16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №5 от 26.09.2006


Протокол заседания постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

5 Октября 2006
Председательствовал на заседании постоянно действующего совещания Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    
      Присутствовали члены постоянно действующего совещания:
Л.П. Гульченко, С.В. Белых, В.Н. Гришина, Л.М. Симкалова, О.А. Кулагина, С.Д. Кривуля, О.В. Прусаков. 
   
 Приглашенные:
        

 
Сбоев
Александр Сергеевич
- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю;
 
Муц
Игорь Анатольевич
- заместитель главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»;
 
Филатов
Николай Николаевич
- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве;
 
Иваненко Александр Валентинович
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве»;
 
Гавриленко
Ольга Леонидовна
- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области;
 
Савинкин Вячеслав Алексеевич
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»;
 
Савельев
Станислав Иванович
- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области;
 
Бондарев Владимир Александрович
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в   Липецкой области»;
 
Сафонкин Сергей Васильевич
 - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Рязанской области;
 
Гелевая Галина Павловна
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в   Рязанской области»;
 
Мелюк Сергей Анатольевич
- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области;
 
Карпов Николай Леонидович
главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в    Ярославской области»;
 
Лисицин Евгений Анатольевич
- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области;
 
Смирнова Софья Григорьевна
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области»;
 
Ковтунов Анатолий Иванович
- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области;
 
Шендо Геннадий Леонидович
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в   Астраханской области»;
 
Хомиченок Александр Степанович
 - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области;
 
Сосидко Владимир Кондратьевич
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в   Костромской области»
 
Забродин Николай Алексеевич
- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике;
 
Таланов Михаил Алексеевич
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в   Удмуртской Республике»;
 
Долева Лариса
Амердиевна
- И.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея;
 
Завгородний Сергей Александрович
- главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в   Республике Адыгея»
 
Верещагин Александр Игоревич
- главный врач Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора;
 
Хорошавина Галина Ивановна
- заведующая отделением сводного анализа Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора;
 
 
 

 
 
Повестка дня:
 
О мерах по реализации перехода органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат.
 
2.   О совершенствовании взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.
 
 
По первому вопросу повестки дня слушали: 
 
Начальника Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Людмилу Михайловну Симкалову.
 
В своем выступлении Л.М. Симкалова отметила, что бюджетирование, ориентированное на результат является частью одной из составных частей общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных результатов. Успешность реализации системы управления по результатам зависит от организационного, кадрового и ресурсного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, совершенствования механизмов распространения передового опыта.
Существующее финансирование по штатной численности, отсутствие нормативов и стандартов и установленных конкретных и измеримых результатов не позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств. Цели становятся неконкретными, управление сложным. Финансирование существует, как бы само по себе, и не связано с реально поставленными целями, задачами и результатами.
 
Бюджетирование, ориентированное на результат – это поэтапный переход от существующего сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных, общественно значимых и измеримых результатов.
 
В этих целях механизм управления должен быть организован на основе принципов результативного, проектного подхода. Этот подход предполагает реализацию мероприятий на основе согласованных и утвержденных планов, количественных индикаторов достижения целей, централизованного контроля качества управления мероприятиями, с этой точки зрения организации бюджетного процесса, именно ведомственные целевые программы являются основной формой реализации программно-целевого метода бюджетного планирования.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека начата разработка методической базы 
 
совершенствования механизмов управления, осуществления надзорных и контрольных мероприятий, подготовка кадров, внедрение программно-целевого планирования.
В 2006 году подготовлены и проведены региональные совещания с рассмотрением вопросов бюджетирования, ориентированного на результат в г.г. Вологде, Якутске и Перми. Подготовлены проекты методических рекомендаций «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат», «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию».
 
Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора на 2007 год будут являться:
совершенствование организационной структуры Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, разработка показателей результативности деятельности с целью сокращения избыточных функций, не дающих результата;
разработка ведомственных целевых программ в территориальных органах Роспотребнадзора, внедрение методики программно-целевого планирования, предусматривающей прямую зависимость бюджетных расходов от планируемых результатов;
внедрение пилотных проектов бюджетирования, ориентированного на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Вологодской, Липецкой, Воронежской, Новосибирской областях, Пермском крае;
разработка   технологии организации государственного санитарно – эпидемиологического надзора направленного на достижение запланированных результатов в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими исполнение государственных функций Роспотребнадзором;
оценка эффективности расходования бюджетных средств на основе         механизмов   программно-целевого    планирования ориентированного на результат планирования в Вологодской, Липецкой, Воронежской, Новосибирской областях, Пермском крае по результатам деятельности   года; 
завершение формирования методического обеспечения деятельности органов и организаций Роспотребнадзора как комплексной системе управления в условиях перехода на бюджетирование, ориентированное на результат.
 
