16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 29.09.2006


Протокол Всероссийской конференции «Защита прав потребителей и развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в Южном федеральном округе Российской Федерации

16 Октября 2006
28-29 сентября 2006 г.
г. Волгодонск
 
В соответствии с решением Консультативного совета по защите прав потребителей, действующего при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28-29 сентября 2006 г. в г. Волгодонске Ростовской области состоялась региональная конференция на тему «Защита прав потребителей и развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
 
Председательствовал:
Прусаков О.В., начальник Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
В работе конференции приняли участие 119 человек, в том числе представители аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной антимонопольной службы, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, территориальных органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных объединений потребителей и бизнеса Южного федерального округа, Воронежской и Белгородской областей.
 
Повестка дня:
 
1. О защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
 
2. Проблемы при выборе способа управления многоквартирными домами. Роль органов местного самоуправления.
 
3. Вопросы развития конкуренции в сфере ЖКХ.
 
4. Организационная роль органов местного самоуправления при реализации положений Жилищного Кодекса РФ по вопросам выбора способа управления многоквартирными домами. Опыт и проблемы г. Волгодонска.
 
5. Состояние метрологического обеспечения субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в системе ЖКХ.
 
6. Роль государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации в защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
 
7. О системе взаимодействия общественных организаций потребителей с федеральными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами при решении вопросов защиты прав потребителей в сфере ЖКХ.
 
8. Заседания «Круглых столов» по темам:
 
 - «Формы и методы государственного, муниципального и общественного контроля за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ»;
 - «Актуальные проблемы управления многоквартирными домами в условиях реформирования, развитие конкуренции в сфере ЖКХ».
 
СЛУШАЛИ:
начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Олега Владимировича Прусакова «О защите прав потребителей в сфере ЖКХ».
 
В своем выступлении О.В. Прусаков отметил, что для Роспотребнадзора и его территориальных органов проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, объективно является одним из приоритетных направлений деятельности. При этом актуальность данной работы особенно возросла с принятием и введением в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, открывшего во - многом принципиально новый этап развития отношений в сфере ЖКХ, сопровождающийся среди прочего активными структурными преобразованиями на рынке, связанными, в свою очередь, с изменением законодательных основ их правового регулирования.
 
Данное обстоятельство предполагает скорейшую адаптацию со стороны Роспотребнадзора к тем изменениям, которые произошли в последнее время и продолжают происходить в соответствующей нормативно-правовой базе, поскольку без этого невозможно определить не только приоритетные направления деятельности, но и выработать те механизмы, связанные с реализацией возложенных на Службу функций, которые позволяли бы с максимальной эффективностью обеспечивать в сфере ЖКХ действенную защиту прав и интересов потребителей во всем их многообразии (с точки зрения социально-бытового аспекта, экономической составляющей и т.д.).
 
В этой связи, уже начиная с 2004 и на протяжении всего 2005 года Роспотребнадзор систематически уделял повышенное внимание вопросам методического обеспечения соответствующей деятельности своих территориальных органов (в этот период было подготовлено несколько информационно-методических писем по актуальным проблемам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ, проведены обучающие семинары для специалистов Службы и т.д.).
 
В текущем году на решение той же задачи было направлено письмо Федеральной службы от 8 февраля 2006 года № 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг», в котором среди прочего содержалось поручение территориальным органам разработать в каждом субъекте Российской Федерации программу необходимых организационных и контрольных мероприятий, предусматривающих комплекс мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами законодательства о защите прав потребителей. Первые результаты этой работы стали предметом серьезного анализа и заинтересованного обсуждения на очередном заседании Постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, прошедшем 15 августа 2006 года под председательством руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко.
 
Особую актуальность проводимой в настоящее время работе по указанному направлению придает введение в практику общественных отношений в сфере ЖКХ института управляющих организаций для управления многоквартирными домами, чье нормативно-правовое обеспечение «вступления» в рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг было окончательно оформлено с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
 
В соответствии с этим документом органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с 1 января 2007 года должны проводить соответствующие конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Данное обстоятельство предполагает объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления как в деле стимулирования соответствующей активности самого населения (в том числе за счет более действенного информирования и просвещения потребителей), так и в части отработки в превентивном порядке механизмов необходимого взаимодействия с субъектами рынка предоставления жилищно-коммунальных услуг, заключающих и (или) желающих заключать соответствующие договоры управления многоквартирными домами.
 
В этой связи Роспотребнадзор отмечает, что, несмотря на проделываемую работу, текущая деятельность территориальных органов Службы по защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в целом все еще не отличается системным подходом к решению тех многочисленных проблем, которые имеют место быть в рассматриваемой области правоотношений. В частности, к настоящему времени лишь в половине субъектов Российской Федерации управлениями Роспотребнадзора разработаны, утверждены и реализуются программы (планы) проведения необходимых организационных и контрольных мероприятий, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
 
На этом фоне остается значительным количество обращений и жалоб потребителей жилищно-коммунальных услуг. Так, за первое полугодие текущего года в территориальные органы Роспотребнадзора только письменных заявлений подобного рода поступило более 5,5 тысяч. При этом, практически причиной каждого обращения служит:
 
- нарушение требований к качеству предоставляемых услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и (или) электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан (основная доля жалоб);
несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу твердых бытовых отходов, содержанию придомовой территории.
 
Как результат, за первую половину 2006 года управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проведено около 7500 соответствующих контрольных мероприятий. Практически повсеместно были установлены нарушения прав потребителей на необходимую и достоверную информацию. При этом до потребителей не доводится в установленной форме информация о предприятиях ЖКХ (наименование и место нахождения организации, режим работы), адреса и номера телефонов диспетчерской и аварийной служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы и т.д.
 
К лицам, допустившим нарушения требований законодательства о защите прав потребителей, применялись меры административного воздействия. Всего было возбуждено более 1600 дел об административных правонарушениях. Однако при этом наиболее часто применялись те статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые характеризуют не столько нарушения законодательства о защите прав потребителей, сколько несоблюдение сопрягающихся с ним требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», ст. 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта», ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами»). Общая сумма наложенных штрафов превысила 5 млн. рублей.
 
В то же время, поскольку административная санкция в виде штрафа не всегда является эффективной мерой воздействия, стимулирующей исполнителей жилищно-коммунальных услуг к устранению допущенных нарушений, территориальные органы Роспотребнадзора все больше используют практику предъявления судебных исков в защиту неопределенного круга лиц и защиту прав потребителей посредством институтов гражданского судопроизводства. Положительный опыт такой работы уже имеется, в частности, в Ростовской, Свердловской, Ленинградской, Амурской областях, что обуславливает необходимость соответствующего обобщения нарабатываемой практики в указанном компоненте работы Службы в целях ее дальнейшего распространения.
 
С целью повышения эффективности работы по предотвращению и (или) недопущению нарушения прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг каждое третье территориальное управление Роспотребнадзора в настоящее время активно взаимодействует с органами жилищной инспекции, каждое четвертое - с общественными организациями потребителей. При этом основными формами такого взаимодействия служат совместные проверки, регулярный обмен информацией, передача обращений потребителей по принадлежности.
 
