16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 14.05.2012


Протокол Всероссийского совещания специалистов по гигиене питания от 27.04.2012

14 Мая 2012

ПРОТОКОЛ

Всероссийского совещания специалистов по гигиене питания

27 апреля 2012 г.                                                                                                  г. Москва

Присутствовали:

И.В. Брагина – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

О.И. Аксенова – начальник Управления санитарного надзора;

О.В. Прусаков – начальник Управления защиты прав потребителей;

Ю.В. Демина – заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора;

С.Е Ходячих– начальник отдела по работе с неправительственными организациями и объединениями Правового управления;

Г.Е. Иванов– начальник отдела организации надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления санитарного надзора;

Л.В. Чикина – заместитель начальника отдела организации надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления санитарного надзора;

М.С. Батищев – главный специалист отдела организации надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления санитарного надзора;

В.А. Тутельян– академик РАМН, директор ФГБУ «НИИ питания» РАМН;

В.Н. Ракитский– академик РАМН, директор Института гигиены, токсикологии пестицидов и химической безопасности ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора;

Руководители и специалисты отделов организации санитарного надзора по гигиене питания управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту;

Руководители и специалисты подразделений по гигиене питания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

Представители ФГБУ «НИИ питания» РАМН, ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора,РМАПО.

Актуальные вопросы осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Проблемы. Задачи.

(И.В. Брагина, О.И. Аксенова, Ю.В. Демина, О.В. Прусаков, С.Е Ходячих, В.Н. Ракитский, В.А. Тутельян, Н.И. Вьюгина, Н.Н. Кодица, Д. А. Пахомов, Е.В. Хвенчук, Н.Л. Игумнова, А.А. Косенко, Г.Г. Лаухина, А.Б. Шебзухов)

Итоги деятельности учреждений Роспотребнадзора по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований законодательства в сфере качества и безопасности пищевых продуктов характеризуются следующими показателями.

За последние 4 года увеличился удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 2,55 % в 2008 году до 2,95 % в 2011 году.

Удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, стабилизировался и в 2011 году составил 4,84 %.

В 2011 году наибольший удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, был зарегистрирован в следующих группах пищевой продукции: «рыба, рыбные продукты и др. гидробионты» - 6,50 %, «консервы» - 6,12 %, «безалкогольные напитки» - 5,63 %.

Наибольший удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, был зарегистрирован в группах пищевых продуктов: «рыба, рыбные продукты и др. гидробионты» - 8,15%, «молоко и молочные продукты» - 5,75%, «хлебобулочные и кондитерские изделия» - 4,95 %.

В 2011 году наибольший удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, был отмечен в Уральском ФО (4,93 %) и Дальневосточном ФО (4,07 %). По отдельным территориям в 2011 году удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, превышал среднероссийский показатель в 2 и более раза: Томская область (7,04 %), Свердловская область (7,16 %), Магаданская область (7,44 %), Курганская область (7,36 %), Чукотский АО (7,88 %), Ненецкий АО (8,63 %), Новгородская область (16,18 %).

Наименьший удельный вес проб пищевых продуктов, несоответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: Амурская область (0,32 %), Краснодарский край (0,40 %), Рязанская область (0,53 %), Республика Северная Осетия – Алания (0,70 %), Ставропольский край (0,80 %), г. Санкт-Петербург (0,92 %), Псковская область (0,95 %).

По микробиологическим показателям наибольший удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам в 2011 году также был отмечен в Уральском ФО (6,26 %) и Дальневосточном ФО (8,54 %). По отдельным регионам в 2011 году удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, превышал среднероссийский показатель в 2 и более раза: Ненецкий АО (14,43 %), Республика Саха (Якутия) (12,90 %), Камчатский край (10,23 %), Чукотский АО (9,64 %), Архангельская область (9,71 %), Республика Хакасия (9,47 %), Новгородская область (9,21 %), Сахалинская область (9,00 %.

