16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №2 от 20.06.2006


Протокол заседания постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

5 Июля 2006
Председательствовал на заседании постоянно действующего совещания Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Присутствовали члены постоянно действующего совещания:
 
Н.В. Шестопалов, Л.П. Гульченко, С.В. Белых, О.И. Аксенова,
Л.М. Симкалова, С.Д. Кривуля.
 
Приглашенные:
заместители начальников управлений, начальники отделов.
 
А.С. Сбоев -руководитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю
 
И.А. Кузнецова-руководитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области
 
М.И. Чубирко - руководитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области
 
А.В. Бунаков - руководитель Управления Роспотребнадзора по Курской области
 
Н.Н. Филатов - руководитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве
 
О.Л. Гавриленко - руководитель Управления Роспотребнадзора по Московской области
 
И.А. Ракитин - руководитель Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу
 
Л.И. Шишкина - руководитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области
 
Б.В. Лимин - Главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Вологодской области
 
И.В. Брагина - заместитель Главного врача ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии».
И.А. Артемьева – зам. начальника Финансово-экономического Управления Н.Ю. Сырова - зам. начальника Финансово-экономического Управления
 
Е.В. Бобринев - зам. начальника нормативно-правового Управления
 
Л.Д. Воропаева – советник (прес-служба)
 
Повестка дня:
 
О мерах по внедрению бюджетирования, ориентированного на конечный результат в территориальных органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Г.Г.Онищенко. Слово для доклада по вопросу повестки дня предоставляется А.С. Сбоеву - руководителю управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, руководитель рабочей группы.
 
Доклад А.С. Сбоева
 
В своем докладе А.С. Сбоев отметил, что работа по подготовке к внедрению бюджетирования, ориентированного на результат (далее БОР) в деятельность органов и учреждений Роспотребнадзора по Пермскому краю была начата в 1 квартале 2006 г. В марте была создана временная рабочая группа, в результате деятельности которой подготовлена программа перехода службы на БОР.
 
В начале июня в Перми было проведено совещание по данному вопросу с представителями Вологодской, Липецкой, Воронежской областей. Были обсуждены проблемы внедрения БОР в деятельность органов и учреждений Роспотребнадзора. Участники констатировали, что вопросы внедрения являются сложными, отсутствуют единые методические подходы и согласованные принципы организации этой работы и существует необходимость разработки программного документа.
 
Докладчик остановился на основных принципах внедрения БОР в практику деятельности службы:
1. Деятельность службы имеет стоимость и поэтому должна быть стандартизирована и оценена.
2. Деятельность должна приводить к результату и он должен быть измеряем. Причем результат должен иметь не только ведомственный, но и социально-значимый характер.
3. Необходимость внедрения бюджетирования по результату определяется правительственными документами.
 
Докладчик отметил недостатки существующей системы бюджетирования.
 
Во-первых: Финансирование по штатной численности, отсутствие нормативов и стандартов и установленных конкретных и измеримых результатов не позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств. Цели становятся неконкретными, управление сложным. Финансирование существует, как бы само по себе, и не связано с реально поставленными целями, задачами, качеством и результатами деятельности.
 
Во-вторых: Акцент на затратах, а не результатах. Это означает, что установлен контроль над надлежащем использованием средств, в соответствии с определенными правилами и процедурами; и при этом почти не учитываются реально достигнутые результаты.
 
Из-за того, что бюджет составляется на двенадцать месяцев, невозможно осуществить долгосрочное планирование, и возникает необходимость потратить все средства к концу финансового года. Централизованный и сдерживающий контроль приводит к вынужденному расходованию средств на конкретные вещи, несмотря на то, что эти средства можно было бы эффективнее использовать на что-нибудь другое.
 
Кроме существующей, возможны следующие основные технологии бюджетирования с учетом специфики органов и учреждений Роспотребнадзора:
1.Бюджет на население или подлежащие обслуживанию объекты
Финансирование осуществляется по единым нормативам на население или с учетом инфраструктуры и промышленного потенциала территории на подлежащие обслуживанию объекты.
 
Подобные принципы внедрялись в госсанэпидслужбе Пермской области в 2003 г., но не были до конца реализованы из-за ограничений существующего законодательства.
 
Достоинства:
 
осуществляется дифференцированное финансирование органов и учреждений, выполняющие более сложную и напряженную работу, получают больше финансовых ресурсов.
 
Недостатки:
 
Не определены единые стандарты и нормативы на виды деятельности. Не учитывается результат деятельности и эффективность использования ресурсов.
 
2. Бюджет на оказанную услугу
 
Является формой «бюджетирования по результатам» основанной на сервисном подходе. Финансирование осуществляется по факту оказанных госуслуг или проведенной работы в соответствии с установленными нормативами на виды деятельности и административными стандартами.
 
Услуги подлежат стандартизации. Стандарты услуг (функций) должны четко описывать количественные и качественные характеристики оказываемых услуг (осуществляемых функций), и являются обязательными для их соблюдения.
 
Достоинства:
 
Финансируется фактическая работа, выполненная в соответствии с определенными требованиями.
Устойчивость и долговечность модели – перечень бюджетных услуг, в отличие от перечня медико-социальных показателей, практически лишен динамики, что позволяет создать прочную базу для применения результативного бюджетирования. Кроме того, результативное бюджетирование услуг создает прямую ответственность перед заказчиком и потребителем этих услуг. Создается статистика себестоимости бюджетных услуг.
 
Недостатки:
 
Не учитывается результат деятельности и эффективность использования ресурсов. Кроме того, к недостаткам «сервисного» подхода следует отнести усложнение механизмов решения социальных проблем (особенно если решение данных проблем носит политический характер).
Действующий в данном случае тезис – «мы делаем работу по определенным правилам, а к каким результатам она приводит – нас не касается» в существующей ситуации очень уязвим.
 
3. Бюджетирование по результатам в соответствии с обязательствами
 
Является формой «бюджетирования по результатам» основанной на проблемно-целевом подходе. Финансируется не деятельность как таковая, или численность, а получение конкретных измеримых результатов.
 
Вводится понятие «презумпция ненужности» бюджетных расходов, требуя от всех участников бюджетного процесса четкого обоснования принимаемых решений по использованию средств налогоплательщиков для финансирования тех или иных государственных функций или услуг.
 
