16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 20.08.2010


Решение коллегии Роспотребнадзора от 20.08.2010 «О задачах, стоящих перед Роспотребнадзором в связи с участием в проекте «Развитие финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации»

3 Сентября 2010

Приложение
к протоколу коллегии
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 20.08.2010

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова «О задачах, стоящих перед Роспотребнадзором в связи с участием в проекте «Развитие финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации», коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметила, что по мере развития и углубления финансовых рынков вопросы финансовой грамотности населения и эффективная защита прав потребителей в данной сфере приобретают решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного рынка финансовых услуг как важнейшей составляющей национальной экономики.

При этом для Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека очевидным подтверждением особой актуальности защиты прав потребителей финансовых услуг, приоритет которой для Роспотребнадзора сохраняется на протяжении нескольких последних лет, служат как объективные результаты сформированной правоприменительной практики, так и данные анализа динамики роста числа соответствующих обращений граждан.

Так, за первое полугодие 2010 года в территориальные органы Роспотребнадзора поступило в 3,6 раза больше соответствующих обращений граждан с жалобами на кредитные организации по сравнению с 2009 годом, в том числе в 2 раза возросло число письменных обращений.

Как следствие - количество внеплановых проверок банков за первое полугодие 2010 года (276) уже превысило аналогичный показатель за весь прошлый год (252), при этом общее число проведенных проверок (460) составляет 79% к уровню 2009 года.

Число проводимых административных расследований на данном сегменте потребительского рынка также заметно выросло - с 273 в 2009 году до 371 с начала 2010 года или в 1,35 раза. При этом если за весь 2009 год к административной ответственности было привлечено 326 лиц, признанных виновными в нарушении прав потребителей финансовых услуг, то в первом полугодии 2010 года - уже 299.

Большое внимание продолжает уделяться Роспотребнадзором участию в гражданско-правовой защите потребителей финансовых услуг посредством реализации соответствующих полномочий по инициативному обращению в суд либо по вступлению в судебные процессы для дачи заключения по делу.

В последнем случае текущий показатель (438 заключений за первое полугодие 2010 года) находится практически на уровне 2009 года, когда было дано 935 таких заключений.

Кроме того, накопленная за последние годы положительная правоприменительная практика - как административная, так и судебная - создает объективные предпосылки для более действенного использования в деле пресечения недобросовестных практик предоставления финансовых услуг возможностей гражданского судопроизводства по защите соответствующих прав неопределенного круга потребителей.

В этой связи, если за два предыдущих года в отношении кредитных организаций было предъявлено 9 исков в защиту неопределенного круга потребителей (удовлетворено - 3), то за первое полугодие 2010 года - 22 таких иска, по двум из которых уже вынесены положительные решения.

Очевидно, что недостаток финансовой грамотности значительной части населения ограничивает способность людей принимать эффективные и адекватные решения относительно управления своими денежными средствами, вынуждая их идти на неосознанные финансовые риски, что «с удовольствием» используют в своих корыстных интересах отдельные кредитные организации, паразитирующие на том, что население, испытывающее потребность в качественном быте при недостатке денежных средств, легко «идет» на возникновение долгов на фоне агрессивной маркетинговой политики производителей и продавцов товаров, навязчивой рекламы услуг банков и опасной «доступности» кредитов.

В этой связи одной из важнейших инициатив Правительства Российской Федерации, которая имеет непосредственное отношение к национальной политике экономического развития, следует считать ведущуюся в настоящее время соответствующими федеральными органами исполнительной власти работу по «запуску» в Российской Федерации при поддержке Всемирного банка общенациональной программы повышения финансовой грамотности населения на основе институционального развития системы потребительской информации и финансового образования.

Её цели полностью соответствуют принятой Правительством Российской Федерации долгосрочной стратегии укрепления финансового сектора (распоряжение от 29 декабря 2008 г. № 2043-р), рассчитанной на период до 2020 года, которая включает в себя меры по превращению России в глобальный финансовый центр, что объективно потребует всестороннего развития внутреннего финансового рынка, расширения практики и спектра предоставления финансовых услуг широким слоям населения, а также улучшения защиты прав потребителей в финансовой сфере и повышения финансовой грамотности граждан.

