16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Протокол «Регионального семинара-совещания для специалистов территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в Дальневосточном федеральном округе по вопросам защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг от 12-13 августа 2009 года»

28 Августа 2009

В целях реализации основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2009 год, утвержденных Приказом Роспотребнадзора от 23.10.2008 № 397, и дальнейшего обеспечения соответствующего взаимодействия с общественными объединениями потребителей в рамках соглашения между Роспотребнадзором и Союзом потребителей Российской Федерации от 21.09.2005г. №8, в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.06.2009 № 395 в городе Хабаровске 12-13 августа 2009 года проводился семинар-совещание по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ для специалистов территориальных органов Роспотребнадзора и Центров гигиены и эпидемиологии субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

В работе семинара-совещания приняли участие 55 человек, в том числе консультант Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе А.В. Тупицын, сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу В.М. Денисенко, главный государственный санитарный врач по Хабаровскому краю В.А. Отт, главный врач ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" Ю.А. Гарбуз, а также представители прокуратуры Хабаровского края, государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края и Еврейской Автономной области, министерства ЖКХ Правительства Хабаровского края, управления ЖКХ Правительства Еврейской Автономной области, управления эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска, управляющая компания ООО "Дебют-Сервис" в г. Хабаровске, ассоциации ТСЖ в городе Хабаровске, Хабаровской краевой общественной организации "Общество защиты прав потребителей" и других общественных объединений потребителей.

Семинар-совещание открылся 12 августа 2009 года вступительным словом руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Отт Владимира Андреевича и приветствием консультанта Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Тупицына Алексея Валерьевича, отметившие большую социальную значимость функции по обеспечению защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг, возложенной на Федеральную службу по защите прав потребителей и благополучия человека, которая призвана обеспечивать координацию соответствующей работы и эффективное взаимодействие своих территориальных органов с общественными организациями потребителей, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На семинар - совещание были вынесены следующие вопросы:

1) потребительские правоотношения в жилищной сфере;

2) нормативно - правовое обеспечение защиты прав потребителей в жилищной сфере;

3) особенности защиты прав потребителей в зависимости от способа управления многоквартирным домом;

4) формы и методы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

5) гражданско-правовые механизмы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

6) судебная защита, как основная форма защиты прав потребителей в жилищной сфере,

по которым выступили:

Отт Владимир Андреевич - руководитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг - одно из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора.

С 1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации, обусловивший целый ряд изменений, связанных с нормативно-правовым регулированием отношений в жилищной сфере.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а также рядом иных нормативных правовых актов, связанных с регулированием правоотношений в сфере ЖКХ введен сложный механизм расчета и перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Это является одним из объективных оснований повышения уровня просвещенности потребителей о своих правах в данной сфере, а также свидетельствует о необходимости тщательного анализа возникающих имущественных (возмездных) отношений в рассматриваемой области.

Применительно к реализуемым Роспотребнадзором и его территориальными органами функциям по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей необходимо иметь в виду, что предметом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, так или иначе, являются исключительно товары, работы, услуги, приобретаемые гражданами для потребительских нужд в рамках соответствующих возмездных договоров купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг. При этом в жилищной сфере предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 и ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматривается исключительно жилое помещение.

Следует учитывать, что предоставление коммунальных услуг, в большинстве имеющих публичный характер, помимо прочего регламентировано специальным законодательством, в частности, в области энергоснабжения, а поскольку жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативная база, регулирующая правоотношения в жилищной сфере, в целом очень обширна и включает в себя также законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, контроль за соблюдением требований которых в компетенцию Роспотребнадзора не входит.

Как следствие, имеющее место отсутствие должной гармонизации и множественные коллизии между положениями гражданского, жилищного и специального законодательства, а также принятыми в их исполнение подзаконными актами, не всегда позволяет гражданам, надлежащим образом использовать преференции, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Более того, социальная архаичность некоторых положений Жилищного кодекса Российской Федерации (в части безусловной зависимости прав граждан, в том числе граждан - потребителей, от мнения коллегиальных субъектов жилищного законодательства) практически делает невозможной реализацию самозащиты права как основного принципа защиты гражданских прав.

Так, например, отсутствие гражданской правосубъектности у общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме исключает применение положений части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации о праве на обжалование соответствующих коллегиальных решений, принятых таким собранием.

Аналогичного рода проблемы возникают в настоящее время при фактической деятельности товариществ собственников жилья, несмотря на то, что еще в 1998 году Конституционный суд Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку в части невозможности зависимости имущественных прав граждан от участия в товариществах собственников жилья как некоммерческих организаций.

Поэтому, несмотря на работу, проделываемую территориальными органами Роспотребнадзора РФ, количество обращений с жалобами на качество жилищно-коммунальных услуг остается значительным. Более того, отмечается рост общего числа соответствующих обращений граждан с 9287 в 2005 году до 18 689 обращений в 2007 году, 19679 обращений в 2008 году, то есть более, чем в 2 раза.

В 2008 году территориальными органами Роспотребнадзора РФ было рассмотрено 19679 обращений по вопросам, связанным со сферой ЖКХ, выявлено 5608 нарушение требований законодательства о защите прав потребителей (по статьям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей).

Однако из-за трудностей с правовой квалификацией соответствующих событий в 2008 году в сфере ЖКХ по результатам рассмотрения обращений было возбуждено только 3155 дел об административном правонарушении.

В то же время объективная оценка возможности применения различных форм и методов реагирования на обращения по вопросам рассматриваемого сектора потребительского рынка (с учетом обозначенных проблем системного характера) показывает эффективность гражданско-правовых методов защиты прав потребителей.

Наиболее распространенной формой такой защиты является вступление Роспотребнадзора как уполномоченного федерального органа исполнительной власти в судебный процесс между потребителем и исполнителем (продавцом) для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Всего в 2008 году территориальными управлениями Роспотребнадзора РФ было дано 202 таких заключений в судах (споры по правоотношениям в сфере ЖКХ), что соотносимо с показателями 2007 года, в том числе по Дальневосточному федеральному округу 32.

Характерно, что с точки зрения достижения положительного результата соотношение предъявленных и удовлетворенных заявлений в суд в защиту неопределенного круга потребителей заметно лучше, чем аналогичное соотношение иных случаев участия Роспотребнадзора (его территориальных органов) в судебной защите прав потребителей.

В то же время приходится констатировать, что территориальные органы Роспотребнадзора применительно к сфере предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг практически не использовали такой механизм гражданско-правовой защиты прав потребителей, как обращение в суд с заявлениями о ликвидации юридических лиц либо о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей за неоднократное или грубое нарушение законных прав потребителей.

Таким образом, уровень защиты прав потребителей в настоящее время еще не отвечает требованиям, предъявляемым гражданами к условиям проживания и качеству соответствующих услуг, что предполагает дальнейшую актуализацию для территориальных Управлений Роспотребнадзора РФ надзорной деятельности, которое будет во многом определяться состоянием и тенденциями развития нормативно-правового регулирования жилищных отношений в целом.

