16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №7 от 13.04.2007


Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко

27 Апреля 2007
Председательствовал Г.Г. Онищенко – Руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Присутствовали:
Л.П. Гульченко, Б.П. Кузькин, О.И. Аксенова, О.В. Прусаков, , С.Д. Кривуля.
Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главные врачи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации.
 
Повестка совещания:
 
1. Об организации летней оздоровительной компании в 2007 году.
 
1. Об организации летней оздоровительной компании в 2007 году
(Г.Г. Онищенко, С.В. Куркатов, А.И. Семенов, Д.В. Маслов, В.П. Клиндухов, Т.А. Мирзоева, Р.В. Бузинов, П.К. Кауров, Г.Г. Онищенко)
 
В период подготовки к летнему сезону 2006 года, в целях улучшения материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и проведения в них санитарно-гигиенических мероприятий, управлениями Роспотребнадзора было согласовано более 188 тыс. мероприятий планов-заданий, из которых выполнено 94,3%.
 
В большинстве регионов проведены необходимые работы по подготовке систем водоснабжения, канализации, отопления, технологического и холодильного оборудования, дезинфекционные и дератизационные работы. Построены новые спальные корпуса, медицинские блоки, столовые, бани, спортивные залы и бассейны.
 
В 2006 году количество летних оздоровительных учреждений (ЛОУ), находящихся на контроле Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сократилось на 3073 и составило 58255 учреждения, в которых отдохнули 6078764 ребенка (в 2005 г. – 7485436).
 
Снижение числа детских оздоровительных учреждений произошло в основном за счет уменьшения учреждений с дневным пребыванием детей (в Ивановской области – на 311, в Саратовской – на 129, Удмуртской Республике – на 182, в Курской области – на 129 и др.)
 
В последние годы среди общего числа учреждений основную долю составляют лагеря с дневным пребыванием детей (более 45,5 тыс. учреждений), профильные лагеря (более 7,4 тыс. учреждений), и загородные стационарные лагеря (около 3 тыс. учреждений).
 
Продолжительность смен в основном составила 21-24 дня, в профильных лагерях – 7-20 дней, в санаториях – до 30 дней.
 
Вместе с тем, в ходе текущего санитарного надзора за работой летних оздоровительных учреждений были выявлены и существенные недостатки.
 
По-прежнему в 2006 году отмечалось открытие летних оздоровительных лагерей без согласования с учреждениями Роспотребнадзора. Всего в 2006 году в Российской Федерации без согласования с Роспотребнадзором было открыто 57 летних учреждений,(2005 – 135) (Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Красноярский край, Пермский край, Свердловская, Тюменская, Владимирская, Ивановская, Новгородская области, г. Москва и др.).
 
Особое беспокойство вызывает низкое качество и безопасность воды из источников нецентрализованного водоснабжения. Наибольший удельный вес проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, отмечен в Республике Саха (Якутия), Архангельской, Вологодской, Тверской областях, Чукотском АО. По микробиологическим показателям – в Архангельской, Камчатской, Тверской областях, Хабаровском крае, в Республике Татарстан, Республике Коми. По паразитологическим показателям не соответствовали пробы воды в учреждениях Красноярского края, Псковской области, Республики Калмыкия.
 
Во всех летних оздоровительных учреждениях перед началом работы управлениями Роспотребнадзора были согласованы примерные 7-10-ти дневные меню.
 
Отмечены нарушения в организации питания детей в целом. В рационах имеет место невыполнение натуральных норм питания на 1 ребенка по основным продуктам питания (молоку, мясу, рыбе, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов. Не всегда и не везде проводилась «С» витаминизация готовых блюд. Зачастую натуральные продукты заменялись консервированными.
 
Наибольший удельный вес проб продовольственного сырья, не соответствующих санитарному законодательству по санитарно-химическим показателям отмечен в Красноярском крае, в Московской, Пензенской, Нижегородской, Пермской областях; по микробиологическом показателям – в г. Санкт-Перербурге, в Республике Карелия, в Челябинской области и др.
 
По-прежнему остается нерешенной проблема несоответствия готовых блюд гигиеническим требованиям по калорийности. Процент неудовлетворительных проб готовых блюд, превышающий среднероссийский показатель (9,6%) в 3 и более раза отмечен в отмечен в Приморском крае, Мурманской, Архангельской, Иркутской, Новосибирской, Смоленской областях, Удмуртской Республике, Республике Тыва и др.
 
Отсутствие у работников пищеблоков ряда оздоровительных учреждений достаточной подготовки повлекло нарушения технологии приготовления блюд и привело к возникновению пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
 
Факты выявленных нарушений на пищеблоках свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны администрации и медицинских работников оздоровительных учреждений.
 
При проведении медицинских осмотров работников направляемых в детские летние оздоровительные учреждения отмечались случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, что послужило источником инфицирования пищи и привело к возникновению пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний в оздоровительных учреждениях.
 