Первоочередными задачами перехода органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат должны стать:
Планирование деятельности, которые имеют имеет следующие принципиальные особенности:
 
План по достижению результата представляет собой в значительной степени финансовый план и включает в себя экономические оценки.
План носит многолетний характер (не менее 3 лет).
При планировании уже сегодня необходимо использовать принцип «скользящего планирования» (непрерывность планирования и отсутствие точно ограниченного конечного срока).
В основе процедуры планирования должны быть следующие этапы:
 
- Анализ и выявление проблем
- Определение целей.
- Разработка и обоснование мероприятий по решению проблем.
- Потребность в ресурсах и результат.
- И как следствие этой работы:
- Составление и обоснование ведомственной целевой программы.
- Реализация, контроль и корректировки.
 
Основой для анализа и выявления проблем являются данные о состоянии среды обитания и показателях здоровья населения на территориях.
 
Основным принципом скользящего планирования можно назвать регулярную корректировку планов структурных подразделений и организации в целом, исходя из фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за прошедший период.
В целях внедрения механизмов управления по результатам предусматривается разработка административных регламентов оказания государственных услуг, программ подготовки кадров государственных служащих и специалистов федеральных государственных учреждения здравоохранения.
 
Административные регламенты исполнения государственных функций Федеральной службы позволят определить:
- нормативную основу этой деятельности;
- требования к порядку исполнения государственных функций и их содержание;
- последовательность действий должностных лиц, исполняющих государственные функции и их полномочия;
- порядок информирования физических и юридических лиц об исполнении государственных функций.
 
Внедрение пилотных проектов в ряде территорий позволят отработать методику БОР*, упорядочить административные процедуры и обеспечить надлежащее право применение в установленной сфере.
 
Анализ организационной и штатной структуры органов и организаций Роспотребнадзора, объемов их деятельности, финансово-экономических показателей позволит определить избыточные функции не дающие результата, обеспечить координацию и контроль деятельности центров гигиены и эпидемиологии Управлениями Роспотребнадзора.
Для реализации механизмов управления по результатам органам и организациям Федеральной службой необходимо провести анализ организационной и штатной структуры органов и организаций Роспотребнадзора, объемов их деятельности, финансово-экономических показателей с целью определения избыточных функций, не дающих результата. Необходимо пересмотреть полномочия федеральных государственных учреждения здравоохранения по обеспечению деятельности Управлений Роспотребнадзора.
 
* БОР –бюджетирование, ориентированное на результат ( далее по тексту)
 
Формирование системы показателей результативности деятельности Федеральной службы ее органов должно стать одной из основной задач в ее деятельности на предстоящий год. 
   Внедрение новых механизмов управления деятельности Федеральной службы и ее территориальных органов напрямую связано с подготовкой кадров в соответствии с программами обучения государственных служащих новым процедурам государственного управления и курсов повышения квалификации специалистов федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии.
Таким образом, в 2007 году необходимо осуществить:
подготовку нормативных правовых, организационных и методических документов, обеспечивающих переход в 2008 году Федеральной службы, ее органов и организаций на бюджетирование, ориентированное на конечный результат;
внедрение методических указаний «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат» и    «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчета затрат на их реализацию».
подготовку методических документов, обеспечивающих нормирование основных видов деятельности органов и организаций Федеральной службы;
завершение формирования кадрового состава управлений Федеральной службы по субъектам Российской Федерации, на железнодорожном транспорте;
издание инструктивно- методической литературы по основным видам деятельности специалистов Федеральной службы;
принятие приказа об осуществлении территориальными органами Федеральной службы координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии
разработку органами и организациями Роспотребнадзора ведомственных целевых программ с учетом специфики территории, планов мероприятий по обеспечению перехода на бюджетное финансирование по конечному результату, предусмотрев создание рабочих групп по координации деятельности внедрения БОР.
     
    ВЫСТУПИЛИ:
 
    Ирина Александровна Артемьева – заместитель начальника Финансово-экономического Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
Федеральная служба с 2005 года, отметила И.А. Артемьева, осуществляет внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на конечный результат (БОР), одним из его этапов является планирование расходов, рассчитанное на трехлетний период 2007-2009 годы.
Минфин России направил в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, распределение расходов проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в целях организации работы по участию в рассмотрении законопроекта в комитетах Государственной Думы. Роспотребнадзор принял участие в рассмотрении проекта.
 
Ещё одним аспектом перехода на новые условия бюджетирования является составление реестра расходных обязательств Российской Федерации.
 
Реестр расходных обязательств Российской Федерации составляется в соответствии с Положением о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года № 440, а Министерством финансов Российской Федерации разработаны Методические указания по составлению плановых реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования на 2007-2009 годы. 
 