При составлении бюджета прежде всего учитываются конкретные результаты деятельности, а не сама деятельность или затраты на нее. Другими словами, вместо того, чтобы решать какое количество бюджетных средств потребуется для выплаты зарплаты, аренды и т.д. (все это относится к затратам), в начале следует определить каких результатов мы хотим достичь и как лучше всего это сделать.
 
Хочу подчеркнуть, затраты в данном случае оцениваются с точки зрения экономической эффективности, т.е. «выгоды» должны быть больше затрат, и это надо доказывать. Поэтому главная трудность заключается в определении правильных целей, задач, зон ответственности и показателей эффективности для органов и учреждений.
 
Достоинства:
 
Финансирование осуществляется за достижение конкретных, согласованных, общественно-значимых результатов. Цели конкретны и понятны всем. Деятельность вынужденно согласовывается как по вертикали, так и по горизонтали для достижения единой цели. Нацеленность на результат и персональная ответственность приводит к созданию саморегулирующейся эффективной системы, управление становится менее сложным.
 
становится возможным отказаться от многих видов расходов, осуществляемых «по инерции», без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов;
 
 усиливается ответственность за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей;
 
Недостатки:
 
Как правило, социальная проблема требует к себе комплексного подхода и действий со стороны различных ведомств. Так, например, проблема заболеваемости зависит не только от деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, но и от работы учреждений здравоохранения, от условий внешней среды, уровня жизни, формирования здорового образа жизни, соответствующего культурного воспитания и т.д. В результате, межведомственный характер социальных проблем вступает в противоречие с главным принципом БОР, предусматривающего персональную ответственность за результат;
 
Поэтому при внедрении бюджетирования по результату принципиально важным является точное определение «зон ответственности», разработка системы оценочных показателей и правильное построение моделей «деятельность – результат – последствия результата».
 
На первом этапе работы мы разработали нормативы и административные регламенты деятельности по оказания государственных услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.
 
Административные регламенты являются одной из ключевых категорий, которыми оперирует административная реформа. Процедура внедрения административных регламентов заключается в создании единой структурированной системы правил и стандартов оказания государственных услуг.
 
Только при этом условии показатели деятельности и результата, расчет потребного финансирования на их достижение будут носить объективный и сравнимый характер, как внутри организаций Роспотребнадзора в субъекте Федерации так и в Службе в целом.
Кроме того, особенно важным для успешного развития БОР является определение трудозатрат на различные виды деятельности и, следовательно, формирование стоимости государственной услуги.
 
( например - в среднем плановое обследование стоит 8 тыс. руб., занимает 100 часов, включает в себя определенные действия и документы, пром. предприятие с числом работающих свыше 1000 чел – 50 тыс.руб, магазин 1.5 тыс.руб и т.д. Это можно уточнять, корректировать, но без этого нельзя начинать работу по БОР, это формирует стоимость…)
 
Внедрение и регулярные корректировки подробной калькуляции себестоимости услуг (с использованием функционально-стоимостного анализа) в перспективе (через 2-3 года) сформируют настоящую стоимость услуг и критерии оценки эффективности деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора.
 
Второй этап - Разработка системы показателей.
 
При этом основной задачей является четкое разграничение «зон ответственности». Основополагающим принципом являляется то, что исполнитель должен нести ответственность за результаты своей работы. (только за то, что реально от него зависит и на что он может влиять).
 
Специфика работы органов и учреждений Роспотребнадзора заключается в том, что деятельность и, следовательно, ее результат связаны с взаимодействием с самыми различными организациями и хозяйствующими субъектами. Поэтому было важно разделить сферы ответственности, не потеряв при этом из виду конечные цели и общественно значимые результаты.
 
Для этого была разработана система показателей из пяти уровней.
 
Затем нами была проведена инвентаризация функций органов и учреждений Роспотребнадзора и каждой функции были определены показатели. При этом, как указывалось выше, под показателями деятельности имеются ввиду показатели, характеризующие деятельность конкретного исполнителя; под показателями результата понимаются показатели, характеризующие деятельность организации; под показателями последствий результата – показатели, характеризующие состояние объектов и факторов среды обитания.
 
На региональном уровне межведомственного взаимодействия формируются две группы показателей:
 
1.Показатели риска неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения.
2.Показатели динамики региональных показателей здоровья.
 
На третьем этапе была разработана методология планирования деятельности.
 
Планирование деятельности в условиях БОР существенно отличается от принятой в настоящее время системы планирования. Кроме того, ведомственные целевые комплексные программы не являются аналогом планирования в условиях БОР, а только конечной формой представления результатов планирования.
Планирование в условиях БОР имеет следующие принципиальные особенности :
 
1.План деятельности по достижению результата представляет собой в значительной степени финансовый план и включает в себя экономические оценки.
2.План носит многолетний характер (не менее 5 лет).
3.При планировании используется принцип «скользящего планирования» (непрерывность планирования и отсутствие точно ограниченного конечного срока).
4.Процедура планирования имеет следующие этапы:
4.1. Анализ и выявление проблем (какие у нас есть проблемы?).
4.2. Определение целей (состояния, которого желательно достичь).
4.3. Разработка и обоснование мероприятий по решению проблем ( насколько эти проблемы зависят от нас и как мы можем их решить? Используется алгоритм «цели-влияния»).
4.4. Сколько и каких требуется ресурсов и какой результат с точки зрения экономической эффективности они дадут (модели «деятельность-результат»).
4.5. Составление и обоснование ведомственной программы.
4.6. Реализация, контроль и корректировки.
 
Особый акцент докладчик сделал на уровне разработки и обоснования мероприятий. Социально-значимые изменения во внешней среде не сразу и не всегда напрямую зависят только от деятельности службы. Очень важно определить «доли и вклады» службы в улучшении показателей здоровья.
 
Поэтому, использование методологии соц-гиг. мониторинга в этом случае является абсолютно необходимым.
 
БОР явилось для СГМ процедурой, в которой он, как научный метод, приобретет востребованный и по настоящему «государственный» характер.
 
СГМ с одной стороны – инструмент точечного, целевого вложения средств, с другой стороны - инструмент оценки эффективности вложенных средств, с точки зрения достижения результата.
 