Важную роль координатора в объединении совместных усилий с целью достижения максимально эффективных результатов в деле защиты прав потребителей в сфере ЖКХ призваны выполнять как уже созданные, так и создающиеся в субъектах Российской Федерации консультативные советы по защите прав потребителей (в городе Санкт-Петербурге, Ставропольском крае и Республике Татарстан они действуют при управлениях Роспотребнадзора, в Тверской, Тамбовской Ленинградской областях такие Советы созданы при региональных органах исполнительной власти). В состав этих Советов входят руководители территориальных органов Роспотребнадзора, представители других контролирующих органов, руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, представители общественных организаций, организаций – поставщиков услуг. Большое внимание в их работе уделяется проведению мероприятий, направленных на широкое информирование потребителей об основах законодательства в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
 
Докладчик особо отметил тот факт, что вопрос дальнейшего повышения эффективности деятельности по контролю и надзору в сфере строительства жилья и предоставления жилищно-коммунальных услуг уже определен Роспотребнадзором в качестве одного из своих приоритетов в Основных направлениях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 год и выразил уверенность в успешной работе проводимой конференции, которая должна положить начало к проведению подобного рода мероприятий во всех федеральных округах Российской Федерации.
 
СЛУШАЛИ:
заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Анатолия Борисовича Плескачева «Проблемы при выборе способа управления многоквартирными домами. Роль органов местного самоуправления»
 
В своем выступлении А.В. Плескачев отметил, что основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, основывающаяся на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активного привлечения граждан к управлению своей собственностью в жилищной сфере. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является одной из важнейших социально значимых функций государства. Эффективность реализации указанной задачи в первую очередь зависит от правильного выбора правовых норм, подлежащих применению в каждом конкретном случае.
 
В настоящее время на федеральном и областном уровнях принят весь запланированный пакет нормативных правовых актов, направленных на реформирование управления жилищным фондом, что в полной мере создает необходимую базу для принятия нормативных документов местного уровня.
 
В Ростовской области имеется более 43 тысяч многоквартирных домов (две и более квартир), в которых должен быть выбран способ управления. Общая площадь многоквартирных домов жилищного фонда на территории Ростовской области составляет 49432,9 тыс.кв.м.
 
На 1 сентября 2006 г. в Ростовской области доля жилых домов, в которых выбран способ управления в многоквартирных домах составляет 19 % (на 1 июня 2006 г. – 4 %), что составляет 7952 многоквартирных домов, из них:
 
- 1458 ТСЖ и ЖСК управляют 1772 домами или 4,22% от общего числа домов;
- 755 домов или 1,8 % - непосредственное управление;
- 76 управляющих организаций управляют 5425 домами – 12,92%.
 
Сложилась ситуация, при которой коммерческой организации (управляющей компании) легче развернуться на рынке услуг, чем некоммерческой (ТСЖ, ЖСК), что связано с большим объемом отчетности представляемой в налоговую службу, которая может вестись только профессиональным бухгалтером.
 
Проблемный вопрос для ТСЖ на сегодняшний день – уплата налога на прибыль, так как при определении налоговой базы должны учитываться обязательные платежи жильцов на ремонт общего имущества, коммунальные платежи, поступления на содержание общего имущества от собственников, не являющихся членами ТСЖ. Данное положение вещей очень спорно.
 
В настоящее время управлением финансовых ресурсов и налоговой политики Администрации области готовятся предложения по внесению изменений в действующее налоговое законодательство в части налогообложения ТСЖ.
 
Также обязательными расходами ТСЖ являются:
 
- зарплата персоналу;
- единый социальный налог;
- проценты за обслуживание банковского счета;
- ежегодное техническое освидетельствование лифтов;
- продление удостоверений лифтеров и т.п.
 
Все это жильцы должны оплачивать из своего кармана.
 
При создавшихся условиях, конечно же, легче выживать коммерческим структурам.
Вместе с тем, не выработан действенный механизм защиты населения от недобросовестных управляющих компаний.
 
Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ области совместно с Главным управлением пресс-службы и информации Администрации области летом этого года проведен социологический опрос с целью изучения мнения населения о проблемах ЖКХ, уровня информированности граждан о проводимой реформе жилищно-коммунального обслуживания, степени готовности к участию в реформировании отрасли.
 
Данный опрос выявил несколько основных проблем:
 
- низкая информированность граждан о необходимости выбора способа управления своим домом, а также о правах и обязанностях (43% опрошенных жильцов многоквартирных домов);
- невысокая социальная активность собственников жилья (только 14% респондентов проявили безусловную готовность принять участие в управлении своим домом);
- недоверие местным администрациям в вопросе выбора управляющей организации (не доверяет 51% опрошенных).
 
В условиях процесса выбора формы управления жильем актуализируется вопрос о контроле качества жилищно-коммунального обслуживания. По мнению населения контроль должен осуществляться:
 
 - самими собственники жилья (57%)
 - домовой общественностью путем подписи актов выполненных работ предприятий, обслуживающих жилье (30%)
- руководителем ТСЖ, руководителем управляющей домом компании (27%)
- надзорными органами (жилищной инспекцией, прокуратурой, Роспотребнадзором и т.д.) (24%)
- администрацией города и ее структурами (14%)
- путем опубликования коммунальными предприятиями отчетов в СМИ (10%).
 
Чаще других первый вариант ответа выделили жильцы кооперативных домов (72%) и домов, принадлежащих ТСЖ (71%).
 
Выявлены определенные противоречия общественного сознания: недостаточно высокая социальная активность населения и нежелание передоверить свои права властным органам и акцент на то, что контроль качества услуг должны осуществлять сами собственники жилья или, по крайней мере, органы управления домом, ими избранные. Эти противоречия создают определенные сложности в проведении реформы ЖКХ и должны учитываться при реализации мероприятий.
 
Переходу к самоуправлению в жилищной сфере в значительной степени препятствует состояние жилищного фонда. По оценкам подавляющего большинства опрошенных (82%), дома, в которых они проживают, требуют капитального ремонта (срочно - 49%; в ближайшее время - 33%).
 
Целесообразно, учитывая степень износа многоквартирных домов и уровень дохода населения, оказывать государственную поддержку при проведении капитального ремонта с привлечением средств граждан – собственников помещений в многоквартирных домах.
 
Необходимо отметить, что для решения самого болезненного вопроса – капитального ремонта жилых домов, в областном бюджете ежегодно предусматриваются немалые денежные средства (в 2005 году – 658 млн.рублей, в 2006 году – 527 млн.рублей, на 2007 год запланировано около 750 млн.рублей).
 
В настоящее время разрабатывается проект областной целевой программы по созданию условий управления многоквартирными домами. Основным направлением целевой программы будет являться государственная поддержка при осуществлении капитального ремонта на условиях участия в софинансировании собственниками жилья в многоквартирных домах, выбравших способ управления.
 