В     каждом     расходном     обязательстве    по      обеспечению    деятельности федерального органа исполнительной власти выделяются следующие части (а не коды экономической классификации):
- оплата труда и начисления на нее;
- приобретение услуг;
- увеличение стоимости основных средств (за исключением объектов, финансирование которых осуществляется в пределах федеральной адресной инвестиционной программы);
обязательства по уплате налогов (за исключением единого социального налога и страховых взносов по несчастным случаям);
- прочие расходы, связанные с обеспечением деятельности.
 
Эти основные новации легли в основу проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса.
 
Законопроект обеспечивает приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов и введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений. Одновременно создаются законодательные основы для развития «управленческого» принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике. В результате этих изменений создаются необходимые предпосылки для расширения самостоятельности и повышения ответственности органов власти в сфере бюджетного планирования и управления при сохранении единства бюджетной системы и повышения прозрачности бюджетов.
 
Савельев Станислав Иванович - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области.
 
В своем выступлении С.И. Савельев подробно рассказал о работе, проводимой по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат, в Липецкой области
В ходе проведенной реорганизации в 2005 году в области был разработан блок региональных организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность Территориального управления Роспотребнадзора по Липецкой области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области»:
 
- порядок      взаимодействия      Управления      и      ФГУЗ      при
осуществлении   противоэпидемической   деятельности   в   очагах
инфекционных      и      паразитарных      заболеваний;      вопросам
вакцинопрофилактики         инфекционных          заболеваний, дезинфекционным     мероприятиям     в     очагах     инфекционных заболеваний,       порядок      ведения      социально-гигиенического мониторинга, организации работы по государственной регистрации продукции и др. вопросам;
 
-   перечень   и   объем   мероприятий,   проводимых   ФГУЗ «ЦГиЭ в Липецкой области» для обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Липецкой области по разделу социально-гигиенического мониторинга.
- методические указания «Номенклатура и объем лабораторно-инструментальных исследований факторов среды обитания при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического      надзора      и      проведении социально-гигиенического мониторинга», введенные в действие на территории области 09.11.2005.
 
При разработке ведомственных целевых программ, отметил выступающий, исходили из того, что в программах четко должна быть обозначена деятельность Управления и ФГУЗ с учетом проводимых на территории области мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, разделения функций по мероприятиям программы, трудозатрат, необходимого объема финансирования для выполнения государственного заказа.
 
Наиболее затратными являются ВЦП «Гигиена и здоровье» - 40,34%, Санитарный щит - 21,02% и Стоп-инфекция -18,1%, причем для ФГУЗ удельный вес по 2-м первым ВЦП выше и соответственно составляет 42,59 и 22,38%; по программе Стоп инфекция ниже, - 17,4%.
 
Выступающий отметил, что одинакового распределения финансирования по ведомственным целевым программам по территориям Российской Федерации быть не может, так как уровни инфекционной и паразитарной заболеваемости, приоритетные проблемы в состоянии здоровья и факторах среды обитания существенно различаются, различен также и кадровый потенциал, материально-техническая база Службы и другие. Поэтому и обоснование финансирования для получения общественно-значимых результатов предпочтительнее снизу вверх. Для расчета финансирования 2007-2008 гг. должен быть четко определен коэффициент, который до территорий должна довести Федеральная служба с учетом и повышения заработной платы и инфляционных процессов после соответствующих консультаций с Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством финансов Российской Федерации. Или в ВЦП ставятся цифры финансирования на конкретное число и в последующем они индексируются с учетом складывающего коэффициента дефляции и сегодня не рассчитываются.
 
В настоящее время в Управлении подготовлены проекты всех 9 ведомственных целевых программ, структура их постоянно совершенствовалась.
 
По каждой из разработанных ВЦП дана характеристика проблемы и обосновано ее решение программными методами, определены цель, задачи, перечень программных мероприятий, ожидаемые конечные результаты. Наиболее сложным моментом в подготовке ВЦП оказалось определение показателей деятельности Службы в целом и специалистов в частности, и показателей результативности, т.е. ожидаемых конечных результатов реализации программы. В каждой программе пытались показать результаты своей работы, но таких показателей немного. Поэтому внесены и показатели результативности, формирование которых зависит от деятельности многих служб и ведомств.
 
С.И. Савельев внес ряд предложений к   проектам методических рекомендаций по БОР, обсуждаемых на постоянно действующем совещании:
 
1. В разработанных методических рекомендациях обязательно
должны звучать подходы БОР для ФГУЗ со схемой распределения
затрат.
 
2. Схема распределения затрат Управления Роспотребнадзора
должна базироваться не на штатной численности, а на структуре Управлений.
 
