16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 22.09.2006


Протокол Всероссийского совещания специалистов по гигиене питания по актуальным вопросам организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов

10 Октября 2006
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
 
Г.Г. Онищенко
 
Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Сопредседательствовал:
Л.П. Гульченко - заместитель руководителя Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
Присутствовали:
Бокитько Б.Г. - заместитель начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора
Волков А.А. - заместитель начальника Управления организации деятельности, госрегистрации и лицензирования Роспотребнадзора
Иванов Г.Е. - начальник отдела организации надзора за питанием населения Управления санитарного надзора Роспотребнадзора
Чикина Л.В. - заместитель начальника отдела организации надзора за питанием населения Управления санитарного надзора Роспотребнадзора
Брагина И.В. - заместитель главного врача ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»
Тутельян В.А. - академик РАМН, директор ГУ НИИ питания РАМН
Ракитский В.Н. - академик РАМН, заместитель директора ГУ» «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана»
начальники отделов управлений Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, начальники управлений, отделов и специалисты аппарата Роспотребнадзора, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» научно-исследовательских учреждений РАМН.
 
Актуальные вопросы организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.
(Г.Г. Онищенко, Гульченко Л.П., Волков А.А., Иванов Г.Е., Чикина Л.В., Брагина И.В., Тутельян В.А., Ракитский В.Н., Брагина И.В.)
 
1. Отметить, что специалистами Роспотребнадзора проводится работа по реализации Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части обеспечения контроля за безопасностью продовольственного сырья, пищевых продуктов и состоянием питания населения, включая структуру питания и пищевой статус.
 
2005 год был завершающим в реализации «Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г.», одобренной постановлением Правительства от 10.08.1998 № 917.
 
В настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Роспотребнадзором ведется подготовка проекта «Основ политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период 2006-2010 гг.».
 
В рамках Концепции создана законодательная база в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, в том числе: Федеральные Законы Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
 
Приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», от 21.12.2000 № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий», от 21.12.2000 № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», от 16.02.2001 № 120 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов».
 
Разработан целый ряд нормативных документов по оценке безопасности пищевых продуктов, требования которых являются обязательными при постановке на производство, реализации и импорте пищевых продуктов. Разработано более 7000 санитарно-химических и санитарно-микробиологических показателей гармонизированных с международным законодательством.
 
Создана и функционирует методическая база оценки качества и безопасности пищевых продуктов, основанная на применении современных высокочувствительных и селективных методах анализа (масс-спектрометрия, высокоэффективная жидкостная хроматография, газовая хроматография, ПНР, иммуноферментный анализ), обеспечивающая контроль за показателями безопасности и качества пищевой продукции (более 150 методов) и внедренная в работу более чем 14 тыс. лабораторий различной ведомственной подчиненности.
 
Разработана и внедрена многоуровневая система наблюдений, позволяющая получать объективные данные об основных показателях питания и здоровья различных групп населения.
 
Создана и функционирует законодательная, нормативная и методическая база для регулирования оборота пищевых продуктов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы, организован и проводится мониторинг за ее оборотом. Разработана система оценки безопасности пищевой продукции, полученной из ГМО, основанная на проведении комплексных медико-биологических, медико-генетических и технологических исследований.
 
Проведенные масштабные эпидемиологические исследования структуры питания населения подтверждают широкое распространение дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в первую очередь йода, железа, фтора и селена. С целью решения указанной проблемы на предприятиях пищевой промышленности внедрено более 1200 новых технологических процессов, более 4000 новых видов пищевых продуктов (мясных, молочных, хлебобулочных, кондитерских и др.), обогащенных дефицитными в рационе питания макро- и микронутриентами, которые вырабатываются более чем на 700 предприятиях пищевой промышленности.
 
В рамках реализации концепции разработаны и внедрены в производство сотни новых видов продуктов питания, повышенной пищевой и биологической ценности, обогащенных витаминами, минеральными веществами и другими макро- и микронутриентами, более 4500 новых видов биологически активных добавок к пище.
 
В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны соответствующие профилактические программы, продолжают приниматься меры по обогащению муки и хлебобулочных изделий, молочных продуктов железом, витаминно-минеральными премиксами. Производство йодированной соли в основном удовлетворяет потребности населения. Значительно увеличены объемы выпуска витаминизированных соков. Разработаны предложения о включении пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, в рационы питания детей в организованных коллективах и школах.
 
Так, в Тюменской области в рамках выполнения региональной программы в связи с выявлением у 15% школьников в сыворотке крови дефицита железа, а у 25% -дефицита селена, внедрена микронутриентная профилактика. В Республиках Чувашия и Адыгея обнаружена несбалансированность рациона питания, вызванная дефицитом животных белков, пищевых волокон, витаминов и микроэлементов, что обусловливает недостаточную обеспеченность различных групп населения этими важнейшими нутриентами и вызывает рост алиментарно-зависимых заболеваний.
 
В 2005 г. из 680 625 пищевых объектов к объектам надзора 1 группы (соответствующие требованиям санитарных правил) отнесено 233 469 объектов, что составляет 34 %, тогда как в 2004 г. их было 36 %, в т. ч. предприятия пищевой промышленности составляли 31,85 % (2004 г. - 31,05 %), общественного питания -39,73 % (2004 г. - 38,70 %), предприятия торговли - 33,43 % (2004 г. - 33,53 %), животноводческие фермы, фермерские хозяйства - 7,0% (2004 г. - 7,11 %). Ко 2-й группе отнесено 385 153 объекта, что составляет 56,6 %, 3-й группы - 9,1 %.
 