Указанная программа будет направлена на комплексное решение проблем в сфере управления жилищным фондом. Помимо вопросов капитального ремонта путем субсидирования процентных ставок по кредитам управляющих организация и ТСЖ будут решаться проблемы замены изношенного дорогостоящего оборудования в многоквартирном доме (лифты, общие приборы учета и т.п.), а также мероприятия для повышения степени информированности граждан о целях и задачах реформы ЖКХ на этапе выбора способов управления многоквартирными домами.
 
В настоящее время министерством строительства разработаны методические рекомендации по выбору управляющей организации, в том числе форма примерного договора на управление многоквартирным домом.
 
Учитывая, что защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформирования жилищного сектора экономики является одной из важнейших социально значимых функций государства, проведение систематического и целенаправленного государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в указанной области, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений.
 
СЛУШАЛИ:
заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Олега Владимировича Локоту «Вопросы развития конкуренции в сфере ЖКХ».
 
В своем выступлении О.В. Локота отметил, что реформа ЖКХ - это, в первую очередь, демонополизация отрасли, развитие конкуренции на рынке услуг по обслуживанию жилищного фонда, повышение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Для достижения указанных задач реформы ЖКХ необходимо учитывать следующее.
 
Сферу ЖКХ можно разделить на монопольный сектор и потенциально конкурентный (или искусственно монополизированный).
 
Оказание услуг субъектами монопольного сектора (локальные и естественные монополии) сопровождается следующими проблемами:
 
- выставление невыгодных условий для заключения договора (навязывание услуг конкретных хозяйствующих субъектов – в частности по поставке и установке приборов учета);
- включение в договор невыгодных условий (требование предоплаты, одностороннее изменение договоров и др.).
 
Обращает на себя практика применения ООО «Ростоврегиоингаз» поправочных коэффициентов при расчетах населением за газ. В настоящее время по иску Прокуратуры Ростовской области действия ООО «Ростоврегиоингаз» рассматриваются в Арбитражном суде Ростовской области.
 
В этом секторе важна активность по защите своих прав всех потребителей – физических лиц, ТСЖ, управляющих компаний.
 
Обращено внимание, что с 26.10.06 вступает в силу Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» нормы которого позволят антимонопольным органам защищать интересы физических лиц, в том числе при предоставлении коммунальных услуг.
 
Сектор потенциально конкурентный (или искусственно монополизированный в рамках конкретных муниципалитетов):
 
 - услуги по благоустройству: необходимо конкурсное размещение заказа, выход органов местного самоуправления из уставного капитала коммерческих организаций, действующих на этом рынке.
- услуги технической инвентаризации: необходимо развитие конкуренции в сегментах изготовления технической документации, проведения измерений путем отказа от аккредитации только муниципальных или государственных предприятий. Ведение архивов, обеспечение единства учета может оставаться функцией только аккредитованных организаций.
- услуги страхования: необходим выход органов местного самоуправления из уставного капитала страховых компаний, что ведет к навязыванию их услуг лицам, использующим муниципальное имущество.
- услуги по перечислению платежей за коммунальные услуги. Практика показывает, что ОАО «Сберегательный банк» произвольно устанавливает величину комиссионного вознаграждения за соответствующие услуги (при этом она в разы превышает ее уровень в банках конкурентах), включает в договор условия, ущемляющие интересы контрагента (одностороннее изменение условий договора).
 
В качестве приоритетных направлений реформирования ЖКХ и развития конкуренции предлагается:
 
 - производить передачу органами власти инфраструктуры ЖКХ только путем открытых торгов, исключая внеконкурсное заключение договоров аренды или договоров управления;
 - обеспечение прозрачности установления тарифов: при утверждении тарифов на очередной период обеспечить открытость утвержденных тарифов, размещая структуру затрат, покрываемых тарифом, в СМИ и на официальных сайтах регулирующих органов;
 - ограничить участие государства и муниципальных образований в деятельности хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ: государство и муниципальные образования должны участвовать только в тех хозяйствующих субъектах, деятельность которых имеет стратегическое значение, либо тех, которые осуществляют естественно-монопольные виды деятельности.
 
СЛУШАЛИ:
заместителя главы Администрации г. Волгодонска Александра Михайловича Милосердова «Организационная роль органов местного самоуправления при реализации положений Жилищного Кодекса РФ по вопросам выбора способа управления многоквартирными домами. Опыт и проблемы г. Волгодонска».
 
В своем выступлении А.М. Милосердов сообщил, что численность населения г.Волгодонска составляет 172 370 человек, в городе 4149 домов, из них 757 многоквартирных, в которых должен быть выбран способ управления. Общая площадь жилищного фонда города 3302,9 тыс.м2 общая площадь жилищного фонда многоквартирных домов составляет 90 % общей площади жилищного фонда города, доля площади жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, составляет 16%.
 
Для организации работ по реформированию ЖКХ в 2005 году распоряжением главы города Волгодонска была создана рабочая группа под председательством заместителя главы администрации города по городскому хозяйству, в состав которой вошли представители органов местного самоуправления, муниципальных предприятий ЖКХ и общественных организаций города.
 
Перед рабочей группой были поставлены задачи обеспечить:
 
- подготовку информации в СМИ по вопросам реформирования ЖКХ;
- подготовку рекомендаций по текущим вопросам реформирования ЖКХ;
- подготовку заключений о соответствии или несоответствии требованиям законодательства предложений граждан, предприятий ЖКХ и общественных организаций по реформированию ЖКХ;
- разработку рекомендаций и проведение консультаций по правовым вопросам реформирования ЖКХ;
- участие в собраниях собственников помещений в многоквартирных домах;
- формирование пакета документов, обязательных для представления организациями, претендующими на выполнение функций по управлению многоквартирными домами.
 
Для осуществления функций управления процессом реформирования ЖКХ города и объектов ЖКХ, находящихся в муниципальной собственности, постановлением главы города было создано муниципальное унитарное предприятие «Управление развития городского хозяйства» (МУП «УРГХ»).
 
Для осуществления непосредственного взаимодействия с собственниками помещений в многоквартирных домах по выбору способа управления в составе МУП «УРГХ» был создан отдел по перспективному развитию и работе с собственниками многоквартирных домов.
 
Для организации выбора населением способов управления многоквартирными домами в соответствии с Жилищным Кодексом РФ специалистами МУП «УРГХ», вошедшими в состав рабочей группы по реформированию ЖКХ, был подготовлен пакет методических материалов, рекомендованных собственникам:
 
- методическое пособие по проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
- методика определения доли собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
- форма и проект сообщения по проведению собрания;
- форма повестки собрания;
- проекты протоколов по проведению собрания;
- проект договора на управление между управляющей компанией и собственниками;
- рекомендации по порядку действий, прохождения документов во исполнение Жилищного кодекса и иных нормативных документов собственников помещений в многоквартирном доме.
 
Разработаны критерии оценки управляющих организаций претендующих на управление многоквартирным домом.
 
Подготовлены предложения по форме реорганизации существовавших управляющих организаций с переходом на упрощенную систему налогообложения.
 