3. Должны быть откорректированы все примеры, которые приводятся в методических рекомендациях. Желательно привести пример проекта ВЦП на уже проработанных программах, например «СТОП-инфекция» и «СПИДу-нет!», чтобы исключить разночтение
подходов при составлении ведомственных программ.
 
4. Требуется доработка и расшифровка конечных результатов
изменения региональных и национальных показателей здоровья
(медико-демографических, социально-экономических показателей и др.).
 
5. Было бы идеальным определить долевой вклад территориальных органов Роспотребнадзора в конечных результатах изменения региональных и национальных показателей и это предлагается в данных методических рекомендациях, но не приведено ни одного
примера такого расчета, не говоря о том, что таких показателей по ведомственным целевым программам достаточно много.   В Управлении делалась      попытка      провести      такие      расчеты,       однако, математического подхода расчета долевого вклада применительно к проблемам службы найдено не было и полученные результаты во всех случаях субъективны. Предложил подход определения долевого вклада путем экспертных оценок.
 
6. Оценка деятельности службы должна проводиться по разработанным регламентам, в которых определена процедура, т.е. описание деятельности и сроки выполнения. Первый этап в данном направлении   нашей   Службой   сделан   давно,   так   как   сроки выполнения   данной   деятельности   отработаны практически на всех территориях, но   требуется корректировка    процедуры    -     описание     последовательностидействий с определением максимального срока выполнения и в окончании   которого   расписаны   критерии   вариантов   решения.
 
Понятие «стандарта» более жесткое понятие, и нашу деятельность практически очень сложно застандартизировать.
 
7. В контроле показателей считаю, отметил выступающий,   можно было бы при экономически-эффективном подходе (БОР) наряду с финансовым мониторингом и аудитом результатов деятельности оставить и анализ выполнения показателей деятельности   службы.   И это проводится наряду с финансовым мониторингом и аудитом. Это
обязательный элемент,   обеспечивающий   достижение   конечных результатов,     а    последние    достигаются    путем    проведения мероприятий на протяжении ряда лет.
 
8.  В   разделе   «Затраты   и   расходы»   отдел   организации деятельности рассматривается и как основное подразделение и как обеспечивающее. Надо определиться со статусом данного отдела -
основное или обеспечивающее? Нам надо четко поставить границы между основными и обеспечивающими должностями, так как от этого    зависит    планирование    деятельности    и    сохранность
квалифицированных кадров в службе.
 
9. Следующий серьезный раздел, и Управление планирует заняться этим, это отработать внутренние и внешние риски возможного изменения получаемого результата.
Территориям необходимо дать возможность запланировать необходимые объемы бюджетных ассигнований под разработку показателей деятельности для достижения общественно значимых результатов   (финансирование   снизу   -   вверх),   конечно   же   с последующей   корректировкой в зависимости   от особенностей формирования Федерального бюджета и результатов деятельности за предыдущий год.
 
Выступающий подчеркнул, что   на территории Липецкой области на основе поэтапной проработки и внедрения в деятельность Службы основополагающих документов, которые легли в основу бюджетного планирования на конечный результат, в основном закончена разработка ведомственных целевых программ и сегодня проводится их дальнейшее совершенствование.
 
Мелюк Сергей Анатольевич - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области.
 
Проект методических рекомендаций «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат, в рамках среднесрочного финансового планирования в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» отметил выступающий, соответствует Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах.
 
В Управлении по Ярославской области были разработаны пять целевых программ: «Организация       и       ведение       социально-гигиенического мониторинга в Ярославской области»; «Санитарная охрана территории области»; «Совершенствование     профилактики,    усиление     мер     по     предупреждению    распространения    ВИЧ    -   инфекции    и     СПИДа»; «Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний «Стоп инфекция»; «Защита прав потребителей».
 
Однако, сказал С.А. Мелюк, переход на новую систему требует серьезной практической проработки и отработки мероприятий. Нет методологий оценки результативности бюджетных расходов, ориентированных на результат.
 
С.А. Мелюк внес ряд предложений:
 
1. Как эксперимент, в 2007 году осуществить внедрение методов   планирования, ориентированного на результат, в регионах, Управления Роспотребнадзора которых подготовлены к новой системе бюджетирования и где работают ведомственные целевые программы.
 
2. В течение 2006 года,   1-го полугодия 2007   года провести работы по разработке методик по всем задачам (основным направлениям   деятельности),    оценить    методику    оценки результативности бюджетных расходов.
 