Денисенко Владимир Митрофанович - Сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе .

Приоритетом является совершенствование законодательства в области жилищной и коммунальной сферы.

За последний период значительно ухудшилось положение жителей многоквартирных домов как потребителей жилищно-коммунальных услуг. Сложился уродливый рынок господства монополистов, которые вместо публичных договоров с потребителями навязывают неравноправные договорные отношения перепродавцам коммунальных ресурсов и услуг - управляющим организациям.

Непрозрачность тарифов, усложненные формулы расчета коммунальных платежей для граждан формирует систему массовых нарушений прав потребителей.

Сложившаяся система платежей за жилищно-коммунальные услуги возлагает на потребителя обязанность оплаты сумм, которые нельзя обосновать и проверить и оплата которых не дает ему права требовать доказательств выполнения услуг.

Законодательная и нормативная база имеет устойчивую тенденцию ущемления прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Наличие противоречий в таких актах позволяет более подготовленным потребителям отстаивать свои права, однако это требует мужества, средств и нередко связано с риском для здоровья.

Предоставление бюджетных дотаций на капитальный ремонт многоквартирных домов происходит с грубым нарушением прав потребителей, где решением общих собраний избран способ непосредственного управления. Также не получают бюджетной поддержки дома, которые были выставлены на конкурс управления.

Товариществам собственников жилья искусственно навязывается роль заказчика услуг, тогда как на самом деле в соответствии с действующим законодательством заказчиком являются граждане - потребители коммунальных услуг.

Поэтому приоритетным должно быть совершенствование законодательства в области жилищной и коммунальной сферы, соблюдение действующих публичных договоров между потребителями - гражданами и поставщиками ЖКУ, недопущение их подмены договорами с участием посредников.

Хохлова Елена Викторовна - И.о начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Хабаровского края

Основные требования при реализации Федерального закона от 26.12.2008
№294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля"

С 01.05.2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 "294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Положениями данного Федерального закона устанавливаются новые требования к организации государственного и муниципального контроля, вводится процедура согласования в органах прокуратуры проведения органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статьями 9,10 Федерального закона регламентируются основания проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц индивидуальных предпринимателей, а также случаи, при которых проведения проверки требуется согласие органов прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого.

В соответствии с действующим законодательством на отношения по предоставлению гражданам коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда распространяется законодательство о защите прав потребителей.

Следует отметить, что для проведения внеплановой проверки хозяйствующих субъектов по основаниям нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) согласование органов прокуратуры не требуется. В остальных случаях необходимо получать согласие на проведение проверки предприятия, оказывающего коммунальные услуги или осуществляющее обслуживание жилого фонда.

Кроме того, в силу статьи 9 Федерального закона в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Осуществляющих виды деятельности в социальной сфере(в том числе в жилищной сфере) плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливается Правительством РФ. Однако до настоящего времени данное Постановление не принято.

Контроль за обеспечением жилищно-коммунальных прав граждан осуществляют Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края и управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю. В результате анализа нормативно-правовых актов, определяющих статус указанных органов, что у них имеется идентичный предмет контроля- санитарное состояние помещений жилого фонда и общего имущества собственников помещений.

Вместе с тем статья 3 Федерального закона закрепляет принципы разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) и органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, а также недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), проверок исполнения одних и тех же обязательных требований.

В связи с чем, возникает необходимость более четкого разграничения функций между названными органами. Данное предложение озвучено в докладной записке в Генеральную прокуратуру РФ по итогам проверки деятельности контролирующих органов, инициированной Президентом РФ.

Моисеева Татьяна Михайловна - прокурор отдела за исполнением законов экономической деятельности Прокуратуры Хабаровского края.

Соблюдение прав и законных интересов граждан при обеспечении их жилищно-коммунальными услугами является предметом пристального прокурорского надзора.

Ситуация, складывающаяся в сфере функционирования систем жизнеобеспечения населения в Хабаровском крае и жилищно-коммунального хозяйства, характеризуемая целым комплексом проблем, является одной из составляющих прокурорского надзора. Соблюдение прав и законных интересов граждан при обеспечении их тепловой и электрической энергией и другими жилищно-коммунальными услугами является одной из составляющих надзора за исполнением законов о жизнеобеспечении граждан.

На сегодняшний день в Прокуратуре осуществляется постоянный мониторинг состояния законности в сфере жизнеобеспечения по поступающим сведениям от органов власти, местного самоуправления, органов контроля, поставщиков ресурсов о предстоящих отключениях. Анализируются публикации в средствах массовой информации, обобщаются обращения граждан, что позволяет в большинстве случаев предупредить незаконные действия.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что не в полной мере соблюдается законность при обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами. Более того, отмечается тенденция увеличения правонарушений в сфере ЖКХ и соответственно принятых в целях их устранения мер прокурорского реагирования.

В 2008 году прокуратурой края применено 1112 актов реагирования жилищного законодательства в жилищно-коммунальной сфере, принесено 56 протестов на незаконные правовые акты, вынесено 198 представлений об устранении нарушений закона, направлено 758 исковых заявлений в суд. По постановлениям прокурора 28 правонарушителей привлечено к административной ответственности. В целях недопущения нарушений объявлено 82 предостережения.

Наиболее типичными нарушениями в действиях сбытовых и жилищных организаций являются незаконное прекращение (ограничение) подачи электрической, тепловой энергии, горячей и холодной воды, несоблюдение нормативных сроков при осуществлении плановых ремонтов энергосетей, нарушение при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений,

Учитывая исключительную важность вопроса о результатах прокурорского надзора за соблюдением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно сообщается в Генеральную Прокуратуру России и Управление Генеральной Прокуратуры России в Дальневосточном федеральном округе.

Органы Прокуратуры открыты для граждан и по каждому поступающему обращению о несоблюдении прав гражданина в сфере потребления жилищно-коммунальных услуг проводится проверка. При выявлении нарушения принимаются меры по восстановлению нарушенного права.

Проверки соблюдения прав потребителей проводятся городов и районов области во взаимодействии с территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Надеемся на тесное сотрудничество в будущем.

Пинегина Нина Александровна - начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

Организация и обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в Хабаровском крае.

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в условиях реформирования отрасли является одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора и его территориальных отделов. Поэтому работа в данном направлении продолжается.

В 2008 году проведено 193 мероприятия по контролю на предприятиях оказывающих услуги жилищно-коммунального хозяйства, нарушения установлены в 131, что составляет 67,9 % от проверенного количества.

Поступило 281 жалоба и обращений граждан на нарушение их прав при предоставлении им коммунальных услуг, из них 201 признаны обоснованными (71,1 %).