Для организации проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по выбору способов управления:
 
- подготовлен персональный состав групп по проведению общих собраний;
- составлены графики проведения общих собраний;
- проведено обучение групп специалистов для проведения общих собраний;
- организовано участие представителей администрации города в общих собраниях по выбору способа управления многоквартирным домом, проводимых по инициативе собственников.
 
Были организованы и проведены обучающие семинары с уполномоченными представителями собственников многоквартирных домов.
 
- проведено более 730 общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
- выбран способ управления в 685 многоквартирных домах.
 
Из 757 многоквартирных домов выбраны и реализуются способы управления:
 
- ТСЖ, ЖСК в 81 домах;
- управляющая организация в 424 домах;
- непосредственное управление в 181 домах.
 
Не выбран способ управления в 71 доме.
 
Изменение собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления осуществляется в соответствии с ЖК РФ.
 
В настоящее время общая площадь жилищного фонда многоквартирных домов, в которых уже выбран способ управления, составляет 97,6% общей площади жилищного фонда многоквартирных домов, в которых должен быть выбран способ управления.
 
В городе созданы 16 управляющих организаций и работают 23 организации, осуществляющие выполнение работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.
 
С целью минимизации роста цен на содержание жилья и ремонт жилья администрацией города было рекомендовано применение этими организациями в своей деятельности упрощенной системы налогообложения, что позволило ограничить рост цен на содержание жилья и ремонт жилья 7 процентами (2006 год в сравнении с 2005 годом), при этом обеспечить повышение минимального размера оплаты труда работников ЖКХ с 1350 до 1466 рублей. Увеличены расходы организаций на содержание, техническое обслуживание внутридомовых сетей. Обеспечено стабильное финансовое положение предприятий ЖКХ, занятых содержанием и ремонтом жилого фонда, значительно уменьшены расходы на управление в составе цены на содержание жилья.
 
Большинство управляющих и эксплуатирующих организаций созданы из работников «старых» ЖРЭУ, однако на рынке жилищных услуг появились и новые организации. Примечательным является некоммерческое партнерство «ЖЭО №8», которое учредили собственники помещений многоквартирных домов в пределах городского квартала В-8 (20 многоквартирных жилых домов). Собственники помещений определяют первоочередные работы по содержанию и текущему ремонту домов. На каждый дом заведен лицевой счет, ежемесячно организация отчитывается перед уполномоченными представителями собственников, формируются планы работ на следующие периоды.
 
В каждом подъезде вывешена информация о плане работы, номерах телефонов служб и специалистов управляющей организации, сведения об уполномоченных представителях собственников (домовом комитете), номера телефонов руководства, отделов и специалистов МУП «УРГХ» и администрации, аварийных служб города. Управляющие организации (НП «ЖЭО №8», ООО «Рисож-1», ООО «Рисож-2» и др.) ввели в практику выпуск информационных листов с подробным отчетом перед собственниками о проделанной работе и информацией о задачах перед управляющей организацией на следующий плановый период.
 
Следует отметить практику совместных действий собственников помещений в многоквартирных домах микрорайона № 15, управляющей организации ООО «Жилстрой-ЖЭК-2» и МУП «УРГХ» по обеспечению совместного контроля за предоставлением собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах микрорайона качественных услуг с высокой культурой обслуживания. Обязательства сторон по такому взаимодействию закреплены в трехстороннем договоре.
 
На рынке работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов действуют только частные организации.
 
Управление 71 многоквартирным домом в городе осуществляют 50 ТСЖ, которые самостоятельно осуществляют выполнение работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. 24 ТСЖ в 24 многоквартирных домах объединены в НП «Волгодонская ассоциация собственников жилья».
 
Докладчик отметил, что «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», подробно конкретизируя порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, вводят ограничения прав граждан по заключению договоров на предоставление коммунальных услуг при выборе различных способов управления многоквартирными домами.
 
Докладчик указал, что необходимо внести изменения в ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, которые должны закрепить право собственников помещений в многоквартирных домах самим выбрать с кем им заключать договоры на предоставление коммунальных услуг – с управляющей организацией или прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.
 
В процессе выбора способов управления постоянно проводилась и в настоящее время ведется разъяснительная и консультативная работа с гражданами в форме участия в сходах граждан, ответов на письменные и устные обращения граждан, публикаций информации о ходе реформирования ЖКХ в СМИ, проведения «круглых столов» с участием главы города, заместителя главы администрации города по городскому хозяйству, руководителей управляющих и подрядных организаций, общественных организаций города.
 
По проблемам налогообложения ТСЖ, отмеченным собранием с общественностью города, состоявшимся 25.05.2006, администрацией города направлены соответствующие обращения в Администрацию, Законодательное собрание и Комиссию по правам человека Ростовской области. Кроме того, в Законодательное собрание Ростовской области направлено обращение с просьбой выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу о внесении соответствующих изменений в ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по восстановлению льгот по оплате жилого помещения для инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах многоквартирных жилых домов, в которых созданы ТСЖ.
 
Администрацией города организован ежеквартальный выпуск информационного листа «Волгодонск в цифрах и фактах» для доведения жителям города основных мероприятий, осуществляемых администрацией, в том числе по реформированию ЖКХ. Проведен социологический опрос жителей по теме «Мнение населения города о ходе реализации реформы ЖКХ в г.Волгодонске».
 
В городе создан Координационный совет по реформированию ЖКХ под председательством заместителя главы администрации города по городскому хозяйству, в состав которого вошли специалисты администрации города, депутаты Волгодонской городской Думы, представители Волгодонской общественной палаты, городского Совета ветеранов, руководители управляющих организаций, председатель НП «Волгодонская ассоциация собственников жилья».
 
Координационным советом рассмотрены и приняты решения по проектам:
 
- положения об аккредитации организаций, претендующих на управление или обслуживание многоквартирных домов;
- новой редакции типового договора управления многоквартирным домом, содержащей конкретные положения по вопросам жилищных отношений в управлении многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по контролю качества работ, услуг собственниками;
- положения об уполномоченном представителе собственников помещений в многоквартирном доме при различных способах управления многоквартирном домом.
 
Ежеквартально на заседаниях координационного совета заслушиваются управляющие и обслуживающие организации, уполномоченные представители собственников (домовые комитеты) о ходе работ по эксплуатации жилищного фонда в условиях реформирования ЖКХ.
 
Была принята декларация принципов взаимодействия органов местного самоуправления, частного бизнеса и потребителей в коммунальной сфере.
 
Докладчик обратил внимание на то, что выбору и реализации одного из наиболее эффективных способов управления многоквартирным домом – управление товариществом собственников жилья, в определенной степени, препятствует несовершенство действующего законодательства РФ: инвалиды, собственники помещений в домах, выбравших способ управления ТСЖ, теряют льготы по оплате за содержание и текущий ремонт жилья.
 
В настоящее время в Координационном совете по реформированию ЖКХ рассматривается проект постановления главы города, в котором будет определен порядок финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов за счет средств бюджета города и порядок софинансирования из бюджета города работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств собственников помещений в многоквартирных домах.
 