За указанный период исследовано 1105741 проб (2004 г. - 1328701) пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям и 1846376 проб (2004 г. - 2102679) по микробиологическим показателям. Удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по химическим показателям из года в год имеет тенденцию к снижению составил 3,47 % (2004 г. - 3,6 %), а по микробиологическим показателям 6,09 % (2004 г. - 6,55 %). Следует отметить, что на протяжении последних 10-15 лет, по мере разработки нормативных и методических документов, освоении методик контроля, происходило экстенсивное наращивание объемов исследований, в основном по группам химических контаминантов. Например по группе «пестициды», показатель не соответствия нормативам составил 0,06%, при этом было исследовано 160976 проб. Показатель по микотоксинам составил 0,05%, исследовано 50199 проб. Показатель по токсичным элементам составил 0,12%, было исследовано 231942 пробы. Учитывая, что указанные лабораторные исследования в отдельных субъектах Российской Федерации выполнялись с нулевыми результатами из года в год, подавляющим большинством управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации необходимо принимать соответствующие меры, касающиеся совершенствования лабораторных исследований.
 
При этом анализ результатов лабораторных исследований по определению основных биологически активных компонентов показал отсутствие дифференцированного подхода к проведению лабораторных исследований с учетом приоритетности показателей. В большинстве случаев лабораторные испытания по определению основных биологически активных компонентов проводились на соответствие санитарно-химических и санитарно-микробиологических показателей гигиеническим нормативам, а при этом исследования, указанных в регистрационных удостоверениях выполнялись только в единичных случаях. Среди управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации такие исследования проводились только в Вологодской, Курганской и Тульской областях, Республики Татарстан, в г. Москве.
 
С появлением новых технологий серьезное внимание уделяется оценке продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы, однако, количество исследований, проводимых в одном образце, составляет в среднем 3,5, оставаясь практически на одном уровне в течение ряда последних лет. Одновременно с этим нарушались сроки по своевременному представлению информации, касающейся забраковки продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе, полученных из ГМИ со стороны управлений Роспотребнадзора по Архангельской, Владимирской и Читинской областям, Ненецкому Агинскому и Бурятскому автономным округам.
 
По результатам проведенного в 2005 г. санитарно-эпидемиологического надзора, на пищевых объектах наложен 204 051 штраф (2004 г. - 211 838) на сумму -327 814 561 руб. (2004 г. - 285 873 589 руб.).
 
Передано на рассмотрение в суды 4 412 дел (2004 г. - 2682), из них по 2 409 (2004 г. - 1122) принято решение о привлечении к ответственности.
 
Продолжают регистрироваться вспышки острых кишечных инфекционных заболеваний пищевого характера, массовые пищевые отравления бактериальной природы. Так в 2005 г в ДДУ зарегистрировано 14 случаев (2004 г. - 8) пищевых отравлениях с количеством пострадавших 273 (2004 г. - 199).
 
Обращает на себя внимание факт о том, что имеют место случаи подмены функций специалистов Роспотребнадзора специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», в части проведения исследований и экспертиз на платной основе, а также осуществление надзорных мероприятий представителями ФГУЗ - центры гигиены и эпидемиологии.
 
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте и санитарной охраны территории, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» принято решение о внедрение современных технологий надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевыми продуктами, в том числе алкогольной продукции, с широким использованием результатов социально-гигиенического мониторинга этих продуктов и заболеваемости населения.
 
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»:
 
- принимать меры к кадровому укреплению подразделений по гигиене питания, а также своевременному повышению квалификации специалистов.
- запланировать и организовать проведение семинаров и занятий по повышению квалификации должностных лиц управлений Роспотребнадзора в сфере применения административного законодательства.
- продолжить оснащение учреждений Роспотребнадзора аналитическим. оборудованием в целях использования современных методов анализа качественного и количественного состава ГМО, БАД, алкогольной продукции, минеральной и питьевых вод;
 
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
 
- обеспечить комплексность в работе со всеми заинтересованными ведомствами при проведении работы на улучшение структуры питания населения в т.ч. детей разных возрастных групп, с целью корректировки мероприятий, направленных на совершенствование структуры питания населения;
- активизировать работу по разработке региональных целевых программ в целях преодоления дефицита микронутриентов, улучшения структуры питания и прежде всего организованных групп населения;
- усилить контроль за организацией и состоянием питания детей в детских дошкольных учреждениях и школах, а также детей раннего детского возраста;
- усилить взаимодействие с общественными и саморегулирующими организациями (ассоциациями, гильдиями, союзами), занимающимися производством и оборотом продовольственного сырья и пищевых продуктов, по вопросам разработки технических регламентов, выполнения совместных соглашений, мониторингу качества и безопасности этой продукции на потребительском рынке;
- продолжить проведение углубленного анализа региональных целевых программ, качества и безопасности пищевых продуктов и состояния здоровья населения, с целью корректировки мероприятий, направленных на совершенствование структуры питания населения;
- продолжить проведение современных методов идентификации пищевых продуктов из ГМО, БАД;
обеспечить приоритетность проведения надзорных мероприятий и лабораторных исследований в рамках реализации действующего законодательства.
 
4. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
 
- продолжить работу по подготовке нормативных и методических документов, касающихся взаимодействия управлений и ФГУ при проведении контрольных и надзорных мероприятий, а также проведению надзора за ГМО, спортивным питанием, минеральной водой, диетическим питанием;
- ужесточить надзор за оборотом алкогольной продукции в рамках требований санитарного законодательства;
- принимать активное участие в разработке технических регламентов.
378



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word