 лет, в территориальных стационарах токсикологического профиля страны (центрах/отделениях острых отравлений) было пролечено только 29% пострадавших (77850 чел.), в том числе 3953 (5,1%) сельских жителей и 7883 (18,2%) ребенка, летальность при этом составляла 2,8% (2207 чел.). Остальным больным токсикологическая помощь оказывалась в стационарах общего профиля, где летальность была в 1,6 раза выше (4,5%), чем центрах острых отравлений.

В настоящее время острые химические отравления находятся на 3-4-м месте по общему числу случаев и на 1-м месте – по абсолютному числу смертельных исходов (95045 человек), превышая данный показатель в 2 и 3 раза для новообразований и инфаркта миокарда соответственно и примерно на 13% для цереброваскулярных заболеваний.

Сложившаяся ситуация существенно сказывается на состоянии здоровья населения. Данные многолетних наблюдений выявили целый ряд неблагоприятных в этом отношении регионов. В зависимости от структуры загрязнений наблюдается рост сердечно-сосудистой и эндокринной патологии; все более широко распространяются аллергические заболевания. Особую тревогу вызывают заболевания и врожденные пороки развития детей, снижение неспецифической сопротивляемости организма. Отмечены вспышки заболеваний неизвестной, предположительно химической, этиологии, а также заболеваний, связанных с мутантными штаммами микроорганизмов. Отрицательные изменения здоровья населения несут в себе прямую угрозу трудовому потенциалу страны, ее обороноспособности, состоянию генофонда.

Несмотря на необходимость принятия экстренных мер по охране окружающей среды от загрязнений химическими веществами и охране здоровья населения, деятельность в этой области осуществляется на низком уровне. Не внедряются современные, экологически безопасные безотходные технологии. Не обеспечивается в полной мере строгий контроль ввоза из-за рубежа опасных химических веществ. Нератифицированный правительством России Европейский протокол по стойким органическим загрязнителям и неподписание международной Роттердамской конвенции по процедуре предварительного обоснованного согласия о химических веществах в международной торговле существенно снижают безопасность государства от проникновения на территорию России особо опасных химических веществ.

Положение специалистов, органов и организаций, ответственных за химическую безопасность, остается неудовлетворительным. Организации здравоохранения, связанные с профилактикой и лечением отравлений, работают в условиях финансового дефицита. Отсутствие стабильного государственного финансирования даже приоритетных, жизненно важных научных и научно-практических проблем привело к резкому снижению эффективности научных разработок, развалу научно-технической базы большинства научно-исследовательских институтов, уходу из них высококвалифицированных ученых и специалистов. Сокращается количество токсикологических кадров в высших учебных заведениях страны.

В настоящее время стационары токсикологического профиля действуют лишь в 38 из 89 субъектов Российской Федерации.

Не развита сеть информационных токсикологических центров. Центры (отделения) лечения отравлений (за исключением Московского) крайне неудовлетворительно оснащены оборудованием для лабораторной химико-токсикологической диагностики, аппаратурой для проведения искусственной детоксикации. Неудовлетворительным является снабжение лекарственными средствами для лечения химической патологии, что сказывается на безопасности функционирования химических производств и защите здоровья населения. Подавляющая часть средств антидотной терапии не включена в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств первой необходимости. Принятая в настоящее время форма учета острых отравлений не позволяет сделать анализ токсической ситуации и осуществить мероприятия по профилактике этой патологии. Положение о токсикологических подразделениях ЦГСЭН не удовлетворяет современным требованиям.

Неудовлетворительно поставлено преподавание токсикологии в медицинских ВУЗах, поскольку изучение основ этой дисциплины разделено между различными кафедрами. Из медико-профилактического профиля исключена специальность "Профилактическая токсикология". Отсутствует информация межотраслевых научных советов о проводимых научных исследованиях в области токсикологии.

В этой связи в настоящее время важно концентрировать целенаправленную деятельность органов здравоохранения в отношении химических факторов, внедрять современные формы работы и международный опыт, в особенности оценку и управление риском.

Интересы России в области химической безопасности требуют принятия новых решений для повышения качества деятельности научных, лечебных и санитарно-профилактических учреждений. Эта работа должна осуществляться по организационным, научным, кадровым и законодательно-правовым направлениям.

1. Организационные задачи

1.1. Президиуму Правления Всероссийской общественной организации токсикологов ходатайствовать перед Правительством РФ о создании межведомственной комиссии по химической безопасности.

1.2. Считать целесообразным продолжать создание в региональных Центрах госсанэпиднадзора на базе токсикологических отделений информационно-аналитических подразделений по сбору информации о токсичности и опасности химических веществ, ведению региональных баз данных, а также участию в оценке риска и социально-гигиеническом мониторинге на обслуживаемой территории.