3. Разработать   и   утвердить   единые   стандарты   исполнения государственных функций и услуг, нормативы трудозатрат по видам деятельности организаций Роспотребнадзора.
4. Программный   комплекс   АС   «СГМ»   (разработчик    НПО «Криста»)    может   дать   данные   для    расчета    и    оценки результата по всем видам деятельности Управлений и ФГУЗ Роспотребнадзора, оценит потенциал сотрудников. В настоящий момент аналитический отдел НПО «Криста» ведет работы для Пензенской области по следующим мероприятиям (отрасли: Здравоохранения, Образование, Социальная политика, Культура, Физкультура и спорт).
 
Для качественной оценки проводимой работы необходимо программное обеспечение, поэтому нам представляется удобным использование уже имеющегося программного комплекса (с этой программой работает более 30 регионов Российской Федерации).
 
Карпов Николай Леонидович главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в    Ярославской области»
 
В своем выступлении Н.Л. Карпов остановился на результатах работы, проделанной по подготовке к переходу на бюджетирование, ориентированное на результат.
 
Был изучен опыт работы Управлений и ФГУЗов в ряде субъектов Российской Федерации. Было осуществлено планирование деятельности по приоритетным проблемам, характерным для Ярославской области. Проведенные нами расчеты не укладываются в те суммы, предусмотренные в бюджетном планировании. Получаются очень большие суммы.
 
В вопросах подготовки к переходу на бюджетирование, ориентированное на результат ФГУЗ работает в тесном контакте с Управлением.
 
Н.Л. Карпов дал положительную оценку методическим указаниям, вынесенным на обсуждение постоянно действующего совещания и предложил утвердить проект решения.
 
Забродин Николай Алексеевич - Руководитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике
 
Выступающий остановился на результатах работы, проделанной Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике по внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат.
 
С целью подготовки к переходу на БОР, Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республики было проведено изучение всех нормативных документов, касающихся вопроса перехода на БОР. По выработке подходов и предложений по переходу к БОР была создана комиссия, которая работает более четырех месяцев.
 
На территории разработаны многие программы. Для достижения некоторых показателей требуется время и поэтому, отметил Н.А. Забродин, должны быть определены как среднесрочные показатели, так и показатели, достижение ко­торых возможно в более короткий промежуток времени.
 
Он также отметил, что некоторые показатели напрямую не зависит от работы службы, но тем не менее связаны со здоровьем населения и качеством жизни.
 
Основной акцент должен быть сделан на многолетнее планирование с выделе­нием этапов и указанием результатов по каждому этапу. Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике была проведена следующая работа:
 
- Проведен анализ и выявление проблем по Республике, исходя из тех задач, которые поставлены перед службой и тех полномочий, которые предоставлены;
- Определены цели, т.е. результат, который должен быть достигнут, исходя из тех проблем, которые есть в республике, в сравнении с показателями по Российской Федерации и по Приволжскому округу.
 
3.  Определены способы достижения конечного результата. Это мероприятия как надзорные, так и организационные.
Выступающий подчеркнул, что в силу природно-климатических и ландшафтно-географических особенностей, территория Удмуртской Республики является активным природным очагом клеще­вого энцефалита (КЭ), клещевого боррелиоза (КБ), и геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). Уровень заболеваемости в 4-12 раз превышает сред­ние показатели по РФ и является одним из самых высоких в Приволжском округе. По этой причине надзор за природно-очаговыми инфекциями (ПОИ) является при­оритетным направлением в деятельности службы и требует организации дополни­тельных мероприятий и принятия управленческих решений. С этой целью специа­листами службы были разработаны мероприятия, которые вошли в республикан­скую целевую программу «Природно-очаговые инфекции», которая действует 11 лет.
 
Одним из факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья населения, является качество атмосферного воздуха. Несмотря на сокращение количества предприятий, загрязняющих воздушный бассейн Удмуртии, в целом в 2005 году ко­личество выброшенных вредных веществ в атмосферный воздух увеличилось на 9,7%. С учетом проведенного анализа сложившейся ситуации по данной проблеме, планируется подготовить предложения в Правительство Удмуртии по разработке республиканской целевой программы «Охрана атмосферного воздуха Удмуртской Республики», где будет отражен весь комплекс мероприятий - от снижения источ­ников выбросов без предварительной очистки до разработки проектов санитарно-защитных зон и установления населения, подвергающегося воздействию от выбро­сов конкретного предприятия и т.д.
 
Проблема обеспечения населения Удмуртской Республики доброкачественной питьевой водой остается одной из главных проблем в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
 
Запланировано заслушивание у Председателя Правительства Удмуртской Республики руководителей организаций задействованных в выполнении мероприятий, предусмотренных Рес­публиканской целевой программой «Обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой водой до 2010г.».
 
При участии специалистов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Удмуртской Республики» про­должится работа по мониторингу за состоянием источников водоснабжения по основным показателям СанПиН, включая фитопланктон.
 
