16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 26.05.2006


Протокол совещания по вопросам ведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации

10 Июля 2006
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г. Онищенко
Председательствовал:
 
Г.Г.Онищенко - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Присутствовали:
 
- от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
 
Н.В.Шестопалов - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
 
 
В.П.Самошкин – заместитель руководителя организационного отдела Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования;
 
А.И.Верещагин – главный врач ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора;
 
- от территориальных управлений Роспотребнадзора (80 человек);
 
- от ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации (70 человек);
 
- от научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора гигиенического и эпидемиологического профиля (9 человек);
 
- приглашенные (11 человек).
 
О ходе проведения социально-гигиенического мониторинга и задачах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга»

(Онищенко Г.Г., Шестопалов Н.В., Самошкин В.П., Верещагин А.И., Калиновская М.В., Ломтев А.Ю., Бугаева О.А., Авалиани С.Л., Киселев А.В., Ушаков А.А., Отрощенко В.А., Ефимов М.В., Шабанова М.Ю., Овчинникова Е.Л., Пацюк Н.А., Сетко А.Г., Пичужкина Н.М., Мингазов И.Ф. ,Малых О.Л.)
 
1. Отметить, что в последние десятилетия в Российской Федерации обращается серьезное внимание на состояние здоровья населения в связи с возможным вредным воздействием факторов окружающей и социальной среды, определением последствий его влияния для здоровья населения, что предопределило создание на государственном уровне системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ).
 
Государственная система СГМ отнесена к одному из механизмов обеспечения санэпидблагополучия населения. Организация и ведение СГМ является ведущим направлением деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
В связи с реорганизацией органов исполнительной власти, в том числе и Минздрава России, потребовалось изменение правовых и нормативных документов в области проведения социально-гигиенического мониторинга. Были внесены изменения в Федеральный Закон РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», утверждено новое Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга».
 
Для реализации Постановления издан приказ Роспотребнадзора от 15.02.2006 № 23 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. № 60». В соответствии с приказом подготовлены проекты следующих документов:
 
1. План мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года N 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга»;
2. Проект методических рекомендаций по программно-аппаратному обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга;
3. Положение о Федеральном информационном фонде данных социально-гигиенического мониторинга;
4. Порядок информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга;
5. Методические рекомендации по ведению социально-гигиенического мониторинга;
6. Порядок разработки мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на население по результатам проведения социально-гигиенического мониторинга.
 
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 апреля 2005г. №115 «Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения» введена форма № 10-06 «Сведения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (приложение № 11). В этой форме заложены таблицы для сбора информации о проведении СГМ и его результатах.
 
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 апреля 2005г. №385 «Об организации работы по социально-гигиеническому мониторингу» утвержден «Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга», которым:
 
 регламентирована организация ведения социально-гигиенического мониторинга Территориальными управлениями Федеральной службы в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту и Федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту;
 определен порядок формирования показателей, объектов и факторов для ведения СГМ;
определены задачи социально-гигиенического мониторинга федерального информационного фонда.
 
Приказом Федеральной службы от 23.10.2005 № 751 «Об утверждении Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации» определены основные вопросы взаимодействия территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации по вопросам организации и ведения СГМ.
 
Приказом Федеральной службы от 30.12.2005 № 810 «О Перечне показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга» утвержден дополненный перечень показателей и данных для формирования федерального информационного фонда СГМ, куда включены такие новые разделы, как «Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест», «Условия труда и профессиональная заболеваемость», «Показатели радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей».
 
В целях дальнейшего совершенствования работ по социально-гигиеническому мониторингу и использованию компьютерных технологий издан приказ от 21.04.2006 № 106 «О создании Совета по экспертизе программных продуктов при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Этим же приказом утвержден Порядок проведения экспертизы программных продуктов.
 
Cбор отчетов по II этапу СГМ по муниципальным территориям достиг 97%, что указывает на хорошую работу по сбору показателей СГМ по субъектам Российской Федерации.
 
Вместе с тем, необходимо отметить и недостатки при проведении СГМ. Так за 2005 год отчеты по II этапу социально-гигиенического мониторинга не представили территориальные управления в: Ненецком автономном округе, Республике Ингушетия, Эвенкийском автономном округе, Чукотском автономном округе.
 
Отмечается недостаточное использование результатов социально-гигиенического мониторинга при осуществлении надзорных функций.
 
Нет единой методики расчета экономического ущерба от воздействия факторов среды обитания человека.
 
Укомплектованность подразделений по ведению СГМ оставалось значительно ниже рекомендуемого. Эта кадровая проблема стала еще более актуальной после реорганизации. Во многих территориальных управлениях и Центрах гигиены и эпидемиологии отделы социально-гигиенического мониторинга не выделены в самостоятельные структурные подразделения, сотрудники, занимающиеся проведением социально-гигиенического мониторинга, включены в другие структурные подразделения, где выполняют несвойственную им работу.
 
Для проведения комплексного анализа состояния дел, по организации проведения социально-гигиенического мониторинга, в 2006 году необходимо провести паспортизацию территориальных управлений и ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора.
Не достаточно используется такой метод изучения здоровья населения, как проведение выборочных обследований здоровья отдельных групп населения.
 
Серьезного внимания требует низкий уровень послевузовской подготовки врачей по вопросам ведения СГМ и оценки риска здоровью населения. Редко проводятся региональные совещания по вопросам проведения социально-гигиенического мониторинга.
 