За 1 полугодие 2009 года проведено 124 мероприятия по контролю на предприятиях оказывающих услуги жилищно-коммунального хозяйства (на 16% больше чем в 2008г), в том числе 20 мероприятий по плану, внеплановые - 103 по заявлениям и обращениям граждан, нарушения установлены в 71, что составляет 57,2% от проверенного количества.

Поступило 214 письменных и 131 устных обращений граждан на нарушение их прав при предоставлении им жилищно-коммунальных услуг, что на 33,6% больше чем в 2008г.

По результатам проведенных мероприятий по контролю за 2008 г. выдано 45 предписаний об устранении нарушений. Вынесено 80 постановлений об административных правонарушениях по ст.ст. 14.4 ч. 1и 2, 14.7, 14.8 ч. 1и 2, 6.3 на сумму 317800 рублей, в том числе 28 постановлений на юридических лиц на сумму 275000 рублей, материалы по 9 проверкам направлены в прокуратуру для принятия мер, материалы проверки по филиалу "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "ДЭК" направлены в федеральную антимонопольную службу.

За первое полугодие т.г. выдано 51 предписание об устранении нарушений. Составлено 70 протоколов об административных правонарушениях по ст. 6.3, 8.2, ч.1 ст. 14.4, ч.ч. 1, 2 ст. 14.8, 14.6, 14.7, вынесены постановления о назначении административного штрафа на сумму 101800 рублей, 3 материала по проверкам направлены в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования, материалы проверки по филиалу "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "ДЭК" рассматривались в федеральной антимонопольной службе. Гражданам произведены перерасчеты на общую сумму 29798,7руб.

В 2008 г. в соответствии со ст. 47 ГПК РФ специалистами Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю дано четыре заключения в судебных заседаниях по делу потребителей, требования исков удовлетворены

C целью реализации совершенствования судебной защиты потребительских прав граждан Управлением в 2009 году подано 4 исковых заявления в защиту неопределенного круга потребителей за нарушения установленные в сфере ЖКХ., которые приняты к производству и находятся на рассмотрении в судах.

Специалисты Управления принимали участие в Арбитражном суде Хабаровского края по делу о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "ДЭК" в части писем предупреждений гражданам потребителям о замене приборов учета электрической энергии класса точности 2,5 на класс точности 2,0, в противном оплата электрическую энергии должна была проводиться по нормативу. Решением арбитражного суда в удовлетворении требований ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Хабаровскэнергосбыт" было отказано.

С целью предотвращения нарушений прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, вопросы о качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и проведении своевременных перерасчетов при предоставлении жилищно - коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность трижды рассматривались на заседаниях Консультативного совета по защите прав потребителей при руководителе Управления Роспотребнадзора.

В целях реализации нормативно-правового регулирования в области жилищных правоотношений и жилищно-коммунального обслуживания населения края по решению консультативного совета министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края организовало проведение обучающего семинара по вопросам соблюдения законодательства по защите прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг населению для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих эти услуги

В г. Комсомольске -на- Амуре прошло два заседания круглого стола по теме "Защита прав потребителей в сфере ЖКХ" с участием руководителей всех управляющих компаний города (служб заказчика), с приглашением начальника отдела защиты прав потребителей города и специалистов Управления ЖКХ, топлива и энергетики города Комсомольска -на-Амуре, где в качестве основного был поставлен вопрос о проведении перерасчетов за непредоставленные им коммунальные услуги.

Принято участие в заседании Межведомственного совета при заместителе главы г. Комсомольска - на - Амуре по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ на территории муниципального образования "Городской округ г. Комсомольск-на-Амуре.

Для привлечения внимания населения к проблемам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ, повышения уровня правовых знаний населения в средствах массовой информации опубликовано 10 информационных статей, освещающих вопросы о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам и оказанных некачественных услугах, а также разъяснения по каналам информационной связи.

Чмырь Виктор Николаевич - начальник отдела защиты прав потребителей администрации города Комсомольск-на-Амуре

Практика по защите прав потребителей в сфере ЖКХ в городе Комсомольск-на-Амуре

Отдел защиты прав потребителей администрации города осуществляет свою работу на основании распоряжения администрации города от 28 декабря 2006 года "Об осуществлении полномочий в сфере защиты прав потребителей".

Отделом защиты прав потребителей администрации города во взаимодействии с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре, иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), отраслевыми и территориальными органами администрации города проведена определенная работа по защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

В первом полугодии 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, количество жалоб в сфере жилищно-коммунальных услуг увеличилось. В отдел с жалобами обратились 276 граждан-потребителей (16,6 % от общего количества обращений), за аналогичный период 2008 года - 230(13,5%), 2007 года - 276(19,09%)..

Более 90 процентов обращений разрешаются в добровольном досудебном порядке. И около 10 процентов - через суд. Практически не удовлетворяются требования потребителей в добровольном порядке, если дело касается возмещения имущественного вреда от действия (бездействия) исполнителей, о чем свидетельствуют следующие данные: в первом полугодии 2009 года отдел оказал консультативную помощь в оформлении 25 исковых заявления в суд на общую сумму 586,9 тыс. рублей, а за первое полугодие 2008 года - 33 исковых заявлений в суд на общую сумму 775,4 тыс. рублей, за первое полугодие 2007 года - 13 исковых заявлений на сумму 118,7 тыс. рублей. Удовлетворено исков в 2009 году - 23 на сумму 580,11 тыс. рублей, в 2008 году - 10 на сумму 161,0 тыс. рублей, в 2007 году - 2 на сумму 12,2 тыс. рублей. За не соблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя судами взыскано штрафов в местный бюджет 2009 году -75,43 тыс. рублей, что по сравнению с предыдущим годом возросло на 1,5 раза, в 2008 году - 48,78 тыс. рублей, в 2007 году - 4,8 тыс. рублей.

С мая 2002 года на основании постановления главы города от 25.03.2002 № 282 "О Межведомственном совете по защите прав потребителей при администрации города" осуществляет свою деятельность Межведомственный совет по защите прав потребителей, основной задачей которого является обеспечение взаимодействия и координации действий администрации города и федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей.

Яшина Галина Ивановна - главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Амурской области

Судебная защита потребителей коммунальных услуг

в Амурской области

Контроль за деятельностью организаций, предоставляющих коммунальные услуги населению Амурской области является одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области.

Управлением постоянно проводятся проверки организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. По результатам таких проверок предприятия, оказывающие услуги ЖКХ неоднократно привлекались к административной ответственности. Однако Управлением применяются не только меры административного воздействия, но и гражданско-правовые методы защиты прав потребителей.

Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц: участие в деле для дачи заключения по делу (ст.47 ГПК РФ) и обращение в суд с иском или заявлением (ст.ст.4 и 46 ГПК РФ).

Управление 16 раз обращалось в суды с заявлениями в защиту группы потребителей или в защиту неопределенного круга потребителей о признании неправомерными действий коммерческих организаций, предоставляющих коммунальные услуги в неполном объеме, либо ненадлежащего качества.

