16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Приложение № 3 к протоколу заседания коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

1 Июля 2009

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШЕНИЕ

По отчету руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Е.С. Минакова об организации работы по реализации полномочий в сфере защиты прав потребителей

Заслушав отчет руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Е.С. Минакова о результатах работы Управления за 2008 год в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также соответствующий доклад начальника Управления защиты прав потребителей О.В. Прусакова, посвященный анализу основных показателей деятельности данного территориального органа Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей за 2007-2008 г.г., коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целом отмечает, что в организации данной работы у Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области имеются существенные недостатки, а ее уровень, достигнутый в 2008 году, явно отстает от тех задач, которые Управление должно объективно ставить перед собой и решать, в том числе исходя из социально-экономических и географических особенностей региона. При этом по отдельным направлениям деятельности Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, связанным с реализацией соответствующих административных полномочий, констатируются недопустимо низкие показатели, позволяющие говорить об очевидной их неадекватности фактическому состоянию законности, сложившемуся на потребительском рынке области в целом и на отдельных его сегментах.

Так, общее число проведенных должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области мероприятий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства о защите прав потребителей в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилось на 28, 7% (с 2556 до 1822) при аналогичном показателе в целом по Российской Федерации - 24,4 %.

При этом отмечается значительное снижение числа плановых мероприятий по контролю - с 775 в 2007 году до 552 в 2008 году или на 28,8%, что в 3 раза опережает соответствующую динамику по России в целом (снижение - на 9,7%) .

Общее число внеплановых мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей за тот же период также снизилось (на 28,7%) - с 1781 до 1270. Однако в данном случае эта динамика почти на 4% ниже общероссийского показателя (32,6%).

При таком общем снижении административной активности на потребительском рынке и в целом сопоставимых данных, характеризующих уменьшение общего числа плановых и внеплановых мероприятий по контролю в регионе и Российской Федерации (соответственно: - 28,7% и - 24,4%), тем не менее, отмечается значительное (на 42,1% в Кемеровской области против 20,8% по Российской Федерации) сокращение числа выявляемых нарушений (по нормам Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием потребителей), что свидетельствует о явном ухудшении организационных основ осуществления надзорной деятельности.

Будучи одним из крупнейших субъектов как по Российской Федерации (14- по численности населения), так и по Сибирскому Федеральному округу (2 - по численности населения), на Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области в то же время приходится (по результатам деятельности за 2008 год) лишь 1,03% от общего числа проводимых территориальными органами Федеральной службы всех мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей. По плановым мероприятиям по контрою этот показатель еще ниже и составляет 0, 73%.

При этом доля Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в совокупном числе проверок, проведенных территориальными органами Роспотребнадзора в 2008 году в отдельных секторах потребительского рынка, составила:

0,11 % (всего 3 проверки) - по соблюдению прав потребителей в сфере перевозок различными видами транспорта,

0,82% (8 проверок) - по соблюдению прав потребителей в сфере предоставления услуг связи,

0,31% (31 проверка) - по соблюдению прав потребителей в сфере строительства жилья и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Отмечая заметный рост числа обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, произошедший в 2008 году (4014 против 2715 в 2007 году), в то же время следует констатировать, что в основу внеплановых мероприятий по контролю легли только 879 из них (21,9% или лишь каждое пятое обращение). В 3305 случаях заявителям давались разъяснения и только по 680 обращениям принимались практические меры.

Очевидно, что одной из причин подобной, явно заниженной, активности в деле организации работы по рассмотрению обращений граждан и проведении проверок, служит тот факт, что в 16 территориальных отделах Управления функции по защите прав потребителей вообще никем не реализуются.

Дополнительным свидетельством этому служат отдельные показатели соответствующей практики по делам об административных правонарушениях.

Так, если в общей структуре рассмотренных территориальными органами Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации дел об административных правонарушениях в 2008 году каждое пятое было связано с привлечением виновного лица к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ, то по Управлению Роспотребнадзора по Кемеровской области - лишь каждое десятое, а на долю дел, связанных с правоприменением ч.1 и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, вообще пришлось в совокупности менее 3 % . При этом «вклад» Управления в общее число в целом рассмотренных по Российской Федерации дел об административных правонарушениях по ч.1 и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ составил - 1,2% и менее 2% соответственно.

На основании изложенного, а также с учетом прозвучавших со стороны руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Е.С. Минакова ответов на заданные ему вопросы по существу отчета,

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Признать организацию руководителем Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Е.С. Минаковым работы по реализации на территории Кемеровской области функций по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей и связанных с этим административных и гражданско-правовых полномочий неудовлетворительной.

2. Управлению кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения (А.Ю. Попова) организовать проведение в установленном порядке служебной проверки в отношении руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Е.С. Минакова в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, приведшем к неудовлетворительным показателям и результатам работы по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей.

3. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Е.С. Минакову представить в 10-дневный срок письменное документированное объяснение по вопросам:

практики применения в Управлении ведомственного целевого планирования при реализации надзорных полномочий в сфере защиты прав потребителей, в том числе в части достижения соответствующих индикативных показателей;

кадрового обеспечения исполнения функций по защите прав потребителей в разрезе территориальных отделов Управления;

организации работы с поступающими обращениями граждан - потребителей в тех территориальных отделах, в которых отсутствуют специалисты, в чьи должностные полномочия и функциональные обязанности входили бы вопросы защиты прав потребителей;

практики выявления административных правонарушений в области защиты прав потребителей на территории тех муниципальных образований, на которых соответствующие территориальные отделы Управления не реализуют функции по защите прав потребителей;

неудовлетворительного состояния официального сайта Управления в сети Интернет и фактического полного отсутствия на нем информации о деятельности в сфере защиты прав потребителей.

4. Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков) совместно с Управлением организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкалова) и Управлением кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения (А.Ю. Попова) по результатам служебной проверки в отношении руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Е.С. Минакова представить предложения руководителю Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко, касающиеся проведения выездной проверки соответствующей деятельности Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области.

5. Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков) во исполнение настоящего решения в течение трех дней подготовить проект приказа.

Руководитель,
Председатель коллегии

Г.Г. Онищенко


Ответственный секретарь коллегии

С.В. Белых

87



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word