В 2006 году из Фонда муниципального развития Ростовской области г.Волгодонску выделено 20 млн.руб. на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
 
Однако выделяемых на настоящее время средств недостаточно даже для решения первоочередной проблемы – ремонта и замены лифтов в многоэтажных домах, которую ощущают на себе большинство жителей многоквартирных домов. Большая часть многоквартирных домов в нашем городе строилась в короткий промежуток времени, единым массивом. По этой причине из 903 лифтов, которыми оборудованы 273 жилых дома, 228 лифтов отработали нормативный срок эксплуатации (25 лет), оборудование морально устарело, пришло в естественную негодность. На полную замену этих лифтов требуются значительные средства. В 2006 году из средств бюджета города на капитальный ремонт лифтов выделено 4,4 млн. руб., из Фонда муниципального развития Ростовской области на полную замену лифтов в 2006 году дополнительно выделено 25,2 млн.руб. Потребность в финансировании на восстановление ресурса лифтов в 2007 году по предварительной оценке составляет 37,41 млн. руб.
 
Неоднократно администрацией города направлялись обращения в Правительство РФ по проблемам финансирования работ по повышению эксплуатационной надежности (ПЭН) многоквартирных домов города.
 
Среди проблемных вопросов, рассмотренных на «круглом столе» «Что мешает реализации ЖК РФ» в августе 2006 года, обсуждены проблемы повышения эксплуатационной надежности многоквартирных домов в нашем городе.
 
По результатам обсуждения проблемы ПЭНов администрацией города подготовлен и направлен депутату Государственной Думы Дятленко В.А. пакет документов и обращение с просьбой совместно с профильными комитетами Государственной Думы Федерального Собрания РФ инициировать решение вопросов финансирования программы ПЭН в городе Волгодонске.
 
Процессу реформирования ЖКХ в городе, уделялось и уделяется первоочередное внимание Главы города. Решение этих вопросов находится под постоянным контролем заместителя главы администрации города по городскому хозяйству.
 
Повышенное внимание ходу реформирования ЖКХ в нашем городе уделяется Администрацией Ростовской области. 27.06.2006 в городе был проведен областной семинар-совещание «Организация выбора населением способов управления многоквартирными домами», на котором были обсуждены проблемы реформирования ЖКХ в Ростовской области. Мы уверены в том, что Администрацией области и в дальнейшем будет оказываться поддержка городу в решении проблем реформирования ЖКХ.
 
С целью повышения активности граждан в управлении своей собственностью в жилищной сфере, разъяснения конкретных вопросов в управлении многоквартирными домами с учетом имеющегося положительного опыта реформирования ЖКХ в городе и области в настоящее время администрацией города подготовлено издание методического пособия для собственников помещений в многоквартирных домах.
 
Администрация города выражает уверенность, что практическая реализация органами местного самоуправления функций по защите прав потребителей в сочетании с полномочиями, реализуемыми территориальным управлением Роспотребнадзора, позволит добиваться более действенных результатов, связанных с обеспечением гражданам соответствующих гарантий их прав.
 
 
СЛУШАЛИ:
заместителя руководителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Татьяну Николаевну Кривошлыкову «Состояние метрологического обеспечения субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в системе ЖКХ».
 
В своем выступлении Т.Н. Кривошлыкова сообщила , что деятельность по защите прав потребителей в сфере ЖКХ реализуется ЮМТУ Ростехрегулирования путем проведения государственного метрологического надзора, целью которого является контроль за соблюдением обязательных требований к состоянию метрологического обеспечения, в том числе в сферах взаимных расчетов, обеспечения безопасности труда, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды.
 
Надзорная деятельность по защите прав потребителей направлена на обеспечение бесперебойного и качественного снабжения энергоносителями, достоверного и точного учета потребляемых энергоресурсов, обусловленные наличием необходимого комплекса метрологического обеспечения на предприятиях ЖКХ. Так точность и правильность определения количества потребляемых энергоресурсов, взимания коммунальных платежей напрямую зависит от состояния средств измерений, входящих в состав узлов учета энергоносителей.
 
Проведенные ЮМТУ Ростехрегулирования в июле- сентябре 2006г. целевые проверки в системах ЖКХ показали , что деятельность многих предприятий различных форм собственности жилищно-коммунального хозяйства ЮФО не полной мере удовлетворяет возросшим требованиям к качественному и эффективному оказанию услуг: при каждой из 95 целевых проверок отделами госнадзора ЮМТУ Ростехрегулирования выявлены нарушения метрологических правил и норм: . На устранение нарушений руководителям выданы предписаний, составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц, применены штрафные санкции.
 
В результате проведенных целевых проверок выявлен ряд нарушений в состоянии метрологического обеспечения на предприятиях, обслуживающих жилой фонд: на муниципальных предприятиях штатным расписанием не предусмотрена должность метролога, работа по обеспечению единства измерений выполняется различными подразделениями в отсутствие централизации данной деятельности (МУП ЖКХ различных районов); не обеспечен учет применяемых средств измерений и плановая организация их метрологического обслуживания. Поверка средств измерений производится эпизодически, главным образом под давлением предписаний энергоснабжающих и контролирующих организаций.
 
Обслуживание узлов учета тепловой энергии и теплоносителя нередко носит фиктивный характер. Осуществляют техническое обслуживание, ремонт и организацию поверки ряд предприятий, большинство которых даже не имеют необходимой лицензии на ремонт средств измерений (Тепломер, Росгидромонтаж). Обязательный демонтаж средств измерений для проведения технического обслуживания, ремонта и периодической поверки в большинстве случаев не производится. Плата за обслуживание узлов учета взимается при этом в полном объеме (в части поверки превышающая в несколько раз тарифы, установленные на поверку). Завышенные цены впоследствии «бьют по карману» потребителя.
 
Не все учетные операции обеспечены средствами измерений в необходимом объеме. В организациях тепловых сетей значительное количество котельных не оборудованы узлами учета вырабатываемой тепловой энергии (Тепловые сети г. Азов, Новочеркасск). При учете воды, забираемой из месторождений подземных вод, не установлены средства измерений учета количества воды . Учет забираемой воды проводится расчетно-нормативным методом по паспортным данным насосных агрегатов, что, как правило дает завышенное количество забираемой воды и влияет на себестоимость питьевой воды. Не ведется учет расхода объемов сточных вод, сбрасываемых в водоемы, что не позволяет правильно рассчитать количество активного хлора (МППУ «Водоканал» г. Новошахтинск, ГП «Зерноградмежрайводоканал», ООО «Водоканал» ст. Багаевская и др.).
 
Потребители не во всех случаях оснащены узлами учета. Выявляются факты недостаточного оснащения применяемого узла учета средствами измерений согласно требованиям проекта (отсутствуют предусмотренные проектом датчики давления, технические манометры и др.).
 
В нарушение Правил учета газа предприятиями в сфере расчетов продолжают применяться механические счетчики газа, у которых отсутствует возможность приведения объема газа к нормальным условиям.
 