В программе эти процедуры детально не описаны, т.к. они подробно изложены в научном издании «Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Г.Г.Онищенко, С.М.Новиков, Ю.А.Рахманин, С.Л.Авалиани, К.А.Буштуева.
 
В заключении докладчик, от имени рабочей группы сформулировал предложения по системе управления, организационного построения, финансирования, а также мероприятия по внедрению БОР:
 
1. Согласование и принятие методологии БОР. Методология БОР в принципиальных моментах должна быть единообразной;
2. Уточнение структуры и управления. Все органы и учреждения Роспотребнадзора на территории должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы, имеющей общие цели и задачи, нацеленные на достижение конкретных, согласованных результатов.
3. Идентификация финансовых потоков и ресурсов. Цель - получить полную картину всех имеющихся финансовых потоков и ресурсов органов и учреждений Роспотребнадзора и обеспечить их учет.
4. Анализ существующей бюджетной системы и разработка бухгалтерских систем. Модель бухучета должна дать возможность на постоянной основе осуществлять мониторинг за реальным исполнением бюджета в очень короткий период времени по окончании года.
5. Внедрение административных регламентов и стандартов.
6. Внедрение систем оценочных показателей, измерения результативности и эффективности затрат.
7. Выявление проблем и потребностей. Определение и согласование целей, задач и показателей результата.
8. Разработка программ.
9. Идентификация и группировка мероприятий по органам и учреждениям Роспотребнадзора и иным организациям. Как указывалось выше достижение результатов на региональном уровне, как правило, связано не только с деятельностью наших органов и учреждений, поэтому потребуется проведение процедур согласования с различными организациями, органами власти и т.д.
10. Разработка и внедрение систем мониторинга и отчетности, процедур контроля.
11. Обоснование и защита программ.
12. Начало деятельности в условиях БОР.
 
В связи с невозможностью выхода на результат в течение короткого времени (необходимо определенное время между результатами деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора и последствиями на соцэкосистемном уровне) целесообразно внедрение БОР в два этапа:
 
1 Этап – 2007-2008 г.г. внедрение и реализация «сервисной модели БОР»
2 Этап – 2009 г. внедрение модели БОР в полном объеме.
При этом планирование и разработку программ необходимо сразу начинать в полном объеме бюджетирования по результату.
 
Онищенко Г.Г. Слово для содоклада по вопросу повестки дня предоставляется Л.М. Симкаловой – начальнику Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования.
 
Выступление Л.М. Симкаловой
 
В своем выступлении Л.М. Симкалова отметила, что в последние годы деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется в новых правовых, экономических и организационных условиях. В 2003-2005 годах были приняты важные решения по проведению административной реформы в Российской Федерации.
 
Основными целями и задачами реформирования является повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, повышения качества и доступности государственных услуг.
 
Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования, определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную привязку бюджетных расходов и планируемых результатов.
 
Вместе с тем, внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам является лишь частью происходящего в настоящее время бюджетного реформирования, которое включает:
 
- реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;
- выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование среднесрочного финансового планирования;
- расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Например, реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета предусматривает приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменения структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы. Контроль за правильностью исчисления, учета, взыскания и принятия решений осуществляется органом государственной власти Российской Федерации, который является администратором поступлений в бюджет. Функцией администратора является оценка результатов исполнения программ, контроль себестоимости оказываемых государством услуг и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке.
 
Существующее финансирование по штатной численности, отсутствие нормативов и стандартов и установленных конкретных и измеримых результатов не позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств. Цели становятся неконкретными, управление сложным. Финансирование существует, как бы само по себе, и не связано с реально поставленными целями, задачами и результатами.
 
Бюджетирование, ориентированное на результат – это поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных, общественно значимых и измеримых результатов.
 
Различие этих двух систем заключается в следующем:
 
Планирование по видам расходов заменяется на планирование социально-экономических результатов, получаемых в ходе осуществления функций. Распределение бюджетных средств зависит от достижения показателей социально-экономической эффективности. Бюджетные средства распределяются не по видам затрат, а по стратегическим целям, тактическим задачам и программам. Стратегические цели, тактические задачи и программы формулируются на основе принципов государственной политики, оформленных в виде соответствующих законодательных или иных нормативно-правовых актов. Распорядители бюджетных средств свободны в выборе способов достижения поставленных перед ними целей и задач и имеют возможность перераспределять средства внутри программ и планируемого периода, ответственность распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей за конечный результат усиливается.
 
Органы и учреждения Федеральной службы, являясь государственными структурами, финансируемыми из Федерального бюджета не могут оставаться в стороне от происходящих преобразований.
С целью совершенствования деятельности Федеральной службы и решения задач, связанных с полномочиями Федеральной службы разработаны и утверждены Основные направления деятельности Федеральной службы и ее территориальных органов на 2006 год.
 
Совершенствование организационного построения и управления деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций предусматривает:
 
- разработку Концепции развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций на 2006-2010 гг.;
- разработку и реализацию системы эффективного управления деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- дальнейшую оптимизацию сети и структуры организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- развитие государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг).
 
К настоящему моменту разработаны федеральные целевые программы, которые можно рассматривать как элемент программно-целевого планирования. Однако сложившаяся структура и методология их разработки не полностью соответствует программно-целевому планирования. Средства, выделяемые на федеральные целевые программы, являются разновидностью дополнительного сметного финансирования выполняемых бюджетных функций, а, с другой стороны, объем этих средств подвергается постоянным изменениям, не зависящим от поставленных индикаторов. Отсутствуют четкие процедуры финансового обеспечения, административная ответственность между несколькими федеральными органами исполнительной власти размыта.
 
Следовательно, они не могут быть эффективным инструментом структурных реформ.
 
Вместе с тем, ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научных и межотраслевых проектов вполне оправдано.
 