Управление считает судебную защиту наиболее эффективным способом восстановления нарушенных прав потребителей жилищно-комунальных услуг.

Соловьева Светлана Евгеньевна - главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей и регистрации Управления Роспотребнадзора по Магаданской области

Основные формы и методы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В Магаданской области число жилых домов составляет - 5846, в том числе в г. Магадане 2844 (48,6%), из них относятся к ветхому и аварийному жилищному фонду 1165 зданий (20%), в том числе по г. Магадану 282.

На сегодняшний день в Магаданской области на практике реализуется несколько способов управления многоквартирными домами, а именно:

-непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

- товариществ собственников жилья (ТСЖ);

-управляющая организация.

В рамках рассмотрения обращений граждан Управлением было установлено, что нарушаются потребительские права при необходимости установления факта непредоставления или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Управляющие организации не находят понимания с ресурсоснабжающими организациями, которые занимают доминирующее положение и злоупотребляют им. Акты об установлении факта, непредоставления или некачественно предоставленной услуги составляются, не производятся снижение размера платы (перерасчеты) за услуги ненадлежащего качества.

Одной из причин данной проблемы является незаключение договоров между управляющими и ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления гражданам коммунальных услуг отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

Основными проблемами в сфере ЖКУ в Магаданской области являются:

-низкая активность населения при выборе способа управления многоквартирным домом;

-не предоставляются акты исполнителями услуг об установлении факта непредставления или некачественно предоставленных услуг;

-не производятся перерасчеты за услуги ненадлежащего качества;

-не заключаются договоры между управляющими и ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов;

-оплата потребителями счетов за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а не исполнителям;

-наличие ветхого жилого фонда.

Одним из направлений в работе Управления по предупреждению нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей на рынке жилищно-коммунальных услуг является устранение нарушений хозяйствующими субъектами в досудебном порядке. Исполняя свои полномочия, предусмотренные ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" Управлением было выдано 20 предписаний управляющим организациям о необходимости соблюдения обязательных требований, возложена обязанность о заключении договоров между управляющими и ресурсоснабжающими организациями, что определено нормой п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Во исполнение данного предписания управляющими организациями были представлены проекты и уже заключенные договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Таким образом, договоры между управляющими и ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления гражданам коммунальных услуг отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения стали заключаться только в этом году, что, по мнению Управления, выводит отношения между потребителем, управляющей организацией, ресурсоснабжающими организациями в рамки действующего законодательства.

Для оказания консультативной помощи в Управлении организована "горячая линия" по телефону, работает общественная приемная, где граждане получают консультации.

Обращения, связанные с нарушением прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг составляют 41,2% от общего количества обращений.

Управление осуществляет гражданско-правовую защиту прав потребителей сфере ЖКУ.

По инициативе потребителей, судебных органов Управление неоднократно вступало в дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителей. В целях защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Управлением даны 10 заключений.

За первое полугодие 2009 г. от граждан на несоответствие жилищно-коммунальных услуг обязательным требованиям законодательства поступило 19 письменных обращений.

Управление полагает, что в настоящее время административный порядок защиты гражданских прав имеет перспективу дальнейшего развития. Граждане, реализуя свое право на защиту в административном порядке, на возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением на основании ст. 4.7 КоАП РФ могут эффективнее осуществить защиту своих прав.

В качестве предложения, в целях выстраивания эффективной работы организаций ЖКХ и создания эффективного механизма защиты прав потребителей ЖКУ, Управления предлагает введение в главу 14 КоАП РФ института административной ответственности за нарушение правил выполнения работ (оказания услуг), либо предусмотреть возможность привлечения к административной ответственности за нарушение (неисполнение) Правил предоставление коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Ткаченко Светлана Станиславовна - начальник отдела защиты прав потребителей администрации города Хабаровска

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ органами местного самоуправления

Наряду с органами государственного управления, осуществляющими государственную защиту прав потребителей, действуют органы местного самоуправления.

Так, в 2008 году от жителей города в отдел защиты прав потребителей поступила 7296 обращений, из которых 1053 обращения были связаны с оказанием жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, что составляет 14,4%.

Основная часть претензий граждан касается неудовлетворительного ремонта подъездов жилых домов, кровли, благоустройства придомовых территорий, несвоевременного или полного отсутствия перерасчета платы за не предоставленные или некачественно предоставленные коммунальные услуги.

Все споры специалисты отдела стараются разрешить на стадии претензионного разбирательства.

Вместе с тем, в случае отказа исполнителем удовлетворить требования потребителя, для ужесточения мер по обеспечению правопорядка на потребительском рынке, отделом осуществляется судебная защита прав и законных интересов потребителей.

В порядке ст. 17, 44 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст.46 ГПК РФ составлено 201 исковое заявление о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда вследствие оказания услуг ненадлежащего качества.

За 7 месяцев текущего года в отдел по защите прав потребителей администрации города поступило 4405 (3867 - в 2008 году), из которых 594 (573 - 2088 году) обращения по вопросам ЖКУ. Учитывая, что отдельные претензии жителей города не удовлетворены исполнителями в добровольном порядке, специалистами отдела составлено 187 исковых заявлений в суды общей юрисдикции, по решениям которых с ответчиков взыскан, в том числе, штраф за нарушение законодательства о защите прав потребителей на сумму 1124,5тыс. рублей.

Однако деятельность отдела по защите прав потребителей администрации города не ограничивается рассмотрением жалоб потребителей, в том числе на качество ЖКУ.

Для профилактики и предупреждения правонарушений в области защиты прав потребителей, в том числе при оказании услуг ЖКХ, отдел по защите прав потребителей активно работает со СМИ. Ежемесячное информирование населения по вопросам законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ, осуществляется через телерадиокомпанию ДВТРК, ИТА "Губерния", периодические печатные издания, при этом наиболее эффективные меры информирования и просвещения населения используются постоянные рубрики, где также публикуются материалы судебной практики по гражданским делам по искам администрации города, заявленным в интересах потребителей.

Для достижения наиболее эффективных результатов по решению вопросов защиты интересов потребителей отделом по защите прав потребителей администрацией города:

- разработаны и заключены соглашения с управлением "Роспотребнадзора" по Хабаровскому краю в области исполнения законодательства о защите прав потребителей на территории г.Хабаровска, с ДМТУ "Ростехрегулирования" в области технического регулирования, сертификации, стандартизации, единства измерений на территории г.Хабаровска, краевой общественной организацией по защите прав потребителей. В соответствие с данными соглашениями отделом проводятся совместные мероприятия по контролю за качеством и безопасностью товаров и услуг, заседания "Круглых столов" для хозяйствующих субъектов потребительского рынка, выступления в СМИ, осуществляется систематический обмен информацией о состоянии потребительского рынка на территории г.Хабаровска.

