16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №16 от 10.09.2009


Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко

15 Сентября 2009

Председательствовал: Г.Г. Онищенко - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали:

Гульченко Людмила Павловна - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Кузькин Борис Петрович - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Аксенова Ольга Ивановна - начальник Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Ежлова Елена Борисовна - начальник Управления эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Приглашенные:

Ответственные работники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, представители Управления Роспотребнадзора по г.Москве, Управления Роспотребнадзора по Московской области, министерства здравоохранения Московской области, министерства образования по Московской области: Верещагин А.И., Агеева Л.В., Ахренов А.Н., Бокитько Б.Г., Воропаева Л.Д., Гавриленко О.Л., Демина Ю.В., Мартынов А.И., Суздальцева Л.Н., Фролова Н.В., Гильденскиольд О.А., Тамазян Г.В., Филатов Н.Н., Яновская Г.В.

1. Об итогах летней оздоровительной кампании 2009 года

На территории Российской Федерации по предварительным данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации функционировало 59 295 летних оздоровительных учреждений, в которых отдохнуло 5 960 765 ребенка. Это меньше, чем планировалось к открытию в 2009 году на 1 485 учреждений.

На начало летней оздоровительной кампании 2009 было выполнено около 97% мероприятий в соответствии с планами-заданиями, выданными по итогам летней оздоровительной кампании 2008 года.

В 2009 году функционировали: 44173 ЛОУ с дневным пребыванием детей, 2840 загородных ЛОУ; 509 - детские санатории; 225 - палаточные ЛОУ, 6 469 - лагеря труда и отдыха, 4 068 - прочие. Наибольшее число детей отдыхало в учреждениях с дневным пребыванием - 3 040 911 детей.

Наполняемость учреждений с дневным пребыванием детей составила 97-100%, загородных - 90 -100%.

В среднем в загородных оздоровительных учреждениях было предусмотрено 5 разовое горячее питание на сумму 172 рублей, в санаториях - 174 рубля, в учреждениях с дневным пребыванием 2-3 разовое на сумму 92 рублей.

Продолжалось оздоровление детей в южном федеральном округе из других регионов Российской Федерации. Так, в Краснодарском крае за летний период отдохнуло 525 тысяч детей, что на уровне прошлого года (524054 детей), в том числе из-за пределов края отдохнуло более 300 тысяч детей.

В Ростовской области отдыхало 8 930 детей из регионов России.

В Ставропольском крае - в санаториях региона Кавказских Минеральных Вод отдыхало 12 531 детей (2008г. - 13247 чел.), в том числе 6 846 детей из регионов России и 5 685 детей из Ставропольского края.

Оценка эффективности оздоровления детей проводилась на основании оценки показателей роста, массы тела, мышечной силы рук, жизненной емкости легких.

В среднем по Российской Федерации выраженный оздоровительный эффект от летнего отдыха отмечен у 80,5% (в 2008г. - 79,1%) детей. Слабый оздоровительный эффект в целом по России отмечен у 19% детей (в 2008г. - у 18,7%). Отсутствие оздоровительного эффекта в целом по России отмечено у 2,8% детей (в 2008г. - у 2,2%).

Анализ летней оздоровительной кампании 2009 года показал, что, несмотря на принимаемые меры, продолжают выявляться системные нарушения в ее организации. Так, в связи с неудовлетворительной подготовкой учреждений для отдыха и оздоровления детей переносились сроки заездов на 1-10 дней в 515 ЛОУ (в Архангельской, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Кировской, Ростовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Челябинской областях, Забайкальском крае, Пермском крае, Хабаровском крае, Республике Адыгея, Республике Хакасия, Удмуртской Республике).

Продолжались случаи открытия учреждений без санитарно-эпидемиологического заключения - начали свою работу 11 ЛОУ (Свердловская область, г.Санкт-Петербург, Республика Хакасия, Республика Тыва, Ханты-Мансийский АО).

Отмечалось несоответствие питьевой воды и воды из мест купания в ЛОУ гигиенических требований, как по микробиологическим так и санитарно-химическим показателям.

В ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарного законодательства, такие как:

- несоблюдение технологии приготовления блюд (Республика Карелия, Белгородская, Кировская, Новгородская, Новосибирская области);

- несоблюдение сроков хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов питания (Республика Карелия, Красноярский край, Калининградская, Ленинградская, Липецкая области);

- отсутствие на продукты питания сопроводительных документов (Республика Адыгея, Воронежская, Ивановская, Калужская, Орловская области);

- несоблюдение правил отбора и хранения суточной пробы (Республика Башкортостан, Брянская, Курская, Смоленская области);

- несоблюдение требований к санитарному содержанию помещений, мытью и обработке оборудования, инвентаря и посуды (Астраханская, Воронежская, Волгоградская, Иркутская, Кировская, Курганская, Мурманская области);

- невыполнение норм питания в ЛОУ (Республика Адыгея, Пермский край, Новгородская, Орловская, Пензенская, Псковская, Томская области);

- нарушение сроков и не прохождение в полном объеме медицинского осмотра персоналом (Алтайский край, Красноярский край, Ивановская, Новгородская области);

- неудовлетворительное содержание территории (Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области);

- неудовлетворительное содержание помещений (Калининградская, Ленинградская области).

- отсутствие должного контроля со стороны медицинского персонала за работой оздоровительных учреждений (Астраханская, Курганская, Курская, Пензенская, Саратовская области).

За выявленные нарушения было составлено 14550 протоколов об административных правонарушениях.

Количество постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа - 14028. Общая сумма штрафов составила около 2 млн. рублей.

В целом в Российской Федерации в ходе контрольно-надзорных мероприятий было отстранено от работы 872 человека.

В суды было передано всего 34 дела о приостановлении деятельности ЛОУ, по которым была приостановлена деятельность только 24 объектов.

Данные нарушения способствовали возникновению массовых инфекционных заболеваний. За период летней оздоровительной кампании 2009 года в детских оздоровительных учреждениях Российской Федерации было зарегистрировано 6 групповых очагов инфекционных болезней с общим числом пострадавших 169 человек, в том числе 157 детей и 12 взрослых из числа обслуживающего персонала (Нижегородская, Оренбургская, Брянская, Кировская области, Пермский и Красноярский края).

Для подготовки детских оздоровительных учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту необходимо:

1. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заслушать по итогам летней оздоровительной кампании 2009 года вопрос о санитарно-эпидемиологическом и санитарно-техническом состоянии детских оздоровительных учреждений, а также в срок до 1 октября разработать планы-задания для каждого оздоровительного учреждения с учетом выданных предписаний и выявленных нарушений в процессе их функционирования и рассмотреть их на межведомственных комиссиях.

2. Совместно с органами управления образованием проанализировать реализацию региональных программ, направленных на улучшение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и строительство новых, а также принимаемые меры по подготовке и эксплуатации детских оздоровительных учреждений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при необходимости внести соответствующие предложения по их корректировке.

3. О проделанной работе доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 20.10.2009.

2. Об итогах подготовки общеобразовательных учреждений к новому 2009-2010 учебному году

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в 2009-2010 учебном году началась работа 54 109 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 13 320 288 детей, что меньше чем в 2008-2009 учебном году.

В конце 2008-2009 учебного года было выдано около 41 тыс. планов-заданий с количеством мероприятий около 570 тыс. (при подготовке к новому 2008-2009 учебному году были разработаны и приняты к исполнению около 46 тыс. планов-заданий с количеством мероприятий около 370 тыс.).

В ходе работ по подготовке к новому учебному году особое внимание уделялось вопросам соблюдения санитарных норм и правил, предъявляемых к общеобразовательным учреждениям, улучшению условий организации питания, медицинского обслуживания школьников.

В общеобразовательных учреждениях проведены текущие и неполные капитальные ремонты, связанные с частичным ремонтом систем водоснабжения, отопления, пищеблоков, спортивных залов, санитарно-бытовых помещений согласно выданным предписаниям.

По состоянию на 07.09.2009 выполнено около 97% мероприятий.

Необходимо отметить хорошую подготовку образовательных учреждений к новому 2009-2010 учебному году в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Калининградской, Тверской, Ростовской, Московской областях, где были полностью и в установленные сроки выполнены планы по приобретению ученической мебели и укомплектованию пищеблоков оборудованием.

