16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №6 от 23.03.2007


Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко

9 Апреля 2007
Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - Руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Приглашенные:
К.О. Ромодановский - Директор Федеральной миграционной службы М.А. Топилин -Руководитель Федеральной службы по труду и занятости
 
Присутствовали:
от Роспотребнадзора - Л.П. Гульченко, Б.П. Кузькин, О.И. Аксенова, О.В. Прусаков, О.А. Кулагина, Б.Г. Бокитько, Г.Е. Иванов
от ФМС России - В.Ф. Карповец, М.Н. Утяцкий
 
Повестка совещания:
 
I. О надзоре за розничной торговлей на рынках.
 
II. Разное.
 
I. О надзоре за розничной торговлей на рынках.
(Г.Г. Онищенко, К.О. Ромодановский, М.А. Топилин, М.Ю. Соловьев-руководитель управления Роспотребнадзора по Ростовской области, В.А. Саухат - руководитель управления Роспотребнадзора по Магаданской области, Н.В. Коновалова - Читинская область, А.Н. Данилов - руководитель управления Роспотребнадзора по Саратовской области, Ю.В. Ерофеев - руководитель управления Роспотребнадзора по Омской области)
 
Деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках регулируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», вступающим в силу с 11.04.2007.
 
Согласно данного закону с 1 января 2010 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 «Требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений».
 
С 1 января 2010 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
 
В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. № 148 утверждены и вступают в силу с 11 апреля 2007г «Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка», устанавливающие порядок выдачи разрешений на право организации розничного рынка.
 
С целью получения сведений о качестве продуктов питания Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации направлена квартальная форма федерального государственного статистического наблюдения № 1-КЧ (рынок) «Сведения о качестве проинспектированных потребительских товаров и нарушениях норм и правил торговли на розничных рынках», утвержденная постановлением Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 29.01.2007 № 15 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роспотребнадзором статистического наблюдения за качеством проинспектированных потребительских товаров и нарушениями норм и правил торговли на розничных рынках».
 
По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации под надзором находится 6649 рынков из них универсальных (смешанных) - 5661 (70%), продовольственных - 750 (11,2%), вещевых -695(11,6 %), сельскохозяйственных - 176 (2,6 %).
 
Постоянных рынков - 5778 (87% от общего количества): из них универсальных (смешанных) - 4774 (82,6%), продовольственных - 646 (11 %), вещевых - 588 (10 %), сельскохозяйственных - 125 (2 %).
 
Временных рынков - 871 (13 % от общего количества), из них универсальных (смешанных) - 587 (67%), продовольственных - 104 (12 %), вещевых - 107 (12 %), сельскохозяйственных - 51 (5,8 %).
 
С 7 декабря 2006 г. территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется мониторинг санитарно-эпидемиологического состояния рынков с еженедельным представлением информации.
 
На 15 марта 2007 г. по данным управлений Роспотребнадзора проведено 18545 проверок рынков, из них совместно с территориальными органами внутренних дел России, ФМС России, ФНС России, - 12245 (66,0 %).
 
В результате проверок выявлено неудовлетворительное санитарно-техническое состояние рынков при 1766 проверках (9,5 %), нарушения санитарно-эпидемиологического режима - при 4751 проверке (25,6 %).
 
По результатам лабораторных исследований снято с реализации 37991 партия продукции объемом 192143,0 кг.
 
За нарушение санитарного законодательства наложено 34003 штрафа на сумму более 47 100 000 рублей, направлено 825 дел в суды о приостановлении эксплуатации объектов.
 
Проведено 1716 обследований продовольственных рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС России, ФНС России - 985 (57,4%); неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 410 проверках (23,9%), выявлено нарушений санитарно-гигиенического режима - 685 (39,9 %). Исследовано 2683 пробы продукции на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, неудовлетворительных результатов - 84 (3,1%); 2675 проб продукции по микробиологическим показателям, нестандартных проб - 323 (12,1%). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложено 3352 штрафа на сумму более 8 450 000 руб., забраковано 1008 партий продукции в объеме 23 400 кг.
 