Наименьший удельный вес проб пищевых продуктов, несоответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: Курская область (1,95 %), Республика Адыгея (0,80 %), Краснодарский край (1,34 %), Республика Марий Эл (1,70 %), Оренбургская область (1,99 %).

В 2011 году снизилось количество вынесенных постановлений о снятии с реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, по результатам проведенных надзорных мероприятий Роспотребнадзором вынесены постановления о снятии с реализации 88686 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом около 1733,5тонн, в том числе импортных - 5067 партий, объемом около 244тонн.

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" оптимизировано проведение надзорных мероприятий.

За 5 лет более, чем в 3 раза сократилось число проверок пищевых объектов с 343 643 в 2007 году до 91 022 в 2011 году.

Доля плановых проверок составляет менее половины от всех проверок – 42,6 %, а по отдельным территориям менее – 30 %: Ханты-Мансийский АО – 21,8 % Алтайский край – 21,9 %, Вологодская область – 23,7 %, Орловская область – 23,8 %, Республика Тыва - 25,4 %, Республика Бурятия – 26,6 %, Камчатский край – 27,1 %.

Удельный вес проверок, при которых применены лабораторные и инструментальные методы исследования, составляет 51,3 %. А по отдельным территориям менее 35 %: Вологодская область – 11,6 %, Республика Саха (Якутия) – 27,1 %, Амурская область – 28,8 %/ Свердловская область – 33,7 %, Псковская область – 33,7 %.

Уменьшилось более, чем в 2 раза, число вынесенных специалистами протоколов об административном правонарушении с221 285 в 2007 году до 88 736 в 2011 году.

В структуре постановлений о назначении административного наказания основное место занимают постановления о наложении административных штрафов – 96 %, постановления о предупреждении – 4 %.

В 2011 году увеличилась до 11 %. (2010 г. – 7 %) доля административных штрафов, наложенных на юридических лиц. В связи с этим сумма, которая в среднем приходится на один штраф, увеличилась до 3 650 руб. (2010 год – около 2500 руб., 2009 – около 2000 руб.).

Данный показатель являются самым высоким в следующих регионах: Московская область – 7269 руб., Москва – 6910 руб., Тюменская область – 6760 руб., Краснодарский край – 6610 руб., Камчатский край – 6050 руб.

В тоже время есть регионы, где, по-прежнему, сумма, которая приходится в среднем на один штраф, менее 2000 руб.: Республика Татарстан – 1650 руб., Республика Алтай – 1580 руб., Тамбовская область – 1290 руб., Смоленская область – 1240 руб., Курганская область – 710 руб.

74,8 % дел о привлечении к административной ответственности, по которым судами принято решение о назначении административного наказания, составляют штрафы, 18,2 % – приостановление деятельности объектов.

Снизилось число объектов, чья деятельность приостановлена судами: 2007 год – 4194 объекта, 2011 – 2342 объекта. Хотя в 2011 году данный показатель был выше, чем в 2009 и 2010годах (2006 и 1876 соответственно).

Наибольшее количество объектов приостановлено судами в Южном ФО (603) и Сибирском ФО (410). При этом в Южном ФО основная доля приостановленных объектов приходится на Краснодарский край (418) и Ростовскую область (148), а в Сибирском ФО на Кемеровскую область (106).

Сокращается число лиц, временно отстраненных от работы по постановлению уполномоченных должностных лиц. За 5 лет данный показатель сократился почти в 5 раз, с 21193 в 2007 году до 4665 в 2011 году.

Несмотря на снижение вышеперечисленных показателей по осуществлению надзорных мероприятий доля объектов 3-ей группы санэпидблагополучия снизилась с 6,0 % в 2007 году до 3,1 % в 2011 году, а 1-ой группы увеличивалась с 37,3 % в 2007 году до 39,8 % в 2011 году, что не отражает реального положения дел.