Однако, в целом по Российской Федерации процент приобретения ученической мебели составляет 95%, а оборудования пищеблоков - 90,4%.

С целью улучшения медицинского обеспечения школьников проводилась реконструкция медицинских блоков с выделением процедурных кабинетов, капитальные ремонты медицинских блоков, было приобретено новое оборудование для медицинских кабинетов (Архангельская, Астраханская, Брянская, Мурманская, Новосибирская области, Республика Северная-Осетия (Алания) и др.).

Вместе с тем, только в 42% школ медицинские кабинеты соответствуют требованиям санитарного законодательства, 38% школ - не имеют медицинских кабинетов, около 20% медицинских кабинетов школ не соответствуют требованиям санитарного законодательства.

Вызывает обеспокоенность ситуация складывающаяся с оснащением школьных спортивных залов. Только около 70 % школ имеют спортзалы соответствующие требованиям санитарного законодательства, в 15% школ спортзалы не соответствуют требованиям санитарного законодательства, около 15% школ не имеют спортивных залов.

На 07.09.2009 остаются не принятыми комиссиями 55 школ, не обследованными остаются 9 школ.

Основными причинами отказов в принятии учреждений к новому учебному году явились:

- не законченные ремонты кровли, пищеблоков, и некоторых других помещений школы;

- не полностью подготовленные к работе инженерные системы;

- не завершение благоустройства территорий учреждений;

- не подготовленность специализированных кабинетов - мастерские, спортивные залы, медицинские кабинеты.

За выявленные нарушения санитарного законодательства в ходе обследования общеобразовательных учреждений составлено 1 991 протокол об административном правонарушении, вынесено 1 177 постановлений о наложении штрафа на сумму свыше 2 млн. руб., передано материалов в суды - 121, приостановлена эксплуатация 50 учреждений.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос организации питания в общеобразовательных учреждениях. Так, если в 2008-2009 учебном году охват горячим питанием учащихся составил 77,5%, то на 2009-2010 учебный год по предварительным данным планируется незначительное увеличение охвата горячим питанием обучающихся до 78-78,5%, в основном за счет увеличения охватом питания учеников начальных классов.

В регионах, участвующих в Экспериментальном проекте по совершенствованию питания учащихся проводятся мероприятия по модернизации системы школьного питания. В ходе модернизации пищеблоков проведены: реконструкция систем электроснабжения, вентиляции, частичный ремонт систем водоснабжения и канализации, проведены общестроительные работы. На пищеблоки школьных столовых поставлено современное технологическое оборудование.

По состоянию на 07.09.2009 года все запланированные мероприятия по подготовке пищеблоков школ к новому учебному году в рамках эксперимента выполнены в Архангельской, Оренбургской, Кемеровской, Калининградской, Пензенской, Самарской, Омской областях, Ставропольском и Алтайском крае, Республике Татарстан).

В целях своевременной подготовки общеобразовательных учреждений к новому учебному 2010-2011 году управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту необходимо:

1. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем, подготовить и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные на улучшение их материально-технической базы.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием; оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.

3. О проделанной работе доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 20.10.2007.

4. Руководителю управления Роспотребнадзора по Владимирской области (Лисицин Е.А.) дать объяснения Руководителю Роспотребнадзора о причинах и принятых мерах к виновным лицам, допустившим несвоевременную подготовку школ к эксплуатации в срок до 14.09.2009.

3. О поставках вакцины против гриппа и ходе иммунизации в субъектах Российской Федерации

Вакцина «Гриппол плюс» - для иммунизации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

По представленным из регионов данным в соответствии с календарным планом 1 этапа вакцина «Гриппол плюс» поставлена в 35 субъектов Российской Федерации - во все субъекты Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также в г.Москву, Республику Татарстан, Ямало-Ненецкий округ и Челябинскую область.

Начаты поставки данной вакцины согласно 2 этапу календарного плана, в том числе:

01.09.2009 - осуществлены поставки в Московскую область, однако прививки не начаты.

05.09.09 - в Тульскую область (привито 490 человек -1,0% от плана) и Калужскую область - прививки не начаты.

07.09.09 - в Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Ивановскую, Курскую, Липецкую и Орловскую области - прививки не начаты.