Проведено 281 обследование сельскохозяйственных рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС России, ФНС России - 185 (65,8%); неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 67 обследованиях (23,8%); нарушения санитарно-гигиенического режима - при 96 обследованиях (34,2%); исследовано 617 проб продукции на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, неудовлетворительных результатов - 10 (1,6%); 536 проб продукции по микробиологическим показателям, нестандартных проб - 64 (11,9%). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложено 548 штрафов на сумму 1 073 320 руб., забраковано 80 партий продукции в объеме 3145,5 кг.
 
Проведено 13266 обследований универсальных рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС России, ФНС России - 9589 (72,3 %); неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 1055 проверках (8,0 %), нарушения санитарно-гигиенического режима - при 3484 (26,3 %). Исследовано 12341 проба продукции на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, неудовлетворительных результатов - 381 (3,1 %); 18995 проб продукции по микробиологическим показателям, нестандартных проб - 1580 (8,3%). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложено 36159 штрафов на сумму более 32 700 000 руб., забраковано 25837 партий продукции объемом 169056 кг.
 
Обследовано 1442 вещевых рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС России, ФНС России - 931 (64,6%). Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 102 проверках (7,1%), нарушения санитарно-гигиенического режима - при 274 проверках (19,8%). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложен 2233 штраф на сумму более 2 700 000 руб.
 
В рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 и целях регулирования внешней трудовой миграции и организации деятельности розничных рынков специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проведена следующая работа:
 
1. Утверждены Штабы для организации работы по реализации нормативно - правовых актов РФ в области регулирования внешней трудовой миграции.
 
2. Сформированы рабочие группы в составе представителей УВД, УФМС, УФНС, государственной инспекцией труда для  проведения совместных мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации на рынках.
 
3. Разработаны планы совместных мероприятий по контролю рынков края с указанием конкретных мероприятий, выполняемых каждой из служб, утвержденные руководителями служб и составлены графики проведения совместных мероприятий по контролю за рынками с указанием конкретных дат проверок и подведением итогов проверок ежедневно, а сбора и обобщения информации еженедельно.
 
4. Проводятся заседания рабочих групп в составе специалистов Управления Роспотребнадзора, Главного Управления Внутренних дел, Управления Федеральной Миграционной службы, Государственной инспекции труда, Управления Федеральной налоговой службы России, по вопросам координации деятельности по надзору за рынками, при этом определены правовые поля деятельности каждой из служб, намечены задачи и пути для их решения.
 
5. Созданы межведомственные советы из числа ответственных должностных лип, заинтересованных служб, состав членов Совета с указанием контактных телефонов распространен среди служб-участников Совета.
 
6. Разработаны и подписаны межведомственные соглашения между Управлением Роспотребнадзора и каждой из служб, принимающей участие в проведении мероприятий по контролю.
 
7. Разработаны и утверждены Регламенты взаимодействия УВД и Управления Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке.
 
8. Разработаны планы мероприятий по стабилизации ситуации на рынках и совершенствованию регулирования внешней трудовой миграции которыми предусмотрены: разработка нормативно-правовых актов по реализации Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс»; проведение мониторинга ситуации на рынках о вопросам насыщенности товарами, изменению цен, соблюдению допустимой доли иностранных работников; организации контроля и надзора за деятельностью рынков.
 
9. Руководителям управлений Роспотребнадзора дано поручение о проведении комплексных проверок по выполнению хозяйствующими субъектами требований, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 683 «Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации, представлением информации к 15 апреля 2007 года.
 
В настоящее время доля иностранной рабочей силы на рынках по Российской Федерации составила от 0 до 42 %, тогда как доля иностранной рабочей силы на рынках 01.01.2007г составляла от 0 до 50 %.
 
