16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Протокол Всероссийского совещания специалистов по гигиене труда «Актуальные вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда в организациях различного профиля и профилактики заболеваемости работников»

27 Декабря 2010

02-03.12.2010

г. Москва


Председательствовали: - Онищенко Г.Г.,- руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Брагина И.В. - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Аксенова О.И. - начальник Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Присутствовали:

Гуськов А.С.-заместитель начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора;

Митрохин О.В. - заместитель начальника Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Бокитько Б.Г. - заместитель начальника Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Почтарева Е.С. - начальник отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, коммунальной гигиене Управления санитарного надзора Роспотребнадзора;

Сторожева Э.Д.- начальник отдела организации санитарного надзора на транспорте;

Ходячих С.Е. - заместитель начальника отдела по работе с неправительственными организациями и объединениями Правового управления Роспотребнадзора;

Бормашов А.В. - главный специалист-эксперт отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, коммунальной гигиене Управления санитарного надзора Роспотребнадзора;

Пилишенко В.А. - и.о. заведующего отделением гигиены труда отдела обеспечения санитарного надзора ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора.

Пронина Н.Н. - заместитель начальника отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, коммунальной гигиене.

Руководители и специалисты отделов надзора за условиями труда и отделов санитарного надзора управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на транспорте

Руководители и специалисты подразделений по гигиене труда ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и на транспорте

Представители НИИ, ВУЗов: Прокопенко Л.В., Измерова Н.И, Кузьмина Л.П., (НИИ медицины труда РАМН)), Истомин А.В. (ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора).

Представители министерств и ведомств (Российский Регистр ПОХ и БВ,): Хамидулина Х.Х.

«Актуальные вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда и профилактики заболеваемости работников»

(Онищенко Г.Г., Аксенова О.И., Митрохин О.В., Почтарева Е.С., Ходячих С.Е., Бокитько Б.Г., Хамидулина Х.Х, Истомин А.В., Сторожева Э.Д., Прокопенко Л.В., Кузьмина Л.П., Сенников С.В., Наумова Т.М., Газиева Т.Н., Куракин В.А., Л.В., Глущенко В.И., Карпущенко Г.В., Буткарева Т.А, Егоров В.А., Цырулин А.В., Д.А. Толмачев, Бормашов А.В., Игонина Е.П., Пилишенко В.А.)

Отметить, что органами и организациями (специалистами) Роспотребнадзора проводится определенная работа по реализации Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора по оздоровлению производственной среды и сохранению здоровья работников, снижению уровня профессиональной заболеваемости, а также внедрению в практику работы новых нормативных и методических документов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.

Сложившаяся медико-демографическая ситуация, отсутствие в стране эффективного механизма заинтересованности работодателей в создании и обеспечении здоровых и безопасных условий труда, могут привести к реальному дефициту трудовых ресурсов.

По данным Росстата России в Российской Федерации удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам от общей численности работников по основным видам деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, связь) составил - 40,7 %, т.е. практически каждый третий работник трудится в этих отраслях в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

Около половины работающих во вредных и опасных условиях труда составляют женщины.

Удельный вес работников во вредных и опасных условиях труда возрос практически по всем основным видам экономической деятельности.

Наибольшее число работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, занято на предприятиях с негосударственной формой собственности.

Неудовлетворительные условия труда остаются и в большинстве видов экономической деятельности.

Тем не менее, уровень профессиональной заболеваемости в стране не отражает истинное положение дел в связи с крайне низкой выявляемостью профпатологии. При этом, одновременно растет численность работающих, занятых во вредных и опасных условиях труда и их удельный вес среди трудоспособного населения.

Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний, недостатками организации и качества проведения обязательных медицинских осмотров работников, в критериальной оценке условий труда, в законодательном механизме, препятствующем выявлению ранних признаков профзаболеваний и своевременной постановке диагнозов.

В 2009 г. у 8448 работающих, из них у 1348 женщин, был впервые установлен диагноз профессионального заболевания (отравления), зарегистрировано 87 острых и 98 хронических профессиональных отравлений.

При этом, 98,7 % от общего числа профзаболеваний (отравлений) приходится на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности.

В 2009 г. было зарегистрировано 4 524 профзаболеваний (отравлений) с утратой трудоспособности, что составило 53,6 % от общего числа случаев профзаболеваний, 456 случаев профессиональных заболеваний у работников, которым было установлено 2 и более диагноза профзаболеваний (5,4 %), удельный вес инвалидов составил 21,9 %.