Первоочередной задачей остается методическое обеспечение ведения СГМ. Не разработаны методические документы для ведения СГМ в части безопасности питания, здоровья детей и подростков, условий воспитания и обучения детей и подростков, нормативного обеспечения методологии оценки риска и использовании её при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы объектов надзора. При их подготовке мало привлекаются представители профильных научно-исследовательских институтов.
 
Необходимо быстрее внедрять передовые информационные технологии в практику работы отделов социально-гигиенического мониторинга. Это в первую очередь проведение видеоконференций рабочих групп с использованием Веб-камер и сети Интернет, а так же внедрение ГИС-технологий. Насущной проблемой остается унификации программного обеспечения используемого для проведения социально-гигиенического мониторинга и его простота при эксплуатации сотрудниками органов и организаций Роспотребнадзора. Необходимо упростить инструкции по сбору данных для социально-гигиенического мониторинга.
 
Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
 
В настоящее время разрабатывается Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмен ими с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной службой государственной статистики, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральным медико-биологическим агентством, учреждениями и другими участниками СГМ. Данные СГМ согласно этого Порядка будут разбиты на 2 группы – данные передаваемые в Федеральную службу на федеральном уровне и данные передаваемые на региональном уровне. Получение этих данных будет осуществляться на бесплатной основе. Разработка этого документа неоправданно затягивается. При его подготовке необходимо шире взаимодействовать с органами и организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.
 
Отметить, что данные, полученные при ведении СГМ, все шире отражаются в Государственных докладах, представляются в органы исполнительной власти различного уровня, используются при разработке предложений для принятия управленческих решений руководителями территориальных управлений Роспотребнадзора в субъектах, органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установления факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения.
 
2. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
 
2.1. Ввести в практику проведение региональных совещаний по вопросам проведения социально-гигиенического мониторинга. Провести первое совещание по Центральному федеральному округу в Ярославской области в сентябре-октябре 2006 года.
2.2. При разработке распорядительных документов по проведению социально-гигиенического мониторинга включать в рабочие группы представителей профильных научно-исследовательских институтов.
2.3. Ускорить процесс утверждения методических рекомендаций в области проведения социально-гигиенического мониторинга.
 
3. Территориальным управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту, главным врачам ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
 
3.1. В территориальных управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту и во ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту ввести в свою структуру отделы социально-гигиенического мониторинга, независимые от других отделов. Отделы создать исходя из имеющейся штатной численности и в срок до 01.09.2006. Создание отделов взять под личную ответственность руководителей органов и организаций Роспотребнадзора. О создании отдела доложить в Федеральную службу.
3.2. Ввести в практику работы рабочих групп, по вопросам социально-гигиенического мониторинга, проведение многопользовательских видеоконференций с использованием Веб-камер и сети Интернет, для чего приобрести в отделы социально-гигиенического мониторинга Веб-камеры с микрофонами, и установить (под ОС Windows XP) бесплатную русифицированную программу Skype 2.0, ,которую можно взять на сайте www.skype.com. Срок – до 01.09.2006.
3.3. В большем объёме использовать результаты социально-гигиенического мониторинга при осуществлении надзорных функций.
3.4. При необходимости проводить выборочные обследования здоровья отдельных групп населения.
3.5. При построении системы социально-гигиенического мониторинга в своем регионе придерживаться политики унификации программного обеспечения используемого для проведения социально-гигиенического мониторинга, а так же следовать рекомендациям Совета по экспертизе программных продуктов при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
 
4.1. В рамках подготовки Порядка проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга создать рабочую группу по подготовке этого документа, а так же сделать запрос, с последующим анализом поступившей информации, в территориальные управления по субъектам Российской Федерации о необходимом объеме показателей собираемых на региональном уровне при проведении социально-гигиенического мониторинга. Срок представления окончательного проекта Порядка в Федеральную службу – 19.07.2006.
4.2. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора» А.И.Верещагину взять под личный контроль исполнение писем и распоряжений Федеральной службы по подготовке проектов нормативных документов регламентирующих проведение социально-гигиенического мониторинга созданных в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 15.02.2006 № 23 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 г. № 60».
4.3. Подготовить, до 01.09.2006,    проект информационного письма о порядке отбора точек наблюдения и установления необходимых объемов исследований при проведении социально-гигиенического мониторинга.
4.4. Все методические материалы по проведению социально-гигиенического мониторинга выставлять на сайте ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора».
4.5. Подготовить проект методических рекомендаций по унифицированной методике расчета экономического ущерба от воздействия факторов среды обитания человека. Срок – до 01.09.2006.
4.6. Опубликовать, в одном сборнике, доклад заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В.Шестопалова и все остальные доклады сделанные на совещании. Сборник разослать участникам совещания и выставить на сайте. Срок- до 01.10.2006.
4.7. Предусмотреть в плане работы на 4 квартал 2006 года разработку методических указаний по организации сбора и обработке показателей для ведения СГМ по разделам: «Санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест», «Условия труда и профессиональная заболеваемость», «Условия воспитания и обучения детей и подростков».
4.8. Провести в 4 квартале 2006 года очередную паспортизацию ТУ и ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора, в части ведения СГМ, оценки риска здоровью и информационных технологий.
4.9. Представить, в Федеральную службу к 01.08.06, предложения о нормативном обеспечении методологии оценки риска и использовании её при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы объектов надзора.
4.10. При подготовке инструкций по сбору данных для социально-гигиенического мониторинга делать их более простыми и понятными;
312



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word