1.3. Усилить взаимодействие научно-исследовательских институтов и ВУЗов с практическими учреждениями санитарной службы и центрами острых отравлений, а также центрами медицины катастроф по вопросам токсикологии.

1.4. Ходатайствовать перед руководством Минздрава России о необходимости обеспечения Центров госсанэпиднадзора и специализированных токсикологических центров (отделений) современным оборудованием и реактивами.

1.5. Завершить создание нормативно-методической базы токсикологического мониторинга и обеспечить его систематическое ведение органами Госсанэпиднадзора и лечебно-профилактическими учреждениями.

1.6. Обеспечить организацию и современное оснащение химико-токсикологических лабораторий во всех территориальных центрах острых отравлений и при необходимости региональных химико-токсикологических лабораторий.

1.7. Решить вопросы государственного финансирования обеспечения лечебно-профилактических учреждений антидотами и другими средствами терапии и организации региональных банков антидотов. Считать необходимым создание системы страховых запасов медицинских средств химической защиты, а также сырья материалов и комплектующих изделий, необходимых для их разработки и изготовления и для обеспечения важных для химической безопасности объектов.

1.8. Интенсифицировать организацию сети территориальных информационно-консультативных токсикологических подразделений для повышения качества токсикологической помощи и обеспечения ею населения территорий, где отсутствуют стационары токсикологического профиля.

1.9. Интенсифицировать разработку и внедрение стандартов оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим от острых химических отравлений

1.10. Создать условия для подготовки врачей токсикологов с целью опережающего обеспечения вновь создаваемых информационно-консультативных токсикологических подразделений и действующих центров острых отравлений квалифицированным врачебным персоналом.

1.11. Осуществить поиск и внедрение эффективных механизмов экономического стимулирования деятельности научных и практических учреждений, обеспечивающих единство профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

1.12. Разработать единую систему определения тарифов для компенсации расходов на лечение больных с острыми отравлениями с учетом тяжести и особенностей химической патологии.

1.13. Разработать единую систему финансирования резервных токсикологических центров и отделений (токсикологии и реанимации) химико-токсикологических лабораторий, информационно-токсикологических отделений.

1.14. Возбудить ходатайство перед Министерством труда о тождественности условий работы врачей клинической токсикологии с врачами анестезиологами-реаниматологами для исчисления льготных пенсий и тарификации по заработной плате ( то же и для сестер).

1.15. Выступить с ходатайством перед Министерством здравоохранения РФ о введении специальности "токсикология" в список базовых клинических специальностей.

1.16. Просить МПР включить методы биотестирования в систему экологического контроля и управления качеством окружающей среды, в том числе и экономический механизм охраны окружающей среды от загрязнений.

1.17. Правлению Всероссийской общественной организации токсикологов разработать предложения по созданию кафедр токсикологии в университетах и медицинских ВУЗах страны и введению в номенклатуру врачебных специальностей:

    •  в список базовых специальностей клинического профиля - токсикология;

    •  в список базовых специальностей медико-профилактического профиля - профилактическая токсикология.

1.18. Активизировать научные связи и расширить участие российских токсикологов в деятельности международных организаций, в программах, проектах и научных форумах с целью обмена опытом и дальнейшей гармонизации правил, норм и требований по охране здоровья человека и качества окружающей среды.

1.19. Межведомственному научному совету по токсикологии совместно со службой Госсанэпиднадзора, ФУ "Медбиоэкстрем", Всероссийской службой медицины катастроф рассмотреть вопрос о принципах организации медицинской помощи и взаимодействия различных ведомств при химических авариях и чрезвычайных ситуациях, связанных с использованием высокотоксичных химических веществ.

1.20. Обратить внимание Минздрава России на необходимость совершенствования подготовки органов здравоохранения к возникновению ситуаций, связанных с химическим терроризмом.

1.21. Просить Минздрав России осуществить централизованные закупки журнала «Токсикологический вестник» для ЦГСЭН и специализированных токсикологических подразделений.

1.22. Продолжить издание информационно-справочных монографий «Вредные химические вещества».

2. Научные задачи

2.1. Обратить внимание Минздрава России и РАМН на необходимость расширения фундаментальных исследований по оценке токсичности, опасности и управлению риском химических и биологических веществ и препаратов.

2.2. Рекомендовать создание в РАМН комплексных многофункциональных исследовательских комплексных многопрофильных коллективов по изучению влияния токсикантов на различные системы организма.

