16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 26.06.2009


О надзоре за объектами воздушного транспорта и связанной с ним инфраструктуры

15 Июля 2009

Приложение
к протоколу заседания
коллегии Роспотребнадзора
от 26 июня 2009 г.

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШЕНИЕ

Заслушав и обсудив вопрос «О надзоре за объектами воздушного транспорта и связанной с ним инфраструктуры» коллегия отмечает.

Надзор на объектах воздушного транспорта и транспортной инфраструктуры осуществляют 695 специалистов Роспотребнадзора. В 2008 году на контроле находилось около 4,5 тыс. (4423) объектов инфраструктуры воздушного транспорта в том числе: 224 аэропорта, 184 аэровокзала, 4015 объектов общественного питания, торговли, баз технического обслуживания и ремонта транспорта, лечебно-профилактических и промышленных предприятий транспорта. Число приписных транспортных средств составляло 2366 единиц.

Для объектов воздушного транспорта, как и для остальных видов транспортных средств на территории Российской Федерации, характерно преобладание объектов 2 группы (63%). Доля воздушных судов, относящихся к 3 группе (т.е. не благополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении), последовательно увеличивалась за последние 3 года с 12,2% до 15%.

Причинами такого состояния являются: естественное старение транспортных средств, увеличение сроков эксплуатации без проведения капитальных ремонтов, отсутствие обновления парка транспорта, приобретение российскими компаниями транспортных средств иностранного производства, уже бывших в эксплуатации в течение 10 и более лет.

Объекты транспортной инфраструктуры также не соответствуют требованиям санитарного законодательства. Доля диспетчерских пунктов, не соответствующих требованиям санитарного законодательства, составляет 23%. Основными нарушениями являются: пониженные уровни освещенности, отсутствие качественной звукоизоляции, кондиционирования воздуха, недостаточный набор и площади помещений.

Санитарно-техническое состояние водопроводных сетей большинства аэропортов неудовлетворительное. Процент износа сетей в среднем составляет 50-70%. Как следствие – рост количества неудовлетворительных результатов анализов воды, регулярные аварии на водопроводных сетях. Положение усугубляется отсутствием законодательно закрепленных требований к таким объектам. Необходима разработка санитарных правил содержания аэропортов, аэровокзалов и других специфических объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

В целом по Российской Федерации на объектах транспортной инфраструктуры и воздушных транспортных средствах трудится чуть более 120 тыс. человек.

На воздушных судах доля рабочих мест, не соответствующих требованиям санитарного законодательства по шумовой нагрузке, выросла в сравнении с 2006 годом в 2,5 раза, а уровни шума на рабочих местах летного состава, превышали предельно-допустимый уровень на 8-15дБа (самолеты Ан-24 и ИЛ-76).

На предприятиях транспортной инфраструктуры не организован производственный контроль, в том числе с использованием лабораторных и инструментальных исследований факторов производственной среды и трудового процесса.

В 2008 году зарегистрирован рост профессиональной заболеваемости среди работников воздушного транспорта. Показатель превысил средний по Российской Федерации и составил в 2008 году 1,76 на 10 000 работников (274 случая профессиональных заболеваний).

При расследовании установлено, что основная часть заболеваний возникла в результате длительной работы пилотов в условиях воздействия интенсивного производственного шума вследствие выполнения полетов на шумной авиатехнике, превышающей допустимые уровни от 6 дБА (Ил-62, Ту-134) до 20-22 (Ан-24) и превышение норм полета. В возрастной структуре заболевших преобладают лица 55-60 лет (89%) со стажем работы по специальности от 25 до 30 лет.

Удельный вес диагнозов профессиональных заболеваний установленных при обращении – составил 79,4 %, при медицинском осмотре 20,6 %, (в 2007 г. 51,8 % и 48,2 % соответственно).

Кроме непосредственного действия вредного производственного фактора развитию патологии органов слуха способствовало: отсутствие ограничений к полетному времени у лиц с начальными признаками нарушения слуховой функции, отсутствие жалоб летного персонала при медицинском освидетельствовании (желание продолжить летную работу), увеличенная продолжительность месячной нормы полетного времени, прием на работу лиц с начальными явлениями нарушения слуховой функции (недостаточное количество летного состава, способного обеспечить бесперебойную деятельность авиаперевозчиков).

Рассматривая проблему диагностики тугоухости у работников транспорта, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на регламенты и качество проведения периодических медицинских осмотров и своевременности выявления больных работников.

Воздушный транспорт и объекты его инфраструктуры создают мощную техногенную нагрузку на среду обитания человека, загрязняя ее выбросами химических веществ и оказывая неблагоприятное акустическое воздействие.

