16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 12.07.2011


Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.06.2011

12 Июля 2011
 
Приложение

к протоколу заседания коллегии

Федеральной службы по

надзору в сфере защиты

прав потребителей и

благополучия человека

от 24 июня 2011 г.

 

 

РЕШЕНИЕ
коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

 

О деятельности Управлений

Роспотребнадзора по Костромской

области и Ставропольскому

краюпо реализации функций по

контролю и надзору в сфере защиты

прав потребителей

  

Заслушав информацию начальника Управления защиты прав потребителей О.В. Прусакова, посвященную результатам проведенных в 2010 году плановых проверок деятельности Управлений Роспотребнадзора по Костромской области и Ставропольскому краю и анализу основных показателей их деятельности в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей за 2009-2010 г.г., а также соответствующие отчеты руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области А.С. Хомиченка и руководителя Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю А.В. Ермакова, коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целом отмечает, что в организации данной работы у названных территориальных органов Роспотребнадзора  имелись существенные недостатки, а ее уровень все еще отстает от тех задач, которые они должны были перед собой ставить и объективно решать в приоритетном порядке. При этом по отдельным направлениям деятельности, связанным с реализацией Управлениями Роспотребнадзора по Костромской области и Ставропольскому краю соответствующих полномочий, констатируются низкие показатели, позволяющие говорить об отсутствии системного и комплексного подхода к организации работы в данной сфере и недостаточной эффективности выполнения возложенных на них надзорных функций.

Так, в Управлении Роспотребнадзора по Костромской области показатель, характеризующий удельный вес проверок по соблюдению обязательных требований законодательства о защите прав потребителей в их общем количестве по всем направлениям установленной деятельности, в 2010 году составил 28,9%, что на 4,8% меньше, чем в среднем по Российской Федерации. При этом результативность названных проверок была в 1,5 раза ниже  показателя, в среднем сложившегося в 2010 году по итогам анализа соответствующей деятельности всех территориальных органов Роспотребнадзора. 

В структуре плановых проверок по соблюдению обязательных требований законодательства  о защите прав потребителей в 2010, также как и в 2009 году, заметно превалировали проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, на долю которых пришлось 77,2% от их общего числа (210 из 272), что свидетельствует о фактическом игнорировании при планировании надзорной деятельности целого ряда актуальных сегментов потребительского рынка. В частности, ни одной плановой проверки в 2010 году не было проведено в сфере предоставления туристских услуг и услуг связи, лишь по одной – в области оказания платных образовательных и транспортных услуг, только две проверки в сфере ЖКХ  и три - в отношении организаций, оказывающих финансовые услуги (в 2009 году в плановом порядке не проверялись субъекты потребительских правоотношений в сфере ЖКХ, связи и платных образовательных услуг). 

Помимо этого, в Управлении Роспотребнадзора по Костромской области отмечается низкий удельный вес обращений граждан, по которым были приняты какие-либо меры (всего – 7,7%), причем доля письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, послуживших основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, снизилась с 23% (в 2009 году) до 19% при одновременном росте их количества на  40%.

Кроме того, отмечается явно недостаточная степень применения отдельных специальных составов по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые связана с виновным несоблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, в первую очередь – части 1 и части 2 статьи 14.8 КоАП РФ. В частности, в структуре общего количества постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных Управлением Роспотребнадзора по Костромской области в 2010 году, на дела, связанные с правоприменением части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, пришлось всего 2,4%, что в 3,4 раза меньше аналогичного показателя в целом по Российской Федерации. В 1,5 раза ниже среднероссийского был в 2010 году и показатель доли дел, по которым виновные лица привлекались к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ  - лишь в 23 случаях.  

Полномочия, связанные с возможностью участия в судебной защите прав потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Костромской области также реализуются относительно редко: в 2010 году было предъявлено лишь 4 иска в защиту неопределенного круга потребителей (0,3% от общего числа таких исков, поданных всеми территориальными органами Роспотребнадзора), а для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном статьей 47 ГПК РФ, Управление вступало в судебный процесс 36 раз (доля в общем объеме заключений, данных всеми территориальными органами Роспотребнадзора, составила 0,6%).

Основные результаты деятельности Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, связанные с реализацией функций по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей, характеризовались следующими показателями.

Несмотря на то, что относительный показатель доли проверок, касающихся соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, в общем числе проведенных в 2010 году проверок составил по Управлению 43,7%, что на 10% больше аналогичного среднего показателя по Российской Федерации (при положительной динамике в сторону снижения доли внеплановых проверок), их результативность оказалась ниже соответствующего показателя по территориальным органам Роспотребнадзора в целом на 20%.