В 2006 году в летних оздоровительных учреждениях было зарегистрировано 12 случаев массовых инфекционных заболеваний с числом пострадавших 487 детей (в 2005 – 4 случая с числом пострадавших 56 детей). Случаи массовых инфекционных заболеваний были зарегистрированы в Саратовской, Новосибирской, Свердловской, Амурской, Ульяновской областях, Приморском и Красноярском крае, г. Москве.
 
В 2006 году заболеваемость детей в летних оздоровительных учреждениях составила 17,3 на 1000 отдохнувших, что несколько ниже, чем в предыдущие 5 лет (в 2005 – 19,1 на 1000).
 
В ходе летней оздоровительной кампании 2006 года специалистами органов Роспотребнадзора было наложено 12265 штрафов на сумму более 13,8 млн. рублей, передано судьям материалов об административном приостановлении деятельности - 54, из них в 42 случаях эксплуатация объектов была приостановлена, отстранено от работы 1678 сотрудников оздоровительных учреждений. Основной причиной отстранения от работы являлось несвоевременное прохождение медицинского осмотра, отсутствие медицинских книжек установленного образца.
 
В летний период 2006 года к местам отдыха и обратно было перевезено около 1,8 млн. детей, из них железнодорожным транспортом 1млн. детей (56%), водным транспортом 20 тыс. детей (1%), воздушным транспортом – 56,2 тыс. детей (3%), автомобильным транспортом – 688 тыс. детей (38%).
 
При осуществлении госсанэпиднадзора за перевозкой детей отмечались факты нарушений требований санитарных норм и правил. В нарушение пунктов 2.1.10 и 2.3 СП 2.5.1277-03 допускалась посадка в поезда детей с острой формой заболевания, без медицинских справок, подтверждающих выздоровление.
 
Выявлено 66 случаев проезда организованных групп детей без медицинского сопровождения и установлены фирмы-организаторы, допустившие указанные нарушения. Нерешенным оставался вопрос организации полноценного горячего питания детей в пути следования из-за высокой стоимости рационов.
 
Анализ ситуации в летних оздоровительных учреждениях в течение нескольких лет позволил выявить основные проблемы, возникающие при проведении летних оздоровительных кампаний. Особенно актуальными остаются вопросы, связанные с качеством и безопасностью воды питьевой, организацией рационального сбалансированного питания, обеспечением педагогическим персоналом и сотрудниками пищеблоков, проведением медицинских осмотров и иммунизации детей, приезжающих из неблагополучных по инфекционным заболеваниям регионов.
 
В ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2007 года Правительство Российской Федерации приняло постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 144 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году», направленное на обеспечение полноценного отдыха детей в летнее и каникулярное время.
 
Издано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.03.2006 № 11 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году», зарегистрированное Минюстом России 04.04.2007 № 9221, в котором отмечается, что при подготовке к проведению летней оздоровительной кампании 2007 года необходимо усилить санитарно-эпидемиологический надзор за работой летних оздоровительных учреждений, организацией полноценного сбалансированного питания, подборе персонала детских оздоровительных учреждений, физического воспитания и закаливания детей.
 
Планы мероприятий по подготовке детских оздоровительных учреждений к сезону 2007 года рассмотрены и утверждены в администрациях муниципальных образований субъектов Российской Федерации с составлением сметы расходов на 2007 год (Ставропольский, Краснодарский край, Амурская, Тульская, Кировская, Тамбовская, Калужская, Томская, Курская, Архангельская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея Республика, Хакасия, Усть-Ордынский АО).
 
Кроме того, в ряде регионов ведется работа по составлению целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных учреждениях (Краснодарский край, Оренбургская область, Республика Саха (Якутия) и др.)
 
С целью улучшения условий пребывания детей и подростков в оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в 2007 году необходимо:
 
1. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксеновой) подготовить проект письма в адрес Губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина о недостатках в работе подведомственных организаций по подготовке к летней оздоровительной компании.
 
2.Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
- не допускать открытия детских оздоровительных учреждений без получения санитарно-эпидемиологических заключений;
- не допускать сокращение продолжительности смен в оздоровительных учреждениях;
- при согласовании меню обратить внимание на обеспечение рациона питания детей овощами, фруктами, молоком, кисломолочными продуктами, мясом, рыбой в соответствии с физиологическими потребностями детского организма, а также на проведение витаминизации и профилактики йод- и железодефицитных состояний у детей и подростков;
организовать профилактику кишечных и капельных инфекций среди отдыхающих детей;
- обратить особое внимание на проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом;
- лабораторно-инструментальные исследования необходимо проводить в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства, не устанавливая необоснованные объемы и периодичность измерений.
- усилить применение мер административного воздействия при выявлении нарушений гигиенических требований в детских оздоровительных учреждениях;
 
3. Территориальному управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:
- обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием пассажирских составов, обеспечивающих перевозку организованных детских групп, при подготовке в рейс и в пути следования, особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой и организацию питания детей.
 
4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации:
- не допускать взимание платы при приемке учреждений летних оздоровительных учреждений, при проведении лабораторно-инструментального контроля, проведении профилактических медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров подростков при оформлении временной занятости на летний период и направлении их в летние оздоровительные учреждения
$SIGN
302



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word