2.3. Считать приоритетными работы по изучению механизма действия и биотрансформации химических веществ, в том числе влияние на генетическое регулирование жизненно важных функций, а также разработке средств и методов специфической профилактики и терапии острых и хронических отравлений.

2.4. Придать первостепенное значение изучению причин и последствий заболеваний детей, обусловленных химическими воздействиями, их профилактике и лечению.

2.5. Проводить исследования токсичности и опасности веществ с целью их регламентирования с учетом региональных особенностей.

2.6. Расширять исследования по разработке альтернативных моделей и ускоренных методов оценки токсичности и внедрению их в практику.

2.7. Придать особое значение изучению отдаленных последствий действия химических веществ, включая влияние на наследственность и потомство, поведенческие реакции и эндокринную систему.

2.8. Проводить изучение степени опасности продуктов биотехнологической промышленности, в том числе генной инженерии с целью совершенствования нормативно-методической базы по обеспечению их безопасного производства.

2.9. Уделить особое внимание изучению стойких органических загрязнителей и пестицидов, в том числе их способности перемещаться в окружающей среде.

2.10. Завершить подготовку к переизданию нового "Руководства по экспериментальному (доклиническому) изучению фармакологических веществ" в соответствии с современными требованиями.

2.11. Создать нормативно-методическую документацию для доклинического изучения БАД, в случае использования их в качестве лекарственных средств, эквивалентную лекарственным препаратам.

2.12. Поставить перед Минздравом РФ вопрос о специализированных токсикологических лабораториях и центрах соответствующих требованиям качественной лабораторной практики.

2.13. Создать условия для подготовки специалистов в области лекарственной токсикологии. С этой целью включить курс "Лекарственная токсикология" в учебную программу кафедр фармакологии медицинских вузов.

2.14. Создать информационную базу по результатам мониторинга побочного действия лекарственных препаратов в России.

2.15. Разработать методические рекомендации по экспериментальному изучению потенциальных токсических эффектов лекарственного взаимодействия на доклиническом этапе разработки лекарственных средств.

2.16. Просить Госкомэкологии России возобновить издание научных обзоров по токсичности и опасности химических веществ в рамках существующего международного проекта ЮНЕП-ЦМП «Поддержка деятельности по управлению химических веществ в странах СНГ».

2.17. Просить Всероссийскую общественную организацию токсикологов оказывать поддержку деятельности по управлению химическими веществами в странах СНГ.

2.18. Разрабатывать методы диагностики донозологических состояний здоровья, уровня и степени адаптации к действию химических факторов.

2.19. Разработать научно обоснованные критерии классификации и перечень промышленных аллергенов.

2.20. Уделить особое внимание сбору и анализу информации по побочному токсическому действию лекарственных средств с целью своевременного исключения потенциально опасных препаратов из медицинской практики.

2.21. Поставить перед министерствами и ведомствами вопрос о необходимости разработки аварийных регламентов.

2.22. Разработать объективные формы информирования населения о токсичности и опасности химических и биологических веществ, обеспечить широкий доступ населения к этой информации.

3. Кадровое обеспечение

3.1. Ходатайствовать перед Минздравом России об улучшении обеспечения органов здравоохранения квалифицированными кадрами токсикологов, способными эффективно решать профессиональные задачи в условиях формирования рыночной экономики.

3.2. Повышать творческий потенциал науки путем привлечения токсикологов из практики к научной деятельности и подготовке диссертаций. Проводить анализ диссертационных работ по токсикологии.

4. Законодательно-правовое обеспечение

4.1. Добиваться утверждение Федерального закона «О безопасности химических веществ».

4.2. Обосновать принятие специального правительственного документа об обязательном преимущественном государственном финансовом обеспечении медицинской деятельности в области токсикологии.

4.3. Поставить вопрос о принятии правительством России единого документа «О надлежащей лабораторной практике при исследовании, оценке и регламентировании химических веществ», включая использование альтернативных методов исследования.

4.4. Поставить перед Правительством России вопрос о необходимости скорейшего ратификации Европейского протокола о стойких органических загрязнителях и присоединении к Международной Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия об опасных химических веществах в международной торговле.

2-й съезд токсикологов России выражает уверенность в том, что консолидация токсикологической общественности, совершенствование деятельности и структуры специализированных учреждений, усиление политики государства в области химической безопасности позволит добиться перелома в обеспечении безопасного обращения химических веществ для охраны здоровья человека и окружающей среды на территории Российской Федерации, укреплении здоровья нации в период глубоких социально-экономических преобразований.

2-й съезд токсикологов России одобрил деятельность Правления Всероссийской общественной организации токсикологов (Российское токсикологическое общество) за период с 1999 по 2003 гг.

72



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word