Н.А. Забродин обозначил задачи и проблемы, при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат:
 
Разработка единых показателей, связанных с основными задачами и функ­циями Роспотребнадзора. Определение ТУ показателей с учетом особенностей и специфики субъекта; Нормирование затрат органов и учреждений Роспотребнадзора;
 
3.  Финансовая оценка трудозатрат органов и учреждений;
Разработка ведомственной целевой программы «Защита прав потребителей»
Разработка нормативного документа по оценке рисков.
 
Ковтунов Анатолий Иванович - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области.
 
А.И. Ковтунов сказал, что систематическое     получение     и   проработка     в Управлении      и     Центре гигиены и эпидемиологии протоколов     постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия     человека послужили     отправными детерминантами, которое в первом полугодии текущего года настойчиво и твердо сформировало в региональной сети Роспотребнадзора постулаты:
- Правительство Российской Федерации в течение ряда    последних    лет    разрабатывает    и    утверждает нормативную базу для поступательной замены сметного планирования и финансирования расходов на бюджетное планирование с общественно значимым результатом.
 
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав    потребителей    и    благополучия    человека    для подготовки     подведомственной    сети органов     и учреждений к вышеуказанному переходу отрабатывает в качестве пилотных проектов по БОР ряд ведомственных целевых программ. 
 
Базисным подготовительным элементом явилась корректировка ранее разработанных и утвержденных объектовых административных регламентов по исполнению Управлением и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии         в          Астраханской            области» государственных услуг (лицензирование, санэпидэкспертиза, социально-гигиенический мониторинг и других):
а)         обновлена нормативная основа;
б)         система единогоокна Роспотребнадзора гармонизирована с равительством Астраханской области;
в)         последовательность    исполнения    государственной услуги;
г)         перечень      служащих      и      должностных      лиц, допущенных к исполнению государственных услуг;
д)         порядок    выдачи    заключений    по    исполненным государственным функциям;
е)         завершающим   этапом   подготовительного   периода перехода к БОР стало начало обучения руководства Управления   в   Астраханском   филиале   Волгоградской академии госслужбы.
 
Далее выступающий отметил, что вопросы перехода на БОР обсуждены на совместном совещании с участием Федерального противочумного центра (Безсмертных В.Г.), специалистов РосНИПЧИ «Микроб», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», ФГУЗ «Астраханская противочумная станция». Совместно проработаны протоколы заседания постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.07.2006 и регионального совещания с руководителями органов и учреждений Роспотребнадзора от 02.08.2006 в г.Вологде. В настоящее время, сказал А.И. Ковтунов, в Астраханской области (без расчетов финансирования) имеются в стадии проектов ВЦП:
 
- Стоп-инфекция
- Санитарный щит
- Защита прав потребителей
- Социально-гигиенический мониторинг
 
Во исполнение приказа от №321 начата совместная подготовка плана работы на 2007 год, который как основа будет использован для включения его фрагментов во все ВЦП
 
Сбоев Александр Сергеевич - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.
 
В своем выступлении А.С. Сбоев отметил, что все три методические указания, вынесенные на обсуждение постоянно действующего совещания, необходимо утвердить и направить в территориальные органы Роспотребнадзора для использования в работе. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю готово по ним работать. Все замечания и предложения Управления Росмпотребнадзора по Пермскому краю учтены.
 
Гульченко Людмила Павловна – заместитель руководителя Роспотребнадзора.
 
Обсуждение вопроса по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат на совещании показало, что территориальные органы Роспотребнадзора находятся в разной степени готовности. Предложила в проекте решения увеличить количество территорий, которые должны в 2007 году перейти к реалтизации пилотных проектов по бюджетированию, ориентированному на результат.. С учетом этого предложила проект решения утвердить.
 
Заключительное слово Геннадия Григорьевича Онищенко:
 
В своем выступлении Г.Г. Онищенко отметил, что вопросы перехода на БОР обсуждаются не впервые. Вопрос перехода на БОР уже рассматривался нами на постоянно действующем совещании и разных аспектах он обсуждался на проводимых Роспотребнадзором совещаниях. Сегодня вынесены на обсуждение три конкретных методических рекомендаций. Целью сегодняшнего совещание было обсудить эти рекомендации, высказать свои замечания и предложения и утвердить эти методические рекомендации. Необходимо получить экспертную оценку этих рекомендаций в Минфине и Минэкономразвития.
 