В целях воспитания добросовестных предпринимателей и грамотных потребителей проводится планомерная работа по обучению учащихся старших классов муниципальных образовательных учреждений основам законодательства о защите прав потребителей.

Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в рамках Закона РФ "О защите прав потребителей", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при активном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей, с общественными организациями, несомненно будет способствовать повышению уровня потребительской грамотности населения, развитию добропорядочного предпринимательства, и как результат качеству и безопасности оказываемых услуг для потребителей РФ.

Шевченко Алена Михайловна - ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области

Формы и методы защиты прав потребителей Сахалинской области в сфере жилищно-коммунальных услуг

За первое полугодие 2009 года в адрес нашей службы поступило 330 заявлений, касающихся сферы ЖКХ (в 2008 году - 706 заявлений). На сегодняшний момент снижается количество жалоб по вопросам коммунальной гигиены. В 2008 году количество подобных жалоб составляло 91,2 % от общего количество поступивших в адрес нашего управления. В первом полугодии текущего года данные жалобы составляют удельный вес 80,3%. Соответственно возрастает количество так называемых жалоб по защите прав потребителей, не затрагивающих коммунальную гигиены. В 2008 году данный сегмент жалоб занимал 8,8%, а в первом полугодии 2009 года - 19,7%.

Это связано с тем фактом, что с конца 2008 года ОАО "Сахалинэнерго" начало устанавливать общедомовые приборы учёта поставляемой электроэнергии, изменился порядок расчёта за потребляемую гражданами электроэнергию. Суммы, выставляемые к оплате за потреблённую электроэнергию, соответственно увеличились и это породило большое количество жалоб.

Количество вынесенных Постановлений о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей, юридических, должностных лиц к административной ответственности увеличилось по сравнению с 2008 годом на 10, 1 %.

Малкова Елена Доннадьевна - главный специалист отдела новых форм управления жилищным фондом и внешнего благоустройства министерства ЖКХ Хабаровского края

Развитие профессионального управления многоквартирными домами

В настоящее время в отрасли жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края работает 431 организация всех форм собственности, в том числе частной формы собственности - 288 организаций.

Услуги управления, содержания и ремонта многоквартирных домов оказывают 234 организации, из которых 198 являются частными.

Доля многоквартирных домов края, в которых собственники помещений определились и реализуют способ управления, составляет 53 процента, в том числе 5 % - ТСЖ либо ЖСК; 13 % - непосредственное управление; 35 % - управляющие организации. Полностью реализованы способы управления многоквартирными домами в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, 72 процента многоквартирных домов определились в Вяземском муниципальном районе, 57 процентов в районе им. Лазо, 51 процент в Амурском районе, 48 в Советско-Гаванском районе, по 37 процентов в Солнечном и Ванинском районах.

Из 47 процентов многоквартирных домов в которых, согласно жилищному законодательству управляющая организация должна быть выбрана органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, только 2 процента домов переданы в управление по результатам конкурсов. Неудовлетворительно проводится работа по выбору управляющих организаций в муниципальных районах им. П. Осипенко, Николаевском, Верхнебуреинском, Нанайском, Тугуро-Чумиканском, где доля многоквартирных домов в которых собственниками выбран и реализован способ управления равна нулю.

Количество образованных для управления многоквартирными домами товарищес :в собственников жилья с каждым годом увеличивается: в 2006 году их было 174, в 2007 - 216, в 2008 - 294, в июле текущего года их количество составило - 379.

Стимулирование создания товариществ собственников жилья должно служить импульсом для развития конкуренции в сфере ЖКХ. Однако, существующая практика навязывания в "муниципальном" жилищном фонде создания ТСЖ, включающих в себя многоквартирные дома, составляющие базу одного жилищного предприятия, не отвечает государственной политике передачи рычагов управления жилищным фондом реальному собственнику.

С издание подобных ТСЖ, как правило, инициируется руководителями обслуживающих организаций, что дает им возможность осуществлять свой бизнес без потери объема работ, без участия в конкурентной борьбе на рынке жилищных услуг.

Чеботарев Юрий Яковлевич - заместитель начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г.Хабаровска.

Деятельность ТСЖ по управлению многоквартирными домами в условиях реформирования

По состоянию на 01.08.2009 в городе Хабаровске зарегистрировано 273 ТСЖ на базе 673 многоквартирных домов. Общая площадь жилищного фонда ТСЖ составляет более 2659 тыс.кв.м. (более 25% от всего жилищного фонда города).

Для сравнения на 01.01.2004 было только 63 ТСЖ, в 2005 году - 84 ТСЖ, в 2006 году - 115, в 2007 году 155 ТСЖ были зарегистрированы на 314 домах, в 2088 соответственно 185 ТСЖ на 353 многоквартирных домах.

Активно проводится работа администрации города по созданию ТСЖ на существующем жилищном фонде.

Администрацией города для привлечения жителей к созданию ТСЖ в течение последних пяти лет проводятся обучающие семинары для представителей ТСЖ, домовых комитетов за счет бюджетных и внебюджетных средств, на которых ежегодно обучается до 200 человек - специалистов и руководителей ТСЖ, инициаторов проведения собраний по организации ТСЖ на своих домах. Тематика данных семинаров разнообразна - от ведения бухгалтерского учета и составления сметы доходов и расходов до вопросов функционирования инженерных коммуникаций дома и внедрения энерго ресурсосберегающих технологий.

Администрацией города предпринимаются меры по стимулированию к созданию ТСЖ и привлечению к данной работе как можно большего числа собственников многоквартирных домов.

Продолжает повышать значимость городских конкурсов, направленных на благоустройство городских территорий.

В городских смотрах-конкурсах "Лучший двор, лучший подъезд", "Лучший зимний двор" ежегодно принимают участие более 150 инициативных групп, благоустроившие свои дворовые территории и подъезды. По результатам данных конкурсов победителям вручаются благодарственные письма и дипломы Мэра города, а также денежные премии.

На протяжении последних пяти лет администрацией города проводится конкурс социально значимых проектов на соискание муниципальных грантов в области ЖКХ: создание детских спортивных площадок, благоустройство дворов, озеленение, ремонт цоколей и т.д. Активными участниками данного конкурса является ТСЖ и ЖСК. Каждый год объем бюджетного финансирования данного конкурса возрастает

Созданы окружные Советы ТСЖ и ЖСК. Зарегистрирована ассоциация ТСЖ города Хабаровска, которая в настоящее время находится в процессе становления.

Ежегодно проводится анализ эффективности деятельности отдельных ТСЖ, созданных в домах-новостройках, и на существующем фонде. Однако несмотря на то, что дома новые или старые, беспроблемными их назвать нельзя.

Несмотря на эти положительные итоги, не все еще сделано для нормального функционирования ТСЖ, ЖСК для создания благоприятных условий и хозяйствования. А именно:

-дома, входящие в ТСЖ оснащены общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов в среднем на 30%.

