16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №8 от 05.05.2011


Протокол селекторного совещания

5 Мая 2011

 ПРОТОКОЛ

селекторного совещания

05 мая 2011 года                            №8                       г. Москва

Председательствовал:

Г.Г. Онищенко - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Присутствовали:

И.В. Брагина, Б.П. Кузькин, Н.В. Шестопалов, Е.Б. Ежлова, О.И. Аксенова,       Б.Г. Бокитько, Е.В. Бобринев, А.А. Волков, А.В.Слепченко, Н.Д. Пакскина,         руководители органов и организаций Роспотребнадзора по г. Москве, Московской области, железнодорожному транспорту, З.Н. Терешина – начальник отдела ФТС России.

 

Приняли участие:

А.С. Есмаганбетова - Первый заместитель председателя Комитета госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан – Заместитель Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан;

Арнаутов О.В. - заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главные врачи областных (Минского городского) центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Республики Беларусь

 

Приглашенные:

Руководители   управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, главные врачи центров гигиены и эпидемиологии, представители центров гигиены и эпидемиологии


 

 О практике работы по реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам и действиях, направленных на недопущение завоза на таможенную территорию Таможенного союза опасной продукции и инфекционных заболеваний

 

(Г.Г.Онищенко, О.В. Арнаутов, А.С. Есмаганбетова, Д.В. Маслов, В.И. Пинтусов, И.А. Ракитин, Г.Г.Онищенко)

 

1. Отметить, что сначалом второго этапа функционирования единой таможенной территории с 1 июля 2010 года в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС - Высшего органа Таможенного союза, на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 39, в Таможенном союзе действует единое правовое поле в области применения санитарных мер.

Правовые акты Таможенного союза подвергаются регулярной доработке, их изменения направлены на снятие избыточных административных барьеров и обеспечение необходимого уровня защиты территории Таможенного союза.

В первом квартале 2011 года санитарно-карантинный контроль на российской участке внешней границы Таможенного союза транспортных средств, пассажиров и грузов осуществлялся в 197 пунктах пропуска.

На наличие признаков инфекционных болезней было досмотрено 3 миллиона 809 тысяч 231 человек, что было обусловлено эпидемиологическими показаниями (вспышка холеры в ряде стран Карибского бассейна, прибытие лиц из стран, неблагополучных по особо опасным инфекционным заболеваниям), а также необходимостью радиационного контроля лиц, прибывающих из Японии в период после аварии на атомной электростанции.

Наибольшее число больных, либо подозрительных на инфекционные болезни выявлено в 27 пунктах пропуска, из них в железнодорожных пунктах пропуска выявлено 59 человек, в воздушных  – 18 человек, автомобильных – 40 человек, в смешанном – 1 человек.

В первом квартале 2011 года было досмотрено при прибытии в Россию 222842 транспортных средства.

Наибольшее число транспортных средств досмотрено на территории  Псковской, Брянской, Калининградской областях, Забайкальском крае.

В ходе контрольных мероприятий был приостановлен (временно запрещен) въезд 290 транспортных средств в 26 пунктах пропуска, из которых 22 автомобильных, 3 железнодорожных, 1 воздушный.

Наибольшее число транспортных средств, пропуск которых был приостановлен, зафиксировано на российско-украинском и российско-латвийском участках.

Досмотр грузов осуществлялся в 138 пунктах пропуска, было досмотрено 306 164 партии грузов.

Подавляющее большинство партий грузов и товаров досмотрено в автомобильных пунктах пропуска – 81,7 % от общего числа партий грузов и товаров.

Из товаров, подлежащих государственной регистрации, досмотрено 48323 партий грузов и товаров, относящихся к 1-11 группам товаров Раздела II Единого перечня товаров, общим объемом 1045551 тонн.

В результате санитарно-карантинного контроля в 37 пунктах пропуска запрещен ввоз 692 партий подконтрольных грузов и товаров общим объемом 16727 тонн.