В адрес ЮМТУ поступают обращения граждан по вопросу правомерности применения при расчетах с населением за потребляемый газ поправочных коэффициентов. Территориальный орган не располагает полномочиями для решения данного вопроса, и в отсутствие решения Федерального агентства, ЮМТУ не имеет возможности осуществлять контрольно-надзорную деятельность в данной области.
 
Далеко от идеального состояние счетчиков электрической энергии в многоквартирных домах (общедомовых, на освещение, лифтовых, в коммунальных квартирах). Применяются счетчики 70-х годов выпуска, неразрешенного класса точности 2,5, с момента выпуска не подвергавшиеся периодической поверке (МУП ЖКХ).
 
Все эти нарушения в совокупности не позволяют обеспечить достоверность определения количества потребляемых энергоресурсов при расчетах с населением, что является нарушением законных прав потребителей.
 
Для обеспечения потребностей общества в получении объективных , достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых при принятии решений для защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды  предприятиям и организациям, работающим в сфере ЖКХ необходимо улучшить ситуацию по метрологическому обеспечению отрасли так как применение поверенных и аттестованных узлов учета тепла, воды, газа, электроэнергии дает экономию потребителю от 2 до 4 раз.
 
Докладчик сообщил, что для удовлетворения возросших требований к качественному и эффективному оказанию услуг населению возможна сертификация организаций в добровольной системе «Росжилкоммунсертификация».
 
СЛУШАЛИ:
начальника государственной жилищной инспекции Ростовской области Анатолия Андреевича Щербакова «Роль государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации в защите прав потребителей в сфере ЖКХ».
 
Докладчик отметил своевременность проведения конференции и необходимость объединения усилий всех участников жилищно-коммунального комплекса – поставщиков, потребителей, государственных и муниципальных органов – в единый комплекс действий по обеспечению развития рыночных процессов в коммунальной сфере с формированием современных организационно-экономических механизмов взаимодействия.
 
Перед органами государственной власти, в связи со спецификой внешней среды хозяйствования коммунальных предприятий, стоит актуальная задача разработки стратегии реформирования, прогнозирования состояния ЖКХ с точки зрения обеспечения устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения.
 
Докладчик отметил, что жилищно-коммунальная сфера является сложным многоотраслевым комплексом, функционирование которой охватывает множество социально-экономических, организационно-технических и политических аспектов. Производственная структура предприятий жилищно-коммунальной сферы включает более 30 видов деятельности: водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, теплоснабжение, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов и др.
 
Особая важность жилищно-коммунальной сферы объясняется прежде всего невозможностью для потребителей отказаться от получения данных видов услуг на длительный срок без существенного ухудшения условий проживания, массовым характером потребления. Поэтому контроль за обеспечением бесперебойного предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг, стабильным функционированием всей инфраструктуры проживания всегда находится в центре внимания Госжилинспекций.
 
В целях более полного удовлетворения интересов потребителей специалистами Госжилинспекции обследовано более 40 млн. кв.м. жилищного фонда области. По результатам обследования было выдано 15181 предписание на устранение более 51 тысячи выявленных нарушений, к ряду руководителей служб ЖКХ Госжилинспекция вынуждена была применить меры административного воздействия за неисполнение предписаний: в течение истекшего периода 2006 года за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.22. и 7. 23. КоАП РФ привлечено 88 руководителей.
 
Как председатель координационного Совета Госжилинспекций Южного федерального округа докладчик отметил, что руководители Госжилинспекций Южного федерального округа не реже 2 раз в год собираются на заседания Совета на котором проводится обмен опытом, обсуждение итогов работы инспекций, в том числе по подготовке жилищного фонда к отопительному сезону и его прохождению, проблемные вопросы, связанные с применением Жилищного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, и в том числе задачи на перспективу по усилению государственного надзора за техническим состоянием и обслуживанием жилищного фонда, а так же повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению.
 
Указано, что за 8 месяцев 2006 года в Госжилинспекцию Ростовской областипоступило 1195 обращений граждан, что на 68 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. 99,4% обращений рассмотрено комиссионно, с выходом на место. К работе комиссий при рассмотрении обращений граждан в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве, при необходимости, приглашаются представители федеральных и региональных служб, заместители глав муниципальных образований, руководители служб ЖКХ, депутаты представительных органов местного самоуправления и общественные жилищные инспекторы. Для участия в комиссии в обязательном порядке приглашаются заявители. В ходе рассмотрения обращений граждан Госжилинспекцией направляются письма главам администраций муниципальных образований для принятия мер по существу поставленных вопросов, так как в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы жилищно-коммунального обслуживания, содержания и ремонта жилищного фонда находятся исключительно в ведении органа местного самоуправления.
 
За период истекших 9 месяцев 2006 года Госжилинспекцией области совместно с другими надзорными организациями, осуществляющими контрольные функции в жилищной сфере, оказана практическая помощь в реализации длительное время нерешаемых вопросов потребителей: в 411 жилых домах приведены в соответствие подвалы, техподполья и техэтажи; в 815 жилых домах ликвидированы провалы грунтов, осадки крылец и конструкций входов, неисправности дверей, повреждения и прогибы элементов лестниц, стен, козырьков над входами, восстановлено электроосвещение, остекление и т. д.; в 1178 - устранены неисправности и протечки кровельного покрытия; в 653 домах отремонтированы трубопроводы систем центрального отопления и горячего водоснабжения; в 249 -трубопроводы систем канализации; в 510 жилых домах приведена в порядок придомовая территория.
 
Докладчик сообщил, что в своих обращениях заявители указывают на глубокое противоречие между увеличивающимися размерами платежей за жилье и коммунальные услуги и низким качеством предоставляемых услуг населению.
 
Отмечена важная роль Госжилинспекции при реализации программы выполнения капитального ремонта в жилых домах.
 
Докладчик обратил внимание, что до административной реформы контроль за содержанием и подготовкой теплоисточников (котельных), тепловых сетей, а также систем центрального отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов к работе в отопительный входил в функции Госэнергонадзора области. После реорганизации и создания Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Южному федеральному округу им осуществляются функции только по контролю за содержанием и подготовкой теплоисточников (котельных) и тепловых сетей. Горжилинспекция, понимая важность этой проблемы, проверяет готовность систем центрального отопления многоквартирных жилых домов к работе в отопительный период и осуществляет контроль за прохождением отопительного сезона в муниципальных образованиях области.
 
Отмечено, что совместными усилиями руководителей государственных и муниципальных органов власти, служб ЖКХ и инициальных групп граждан будут приняты необходимые меры по выполнению требований нового Жилищного кодекса, Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
 
СЛУШАЛИ:
Президента Волгодонской Ассоциации потребителей Анатолия Николаевича Долженко «О системе взаимодействия общественных организаций потребителей с федеральными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами при решении вопросов защиты прав потребителей в сфере ЖКХ».
 