13 сентября текущего года состоялся Президиум Госсовета под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, на котором обсуждалась та же тема применительно к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
 
Поэтому нам медлить с решением вопроса перехода на БОР нельзя. Сегодня мы услышали интересный опыт работы в этом направлении в Удмуртии, других субъектах Российской Федерации. Что касается решения, то его необходимо переработать и представить на утверждение. Количество Управлений, в которых планируется приступить к реализации пилотных проектов по бюджетироваению, ориентированному на результат, должно быть не пять, как указано в проекте решения, а больше.   Необходимо поставить перед этими Управлениями задачу конкретного перехода на БОР, а всем остальным территориям даем поручение представить свои расчеты, квалификацию бюджета и до конца этого года, путем заслушивания их, посмотреть готовность перехода на бюджетирпование, ориентированное на результат. Тогда мы будем иметь полную ясность готовности нашей Службы в 2007 году к переходу на на бюджетирпование, ориентированное на результат.
   
 
РЕШИЛИ: Приложение №1 к протоколу.
 
2. По второму вопросу повестки дня слушали: 
 
Заместителя начальника Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Михаила Сергеевича Орлова.
 
М.С. Орлов отметил, что произошло реформированием санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. В настоящее время система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте, а также учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
 
На сегодняшний день вопросы, связанные с взаимодействием частично урегулированы в различных правовых актах Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора.
В частности речь идет об утвержденном Минздравсоцразвития России Типовом положении о территориальном органе Роспотребнадзора, приказах Федеральной службы, которыми утверждены уставы центров гигиены и эпидемиологии, приказе Федеральной службы от 21 ноября 2005 г. № 776 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации».
 
Пунктом 8.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 24.04.2006 г. № 308 и зарегистрированным в Минюсте России, управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по координации и контролю за деятельностью федеральных государственных учреждений.
 
Однако, подчеркнул М.С. Орлов, как следует из результата анализа обращений, поступающих в Роспотребнадзор, единообразного понимания реализации этого полномочия нет.
 
В связи с этим, Управлением организации службы, государственной регистрации и лицензирования был подготовлен проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации»
 
Проект приказа был согласован с управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и доработан с учетом предложений территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора.
   
 ВЫСТУПИЛИ:
 
1. Иваненко Александр Валентинович - главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве».
 
А.В. Иваненко отметил, что положения проекта приказа «Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ» соответствуют сложившимся в настоящий момент взаимоотношениям между Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».
 
Действующая система взаимоотношений сложилась благодаря четко отлаженной вертикали подчиненности территориальных отделов Управлению и филиалов - Центру.
Пунктом 8.21. Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Минздравсоцразвия РФ от 24.04.2006 г. № 308, определено, что Управление в пределах своей компетенции осуществляет координацию и контроль за деятельностью федеральных государственных учреждений в установленном законодательством порядке. Пределы компетенции в соответствии с Положением о территориальном органе является их основная деятельность -осуществление надзора и контроля в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и в сфере защиты прав потребителей.
 
Возложение функций по координации и контролю деятельности филиалов ФГУЗ на территориальные отделы Управления отвлечет их от выполнения основной задачи по осуществлению государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
В связи с этим считаем, сказал А.В. Иваненко, что выполнение функций по координации и контролю органами Роспотребнадзора деятельности центров гигиены и эпидемиологии необходимо осуществлять:
 
1. Управлением   по координации   и контролю,   которое может быть
создано в составе структуры Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека.
 
Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в пределах своей компетенции в рамках полномочий, делегированных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
Предложил из п. З Рекомендаций исключить слова: «...так и отделами территориального органа по отношению к филиалам центра гигиены и эпидемиологии».
 
В настоящее время содержание, пополнение, обновление и совершенствование лабораторной базы ФГУЗ осуществляется за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В связи с этим предложил пунк 1.5. изложить в следующей редакции:
 
«1.5. Предпринимательская деятельность.контроль за полнотой и соответствием материально-технической базы для проведения лабораторных и инструментальных исследований и измерений, проводимых      в      рамках      обеспечения   государственного      санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей; контроль за организацией выполнения платных работ, оказания платных услуг; - согласование сметы доходов и расходов».
 
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель (главный врач учреждения) обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
 
Нарушение отдельных обязательств коллективного договора, в частности -работа с кадрами, организация и контроль за режимом работы, является нарушением норм трудового законодательства со стороны работодателя, который несет за эти нарушения полную ответственность.
 
Поскольку в соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений является работник учреждения и работодатель - главный врач учреждения, Управление   не имеет полномочий выполнять функции работодателя, не являясь таковым. Предложил третий дефис п. 1.6. Рекомендаций исключить.
 
2. Гавриленко Ольга Леонидовна- руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области.
 
В своем выступлении О.Л. Гавриленко отметила, что в настоящее время на территории Московской области идет четкая и слаженная работа и Управления и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области». Дала положительную оценку проекту приказа и методическим рекомендациям по осуществлению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии. Поддержала замечания, высказанные А.В. Иваненко и предложила утвердить проект решения. 
 