В 2011 году поступило около 23 714 обращений об организации питания населения и безопасности пищевых продуктов, в предыдущие годы данный показатель составлял около 20 000 обращений в год. Значительное число обращений о разъяснении действующего законодательства свидетельствует о недостаточной работе по информированию населения. Вопросы, которые можно было решить на уровне субъекта Российской Федерации, приходится решать на федеральном уровне.

За последние 5 лет число зарегистрированных случаев пищевых отравлений и пострадавших от них сократилось до 2820 случаев с 4072 пострадавшими. Вместе с этим в 2011 году увеличилось до 248 число случав ботулизма, при этом пострадал 361 человек. Заболеваемость ботулизмом, в основном, связана с употреблением пищевых продуктов домашнего изготовления (вяленая рыба, консервированные овощи и грибы). В этой связи необходимо отметить вспышку заболеваемости ботулизмом в октябре - ноябре 2011 года в г. Нальчик среди студентов и персонала финансово-экономического факультета Кабардино-Балкарской сельскохозяйствен­ной академии, где было зарегистрировано 47 случаев ботулизма,связанную с употреблением пищевых продуктов, приготовленных в столовой финансово-экономического факультета Кабардино-Балкарской сельскохозяйственной академии.

Продолжалась работа по гармонизации национальных требований по безопасности пищевых продуктов с международными, уточнение гигиенических нормативов проводится на основании научных разработок, проводимых как в Российской Федерации, так и в других странах мира с учетом рекомендаций международных организаций, работающих в системе ВОЗ и ФАО.

Приказом Роспотребнадзора от 18.04.2011 № 388 образована Комиссия Роспотребнадзора по взаимодействию с Комиссией ФАО/ВОЗ по пищевым стандартам (Кодекс Алиментариус).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека c2008 года осуществляет сотрудничество с Европейской комиссией, в первую очередь, с Генеральным директоратом по здравоохранению и защите потребителей (DGSANCO).

Одним из основных направлений взаимодействия с Европейской комиссией является сотрудничество по вопросам безопасности продуктов питания, включая гигиеническое нормирование содержания остаточных уровней пестицидов, ветеринарных препаратов и других контаминантов в пищевой продукции.

При подготовке нормативной базы Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам было гармонизировано более 2,5 тыс. показателей

Утвержден ряд технических регламентов Таможенного союза:«О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «Технический регламент на масложировую продукцию», «Технический регламент на соковую продукциюиз фруктов и овощей»,«О безопасности упаковки», «О безопасности зерна». Готовятся к утверждению технические регламенты Таможенного союза о безопасности молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, пищевых добавок, лечено-профилактических продуктов, алкогольной продукции.

Проведена работа в рамках присоединения России к ВТО. Российская Федерация взяла на себя обязательство о том, что все санитарные меры будут разрабатываться, как в Российской Федерации, так и уполномоченными органами Таможенного союза, в соответствии с Соглашением ВТО и, в частности, Соглашением СФС. Так, санитарные меры должны будут применяться только в пределах необходимых для защиты жизни и здоровья человека и будут основаны на научных принципах и не должны необоснованно и спорно дискриминировать других членов ВТО.

Создана и функционирует методическаябаза оценки качества и безопасности пищевых продуктов, основанная на применении современных высокочувствительных и селективных методах анализа, обеспечивающая контроль за показателями безопасности и качества пищевой продукции.

В рамках выполнения Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р, в 2011 году Роспотребнадзором проведено 24818 проверок организаций, занятых производством и обращением алкогольной продукции, исследовано 32664 проб по санитарно-химическим показателям, из них 3,08 % не соответствовали гигиеническим нормативам, при этом за последние 4 года отмечается тенденция данного показателя к увеличению.

По результатам выявленных нарушений выданы предписания о снятии с реализации 3897 партийалкогольных напитков и пива объемом около 699,4 тыс. л. По результатам проверок вынесено 435 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, осуществляющих производство и обращение алкогольной продукции, наложено 8083 штрафов, на сумму более 27 млн. руб.