С целью перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, Роспотребнадзором подготовлен ряд ведомственных целевых программ, основными задачами которых являются определение целей, перечня мероприятий для их реализации, установление индикаторов достижения цели:
 
1. Ведомственная целевая программа «Модернизация и обеспечение  деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации» («санитарный щит страны»), которая предусматривает совершенствование организационной структуры, управления, ресурсного, кадрового и научного обеспечения службы, организацию ее деятельности в соответствии с новыми возросшими задачами и функциями.
2. Ведомственная целевая программа «Организация и обеспечение деятельности системы надзора за соблюдением прав потребителей в Российской Федерации» («защита прав потребителей»), разработанная для повышения эффективности осуществления контроля Роспотребнадзором за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке путем принятия организационных мер внутриведомственного характера.
3. Ведомственная целевая программа «Организация и ведение          социально-гигиенического мониторинга» («соцгигмониторинг»), целью которой является развитие гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения в системе соцгигмониторинга, а также формирование новой системы ведомственного и государственного статистического наблюдения.
4. Ведомственная целевая программа «Профилактика массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных влиянием факторов среды обитания человека» («гигиена и здоровье»), в задачи которой входит организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора; выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека; оптимизации технологии санитарного надзора.
5. Ведомственная целевая программа «Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний» («Стоп инфекция»), разработанная для поддержания высокого уровня охвата профилактическими прививками населения; снижения уровня заболеваемости по большинству нозологических форм инфекционной и паразитарной патологии; стабилизации заболеваемости зоонозными и природно-очаговыми инфекциями на эндемичных территориях Российской Федерации; оптимизации технологии эпидемиологического надзора; повышения эффективности научного обеспечения в области эпидемиологического надзора, проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.
6. Ведомственная целевая программа «Санитарная охрана территории Российской Федерации» («Санохрана»), основной целью которой является предупреждение заноса и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения.
7. Ведомственная целевая программа «Модернизация и обеспечение функционирования системы предупреждения вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения» («Регистрация для здоровья»), предназначенная для оперативного выявления продукции, не отвечающей требованиям безопасности, своевременного информирования заинтересованных ведомства и населения о выявлении продукции, не отвечающей требованиям безопасности; достижения санитарно-эпидемиологической безопасности при обороте продукции.
8. Ведомственная целевая программа «Создание и обеспечение функционирования системы государственного регулирования деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующих излучений» («лицензирование для здоровья»), разработанная в целях защиты жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия, оказываемого возбудителями инфекционных заболеваний и источников ионизирующего излучения, создание единых требований к лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и источников ионизирующего излучения, осуществляемой территориальными органами Роспотребнадзора.
9. Ведомственная целевая программа «Совершенствование профилактики и усиление мер по предупреждению распространения ВИЧ инфекции и СПИДа в Российской  Федерации» («СПИДу – нет»), разработанная с целью обеспечения противодействия распространению ВИЧ-инфекции в стране, путем повышения эффективности мероприятий по предупреждению заражения ВИЧ, достижение стабилизации эпидемической обстановки по ВИЧ-инфекции.
 
Подготовлены предложения по объемам осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на реализацию ведомственных целевых программ с расчетами и обоснованием на весь период реализации программы.
 
Например, в прогнозных объемах финансирования на 2006 год средства, запланированные на реализацию программ, составили 10 миллиардов 480 миллионов тысяч рублей, что составляет более 85 % от общего объема финансирования Роспотребнадзора на 2006 год.
 
Таким образом, можно предположить, что основная часть средств бюджета может быть перенесена в ведомственные целевые программы, которые являются основным инструментом бюджетного планирования и исполнения государственных функций службы.
 
Проводимые службой мероприятия по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения также является одной из форм программно-целевых методов бюджетного планирования, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
 
В целях внедрения механизмов управления по результатам необходимо обеспечить создание и внедрение комплексной системы управления по целям и результатам деятельности Федеральной службы, основой чего является изменение технологий государственного санитарно-эпидемиологического надзора в новых условиях: разработка административных регламентов оказания государственных услуг, разработка программ подготовки кадров государственных служащих и специалистов федеральных государственных учреждения здравоохранения.
 
Административные регламенты Федеральной службы позволят определить:
 
- нормативную основу, регулирующую исполнение государственных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
- требования к порядку исполнения государственной функции, ее содержание;
- последовательность действий органа исполнительной власти (административных процедур), должностных лиц, исполняющих государственную функцию и их полномочия;
- порядок информирования физических и юридических лиц об исполнении государственной функции.
 
Внедрение пилотных проектов и, как следствие, их успешная реализация, массовое внедрение административных регламентов исполнения государственных функций позволят конкретизировать сущность возложенной на исполнительный орган функции, упорядочить административные процедуры и обеспечить надлежащее право применение в установленной сфере.
 
Также предусматривается совершенствование взаимодействия Роспотребнадзора службы с гражданами и общественными организациями путем создания динамического интернет-ресурса, который позволяет обеспечить конструктивный диалог между должностными лицами Роспотребнадзора, гражданами Российской Федерации, а также представителями организаций, усиление контроля со стороны граждан за деятельностью Роспотребнадзора, возможность получать необходимую информацию о его деятельности, а также устанавливать и пресекать факты нарушений, как со стороны должностных лиц Роспотребнадзора, так и со стороны граждан и юридических лиц.
 
В 29 подведомственных Роспотребнадзору научно-исследовательских учреждениях сосредоточен значительный кадровый потенциал (около 5500 сотрудников, в том числе более 350 докторов и свыше 1000 кандидатов наук).
 
В настоящее время финансирование научно-исследовательских учреждений осуществляется как за счет федерального бюджета, так и за счет внебюджетных поступлений.
 
Бюджетное финансирование институты получают прежде всего в рамках отраслевых научно-исследовательских программ (рассчитанных на 5 лет) и, отчасти, федеральных целевых программ.
 
При формировании отраслевых программ пока, к сожалению, принципы программно-целевого планирования практически не применяются.
 
Безусловно, планируется и конечный результат каждой НИР, и промежуточные результаты (на каждый год), однако критерии эффективности проведенных исследований, ориентированных на бюджетирование по результату.
 
Для выполнения своей основной задачи - научно-методического обеспечения деятельности Роспотребнадзора и, более широко - обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны, научно-исследовательским учреждениям необходимо не только более активно выходить на «рынок» научной продукции, добиваться, чтобы результаты исследований были востребованы, актуальны, необходимы учреждениям службы и, более того, могли успешно конкурировать на международном уровне.
 