 3. Гришина Валентина Николаевна – начальник Финансово-экономического Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
В.Н. Гришина предложила название пункта 1.5 Рекомендаций по осуществлению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии изложить в редакции «Деятельность, направленная на правомерное поступление и эффективное использование внебюджетных средств».
  
Заключительное слово Геннадия Григорьевича Онищенко
 
Г.Г. Онищенко отметил, что с принятием этого приказа будет сделан еще один шаг в упорядочение работы Службы. Необходимо доработать проект приказа с учетом высказанных предложений и замечаний, согласовать его со всеми Управлениями центрального аппарата Роспотребнадзора и представить на утверждение в установленном порядке.
 
РЕШИЛИ: Приложение №2 к протоколу.
 
Руководитель,
Председатель постоянно действующего
совещания Роспотребнадзора                                                        Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь
постоянно действующего
совещания                                                                                               С.В. Белых
                                        
Приложение №1
к протоколу постоянно действующего
совещания от 26.09.2006г. №5
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
 
РЕШЕНИЕ
 
26 сентября 2006 г.

 
О мерах по реализации перехода органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат

 
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Л.М.Симкаловой по вопросу «О мерах по реализации перехода органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат», постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметило, что проведена определенная работа по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат в деятельность Роспотребнадзора, его органов и организаций. Утверждены методические рекомендации по программно-целевому планированию деятельности, подготовлены проекты ведомственных целевых программ, в том числе «Стоп-Инфекция», «Анти ВИЧ-СПИД», «Санитарный щит страны» и др., разработаны методические рекомендации «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат», «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию». Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора на 2007 год являются: мероприятия, направленные на совершенствование организационного построения органов и организаций Роспотребнадзора, разработка технологии  организации государственного санитарно – эпидемиологического надзора, разработка и внедрение критериев перераспределения ресурсов в органах и организациях Роспотребнадзора под реально достигнутые результаты (показатели) деятельности, завершение формирования системы методического обеспечения деятельности по внедрению БОР.
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШИЛО:
 
Одобрить проекты методических рекомендаций «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат», «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию», подготовленных с участием руководителей органов и организаций Роспотребнадзора по Вологодской, Липецкой, Воронежской областям , Пермскому краю.
 
Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора (Л.М.Симкалова) в 7-дневный срок доработать проекты методических рекомендаций с учетом состоявшегося обсуждения, организовать проведение экспертизы в Министерстве финансов Российской Федерации и представить на утверждение в установленном порядке.
 
Руководителям Управлений Роспотребнадзора по Вологодской области (И.А Кузнецовой), Липецкой области (С.И.Савельеву), Воронежской области (М.И.Чубирко), Новосибирской области (В.Н. Михееву), Амурской области (В.Т.Смирнову), Тюменской области (Г.В.Шарухо), Московской области (О.Л.Гавриленко), Ленинградской области (Горбаневу С.А.), Пермскому краю (А.С.Сбоеву), Красноярскому краю (С.В.Куркатову), Удмуртской Республике (Н.А.Забродину), городу Москве (Н.Н. Филатову), городу Санкт-Петербургу (И.А.Ракитину) обеспечить переход на бюджетирование, ориентированное на результат в 2007 году.
 
Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в срок до 27 октября подготовить в соответствии с методическими рекомендациями «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат», «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию» планы мероприятий по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат, проекты ведомственных целевых программ и представить их в Роспотребнадзор.
 
Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора (Л.М.Симкалова) организовать в ноябре-декабре 2006 года заслушивание руководителей органов и
 
организаций Роспотребнадзора по вопросу готовности к переходу на бюджетирование, ориентированное на результат и подготовке ведомственных целевых программ.   К 6 октября 2006 г. представить график заслушивания на утверждение.
 
Руководитель,
Председатель постоянно
действующего совещания                                                          Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь постоянно
действующего совещания                                                              С.В. Белых
  
 Приложение №2
 к протоколу постоянно действующего  
 совещания от 26.09.2006г. №5
 
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШЕНИЕ
 
26 сентября 2006 г.                                                             
 
О совершенствовании взаимодействия
территориальных органов Роспотребнадзора
и федеральных государственных учреждений
здравоохранения – центров гигиены и
эпидемиологии в субъектах Российской Федерации 
 
           
Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Орлова М.С. постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решило:
Одобрить проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации».
Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Орлов М.С.) доработать проект с учетом состоявшегося обсуждения и представить его для утверждения в установленном порядке.
 
Руководитель,
Председатель постоянно
действующего совещания                                                          Г.Г.Онищенко
 
Ответственный секретарь постоянно
действующего совещания                                                          С.В.Белых     
358



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word