Всего по состоянию на 09.09.2009 поставщиком ООО «Ирвин 2» вакцины «Гриппол плюс»:

- отгружено 3 237 тыс. доз (48,58% от планируемого объема согласно заключенному контракту) в 62 субъекта Российской Федерации;

- поставлено 2 559 тыс. доз (38,40%) в 41 субъект Российской Федерации.

Неудовлетворительно организована вакцинация против гриппа (при произведенных поставках в первой половине августа) в 5 субъектах РФ:

- Республика Коми: поставки Гриппол плюс - 13.08.09, привито 18% от плана;

- Вологодская область: поставки Гриппол плюс - 11.08.09, привито 29% от плана;

- Мурманская область: поставки Гриппол плюс - 07.08.09, привито 23% от плана;

- Ненецкий АО: поставки Гриппол плюс - 18.08.09, привито 11% от плана;

- Сахалинская область: поставки Гриппол плюс - 11 и 13.08.09, привито 4,4% от плана;

Вместе с тем, следует отметить активно проводимую иммунизацию детского населения в 5 субъектах РФ:

- Забайкальском крае, где привито 78,2% детского населения вакциной Гриппол плюс;

- Калининградской области - привито 62,6%;

- г. Санкт-Петербурге - привито 75,8%,

- Республике Алтай - 71%;

- Республике Бурятия - 61,2%.

С 20.08.2009 начата отгрузка вакцины «Гриппол», в первую очередь, в субъекты Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

По состоянию на 09.09.2009 по данным поставщика ФГУП «НПО «Микроген» вакцины «Гриппол»:

- отгружено 3 668 тыс. доз (17,59%) вакцины в 30 субъектов Российской Федерации;

- поставлено 1 265 тыс. доз (6,08%) в 17 субъектов Российской Федерации.

Не начата иммунизация взрослого населения при наличии вакцины Гриппол в 8-ми субъектах РФ:

- Архангельская область: вакцина поставлена 04.09.09;

- Новгородская область - поставка 02.09.09;

- Краснодарский край - поставка 04.09.09.

- Новосибирская область - поставка 01.09.09;

- Томская область - поставка 02.09.09;

- Хабаровский край - 02.09.09;

- Магаданская область - 03.09.09;

- Сахалинская область - 03.09.09

Всего по состоянию на 09.09.2009 привито против гриппа с учетом иммунизации контингентов, не входящих в приоритетный национальный проект, 1 020 308 чел., в том числе:

- вакциной Гриппол плюс (организованные дети дошкольного возраста и младшие школьники 1-4кл.) - 872 379 чел., что составляет 13,2% от планового показателя.

- вакциной Гриппол привито 83 458 (0,4% от плана) детей и взрослых.


1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить:

1.1. Незамедлительную (по мере поступления вакцины) организацию и проведение вакцинации против сезонного гриппа учащихся и работников детских образовательных учреждений.

1.2. Проведение организационных мероприятий по подготовке к началу вакцинации против гриппа H1N1/09.

1.3. Проведение обучения медицинского и педагогического персонала детских образовательных учреждений по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ.

1.4. При возникновении в детских образовательных учреждениях случаев заболеваний гриппом и ОРВИ обеспечить своевременное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в полном объеме, при возникновении групповых случаев этих заболеваний - своевременную передачу соответствующей информации в территориальные органы Роспотребнадзора.

1.5. Активизировать разъяснительную работу среди родителей о профилактике гриппа и ОРВИ, необходимости иммунизации против гриппа, негативных последствиях отказов от профилактических прививок.

2. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить своевременную готовность детских образовательных и дошкольных учреждений к зимнему сезону.

3. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

3.1. Установить жесткий контроль за:

3.2. Соблюдением надлежащих условий транспортирования и хранения вакцин в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунологических препаратов».

3.1. Ходом иммунизации против сезонного гриппа в детских организованных коллективах.

3.2. Проведением своевременной подготовки детских образовательных и дошкольных учреждений к зимнему сезону.

3.3. Обеспечить проведение эпидрасследования и организацию противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах гриппа и ОРВИ.

Руководитель

Г.Г. Онищенко

96



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word