Для реализации механизмов управления по результатам территориальным органам Роспотребнадзора, его научно-исследовательским учреждениям, федеральным государственным учреждения здравоохранения – центрам гигиены и эпидемиологии необходимо провести анализ их организационной и штатной структуры, анализ объемов деятельности, финансово-экономических показателей. На основе этого анализа следует разработать показатели результативности деятельности с целью сокращения избыточных функций, не дающих результата, пересмотреть полномочия федеральных государственных учреждения здравоохранения по обеспечению деятельности территориальных управлений.
 
Формирование системы показателей результативности деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов как составной части бюджетных программ позволит создать наиболее эффективные механизмы распределения бюджетных средств для обеспечения государственных функций и услуг территориальными органами.
 
Внедрение новых механизмов управления деятельности службы и ее территориальных органов напрямую связано с подготовкой кадров в соответствии с программами обучения государственных служащих новым процедурам государственного управления и курсов повышения квалификации специалистов федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии.
 
В целом, переход на бюджетирование, ориентированное на результат, позволит существенно повысить эффективность деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
Г.Г. Онищенко: Слово предоставляется И.А. Кузнецовой - руководителю Управления по Вологодской области
 
Выступление И.А. Кузнецовой.
 
В своем выступлении И.А. Кузнецова отметила, что с целью внедрения метода бюджетного планирования по конечному результату в территориальном управлении Роспотребнадзора по Вологодской области проведена работа по нормативно-правовому обоснованию перехода службы на бюджетирование, ориентированное на результат, определены цели, задачи, подзадачи и индикаторы (показатели) достижения цели.
 
В связи с отсутствием ВЦП при разработке задач и показателей достижения цели в проекте использованы Основные направления деятельности и план мероприятий по их реализации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2006 год, основные направления деятельности и план работы Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области c мероприятиями по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводимыми ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области".
 
При разработке пилотного проекта основные направления деятельности были условно разделены на 4 задачи, по которым были определены критерии достижения конечного результата на 2006-2008 годы:
 
- Повышение эффективности деятельности территориального управления Роспотребнадзора по Вологодской области;
- Профилактика инфекционных заболеваний;
- Профилактика массовых неинфекционных заболеваний;
- Повышение эффективности организации и осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и проведения комплекса превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей.
После разработки ведомственных целевых программ (в соответствии с Планом мероприятий по реализации основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору с сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2006 год) они должны лечь в основу бюджетного планирования, как отдельные задачи.
 
Проведены расчеты финансовых средств на проведение мероприятий по достижению конечного результата. При расчете были использованы нормы времени, отраженные в приложении к "Временному положению по нормированию деятельности учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и порядку финансирования", собственные наработки, а также сложившиеся фактические затраты в 2005 году.
 
Таким образом, были определены затраты Территориального управления Роспотребнадзора по Вологодской области и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" необходимые для достижения цели в соответствии с поставленными задачами.
 
Предложения:
 
1. Бюджетное планирование, направленное на достижение конечного результата, должно быть сориентировано на реализацию и достижение целей, поставленных ведомственными  целевыми программами (ВЦП).
2. Необходимо изменить систему планирования территориальных управлений, а именно, перейти на программно-целевое планирование.
3. Необходимо научное обоснование критериев достижения цели по показателям санитарно-эпидемиологического благополучия населения и определению доли участия службы в их достижении.
4. Разработать и утвердить показатели по нормированию деятельности учреждений Роспотребнадзора.
5. Наработать методологию определения критериев государственного заказа по обеспечению надзора в сфере санитарно-эпидемиологического  благополучия населения и защиты прав потребителей/ осуществляемыми Центрами гигиены и эпидемиологии.
 
Выступление Б.В. Лимина - Главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»  в Вологодской области
 
Главный врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Вологодской области в своем выступлении сделал акцент на сохранении кадрового потенциала, как Управления, так и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Остановился на взаимоотношении Управления Роспотребнадзора по Вологодской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Вологодской области. Подчеркнул, что БОР должно в первую очередь способствовать укреплению материальной базы службы. Переход на БОР должен осуществляться поэтапно. Методология этого вопроса на его взгляд уже есть, необходима разработка ведомственных целевых программ.
 
Высупление О.И. Аксеновой – начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора.
 
В своем выступлении О.И. Аксенова остановилась на практике работы над ведомственными целевыми программами. При их разработке учитывались:
 
- адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений;
- отчетные данные должны быть точными, объективными;
- достоверность, способ сбора и обработки информации должен допускать возможность точности проверки полученных данных.
- Прозрачность этих направлений.
- Отчетность.
 
По каждой целевой программе указывались сроки, цели, перечень показателей, бюджет программы. В качестве примера приведена целевая программа массовых не инфекционных заболеваний.
 
Выступающая отметила, что задача, которая стоит перед нами, это продумать как не программные расходы трансформировать в программные. При планировании территориальные управления и ФГУЗы должны учитывать наши ВЦП. Считает, что с внедрением ВЦП необходим вневедомственный аудит. Для этого необходимо разработать положение об аудите.
 
Выступление И. А. Артемьевой –заместителя начальника Финансово-экономического управления.
 
В своем выступлении И.А. Артемьева отметила, что постепенные изменения, происходящие в рамках административной реформы в части бюджетной классификации и бюджетного учёта, приближают нас к переходу к новому бюджетированию ориентированному на конечный результат.
 
То есть, началось осуществление того, о чём говорится и в Послании Президента Российской Федерации и в 249 постановлении Правительства Российской Федерации:
 
- основные показатели перспективного финансового плана на 2007-2009 годы разработаны и представлены в Минздравсоцразвития Федеральной службой исходя из сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года и базируются на перспективном финансовом плане Российской Федерации на 2006-2008 годы;
- в составе финансового плана для субъектов бюджетного планирования (в нашем случае это – Минздравсоцразвития России) действительно, так как говорится в 249 постановлении Правительства Российской Федерации, утверждены предельные объемы в структуре только лишь: глава, раздел, подраздел;
- а для главных распорядителей средств федерального бюджета (имеется в виду Федеральная служба) в структуре: глава, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, предметная статья.
 