-до конца не отрегулированы в законодательном порядке вопросы договорных отношений с поставщиками услуг, оформление в долевую собственность земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учет.

-наличие в ТСЖ задолжников за ЖКУ требует серьезных финансовых и организационных затрат по работе с данной категорией собственников, в связи с чем неизбежны перераспределения средств при выполнении необходимых объемов ремонтных работ.

Пилипенко Андрей Александрович - заместитель директора управляющей компании ООО "Дебют-Сервис" г. Хабаровск

Деятельность ООО "Дебют-Сервис" по управлению многоквартирными жилыми домами в условиях реформирования ЖКХ

С октября 2008 года жители Индустриального района доверили своё жилье управляющей компании ООО "Дебют - Сервис". (Обслуживаем 150 жилых домов, общей площадью около 500 тыс. кв.м. - изношенный жилищный фонд, средний возраст дома 30-35 лет).

Компания несет полную ответственность перед потребителем за несоответствие качественных или количественных показателей поставляемых гражданам услуг. Учет проведенных работ по содержанию и ремонту жилья, расчет стоимости каждого проведенного ремонта тщательно отслеживается независимой организацией "Центр учета работ по обращению граждан".

В своих отношениях с потребителем управляющая компания придерживается Правил № 307. Но иногда возникают проблемы. При расчете платы за коммунальные услуги, в МКД оборудованном коллективными и частично индивидуальными приборами учета: добросовестному потребителю (который ежемесячно предоставляет показания ИПУ) производится доначисление (согласно показаний ОБД) за недобросовестного (который не регулярно на протяжении 2-х, 3-х, 6-ти месяцев не предоставляет показание своего ИПУ). Пример дом по ул. Юности 28 -при проведении очного собрания собственников, было принято решение: при разовом непредставлении показателей ИПУ производить начисление недобросовестным потребителям по нормативу.

Другая проблема: управляющая компания составляет акты за непредоставление или некачественное предоставление услуг, но чтобы потребителю произвели перерасчет "мало" составить правильно акт, указать причину, виновную сторону, надо еще доказать виновной стороне (например Тепловые сети), что она виновата и что не было услуги. Это порой длится 2-3 месяца.

Основной задачей ближайшего времени - создание партнерских отношений с населением: привлечение председателей ТСЖ, ЖСК, старших по дому, подъезду к совместному составлению планов на год, к работе по снижению задолженностей населения за жилищно - коммунальные услуги.

Поэтому нами было принято решение проводить собрания на жилых домах в форме очного голосования. Причем эти собрания должны организовывать главные специалисты предприятия. Опыт работы показал, что такие собрания, однозначно дают положительные результаты. Позволяют выявить реальные проблемы конкретного дома и принять единственно верное решение о перспективных планах. Люди почувствовали, что УК - это не механизм по сбору денег, а предприятие помогающее отстаивать, защищать интересы собственников МКД. Я могу Вас уверить, что мнение бывших жалобщиков кардинально меняются после проведенных встреч.

Хочется пожелать, чтобы результаты нашей деятельности приносили больше положительных эмоций как для работников ЖКХ, так и для жильцов.

Шарихина Светлана Потаповна - член правления ООО " Артемовское городское общество потребителей" Приморский край.

Общественный контроль собственников помещений п. Лучегорск Приморского края

В условиях слабого и неэффективного некоммерческого сектора, органы муниципальной власти оказываются в одиночестве со всеми существующими проблемами, несут всю ответственность за ситуацию в крае, независимо от реальных возможностей воздействия на протекающие процессы.

Общественная активность формирует у населения чувства причастности к своему сообществу, являясь одним из доступных для воздействия факторов, позитивно влияющих на закрепление населения в регионе, решения различных проблем.

Данная форма самоорганизации граждан для реализации своих интересов, способны не только решать ряд актуальных для общества проблем, но и создавать систему социальной взаимопомощи, построенную на принципах солидарности и самостоятельности ее участников.

Такую форму самоорганизации приняли на общем собрании представители от многоквартирных домов поселка - Общественный совет представителей собственников помещений от многоквартирных домов п. Лучегорск (далее ОС).

Общественный совет, является органом общественного контроля собственников помещений п.Лучегорск, за работой управляющих, рисурсоснабжающих, подрядных и иных организаций, призванным обеспечить взаимодействие граждан городского поселения, представителей институтов гражданского общества, бизнеса, представителей ЖКХ, Госсанэпиднадзора, РОВД, представителя от правоохранительных органов, средств массовой информации, осуществляющий рассмотрение вопроса, относящихся к сфере деятельности ЖКХ.

Совет создается и ликвидируется на общем собрании представителей собственников помещений п.Лучегорск (ранее избранных как старших дома, далее уполномоченных общим собранием представителей от дома, далее кратко представителей), правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума, для проведения общего собрания представителей собственников помещений п.Лучегорск (представителей собственников помещений от дома), должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений п.Лучегорск.

Совет формируется по принципу участия от представителей территориального общественного самоуправления (далее ТОС), непосредственного управления (далее НУ), жилищно-строительных кооперативов (далее ЖСК) и товариществ собственником помещений (далее ТСЖ).

В своей деятельности совет руководствуется законодательством в соответствии с п.1 настоящего положения, а также положением.

Совет действует как постоянный контролирующий орган, призванный на основе взаимодействия различных уровней власти с представителями институтов взаимодействия граждан городского населения, представителей институтов гражданского общества, бизнеса, представителей ЖКХ, Госсанэпиднадзора, РОВД, представителя от правоохранительных органов, средств массовой информации, осуществляющий рассмотрение вопросов, относящихся к сфере деятельности ЖКХ.

Совет осуществляет деятельность на принципах взаимного интереса собственников помещений, представителей институтов гражданского общества, бизнеса, средств массовой информации в решении вопросов и реализации государственной политики в сфере деятельности министерства, указанной в п.1 настоящего положения.

Участие в совете осуществляется на принципах добровольности, самоуправления, гласности, самостоятельности в принятии решений в рамках компетенции.

Берников Виктор Анатольевич - заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю.

Защита прав потребителей - приоритетное направление работы Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю.

Защита прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг объективно является одним их приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю.

На дислокации отдела защиты прав потребителей Управления на 1.07.09. по Владивостокскому городскому округу состоит 77 Управляющих компаний, 611 товариществ собственников жилья, 98 многоквартирных жилых дома выбравших непосредственный способ управления.

В Управление Роспотребнадзора за 1 полугодие 2009 года поступило на рассмотрение 186 письменных обращений на нарушения потребительских прав граждан в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе 179 обращений непосредственно от потребителей.

Помимо надзорной деятельности в 1 полугодии текущего года Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю реализуются такие эффективные методы защиты прав потребителей, как судебная защита прав неопределенного круга потребителей.