В разрезе Федеральных округов на 01.03.2007 эти цифры распределились следующим образом:
 
По-прежнему наибольшее количество иностранной рабочей силы остается сосредоточенным в Центральном ФО - 61 % (01.02.2007 - 54 %), из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составили - 38 % граждане Вьетнама, 36% Китая, 5,7 % Украины, 5,6 % Азербайджана. При этом наибольший удельный вес иностранной рабочей силы на розничных рынках имеет место быть на рынках в г. Москве (42,3 %) и Ивановской области (5,4 %).
 
Второе место по количеству иностранной рабочей силы занимает Уральский ФО - 9 % (на 01.02.2007 - 15 %) иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляют 29 % граждане Таджикистана, 22 % Китая, 14 % Азербайджана, 10,5 % Узбекистана, по 8 % Украины и Киргистана. Наибольший удельный вес иностранной рабочей силы на розничных рынках имеет место быть на рынках в Ханты-Мансийском АО (20,1 %), Челябинской (6,6 %) и Свердловской (5,2 %) областях.
 
Далее Дальневосточный ФО - 8 % (на 01.02.2007 - И %) иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляет 69 % граждане Китая, Вьетнам - 10 %, Кыргистан - 4 %, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан - по 1-2%. Наибольший удельный вес иностранной рабочей силы на розничных рынках имеет место быть на рынках в Амурской (31,2 %), Магаданской (22,5 %), областях, Приморском крае (16%), Республике Якутия (15,6%).
 
Приволжский ФО - 8 % (на 01.02.2007 - 7 %) иностранных рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляет 50 % граждане Узбекистан, Азербайджана - 14,5 %, Вьетнама - 12,6 %, Таджикистана -11 %, Китая - 4,6 %. Удельный вес иностранной рабочей силы на розничных рынках Наибольший удельный вес иностранной рабочей силы на розничных рынках имеет место быть на рынках в Республиках Башкортостан (3,4 %), Татарстан (2,9 %), Пермском крае (2,7 %), Пензенской области (2,5 %).
 
Южный ФО - 6 % (на 01.02.2007 - 4 %) иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляют 41,7 % граждане Азербайджана, Китая - 13,6 %, Вьетнама - 11,7 %, - 26,5 %, Узбекистана - 10 %, Кыргистана и Таджикистана - по 5 %. Наибольший удельный вес иностранной рабочей силы на розничных рынках имеет место быть в Республиках Ингушетия (8 %), Дагестан (2,%), Ставропольском край (2,4 %).
 
Сибирский ФО - 5 % (на 01.02.2007 - 8 %) иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляют 43,5 % граждане Китая, Узбекистан - 14,5 %, Киргистана - 12,6 %, Азербайджана - 8 %, Таджикистан - 10,4 %. Наибольший удельный вес иностранной рабочей силы на розничных рынках имеет место быть в Читинской области (6,9 %), Республике Тыва (6,1%).
 
Северо-Западный ФО - 3 % (на 01.02.2007 - 1 %) иностранной рабочих, из них количество рабочих мест занятых иностранными рабочими составляет 28,4 % граждане Азербайджана, Узбекистана - 13,7 %, Таджикистана - 11,6 %, Вьетнам —10 %. Наибольший удельный вес иностранной рабочей силы на розничных рынках имеет место быть в г. Санкт-Петербург (8,4 %), Республики Коми (4,1 %), Мурманской области (3,5 %).
 
Вышеприведенные сведения свидетельствуют о наметившийся тенденции снижения удельного веса иностранной рабочей силы в целом по стране.
 
Так, удельный вес иностранной рабочей силы на рынках по федеральным округам составил в ЦФО - 8,7% против 12,6%, в Уральском ФО - 4,3% против 12,6%, в Дальневосточном ФО - 12,7% против 23,5%, в Сибирском ФО - 1, 8% против 5,8%, в Северо-Западном ФО удельный вес иностранной рабочей силы вырос с 0,6% до 2,5 %.
 