В своем выступлении А.Н. Долженко сообщил, Объединение потребителей Юга России более 16 лет занимаясь защитой прав потребителей, большое внимание уделяет защите прав потребителей в сфере ЖКХ: только в г.Волгодонске проведено около 20 публичных акций, вынесено свыше 50 судебных решений, инициированных общественными организациями. Впервые в России в г.Волгодонске остановлены «веерные» отключения электроэнергии, незаконные отключения тепловыми сетями горячей воды и отопления. Возбуждено уголовное дело в отношении одного из руководителей ЖЭКов за нецелевое расходование средств населения.
 
Волгодонская Ассоциация потребителей выступила инициатором проведения «Круглого стола» на тему «О состоянии и путях совершенствования работы управляющей компании с эксплуатирующими организациями» с участием председателя Координационного совета Международной Конфедерации обществ потребителей А.Аузана, который проинформировал участников заседания о подготовке судебного иска КонФОП к Правительству России за отказ государства от капитального ремонта жилых домов. В настоящее время Правительством России разрабатывается национальная Программа в этой области. И это уже половина победы. Перед собственниками жилья на этом этапе стоит задача грамотной инвентаризации жилых домов и экономическом обосновании необходимых затрат на их ремонт, составлении графиков работ, выстраивании прозрачной схемы контроля за расходованием средств. По предложению общественности в 2005 г. Главой города утвержден состав рабочей группы по рефрмированию жилищно - коммунального хозяйства города. Издано постановление Главы города «О взаимодействии администрации города с Общественной палатой г.Волгодонска». Разработана четкая система конструктивного диалога исполнительной власти с общественными и некоммерческими организациями города по реформирования ЖКХ, принят регламент и методика проведения «Круглых столов» и переговорных площадок.
 
Первый этап реформы в сфере ЖКХ обсужден в конце 2005 г. на Волгодонском Гражданском форуме.
 
Отмечено, что на очередном этапе реформы особенно необходима поддержка депутатов всех уровней. Необходимо разработать формы четких и ответственных договоров между собственниками многоквартирных жилых домов с управляющими организациями, создать механизм прозрачных расчетов за выполненные работы, их качество, возврат средств населению за недопоставку услуг.
 
Для развития здоровой конкуренции и получения качественных услуг необходимы также:
 
- политическая поддержка реформы ЖКХ со стороны представительной и исполнительной власти всех уровней;
- создание комплексной системы взаимодействия органов местного самоуправления с Федеральными органами контроля, общественными объединениями потребителей и бизнесов в сфере ЖКХ;
- создание института уполномоченных собственниками многоквартирных жилых домов с четкими правами и ответственностью;
- заключение трехсторонних соглашений между союзами (ассоциациями) уполномоченных, управляющими организациями и органами местного самоуправления, целью которого должно стать объединение усилий всех участников потребительского рынка по созданию прозрачной системы контроля исполнения договоров между жителями и управляющей организацией по целевому расходованию средств и качеством оказания услуг;
- создание органов территориального самоуправления в микрорайонах города.
 
Такие механизмы в г.Волгодонске уже создаются. Принята открытая для присоединения Декларация принципов взаимодействия органов местного самоуправления и потребителей в коммунальной сфере. На собрании общественных организаций города с участием органов местного самоуправления и бизнеса в сфере ЖКХ принято Решение по дальнейшему развитию реформы в сфере ЖКХ.
 
В рамках конференции проведены 2 заседания «Круглого стола»:
 
Тема № 1: «Формы и методы государственного, муниципального и общественного контроля за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ».
 
Председательствовал:
Прусаков О.В., начальник Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Сопредседатель: А.В.Долженко, президент Волгодонской Ассоциации потребителей.
 
Присутствовало 63 чел.
Выступили: М.Г. Тен, заместитель главы города Волгодонска по экономике, председатель Круглого стола по защите прав потребителей г.Волгодонска; Н.А. Беляева, председатель Лиги защиты прав потребителей, г.Астрахань; Н.Г. Мирвода, председатель Лиги защиты прав потребителей, г. Таганрог; Н.П. Каминская, руководитель жилищной инспекции Волгоградской области; А.А. Козаброд, член правового сектора Волгодонской Общественной палаты; Р.А. Схаляхова, заместитель начальника отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.
 
Тема № 2: «Актуальные проблемы управления многоквартирными домами в условиях реформирования, развитие конкуренции в сфере ЖКХ».
 
Председательствовал:
Локота О.В., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.
Сопредседатель А.Б. Плескачев, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
 
Присутствовало 45 чел.
Выступили: В.А.Егоров, директор МУП «Управление развития городского хозяйства» г.Волгодонск; Т.Н.Дмитриева, начальник договорно-правового отдела МУП УРГХ г.Волгодонск; О.И.Калугина, замдиректора по  финансовой политике МУП УРГХ г.Волгодонск; Б.Л.Меренков, председатель ассоциации ТСЖ г.Волгодонска; А.В.Нетута, председатель Комитета по управлению имуществом г.Волгодонска; Л.Н.Маслова, директора НП «ЖЭО-8» г.Волгодонск; В.М.Арцибашев - директор холдинга «Управление ЖКХ», г.Ростов-на-Дону; В.В.Шаповалов, член Координационного Совета по реформированию ЖКХ при администрации г.Волгодонска; И.С.Кораблин, член Координационного Совета по реформированию ЖКХ при администрации г.Волгодонска; Н.В.Жилкин, представитель общественности г.Волгодонска; А.М.Милосердов, зам.главы администрации города Волгодонска по городскому хозяйству; А.Б.Плескачев, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
 
СЛУШАЛИ:
начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова, руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области М.Ю. Соловьева, Президента Волгодонской Ассоциации потребителей А.Н. Долженко по проекту Решения (декларации) Всероссийской конференции «Защита прав потребителей и развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в Южном федеральном округе Российской Федерации».
 
РЕШИЛИ:
 
1. Принять проект Решения (декларации) за основу.
 
2. Поручить рабочей группе конференции внести в данный проект изменения и дополнения в соответствии с предложениями, прозвучавшими в докладах на пленарном заседании и в ходе обсуждения проблемы на «Круглых столах».
 
ГОЛОСОВАЛИ: единогласно.
 
Председатель конференции
О.В.Прусаков
 
Секретарь конференции
Г.И.Каструбина
 
 
Решение
Всероссийской конференции
«О защите прав потребителей и развитии конкуренции
в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в Южном
федеральном округе Российской Федерации
 
г.Волгодонск
Ростовская область
28-29 сентября 2006г
 
Консультационным советом по защите прав потребителей, действующим при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, принято решение провести в 2006-2007гг. во всех семи Федеральных округах РФ Всероссийскую конференцию с повесткой дня: «О защите прав потребителей и развитии конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
 
В соответствии с этим решением 28-29 сентября 2006г. в г.Волгодонске Ростовской области состоялся I-й этап Всероссийской конференции «О защите прав потребителей и развитии конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в Южном федеральном округе.
 