В формировании проектировок предельных объёмов бюджетного финансирования на 2007-2009 годы можно выделить несколько основных направлений:
 
- расходы инвестиционного характера, к ним относятся и Федеральные целевые программы, и федеральные адресные инвестиционные программы;
- расходы на реализацию приоритетных национальных проектов;
- базой для формирования объёмов действующих обязательств приняты показатель финансового плана на 2006-2008 годы;
- увеличение заработной платы для работников, оплачиваемых по единой тарифной сетке, в реальном выражении составит – 1,5 раза (это с учётом всех предыдущих индексаций заработной платы 2005 года, двух в 2006 году, 2007 года и 2008 и 2009 году);
- начисления на оплату труда сохранены в прежнем объёме 26,2 %.
 
В 249 постановлении Правительства Российской Федерации прописано, что в формировании ведомственных целевых программ сохранится жёсткая привязка к кодам экономической классификации, но и она должна претерпеть ещё ряд изменений к уже имеющимся.
 
Что касается контроля за эффективным исполнением бюджета, Минфином России уже после сдачи полугодового бухгалтерского отчёта будут приняты жёсткие меры контроля за исполнением кассовых расходов бюджета, то есть оставшиеся неизрасходованными денежные средства на лицевых счетах учреждений, будут подлежать отзыву и дальнейшему перераспределению между субъектами бюджетного планирования.
 
В настоящее время предусматривается приближение бюджетной классификации к требованиям международных стандартов с учётом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти и также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учёта.
 
Выступающая подчеркнула, что конечном итоге бюджетная классификация и бюджетный учёт обеспечат необходимый объём финансовой информации на всех этапах: при проведении анализа финансовых результатов за прошедший период, для подготовки и представления проекта бюджета и его исполнение в течение финансового года и для составления соответствующей бухгалтерской отчётности.
 
Выступление А.В. Бунакова - руководитель Управления Роспотребнадзора  по Курской области
 
В приложении к решению в плане мероприятий внесены разделы для начальников управлений, руководителей теруправлений, главных врачей ФГУЗов.  Предложил в приложении к решению исключить пункты 1.1, 1.2, 1.3. В пункте №4 дописать ответственными и руководителей теруправлений.
По сути вопроса – выступающий отметил, что в Курской области эта проблема обсуждалась на одном из совещаний. Обсуждаемый вопрос является общим как для терупавлений, так и ФГУЗов.
 
Выступление Н.Н. Филатова – руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве.
 
Н.Н. Филатов отметил своевременность и важность рассмотрения вопроса БОР на заседании постоянно действующего совещания. Отметил, что Москва имеет опыт работы на конечный результат. В качестве примера привел работу по профилактике инфекционных заболеваний.
 
Подчеркнул, что в тероргане совместно с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Москве» ведется большая работа с кадровым потенциалом, проводится обучение кадров.
 
Приоритетные цели должны быть поставлены центральным аппаратом Роспотребнадзора. Планирование должно быть долгосрочным, но с ежегодной отчетностью. Необходимы годовые показатели. Надо начать с определения приоритетных реальных целей.
 
Выступающий поддержал проект решения, вынесенный на обсуждение участников совещания.
 
Выступление И.А. Ракитина – руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург.
 
Выступающий отмети, что работа по внедрению БОР началась с обучения специалистов финансово-бухгалтерского учета. Специалисты прошли соответствующие курсы, на которых рассматривались вопросы бюджетного планирования, ориентированного на результат.
 
Выступающий отметил, что еще в 1988 году в трех городах проводился эксперимент. Ранее не было такого понятия как социально-гигиенический мониторинг, теперь мы таким понятием вооружены. Результат социально-гигиенического мониторинга необходимо использовать в качестве индикатора ведомственных целевых программ. Предложил в качестве показателей индикатора социально-гигиенического мониторинга, наряду с имеющимися, использовать такие показатели как, например, приемлемость риска, расчет прогностической заболеваемости, оценку экономических потерь.
 
По проекту решения замечаний нет. Предложил принять решение по обсуждаемому вопросу.
 
Выступление М.И. Чубирко - руководителя Управления  Роспотребнадзора  по  Воронежской области
 
Выступающий отметил, что обсуждаемый на совещании вопрос является перспективным для деятельности службы. Отметил, что на этапе планирования теруправление работало вместе с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Полагает, что планирование можно осуществлять по трем видам: «сверху вниз», «снизу вверх», «смешанное». Считает, что еобходимы два принципиально важных блока работ: разработка технологии ведомственных регламентов; нормативы затрат выполнения видов работ. Выступающий отметил, что в целом ФГУЗ ориентирован на перспективу и однозначно на результат. Предложил принять проект решения.
 
Г.Г.Онищенко. Слово предоставляется Н.В. Шестопалову – заместителю руководителя Роспотребнадзора.
 
Выступление Н.В. Шестопалова.
 
В своем выступлении Н.В. Шестопалов отметил, что необходимо определить пути выполнения принятых на политическом уровне решений о бюджетировании, направленном на результат.
 
Цель работы службы - достижение социально-ориентированных показателей, включая показатели состояния здоровья населения, качества среды обитания ( питьевой воды, пищевых продуктов, условий воспитания и обучения ) и др. Оценка деятельности службы по показателям инфекционной заболеваемости и механизмы по реализации снижения этой заболеваемости наиболее проработаны и хорошо воспринимаются органами власти и населением.
 
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
 
1. Распределить функции и полномочия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На федеральном уровне разработать нормативно-правовое и методическое обеспечение бюджетирования, ориентированного на результат.
2. Уточнить перечень функций, необходимых для реализации полномочий территориальных управлений по координации и контролю учреждений.
3. Включить в программы обучения специалистов медико-профилактического профиля на до- и постдипломном уровнях образования экономические дисциплины.
4. Подготовить документы, понятные населению и органам власти с использованием существующей базы нормативно-правового обеспечения деятельности службы, опыта работы по достижению конечного результата.
 
Заключительное слово Г.Г. Онищенко
 
Подготовка к переводу на БОР-это важнейшая стратегическая задача, стоящая перед службой. Это участок рыночной экономики, когда государство утрачивает функции хозяйствующего субъекта и превращается в регулятора макроэкономики. Исходя из этого министерства со временем будут утрачивать большинство своих функций. Однако в настоящее время еще слишком сильны инерционные процессы и обсуждаемые механизмы заработают еще не скоро. Экономика Европейской части страны сильно отличается от экономики Сибири и Дальнего Востока. Между тем выступления присутствующих показали принципиальную готовность руководителей службы обсуждать эти вопросы.
 