Вместе с тем, отмечаются случаи неправомерного ввоза на территорию Таможенного союза подконтрольных товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Учитывая, что такие случаи допускаются даже при участии специалистов, профессионально осуществляющих санитарно-карантинный контроль, при исключении такого контроля прогнозируется крайне значительное увеличение попадания на территорию Российской Федерации подконтрольных товаров, не прошедших необходимой оценки безопасности.

29 июня 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 394-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»,  которым предусматривается передача полномочий по осуществлению документарного санитарно-карантинного контроля в специализированных пунктах пропуска таможенным органам.

Принятыми решениями для реализации указанного федерального закона, предусмотрено сохранение санитарно-карантинного контроля транспортных средств и лиц во всех пунктах пропуска российского участка внешней границы, при этом, в специализированных пунктах пропуска контроль будет осуществляться специалистами Роспотребнадзора за транспортными средствами и лицами, пересекающими границу, а в случаях чрезвычайных ситуаций и при отсутствии необходимых документов, подтверждающих безопасность продукции, - за подконтрольными товарами.

В связи с тем, что вРоссийской Федерации уже несколько лет действует запрет на поставки вина и минеральной воды из Грузии, ограничения на поставки вина из Республики Молдова, белорусской стороной переоформлены все свидетельства о государственной регистрации на алкогольную продукцию молдавского и грузинского происхождения, в них указана недопустимость оборота такой продукции на территории Российской Федерации. Осуществляется работа по переоформлению шести удостоверений на минеральную воду «Боржоми», изготовленную Республикой Грузия, зарегистрированную в государственном гигиеническом реестре Республики Беларусь.

Ожидается, что аналогичные меры будут приняты уполномоченным органом Республики Казахстан.

Для обеспечения эффективной защиты от поступления потенциально опасной продукции должны быть уточнены механизмы реализации статьи 9 Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам, предусмотрена реализация права Сторон на введение временных санитарных мер в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации. Соответствующие предложения в настоящее время уже подготовлены.

Федеральным законом Российской Федерации от 21 апреля 2011 года №75-ФЗ ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 апреля 2009 года.

Изменения Соглашения таможенного союза по санитарным мерам касаются отмены санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию, как документа, подтверждающего безопасность продукции, установлено также, что Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299, действуют до принятия технических регламентов ЕврАзЭС на данный вид подконтрольных товаров.

В связи с разработкой технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС существенно повышается актуальность совместнойработы по выработке согласованных позиций санитарно-эпидемиологических служб государств-членов Таможенного союза и консолидированное участие представителей санитарно-эпидемиологических служб наших трех государств при определении механизмов надзора и контроля, которые отражаются в таких технических регламентах.

Также уполномоченными органами сторон достигнуто согласие в том, что совместная работа, координация деятельности, выработка единых позиций актуальны в связи с необходимостью гармонизации показателей безопасности в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях и подходов к осуществлению надзора и контроля, особенно в связи с международными процессами интеграции.

Так, Российской Федерацией по результатам заседания совместных рабочих групп  (Россия-ЕС) по гармонизации предельно допустимых уровней пестицидов, антибиотиков в пищевых продуктах, было гармонизировано более 330 национальных нормативов, впоследствии они были включены в правовые акты Таможенного союза.

Российская Федерация, помимо интеграционного процесса Таможенного союза, принимает активное участие в переговорных процессах в рамках ЕС, ВТО, других международных организаций. Необходимо участие представителей всех государств Таможенного союза в этих переговорных процессах, так как в условиях Таможенного союза согласованные решения могут приниматься исключительно на трехсторонне согласованной основе.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека готова совместно с представителями уполномоченных органов Республики Казахстан и Республики Беларусь вырабатывать совместные позиции  и отстаивать их в международных организациях.

В соответствии с пунктом 31 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года) действие ранее выданных документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров, истекает 1 января 2012 года. В Российской Федерации по состоянию на 4 мая 2011 года из более чем 15 тысяч разрешительных документов переоформлено около 20 процентов. Аналогично складывается ситуация в Республике Казахстан и Республике Беларусь.