В работе конференции приняли участие 116 человек, в том числе депутат Государственной Думы ФС РФ В.В.Дятленко, начальник Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусаков, заместитель начальника департамента по экономической и социальной политике аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе А.В.Колганов, первый заместитель министра экономики, торговли Ростовской области С.Г. Курдюмов, глава города Волгодонска В.А.Фирсов, председатель Волгодонской городской Думы О.М. Струков, президент Федерации обществ потребителей Южного региона А.Н.Долженко, представители территориальных органов Роспотребнадзора, Государственной жилищной инспекции, органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, и других контролирующих органов, а также общественных объединений потребителей и фирм бизнеса Южного федерального округа, Воронежской и Белгородской областей.
 
На пленарных заседаниях и «Круглых столах» конференции обсуждены вопросы формирования комплексного подхода к проблемам защиты прав потребителей и развитии конкуренции в сфере ЖКХ в условиях реформирования отрасли.
 
Участники конференции отметили положительный опыт г.Волгодонска и других регионов в реформировании жилищно-коммунального хозяйства и конструктивного взаимодействия органов власти и общественности.
 
Вместе с тем, участники конференции выразили озабоченность в связи с несовершенством законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, недостаточным уровнем развития конкуренции в сфере ЖКХ.
 
Принимая во внимание вышеизложенное, участники конференции считают:
 
- для эффективного реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо конструктивное сотрудничество всех заинтересованных организаций и граждан в деле формирования и реализация долгосрочных программ, проведения комплекса мероприятий, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ;
- совместное решение актуальных вопросов органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей и предпринимателей по совершенствованию законодательной базы в сфере ЖКХ должно способствовать правовой и экономической защите потребителей;
- партнерство власти, бизнеса, общественных и некоммерческих организаций призвано учитывать и стимулировать рост влияния «человеческого фактора», развивать территориальное общественное самоуправление, способствовать успешной реализации в соответствующей части Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- приоритетным направлением в жилищном секторе экономики признать комплекс мероприятий, направленных на переход к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, к обеспечению доступности жилья для граждан, а также созданию безопасных и комфортных условий проживания в нем;
 
В связи с этим участники Конференции призывают:
 
- органы местного самоуправления, государственные органы, обеспечивающие надзор и контроль, общественные, некоммерческие и хозяйствующие организации при осуществлении деятельности в сфере ЖКХ поддерживать и развивать постоянное сотрудничество на основе гласности и взаимопонимания.
 
Участники Конференции рекомендуют главам республик, администраций краев и областей Южного федерального округа, Белгородской, Воронежской области, органам местного самоуправления:
 
- с целью эффективного использования полномочий в области жилищных отношений, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, добиваться финансовой поддержки (включая участие в разработке федеральных целевых программ) по ключевым направлениям развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства, решения проблем аварийного и ветхого жилья, проведения капитального ремонта в существующем жилищном фонде;
- разработать подпрограмму по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в сфере ЖКХ, долевого участия в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;
- создавать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов по стабилизации и развитию коммунальной инфраструктуры;
- соблюдать принципы добросовестной конкуренции, обеспечить мониторинг деятельности всех фирм, задействованных в сфере ЖКХ, и размещение муниципальных заказов с соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
- обеспечить разработку экономически обоснованных цен и тарифов на содержание и ремонт жилья с предварительным проведением соответствующих экспертиз;
- разработать и утвердить единый порядок передачи многоквартирных домов в управление ТСЖ, иным объединениям собственников или непосредственно собственникам помещений;
- организовывать учебу уполномоченных представителей собственников жилых домов, обеспечив их необходимыми нормативными, методическими материалами и соответствующими инструкциями.
 
Участники Конференции предлагают:
 
1. Государственной Думе Российской Федерации:
 
- внести в Жилищный кодекс Российской Федерации изменения, обязывающие бюджеты всех уровней, включая федеральный бюджет, предусматривать выделение бюджетных средств на выполнение капитального ремонта в многоквартирных домах;
- включить в Налоговый кодекс Российской Федерации положения, прямо указывающие, что средства, направляемые на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, не подлежат налогообложению налогом на прибыль и НДС;
- восстановить действие подпункта 8 п.1 ст.238 ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении ТСЖ от уплаты единого социального налога;
- внести в Жилищный кодекс Российской Федерации положение о том, что потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме являются собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме независимо от выбранного способа управления;
- исключить из Жилищного кодекса Российской Федерации положения, предусматривающие обязательность предоставления всех коммунальных услуг населению управляющими компаниями и ТСЖ, а также ч.2 ст.91 и п.3 ст.84;
- привести в соответствие между собой положения п.1 ч.4 ст.83 и ст.90 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- внести изменения в абзац 13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», изложив его в следующей редакции:
«Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления – на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению».
 
2. Правительству Российской Федерации:
 
- подготовить программу Правительства Российской Федерации по финансированию из федерального бюджета капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в том числе ветхого и аварийного жилья, домов, включенных в программу повышения эксплуатационной надежности, капитального ремонта и модернизации лифтов;
- включить в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» положения, устанавливающие право собственников помещений в многоквартирных домах утверждать на общем собрании порядок предоставления коммунальных услуг, предусматривающий возможность заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями или с управляющими организациями или ТСЖ (ЖСК) на предоставление коммунальных услуг;
- внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», направленные на исключение положений, предусматривающих обязательность предоставления всех коммунальных услуг населению управляющими организациями, отобранными на конкурсе, проведенном органами местного самоуправления;
- ускорить выход нормативных документов, предусмотренных п.п.3,4,5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
 
3. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим защиту прав потребителей, общественным объединениям потребителей:
 
- повысить эффективность работы по досудебной и судебной защите прав потребителей в рамках полномочий, закрепленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
- активно участвовать в мероприятиях по обучению представителей органов местного самоуправления, управляющих компаний, уполномоченных представителей собственников жилых домов, граждан-потребителей по вопросам защиты прав потребителей; 
- регулярно проводить телефонные «горячие линии», широко использовать возможности радио, телевещания и печатные средства массовой информации с целью обучения населения основам законодательства в сфере защиты прав потребителей, информирования о результатах контрольных мероприятий.
 
4. Аппарату полномочного представителя Президента в ЮФО:
 
- создать Консультативный совет по реформированию ЖКХ и защите прав потребителей в Южном федеральном округе:
- оказать организационную и финансовую поддержку Всероссийскому центру региональных потребительских технологий тестирования и саморегулирования бизнеса в г.Волгодонске по проведению региональных семинаров по вопросам защиты прав потребителей, реформированию ЖКХ, развитию добросовестного бизнеса и органов территориального общественного самоуправления.
 
Конференция полагает, что данное решение целесообразно направить в Государственную Думу Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, аппарат полномочного представителя Президента в ЮФО, главам республик, администраций краев и областей Южного федерального округа, Белгородской, Воронежской области и опубликовать в центральных и региональных средствах массовой информации на всех административных территориях Южного федерального округа, Белгородской, Воронежской области.
 
По поручению конференции,
начальник Управления защиты прав потребителей
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
О.В.Прусаков
 
 
Согласовано с рабочей группой конференции,
по доработке проекта решения, и с
Волгодонской общественной палатой.
По поручению рабочей группы,
А.Н.Долженко
 
09.10.2006г.
346



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word