В связи с этим необходимо незамедлительно приступить к решению этой задачи. Цели четко сформулированы в семи ВЦП. Матрица есть и ее надо наполнять содержанием. 7 ВЦП – это задача службы на ближайший период.
 
Следующая принципиальная задача: использование социально-гигиенического мониторинга для подготовки и оценки ВЦП.
 
Необходимо провести в этом году серию региональных совещаний с докладами и заслушиванием отчетов по обсуждаемому вопросу. совещаний Те задачи, которые сегодня будут записаны в решении, мы должны выполнять.
 
Постоянно действующее совещание РЕШИЛО:
 
Проект решения по вопросу «О мерах по внедрению бюджетирования, ориентированного на конечный результат в территориальных органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» постоянно действующего совещания доработать в течение двух недель и представить на подпись в установленном порядке.
 
Руководитель,
Председатель постоянно
действующего совещания
Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко
 
 
Ответственный секретарь
постоянно действующего совещания
С.В. Белых
Приложение к протоколу постоянно
действующего совещания Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 20 июня 2006 года №2
 
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШЕНИЕ
 
20 июня 2006 г.                                                                                                        г. Москва
 
 
О мерах по внедрению бюджетирования, ориентированного на конечный
результат в территориальных органах и организациях
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
 
 
Заслушав и обсудив ход реализации мероприятий по переводу финансирования органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на бюджетирование, ориентированное на конечный результат, постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решило.
 
1. Отметить, что нормативной и методической базой перехода на бюджетирование, ориентированное на конечный результат, являются послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2005 году», Основные направления бюджетной политики Российской Федерации, изложенные в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О бюджете Российской Федерации на 2006 год», постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», утвердившее «Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.».
 
Начиная с 2005 года, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами и организациями осуществляются мероприятия,   направленные на внедрение программно-целевого планирования деятельности, разработку и реализацию ведомственных целевых программ, обеспечивающих реализацию основных направлений деятельности службы, достижение целей, обеспечивающих улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
 
В 2005 г. Роспотребнадзором с целью совершенствования деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения утверждены «Основные направления деятельности   Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2006 г. », план по реализации «Концепции административной реформы Российской Федерации в 2006 – 2008 годах.»
 
Реализация мероприятий по внедрению бюджетирования, ориентированного на конечный результат, предусматривает формирование системы показателей результативности деятельности как в целом Роспотребнадзора, так и его территориальных органов и организаций. При этом для каждого уровня следует определить показатели непосредственного и конечного результата и использованных ресурсов. Это позволит создать механизмы распределения средств соответствующего бюджета на обеспечение деятельности территориальных органов и организаций для осуществления государственных функций и оказания государственных услуг.
 
При формировании системы показателей результативности деятельности следует, в первую очередь, определить те из них, которые с одной стороны являются наиболее социально значимыми, а с другой – могут быть реально изменены в результате деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. При этом важно не только подготовить соответствующие методики выбора и оценки показателей результативности, но и обеспечить научную поддержку этой деятельности.
 
Успешность реализации системы бюджетирования, ориентированного на конечный результат, зависит от организационного, кадрового и ресурсного обеспечения Роспотребнадзора и его территориальных органов и организаций, совершенствования механизмов распространения передового опыта. В связи с этим необходимо разработать методические рекомендации по внедрению метода бюджетирования, ориентированного на конечный результат для территориальных органов и организаций, программы обучения новым процедурам государственного управления и курсов повышения квалификации государственных служащих и специалистов центров гигиены и эпидемиологии, организовать мониторинг результативности мероприятий по реализации механизмов управления по результатам на федеральном и региональном уровнях.
 
Помимо оптимизации расходов государства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, переход на бюджетирование, ориентированное на конечный результат позволит оценивать деятельность специалистов в зависимости от своевременности и качества исполнения ими своих должностных обязанностей; установить ответственность руководителя за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей, повысить скорость и эффективность принятия решений; ориентировать деятельность Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций на реализацию тех мероприятий, в которых реально заинтересовано общество, отказаться от необоснованных расходов, повысить эффективность государственных расходов, реально оценивать финансовое состояние Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
При осуществлении перехода на бюджетирование, ориентированное на конечный результат необходимо разработать нормативы и стандарты в виде конкретных и измеримых величин, перейти от оценки затрат к оценке результата, оптимизировать процедуру принятия решений о расходовании бюджетных средств в течение года, исходя из изменяющейся санитарно-эпидемиологической ситуации, коренным образом изменить систему контроля за деятельностью органов и учреждений Роспотребнадзора.
 
Информационной основой системы бюджетирования, ориентированного на конечный результат, является социально-гигиенический мониторинг. Данные о состоянии здоровья населения и факторах среды обитания, выявляемые зависимости состояния здоровья от факторов окружающей среды позволяют формировать конкретные, ясно обозначенные цели, разрабатывать эффективные мероприятия и оценивать эффективность их реализации и, в итоге, делать объективные выводы о достижении ранее запланированных целей.
 
Важнейшим условием перехода на бюджетирование, ориентированное на конечный результат является подготовка кадров – не только экономистов, но и профильных специалистов. При этом, учитывая сложность и масштабность задачи, подготовка должна носить систематический характер, предусматривать получение как базовых знаний в этой сфере, так и практическую подготовку с учетом опыта наиболее подготовленных организаций.
 
С целью перехода на бюджетирование, ориентированное на конечный результат, Роспотребнадзором в 2006г. подготовлены ведомственные целевые программы:
 
- профилактика массовых неинфекционных заболеваний обусловленных влиянием факторов среды обитания человека (Гигиена и здоровье);
- модернизация и обеспечение деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Санитарный щит страны);
- организация и ведение социально-гигиенического мониторинга (Соцгигмониторинг);
- модернизация и обеспечение функционирования системы предупреждения вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения (Регистрация для здоровья);
- организация и обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей в Российской Федерации (Защита прав потребителей);
- профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний (Стоп инфекция);
- санитарная охрана территории Российской Федерации;
- совершенствование профилактики, усиление мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации (СПИДу нет).
 
Основная задача ведомственной целевой программы – определить цель, сроки ее достижения, перечень мероприятий, необходимых для ее реализации и средства, которые следует затратить для получения заданного результата.
 