Так Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю обратилось с исковым заявлением во Фрунзенский районный суд г. Владивостока по фактам предоставления некачественной услуги горячего водоснабжения потребителям краевого центра. Своим решением от 10.06.2009 Фрунзенский районный суд г. Владивостока признал неправомерными действия ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в отношении неопределенного круга потребителей по оказанию жилищно-коммунальных услуг горячего централизованного водоснабжения, несоответствующих по качеству обязательным требованиям правил и нормативов, а также в полном объеме поддержал иные требования Роспотребнадзора.

Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю активно используются возможности Межведомственного Совета по защите прав потребителей Приморского края, для решения вопросов связанных с предоставлением услуг ЖКХ. На его заседаниях обсуждаются вопросы, связанные с защитой потребительских прав граждан в сфере предоставления коммунальных услуг, с заслушиванием глав органов местного самоуправления, руководителей Управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций. С целью информирования потребителей специалисты Управления проводят и принимают участие в проводимых "круглых столах", семинарах для потребителей, предпринимателей и специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления. Со второго полугодия текущего года в г. Владивостоке начал функционировать консультационный центр по защите прав потребителей. Всего за отчетный период специалистами управления рассмотрено устных обращений в рамках работы общественной приемной и проводимых "горячих линий" 241 обращение потребителей по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Основными задачами, стоящими перед управлением в сфере защиты прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг на 2010 год являются:

Активизация деятельности Управления по вопросам судебной защиты потребителей, в том числе защите интересов неопределенного круга потребителей.

Оптимизация договоров об управлении многоквартирным домом со стороны Управляющих компаний в соответствие с положениями ст. 162 Жилищного кодекса в части исполнения коммунальных услуг.

Федорова Екатерина Спартаковна - главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия).

Формы и методы защиты прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в Республике Саха (Якутия).

Контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг специалистами Управления направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений потребительского законодательства.

В первом полугодие 2009 года в управление поступило 182 обращения потребителей на жилищно-коммунальные услуги. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество жалоб на качество предоставления жилищно-коммунальных услуг снизилось на 37%.

По результатам проведенных мероприятий возбуждено 64 административных дела, что на 29% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г, вынесено 61 постановление о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на общую сумму 315,5 тыс. рублей, что на 36% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Применялись следующие составы административных правонарушений: ст,ст.14.4 ч.1, 14.4 ч.2, 8.2, 19.5,19.6, 19.7, 20.25.

Помимо надзорной деятельности в первом полугодии текущего года Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) реализовывались такие эффективные методы защиты прав потребителей, как судебная защита прав потребителей в том числе, неопределенного круга потребителей. Всего подано 24 искового заявления, в том числе от неопределенного круга потребителей 4. По 6 искам судами приняты решения об удовлетворении требований Управления в полном объеме, остальные находятся в стадии рассмотрения.

В соответствии со ст. 47 ГПК РФ специалистами Управления Роспотребнадзора по Саха (Якутия) дано два заключения в судебных заседаниях по делу потребителей, требования исков удовлетворены.

В целях информирования граждан Управление на постоянной основе сотрудничает со средствами массовой информации, проводит обучающие семинары, размещает информацию на сайте.

Корейба Наталья Ильинична - ведущий специалист-эксперт отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Еврейской Автономной области.

Информирование и консультирование граждан, как одна из форм защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В целях информирования граждан Управление на постоянной основе сотрудничает со средствами массовой информации. Так в постоянной рубрике "Страничка потребителя" областной газеты "Ди Вох" регулярно печатаются статьи подготовленные специалистами Управления по актуальным вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сфере жилищно-коммунальных услуг. В газете "Биробиджанер Штерн" постоянная рубрика "Школа потребителя" также освещает вопросы защиты прав потребителей, материал для которой предоставляет Управление. Другими газетными изданиями публикуются материалы по потребительской тематике, которые готовятся с участием специалистов Управления. Это газеты "Биробиджанская звезда", "Социальная газета".

С начала этого года создан и действует телевизионный и Интернет проект "СПРОС-TV.RU", где специалисты отдела по защите прав потребителей Управления ведут рубрику "Вопрос - ответ". Передача выходит еженедельно на телеканале "РОССИЯ" в эфире ГТРК "Бира". Параллельно рассмотренные ситуации размещаются на одноимённом сайте программы.

Хочется отметить, что разъяснительная и консультационная работа Управления очень востребована населением. Граждане проявляют все большую заинтересованность в получении потребительских знаний и желание отстаивать свои права правовым способом. Поэтому считаем, что это направление работы необходимо развивать и усовершенствовать.

Князев Антон Павлович - представитель ассоциации ТСЖ в г.Хабаровске.

Уставная деятельность - управление общим имуществом в интересах членов ТСЖ

Ассоциация ТСЖ не является новшеством. На территории города Хабаровска Ассоциация ТСЖ функционирует с 2007 года.

Консолидация ТСЖ, посредством вступления их в союзы ассоциации создает необходимый и важный для ТСЖ ресурс, использование которого способствует совершенство работы ТСЖ, что не мало важно защите их интересов (вместе их отстаивать гораздо легче, имея при этом некую организационную форму, нежели чем просто группа). Органы местного самоуправления принимают участие в процедуре создания ТСЖ.

Управление многоквартирным домом, в котором создано ТСЖ осуществляется с учетом положений раздела IV Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). Согласно п.1 ст. 135 ЖК РФ, ТСЖ - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме. То есть целью создания ТСЖ является реализация права собственников помещений в многоквартирном доме на совместное управление общим имуществом, которое обеспечивается путем членства собственников помещений в этом ТСЖ. Объектом уставной деятельности ТСЖ является общее имущество, функции, определяющие уставную деятельность ТСЖ - управление общим имуществом, его содержание, обслуживание и ремонт.

ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.

В обязанность ТСЖ и его органов управления не входят заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями об оказании коммунальных услуг. Однако ТСЖ вправе заключать договоры на оказание коммунальных услуг в интересах членов ТСЖ. При этом ТСЖ не отвечает по обязательствам членов ТСЖ, которые вносят обязательные платежи, связанные с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органом управления ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, содержание и ремонт общего имущества жилого дома выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ. В связи с этим ТСЖ не представляет соответствующих налоговых деклараций, и ему не начисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами эксплуатацией и ремонтом жилых помещений.

Степанова Валентина Сергеевна - заместитель заведующего социально- экономического отдела Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов

Участие профсоюзов по защите прав потребителей в жилищной сфере

В краевое объединение организаций профсоюзов из поступающих обращений граждан 60% на нарушения в сфере ЖКЖ.

Спорные ситуации приходится разрешать различными способами от внесения предложений в законодательные органы по изменению нормативно-правовых документов, досудебный порядок, представление интересов граждан, чьи права нарушены в судебном порядке.

Из практики знаем, что последний путь самый долгий и не всегда результативный.