Показатель профессиональной заболеваемости в 2009 г. составил 1,79 на 10 000 работников.

Во многих субъектах России наблюдается резкое сокращение объемов работ и финансирования мероприятий по улучшению условий труда работающих, комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий не разрабатываются или выполняются на 20-75 %.

В ходе совещания отмечалось, что, несмотря на проведенное реформирование госсанэпидслужбы, удалось избежать значительного ослабления надзорных функций и ухудшения санитарно-эпидемиологического благополучия объектов.

Решение Резолюции Всероссийского совещания 23-24.11.2006 в основном выполнено.

В то же время, в некоторых субъектах Российской Федерации остается низкой укомплектованность управлений и ФГУЗ специалистами по гигиене труда, имеются недостатки в планировании своей работы, недостаточна связь с научными учреждениями Роспотребнадзора, комплексность в работе с другими ведомствами при обследовании объектов малого бизнеса.

На этих объектах остается низкой выявляемость нарушений санитарного законодательства по условиям труда и загрязнению окружающей среды, применение мер административного принуждения. Не все управления используют в полном объеме предоставленные права по привлечению нарушителей санитарного законодательства к ответственности.

Недостаточно активно проводятся работы по оценке профессионального риска для здоровья работников, медленными темпами и некачественно проводится паспортизация канцерогенноопасных производств, не приняты необходимые меры к качественному и объективному составлению служебной документации в соответствии с санитарным законодательством и общегосударственными положениями.

В ряде субъектов Российской Федерации не налажено взаимодействие с заинтересованными органами и учреждениями министерств и ведомств, недостаточна связь с научно-исследовательскими институтами.

Не эффективно применяются меры административного принуждения. Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту не в полном объеме реализуются предоставленные права по привлечению нарушителей санитарного законодательства к ответственности.

Не в полной мере используются в практической работе результаты социально-гигиенического мониторинга условий труда в субъектах Российской Федерации для определения приоритетных направлений деятельности, разработки программных мероприятий в целях сохранения и укрепления здоровья работников.

Учитывая изложенное, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту предлагается:

1. Планировать работу с преимущественным вниманием к объектам II и, особенно III группы санитарно-эпидемиологического благополучия.

2.Планировать деятельность с учетом установления приоритетных проблем, определяющих санитарно-эпидемиологическое благополучие работающего населения, адекватности намечаемых мер для достижения соответствующих индикативных показателей и конкретных целей, включать в планы индикативные показатели деятельности (в соответствии с методическими указаниями МУ 5.1.2526-09) с конкретизацией показателей результативности.

3.Обеспечить комплексность в работе со всеми заинтересованными ведомствами при проведении работы, направленной на улучшение условий труда, санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников, профилактику заболеваний, гигиеническое обучение работодателей и работников, пропаганду здорового образа жизни.

4.Принять:

- активное участие в разработке и контроле реализации региональных и внутриведомственных целевых программ, направленных на улучшение условий труда и профилактику профессиональных заболеваний;

- меры к укомплектованию штатов специалистами по гигиене труда, а также своевременному повышению квалификации и сертификации специалистов, подготовке экспертов;

- меры к выполнению мероприятий производственного контроля состояния условий труда на объектах, а также по оптимизации лабораторного и инструментального контроля при проведении мероприятий по контролю на объектах;

- меры к полному осуществлению работ по паспортизации канцерогеноопасных производств, обратить внимание на должное качество составляемых паспортов, выявлению управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте всех видов и наименований потенциально опасной для здоровья продукции производственно-технического назначения.

5. Применять к нарушителям санитарного законодательства меры воздействия адекватно выявленным нарушениям санитарного законодательства и в строгом соответствии с Федеральным Законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обратив внимание на повышение уровня законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях, квалификацию выявленных нарушений при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) в соответствии с нормами КОАП Российской Федерации.

6. Внедрять в практику работы оценку профессионального риска при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведении социально-гигиенического мониторинга в целях сохранения и укрепления здоровья работников.

7. Использовать результаты социально-гигиенического мониторинга условий труда в субъектах Российской Федерации для определения приоритетных направлений деятельности, разработки программных мероприятий в целях сохранения и укрепления здоровья работников.

8. Не допускать нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, установленных Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в том числе по вопросам, касающихся соблюдения установленного порядка расследования и учета профессиональных заболеваний (отравлений).

9. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора":

9.1. Актуализировать действующий "Перечень действующих нормативных и методических документов по гигиене труда" по состоянию на 01.01.2011.

Руководитель

Г.Г.Онищенко

89



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word