При этом в обязательном порядке устанавливаются индикаторы, свидетельствующие о том, что поставленная цель достигнута (целевые индикаторы). Целевыми индикаторами ведомственных целевых программ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются показатели санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарного состояния объектов надзора, показатели деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по контролю за исполнением санитарного законодательства, наличие и использование нормативных правовых актов, организационно - методических документов, обеспеченность квалифицированными кадрами.
 
Для получения заданного результата разработана система программных мероприятий, включающая разработку необходимой документации, проведение организационных мероприятий, подготовку специалистов, осуществление надзорных мероприятий, информационно-аналитическое сопровождение, другие мероприятия. Каждое из мероприятий оценено с точки зрения средств, необходимых для их проведения, сумма средств составила бюджет ведомственной целевой программы.
 
В целом, переход на бюджетирование, ориентированное на конечный результат позволит при сохранении существующего уровня финансирования существенно повысить результативность деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Одобрить план мероприятий по обеспечению перехода органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на бюджетирование, ориентированное на конечный результат (приложение).
 
3. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М.Симкалова), Территориальному управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю (А.С. Сбоев) во 2 полугодии 2006года организовать и провести региональные семинары по обмену опытом работы по переходу органов и организаций Роспотрпебнадзора на бюджетирование, ориентированное на конечный результат.
 
4. Руководителю Территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю А.С.Сбоеву в срок до 20.07.2006 года доработать методические рекомендации по внедрению метода бюджетирования, ориентированного на результат и представить их на утверждение в установленном порядке.
 
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить, начиная с 2006 года, переход на бюджетирование, ориентированное на конечный результат.
 
6. Финансово-экономическому управлению (В.Н.Гришиной), Управлению делами (С.В.Белых) до 01.08.2006 года разработать программы обучения специалистов территориальных органов и организаций Роспотребнадзора технологии бюджетного финансирования ориентированного на результат.
 
 
Руководитель, Председатель
постоянно действующего
совещания Роспотребнадзора
Г.Г.Онищенко
 
 
Ответственный секретарь
постоянно действующего
совещания
C.B. Белых
Приложение к решению постоянно
действующего совещания Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 20 июня 2006 года
 
План
мероприятий по обеспечению перехода органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на бюджетирование, ориентированное на конечный результат
 
№ п/п
Наименование мероприятий
Срок исполнения
Исполнители
1.
Разработать административные регламенты Федеральной службы:
1.1
Осуществление бюджетного процесса в органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 
1 января 2007г.
Начальники Управлений Роспотребнадзора, руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, главные врачи ФГУЗ в субъектах РФ.
1.2.
Осуществление контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1 июля 2006 г.
Начальники Управлений Роспотребнадзора, руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, главные врачи ФГУЗ в субъектах РФ.
1.3
Осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
1 июля 2006 г.
Начальники Управлений Роспотребнадзора, руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, главные врачи ФГУЗ в субъектах РФ.
1.4
Осуществление контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей
1 октября 2006 г.
Начальники Управлений Роспотребнадзора, руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, главные врачи ФГУЗ в субъектах РФ.
1.5
Осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации
1 января 2007 г.
Начальники Управлений Роспотребнадзора, руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, главные врачи ФГУЗ в субъектах РФ.
2.
Подготовить проект приказа Федеральной службы «О работах и услугах, осуществляемых организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами»
1 октября 2006г.
Начальники Управлений Роспотребнадзора, руководители управлений Роспотребнадзора с субъектах РФ, главные врачи ФГУЗ в субъектах РФ
3.
Подготовить приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О деятельности территориальных управлений Федеральной службы по координации и контролю деятельности центров гигиены и эпидемиологии»
1 октября 2006г.
Управление санитарного надзора,
Управление эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте, Управление организации службы, государственной регистрации и лицензирования, Управление нормативно-правового обеспечения, Финансово-экономическое управление
4.
Подготовить Концепцию развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2009 годы
1 октября 2006г.
Начальники Управлений Роспотребнадзора, руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, главные врачи ФГУЗ в субъектах РФ
5.
Разработать нормативы деятельности центров гигиены и эпидемиологии:
1 июля 2007г.
Федеральный центр гигиены и эпидемиологии, ФГУЗ в субъектах Российской Федерации
5.1.
по проведению лабораторных исследований и испытаний
5.2.
по проведению экспертизы документации
5.3
по информационно-аналитическому обеспечению деятельности
5.4
по экспертизе соответствия объектов обязательным требованиям
6.
Провести 3 региональных семинара по обмену опытом бюджетирования, ориентированного на конечный результат для специалистов
- Дальневосточного федерального округа,
- Центрального, Южного и Северо-Западного федеральных округов,
- Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов.
2006г.
Управление организации службы государственной регистрации и лицензирования, Финансово-экономическое управление, управления Роспотребнадзора, в Пермском крае, Вологодской области, Республике Саха (Якутия)
7.
Разработать региональные ведомственные целевые программы:
- профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний;
совершенствование профилактики, усиление мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа;
 
1 октября 2006г.
Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ, ФГУЗ в субъектах РФ
8.
Провести семинары по вопросам бюджетного финансирования в органах и учреждениях Федеральной службы
2006-2007гг.
Финансово-экономическое управление, управления Роспотребнадзора по субъектам РФ, ФГУЗ в субъектах РФ
9.
Подготовить научно-методические рекомендации по формированию системы показателей результативности деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, методики выбора и оценки показателей результативности.
2006-2007гг.
Управления Роспотребнадзора, Научный Совет по гигиене, Научный совет по эпидемиологии
10.
Подготовить методические рекомендации о порядке использования системы социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориенти­рованного на конечный результат
2006г.
Управление организации службы государственной регистрации и лицензирования, Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
11.
Подготовить предложения к Государственному образовательному стандарту и Примерному учебному плану высшего профессионального образования по специальности 040300 «Медико-профилактическое дело»
2006г.
Управление организации службы государственной регистрации и лицензирования совместно с медико-профилактическими факультетами Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова, Московской ме­дицинской академии им. И.М.Сеченова
12.
Подготовить предложения о включении вопросов правоприменения, финансирования в программы последипломной подготовки специалистов медико-профилактического профиля
2006г.
Управление организации службы государственной регистрации и лицензирования совместно с Российской медицинской академией последипломного образования
291



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word