16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Решение регионального семинара-совещания по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

28 Августа 2009

12-13 августа 2009 г.

г. Хабаровск


Участниками семинара–совещания отмечено, что сфера предоставления жилищно-коммунальных услуг – одна из наиболее сложных и проблемных областей потребительских правоотношений, где сложившийся уровень защиты соответствующих прав граждан явно нуждается в существенном его повышении за счет более действенного применения административных мер со стороны уполномоченных органов государственной власти в их сочетании с гражданско-правовыми формами защиты прав потребителей при одновременном повышении степени правовой грамотности самих граждан и совершенствовании нормативно-правового регулирования всего спектра жилищных отношений.

В этой связи участники семинара–совещания выделили следующие правоприменительные аспекты и актуальные проблемы, связанные с несовершенством законодательного регулирования сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам, нуждающиеся в практическом разрешении либо в дальнейшем совершенствовании:

- несоответствие целого ряда положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, нормам Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии необходимой гармонизации последнего с Гражданским кодексом Российской Федерации;

-несоответствие целого ряда положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации;

- отсутствие договоров на оказание коммунальных услуг между исполнителями и гражданами;

- отказ либо уклонение ресурсоснабжающих организаций от заключения «прямых» договоров с собственниками жилых помещений;

- ненадлежащая практика заключения договоров управления многоквартирными домами с каждым собственником жилого помещения при способе управления «управляющей организацией», а при наличии таковых - включение в них условий, ущемляющих права потребителей;

- неправомерное понуждение ТСЖ к выполнению функций «исполнителя» коммунальных услуг;

- навязывание договоров, условия которых заставляют ТСЖ и управляющие организации нести ответственность за качество услуг без такой ответственности со стороны русурсоснабжающих организаций;

- невозможность реализации в полном объеме прав потребителей при существующих трех формах управления многоквартирными домами;

- отсутствие в образовательных учреждениях дисциплины по основам потребительских знаний.

Учитывая определенные на семинаре–совещании наиболее часто встречающиеся нарушения прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг и проблемы в данной сфере, связанные с их пресечением и устранением, участники предлагают:

- включить в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» положение, устанавливающее право собственников помещений в многоквартирных домах на общем собрании принимать решение на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями независимо от формы управления многоквартирным домом;

- привести положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, требования постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» к «одному знаменателю» в вопросе определения оснований для внесения платы за коммунальные услуги, а именно установить, что обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у потребителя с момента, определенного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и только на основании письменного договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого между исполнителем и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- привести в соответствии с положениями гражданского кодекса РФ статьи 218 Главой 16 «Общая собственность» требования постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 по вопросу несения бремени расходов собственниками жилых помещений содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно их доле в общем имуществе;

- внести в Жилищный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие возможность выбора гражданами четвертой формы управления многоквартирными домами - смешанной формы управления: в области предоставления коммунальных услуг – непосредственное управление, в области содержания жилья – ТСЖ (или управляющая компания);

- внести в Жилищный кодекс Российской Федерации дополнения, устанавливающие право граждан и обязанность управляющих компаний осуществлять раздел лицевых счетов по оплате ЖКУ для внесения ими соразмерной платы за потребление ЖКУ;

- включить в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, нормы, определяющие меры ответственности к хозяйствующим субъектам, которые предоставляют коммунальные услуги без надлежащего оформления договорных отношений;

- продлить статьи 16 «Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. От 11.06.2008), по обеспечению бывшего наймодателя производить ремонт в жилых помещениях, которые на момент приватизации выработали нормативный срок службы конструктивных элементов здания.

- включить в государственные общеобразовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы обучения дисциплину по основам потребительских знаний.

Руководитель Управления
Роспотребнадзора по
Хабаровскому краю

В.А. Отт

355



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word