Это, по-прежнему, остается проблемой, имеющей приоритетное социально-экономическое значение. Всего под воздействием сверхнормативного шума от аэропортов международного, федерального и местного значения находится 3 млн. 295 тыс. человек

Отсутствие установленных санитарно-защитных зон в ряде случаев приводит к размещению новых жилых домов вблизи аэропортов. Следствием этого является рост количества жалоб населения на загрязнение атмосферного воздуха и на авиационный шум, увеличение числа судебных процессов, в которых сторонами конфликта выступают население, предприятия и строительные организации.

Особенно сложная ситуация сложилась в районах аэропортов Московского авиаузла, городов Санкт-Петербурга, Сочи, Ростова-на-Дону, Краснодара, Минеральных Вод, Саратова и ряда других, где аэродромы и воздушные подходы к ним располагаются в границах городов и крупных населенных пунктов.

Ранее практика изоляции аэропортов от жилой застройки сводилась к акустическим расчетам, определяющим зону дискомфорта и согласование акустического паспорта. Однако эта документация не позволяет установить линию градостроительного регулирования, которая в соответствии Генеральным планом развития территории ограничивает размещение жилой застройки вблизи аэропортов.

В настоящее время отмечается несовершенство законодательной базы: отсутствие методик по расчету концентраций загрязняющих веществ от выбросов двигателей воздушных судов, методики расчета контуров авиационного шума и оценки риска от воздействия виброакустики, методики по разработке проектов санитарно-защитных зон аэропортов. Отсутствие методической базы также является одной из причин задержки работы по установлению санитарно-защитных зон.

Учитывая изложенное, коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШАЕТ:

1. Принять к сведению информацию заместителя начальника Управления санитарного надзора А.С. Гуськова «О надзоре за объектами воздушного транспорта и связанной с ним инфраструктуры».

2. Правовому управлению (О.А. Кулагина), Управлению санитарного надзора (О.И. Аксенова), Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков) сформировать рабочую группу по актуализации нормативных правовых актов и методических документов в области надзора за объектами воздушного транспорта и связанной с ним инфраструктуры в срок до 01.09.2009.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации потребовать от руководителей предприятий, организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих свою деятельность на объектах воздушного транспорта и связанной с ним инфраструктуры:

3.1. Выполнения требований санитарного законодательства при организации труда работников;

3.2. Создания эффективного производственного контроля;

3.3. Регулярного повышения уровня профессиональных знаний и гигиенической подготовки работников воздушного транспорта и связанной с ним инфраструктуры;

3.4. Ускорения выполнения работ по установлению и организации санитарно-защитных зон для аэропортов, находящихся в непосредственной близости к многонаселенной городской застройке, обратив первоочередное внимание на следующие населенные пункты: Иркутск, Минеральные Воды, Внуково, Домодедово, Шереметьево, Остафьево, Нальчик, Нижний Новгород, Омск, Ростов-на-Дону, Пулково, Саратов, Сочи, Сыктывкар, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Якутск, Краснодар, Пермь, Ярославль.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

4.1. Усилить применение мер административного воздействия при выявлении нарушений гигиенических требований, связанных с осуществлением деятельности аэровокзальных комплексов, аэропортов, аэродромов;

4.2. Осуществлять оформление санитарно-эпидемиологических заключений при отводе земельных участков для целей строительства жилых домов и общественных зданий в зоне влияния аэропортов в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

4.3. Проинформировать администрации субъектов и органы местного самоуправления о недопустимости размещения жилых домов и общественных зданий в зоне влияния аэропортов без расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.).

5. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Московской области (О.Л. Гавриленко) в срок до 26.07.2009 рассмотреть проект организации санитарно-защитной зоны аэропорта Остафьево.

6. Просить Министерство транспорта и Российской Федерации гармонизировать требования приказа Минтранса России от 22.04.2002 № 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, регулирующими проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников с целью выявления ранних признаков профессиональной патологии у летного состава гражданской авиации, а также противопоказаний к управлению воздушными судами.

7. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксеновой):

7.1. До 01.08.2010 разработать проект Санитарных правил «Гигиенические требования к вокзалам, аэропортам, аэродромам»;

7.2. До 01.08.2009 подготовить проект письма в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением о совместной разработке проектов нормативно-методических документов, касающихся регламентации использования приаэродромных территорий, проектирования санитарно-защитных зон аэропортов и объектов их инфраструктуры (методические указания по контролю за разработкой проектов санитарно-защитных зон аэропортов) и методик расчета контуров авиационного шума, расчета количества выбросов и концентраций загрязняющих веществ в атмосфере двигателями воздушных судов.

7.3. До 01.08.2009 подготовить проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по реализации настоящего решения коллегии.

Руководитель,
Председатель коллегии Роспотребнадзора

Г.Г. Онищенко


Ответственный секретарь
коллегии Роспотребнадзора

С.В. Белых


Заместитель начальника
Управления санитарного надзора

А.С. Гуськов


Начальник Управления санитарного надзора

О.И. Аксенова


Заместитель руководителя

Л.П. Гульченко

80



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word