В целях совершенствования контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции организована работа и оснащены в семи субъектах Российской Федерации (г. Москва, Краснодарский край, Брянская, Калужская, Орловская, Московская, Ленинградская области) на базе федеральных бюджетных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии лаборатории для проведения полного комплекса исследований алкогольной продукции, с использованием современных методов (газовая хроматография, спектральные методы, хромато-масс-спектрометрия, капиллярный электрофорез и другие).

Планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1563-р, предусмотрено обеспечение Роспотребнадзором мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства в отношении потребления табака.

За последние 5 лет значительно сократилось число изъятых из оборота сигарет и папирос с 7 412 412 пачек в 2007 году до 171 799 пачек в 2011 году. При этом удельный вес изъятых из оборота сигарет и папирос, несоответствующих нормативным требованиям, сократился с 3,6 % в 2007 году до 1,0 % в 2011 году. Более 90 % табачных изделий снимается с реализации в розничной торговле.

В 2011 году снято с реализации более 3000 партий табачных изделий объемом более 177,7 тыс. пачек, наложено более 5000 штрафов на сумму более 20,3 млн. руб.

Роспотребнадзором ежегодно проводятся мероприятия по проведению 31 мая Всемирного дня без табака, объявленного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В 2011 году общим итогом информационно-просветительской кампании в период проведения Всемирного дня без табака стало проведение 353 894 мероприятий, направленных на информирование населения о вреде потребления табака, из них 109 191 было проведено на уровне субъектов Российской Федерации, 244 703 – на муниципальном уровне.

В результате происходящих в последние годы структурных изменений в потреблении основных групп продуктов питания, качественный состав рациона питания в среднем на душу населения в Российской Федерации по содержанию в нем белка приближается к расчетной потребности при отставании в потреблении белка животного происхождения.

Проведенные масштабные эпидемиологические исследования структуры питания населения подтверждают широкое распространение дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в первую очередь йода, железа, фтора и селена. Однако производство обогащенных пищевых продуктов составляет только 5 % от общего количества.

В 2011 году выросло до 470 количество региональных программ, направленных на решение вопросов здорового питания и микронутриентной недостаточности, их них финансируется 451 программа (96 %). Однако данные программы есть только в половине субъектов Российской Федерации.

Заслушав и обсудив доклады выступающих о результатах деятельности органов Роспотребнадзора по надзору за пищевыми продуктами на совещании решено:

1. Принять к сведению и для соответствующего использования в работе информацию о результатах деятельности учреждений Роспотребнадзора по надзору за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить недопущение отмеченных на совещании недостатков в работе по реализации административных полномочий Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности;

2.2. Проанализировать работу по осуществлению государственного надзора в сфере безопасности пищевых продуктов и принять меры по повышению её эффективности и результативности на основе использования всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений;

2.3. Применять к нарушителям санитарного законодательства меры воздействия адекватно выявленным нарушениям санитарного законодательства и в строгом соответствии с Федеральным Законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

2.4. Не допускать нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, установленных Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

2.5. Обеспечивать постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам здорового питания, направленным на реализацию задач по профилактике микронутриентной недостаточности с учетом увеличения объемов производства отечественных микронутриентов и обогащенных продуктов на их основе.

2.6. Осуществлять систематическую переподготовку кадров по вопросам организации надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

2.7. В целях повышения информированности населения активизировать санитарно-просветительную работу по вопросам качества и безопасности пищевых продуктовс привлечением средств массовой информации.

3. ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации продолжить работу по оснащению современным аналитическим оборудованием и проведению лабораторного контроля с учетом мониторинга санитарно-эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации и приоритетных направлений деятельности;

4. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора (О.И. Аксеновой):

4.1. Осуществлять проведение целевых выездных проверок результатов деятельности управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по вопросам надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов;

4.2. Обеспечивать своевременное методическое сопровождение надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов территориальных органов Роспотребнадзора.

Руководитель Федеральной

службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей

и благополучия человека                                                                     Г.Г. Онищенко

114



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word