Учитывая большой объем документов, подтверждающих безопасность продукции, выданных в соответствии с национальными требованиями безопасности, а также необходимость предотвращения необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности после 1 января 2012 года, участникам экономической деятельности необходимо интенсифицировать подачу заявлений для переоформления таких документов на свидетельства о государственной регистрации, выдаваемых по единой форме Таможенного союза. 

Роспотребнадзором, санитарно-эпидемиологическими службами Республики Казахстан и Республики Беларусь такая информация была доведена до сведения представителей предпринимательского сообщества страны, соответствующие указания даны и территориальным органам.

В настоящее время система государственного управления всех трех государств-участников Таможенного союза переходит на оказание услуг населению в электронном виде.

Эта деятельность направлена на устранение избыточных административных барьеров, ускорение взаимодействия государственных органов с деловым сообществом и населением.

Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 предусматривает возможность оформления свидетельств о государственной регистрации продукции в электронной форме.

В Российской Федерации, в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» предполагается переход в 2011 году на оказание государственных услуг, включая выдачу свидетельств о государственной регистрации, в электронном виде.

В связи с этим, необходимо предусмотреть необходимые организационные мероприятия, связанные с внедрением систем электронного документооборота, которые позволят осуществлять государственных регистрацию подконтрольных товаров в электронном виде во всех государствах-членах Таможенного союза.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в государствах-членах Таможенного союза необходимо:

  1. Уполномоченным органам государств-членов Таможенного союза:
  2. Продолжать выполнение необходимых мероприятий по санитарно-карантинному контролю в строгом соответствии с Соглашением таможенного союза по санитарным мерам.
  3. Не допускать ввоза на территорию Таможенного союза товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
  4. Вынести на рассмотрение на очередном заседании рабочей группы при Секретариате Комиссии Таможенного союза по направлению «Санитарные меры» вопрос о возможности подтверждения государственной регистрации продукции исключительно государством-членом Таможенного союза, выдавшим такое свидетельство.
  5. Обеспечить необходимый уровень защиты территории государства-участника Таможенного союза, при введении им временных санитарных мер и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации, в частности - ограничения действия свидетельств на товары, обращение которых запрещено одним из государств-членов.
  6. Уточнить механизмы реализации статьи 9 Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам в части дополнения Положения о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) нормой о том, что при введении одним из государств-членов Таможенного союза временных санитарных мер, в свидетельствах о государственной регистрации подконтрольных товаров указывается дополнительная информация о наименовании государства-члена, на территории которого не допускается обращение такой продукции.
  7. Продолжить систематическую подготовку специалистов, осуществляющих санитарно-карантинный контроль и государственную регистрацию подконтрольных товаров.
  8. Продолжить совместную работу по выработке согласованных позиций санитарно-эпидемиологических служб государств-членов Таможенного союза и консолидированное участие представителей санитарно-эпидемиологических служб при разработке и обсуждении проектов технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также в международных переговорных процессах, связанных с обеспечением безопасности населения.
  9. Создать рабочую группу из представителей уполномоченных органов Сторон по внедрению электронного документооборота при осуществлении санитарно-карантинного контроля и государственной регистрации подконтрольных товаров.
  10. Образовать рабочую группу из представителей уполномоченных органов Сторон для выработки единых позиций для их представления в международных организациях (ВОЗ, ЕС, ВТО, Кодекс Алиментариус и другие) и консолидации усилий для их принятия.
  11. Руководителям территориальных Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека активизировать работу по реализации мер, предусмотренных соглашением Таможенного союза по санитарным мерам, принять исчерпывающие меры для предотвращения завоза на таможенную территорию Таможенного союза опасной продукции, заноса инфекционных болезней.
  12. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксеновой) до 6 мая 2011 года подготовить предложения о целесообразности сохранения радиологического контроля за лицами, прибывающими из Японии.

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                                         Г.Г.Онищенко

106



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word