Одновременно меняется ситуация, связанная с национальным составом иностранной рабочей силы. Так число лиц из Китая резко сократилось от 44500 до 17000 (Дальневосточный и Сибирский Федеральные округа), а число лиц Вьетнама выросло и составило около 13000, из которых 10900 приходится на г. Москву. Незначительно меняется удельный вес иностранной рабочей силы по национальному признаку со стороны лиц Узбекистана, Украины, Афганистана Туркменистана, Молдовы и т.д.
 
Динамика ценовой политики и ассортиментный перечень реализуемой на рынках продукции существенных изменений не претерпели.
 
Среди примеров по данным мониторинга управления по Тамбовской области цены на товары первой необходимости и их ассортимент остались в основном на уровне декабря 2006 года.
 
Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области установлено, что индекс потребительских цен в Ростовской области в декабре 2006г. составил 109,3% к уровню декабря предыдущего года. Мониторинг, проведенный в 7 городах области, показал снижение в сравнении с предыдущим годом цен.
 
По данным управление Роспотребнадзора по Оренбургской области ассортимент реализуемой продукции на рынках не снижен. Ситуация на рынках области стабильная.
 
Проведенный мониторинг цен на рынках в Камчатской области позволяет сделать вывод, что цены практически также не изменились.
 
Как свидетельствует еженедельно проводимый мониторинг в Брянской области ситуация на рынках остается стабильной, наблюдается незначительное колебание цен, как в сторону снижения, так и повышения. Сужения ассортимента растениеводческой и животноводческой продукции не наблюдается.
 
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области средние цены на основные продукты питания остаются на уровне прежних цен. По экспресс - информации Росстата по Иркутской области средние цены на основные продукты питания в Иркутской области не превышают средних цен по городам Сибири, что свидетельствует о стабильности ситуации в рынках региона.
 
По данным территориального органа Росстата по Нижегородской области в январе 2007 года несколько подорожала овощная продукция. Так, цены на свежую капусту и репчатый лук увеличились на 15-17 процентов, картофель, свеклу, морковь - на 6-8 %. Продолжался рост цен на яйца, отдельные крупы (рис, гречку, овсяную крупу), который составил 2-6 процентов за месяц. Цены на рыбопродукты, молоко и молочную продукцию, сливочное масло, макаронные и кондитерские изделия, а также хлеб и хлебобулочные изделия за прошедший месяц выросли в среднем по области на 0,7-1,5 процента. Незначительно (на 0,1-0,7 процента) снизились цены на сахар, муку, пшено; на 1 процент подешевели куры.
 
Результативность проведенной работы специалистами управлений Роспотребнадзора позволила добиться существенных результатов по наведению порядка на предприятиях рыночной инфраструктуры.
 
Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации, государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации:
 
- организовать с 1 апреля 2007 года проведение совместных целевых комплексных проверок по выполнению хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю в палатках, на рынках и вне магазинов, пунктов «в» и «г» постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации»;
- Принять меры, направленные на обеспечение условий, способствующих реализации положений Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации», с учетом статья 24 «Переходные положения», когда организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не о дня его вступления в силу.
- При проведении мероприятий по контролю и надзору уделять особое внимание наличию медицинских книжек у работающего персонала с данными прохождения обязательных медицинских осмотров и обследований, гигиенического обучения.
- Информировать руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с работой розничных рынков.
- Широко освещать проводимую работу в средствах массовой информации.
 
II.Рекомендовать руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
 
- Активизировать разработку программ (планов) по реализации положений Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;
- В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» принять меры по замещению на рынках иностранной рабочей силы.
- Осуществлять мониторинг ситуации на розничных рынках по ценам на товары первой необходимости и его ассортименту, а также по замещению иностранной рабочей силы на розничных рынках.
 
II. О проведении всероссийских съездов эпидемиологов и микробиологов, гигиенистов и санитарных врачей.
(Г.Г. Онищенко)
 
III. О проведении Всемирного форума по хлебопечению.
(Г.Г. Онищенко)
 
Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
 
Своевременно сформировать делегации на Всероссийские съезды и представить материалы выступлений в сборники материалов съездов, а также принять участие в проведении Всемирного форума по хлебопечению.
$SIGN
318



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word