При этом по сравнению с 2009 годом результативность проводимых проверок снизилась в таких сегментах потребительского рынка как торговля, сфера предоставления транспортных, платных медицинских и образовательных услуг. За тот же период число соответствующих нарушений, выявляемых за одну проверку, возросло в сфере предоставления потребителям жилищно-коммунальных, финансовых и туристских услуг, услуг связи.  

Отмечая положительную динамику, характеризующую изменение в структуре административной практики по применению отдельных специальных составов административных правонарушений, в частности увеличение доли дел по частям 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ (соответственно до 11,5% и 1,4% при снижении до уровня в 17,6% доли дел по статье 14.15 КоАП РФ), а также рост с 14% до 22% доли письменных обращений, послуживших поводами для возбуждения дел об административных правонарушениях, в практике работы с поступающими в Управление обращениями граждан в 2010 году продолжала превалировать ориентация на подготовку заявителям всякого рода разъяснений. Как результат – практические меры применялись только по 17% обращений, при этом Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю явно не достаточно внимания уделялось возможности участия в судебной защите прав потребителей.

Так, за 2010 год Управлением для представления в суд было подготовлено лишь 78 заключений по делам о защите прав потребителей или 2 заключения в расчете на одного специалиста по защите прав потребителей по сравнению со средним по Российской Федерации показателем - 3 заключения на специалиста. В совокупном объеме заключений, данных всеми территориальными органами Роспотребнадзора, это составило только 1,2%. Применительно к искам в защиту прав неопределенного круга потребителей этот показатель составил 1,1% (15 поданных исков).

На основании изложенного, а также с учетом состоявшегося обсуждения

 

 

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

 

1. Принять к сведению информацию начальника Управления защиты прав потребителей О.В. Прусакова о результатах проведенных в 2010 году проверок Управлений Роспотребнадзора по Ставропольскому краю и Костромской области по вопросам организации работы, связанной с реализацией функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей. 

2. Признать, что руководителями Управлений Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (А.В. Ермаков) и по Костромской области (А.С. Хомиченок)  уделяется недостаточное внимание деятельности по исполнению функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей.

3. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (А.В. Ермаков) и по Костромской области (А.С. Хомиченок)  с учетом высказанных замечаний и предложений, в целях недопущения впредь отмеченных недостатков  в работе:

3.1. Разработать, утвердить и последовательно реализовывать  комплекс мер, направленных на повышение эффективности осуществления возложенных на территориальные органы Роспотребнадзора функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей;

3.2. При планировании основных направлений деятельности по контролю и надзору и при определении структуры  плановых проверок исходить из необходимости максимального охвата приоритетных сегментов потребительского рынка с точки зрения их социально-общественной значимости и учета доли соответствующих жалоб в общем объеме поступающих обращений;

3.3. При организации и проведении как плановых, так и внеплановых проверок обеспечивать их безусловную результативность с учетом соответствующих требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

3.4. Активизировать работу по рассмотрению поступающих обращений граждан-потребителей, чьи права нарушены, с точки зрения исключения практики необоснованного неприменения по изложенным в них фактам административных полномочий;        

3.5. Развивать и совершенствовать практику проведения административных расследований;

3.6. Повысить уровень и качество работы, характеризующей степень участия в судебной защите прав потребителей;  

3.7. По результатам деятельности за 2011 год представить в срок до 1 февраля отчет о фактических показателях, характеризующих исполнение функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей.

4. Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков):

4.1. Продолжить в 2011-2012 г.г. практику проведения выездных тематических проверок территориальных органов Роспотребнадзора по вопросам организации ими деятельности в сфере защиты прав потребителей, в том числе с последующим проведением по итогам проверки совещаний с участием представителей близлежащих территориальных органов Роспотребнадзора.

4.2. Продолжить работу по организационно-методическому обеспечению деятельности территориальных органов Роспотребнадзора применительно как к формам и методам работы по реализации возложенных на Роспотребнадзор функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей в целом, так и к отдельным секторам потребительского рынка. 

4.3. Проанализировать административную практику Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, связанную с выявлением и пресечением недобросовестных действий исполнителей санаторно-курортных услуг по включению в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права.   

5. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту проанализировать текущее состояние дел с организацией работы по защите прав потребителей в контексте настоящего решения и принять его положения к соответствующему руководству и непосредственному исполнению.

 

 

 

Руководитель,

Председатель коллегии                                                                   Г.Г. Онищенко
 
 
Ответственный секретарь коллегии                                               С. В. Белых

 

79



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word