Подотрасль жилищного законодательства очень многообразна и противоречива. Со времени начала разгосударствления отрасли прошло 18 лет со времени выхода Закона РФ "О приватизации жилищного фонда", которым было отмечено начала поисков нового собственника в жилищной сфере.

Времени прошло немало, но проблем в ЖКХ меньше не стало, напротив каждодневно в отношениях исполнитель-потребитель - ЖКУ рождает множество проблем. Есть проблемы которые требуют решения на микроуровне, есть попроще, касающиеся в основном механизма применения той или иной формы.

Макроуровень -это создание правового поля регулирующего отношения сторон. И это мы считаем самым главным способом защиты прав потребителей - изменение законодательства в сторону социализации и достижения баланса интересов.

Сегодня потребителей жилищно-коммунальных услуг беспокоит, прежде всего, продолжающийся рост тарифов на услуги ЖКХ. Ускоренным темпом идет ликвидация субсидирования. На территории края принято постановление Правительства Хабаровского края, беспокоит, где предприятия и организации будут уравнены в тарифах с гражданами, в результате еще скачок цен в 2010 году.

Вопросы о перерасчетах за недопоставленную по объемам и качестве услугу, длительное прохождение по составлению актов. Установление факта, оформление документа-акта по недопоставке услуги, объема, качестве должен оценивать орган между потребителем и исполнителем. В данном случае эту роль должна выполнять управляющая компания, либо иной контролирующий орган.

Требует особого внимания органов осуществляющих контроль и надзор в связи с образованием управляющих компаний вопросы установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расходы на содержание общего имущества, объемы потребления.

Граждане очень часто обращаются с проблемой раздела лицевых счетов. Да новый жилищный кодекс Российской Федерации такого права не предусмотрел. Однако необходимость в определении доли платежа в случае распада семьи должна быть законодательно предусмотрена и выполнить этот расчет должна управляющая компания.

В статью 154 ЖК РФ необходимо также внести изменения и дополнения, устанавливающие плату за жилищную услугу. Соответственно дать понятие "содержание жилья". "текущий ремонт", "капитальный ремонт".

Что касается капитального ремонта, то государство не должно уходить от такого важного дела и не перекладывать десятилетиями накопившиеся проблемы на граждан. В связи с этим необходимо в интересах потребителей сохранить действие статьи 16 "Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. От 11.06.2008), обеспечивать производить ремонт в жилых помещениях, которые на момент приватизации выработали нормативный срок службы конструктивных элементов здания.

13 августа 2009 года в рамках семинара - совещания проведен "круглый стол" по обсуждению вопросов и проблем, поднятые выступающими на семинаре 12 августа 2009 года, на котором выступили:

Стецкая Т.А. - 04.10.2007 впервые состоялся "круглый стол" на тему "Защита прав потребителей в сфере ЖКХ в г. Хабаровске", проведенный в Управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю. Основная тема встречи была, это решение межведомственных споров при оказании коммунальных услуг не надлежащего качества или не предоставлении услуг и при отсутствии перерасчета платы потребителям. Причиной этому является нечеткое взаимодействие между Службой заказчика и ресурсоснабжающими организациями. Пунктом 64 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно - диспетчерскую службу исполнителя. В настоящее время аварийно-диспетчерские службы находятся в подрядных организациях, которые не передают своевременно в управляющие компании данные для составления актов о не предоставлении коммунальных услуг или снижения их качества. Потребителю тяжело доказать факт предоставления услуг ненадлежащего качества или не предоставления услуг.

Очень часто возникают вопросы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле № 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, а в помещениях оборудованных приборами учета, определяется по формуле № 9. Зачастую Управляющие организации искажают применение формулы. В правительственном варианте в числителе стоит общая сумма ресурса, потребленного домом. В знаменателе два члена: сумма показаний индивидуальных квартирных приборов учета и сумма нормативных значений для тех квартир, в которых счетчиков нет. Так вот вместо суммарных показаний в знаменателе Управляющая компания ввела понятие "заявленные показания". При заполнении своей квитанции, Вы заявили свои показания и оплатили их, но ваш сосед ничего не заявил и не оплатил, то из формулы автоматически выпадает его сумма. Знаменатель становится меньше, а конечный результат - больше. Отсюда астрономические суммы за потребленный ресурс. При оборудовании многоквартирного жилого дома коллективными приборами учета коммунальных ресурсов и наличии арендаторов нежилых помещений в многоквартирном доме, начисление платы потребителям за использованные коммунальные ресурсы производится без учета использованных ресурсов арендаторами.

Денисенко В.М. - Считаю, что в настоящее время ресурсоснабжающие организации выступают как монополисты. Пока не будет решена проблема монополизма и не будет четкого разграничения инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, где их границы раздела проблемы в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг будут возникать постоянно.

Паньков О.Г. - За оказание жилищно-коммунальных услуг потребителю ответственность за их предоставление несет управляющая компания. Зачастую при заключении договоров на управление многоквартирным домом нет перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и условий их проведения, а также наименования, предоставляемых коммунальных услуг.

Сутурин О.Б. - При установлении факта оказания жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества проводим расследование. Определяем, кто виноват - управляющая компания или ресурсоснабжающая организация. На данном этапе обязательно нужно решить вопрос о заключении договоров между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, с обязательным отражением в них качества предоставления коммунальных услуг, ответственности сторон, проведение перерасчета. При отказе ОАО "ДГК" от заключения договора с управляющими компаниями необходимо выходить с предложением в антимонопольный комитет для решения вопроса. При отсутствии договоров трудно установить виновную сторону.

Берников В.А. - Для передачи многоквартирных жилых домов в созданные управляющие компании необходимо подготовить жилищный фонд к такой передаче, т.е. произвести ремонтные работы. Для снижения потока жалоб специалистами Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации и на сайтах Управления, а также при личном приеме граждан. В связи с тем, что ОАО "ДГК" принимает платежи от населения за оказание услуг предоставления горячего водоснабжения, именно ОАО "ДГК" является, ответственным исполнителем услуги горячего водоснабжения перед населением за предоставление услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества Управление вышло в суд с исковым заявлением. Суд удовлетворил требования Управления в полном объеме.

Соловьева С.Е. - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 содержат подробную регламентацию порядка предоставления коммунальных услуг и снижения платежей в случаях перерывов или ненадлежащего качества услуг, Однако в подавляющем большинстве случаев потребители, не предъявляя претензии в адрес исполнителя услуг, минуя установленный порядок, документарно не зафиксировав периоды не предоставления коммунальных и причины их не предоставления, обращаются сразу в адрес нашего Управления. Инициировать судебную защиту потребителя в данных случаях не представлялось возможным, поскольку не был соблюден предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребительских услуг. По поводу проведения перерасчета даем потребителю разъяснение, так как отношения по перерасчету носят, имущественный характер направляем в суд. При необходимости вступаем в дело в защиту прав потребителей.

По результатам состоявшегося обсуждения участники семинара-совещания приняли Решение (прилагается).

106



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word