Поскольку проблематика финансовой грамотности охватывает широкий круг проблем, включая управление личным бюджетом, осведомленность в вопросах банковского и потребительского кредитования, управление финансовыми рисками (в том числе недопущение формирования избыточной задолженности), планирование финансового обеспечения основных событий жизненного цикла, снижение риска банкротства, понимание вопросов страхования жизни, а также соотношения прав потребителя и политики обязательного раскрытия информации, коллегия отмечает значимость и ответственность той роли, которую в соответствии с концепцией Проекта «Развитие финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации» (далее также - Проект по развитию финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации, Проект) предстоит играть в его практической реализации Роспотребнадзору. Тем более, что применительно к компетенции и полномочиям Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей Проект рассматривает финансовое образование и защиту прав потребителей финансовых услуг как «две стороны одной медали», исходя, в частности, из того, что:

по мере развития и углубления финансовых рынков эффективная защита прав потребителей финансовых услуг приобретает решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного рынка финансовых услуг;

стремительный рост кредитов населению сопровождается одновременным ростом числа граждан, которые не вполне понимают возникающие у них в связи с получением кредита риски и обязательства, а также все имеющиеся у них варианты выбора;

сложные финансовые услуги предлагались и продолжают предлагаться потребителям, в том числе гражданам с недостаточно надежными кредитными историями, поэтому защита прав потребителей приобретает особое значение в контексте минимизации системных рисков в финансовом секторе.

В этой связи коллегия констатирует, что Роспотребнадзору в рамках участия в Проекте предстоят разработка и реализация плана по повышению потенциала Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг, проведение анализа действующей нормативной базы по защите прав потребителей в финансовой сфере, а также практики и процедур рассмотрения жалоб потребителей, изучение международного опыта в этой области и разработка рекомендаций по совершенствованию форм и методов защиты соответствующих прав граждан, а также осуществление целого ряда подпроектов по финансовой грамотности посредством поддержки разного рода инициатив по защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе инициатив по предоставлению потребителям юридических консультаций и информации, расширение границ соответствующего взаимодействия государственных, неправительственных, некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций.

Так как немаловажная роль в рамках Проекта отводится Роспотребнадзору в части решения вопросов совершенствования соответствующей работы по информированию, консультированию и просвещению потребителей, предстоит существенно развить те организационные основы для создания на базе Центров гигиены и эпидемиологии системы правового образования потребителей, формирования у населения устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке, привития потребительской культуры и возможности реализации самозащиты права (применительно к финансовым услугам и защите прав потребителей финансовых услуг), которые были заложены приказом Роспотребнадзора от 06.04.2009 № 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей». При этом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии», на который уже была возложена функция соответствующего методического центра по обеспечению надлежащего функционирования консультационных центров (пунктов) для потребителей, в рамках Проекта по развитию финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации целесообразно определить как соответствующий федеральный методический центр Роспотребнадзора по консультированию и информированию потребителей финансовых услуг.

В этой связи в целях обеспечения своевременной и всесторонней подготовки к участию в мероприятиях, предусмотренных Проектом, а также в целях повышения эффективности исполнения соответствующих функций, связанных с защитой прав потребителей финансовых услуг, и задач по развитию системы консультирования, информирования и просвещения граждан на основе сформированной правоприменительной практики коллегия

РЕШАЕТ:

1. Принять к сведению информацию начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова о содержании разрабатываемого при участии Всемирного банка Проекта по развитию финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации применительно к его компоненту, касающемуся совершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг.

2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. На основе предметного анализа результатов работы за 2008-2010 г.г., связанной с применением мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений кредитными организациями обязательных требований законодательства о защите прав потребителей (включая административную и судебную практику), в срок до 20 сентября 2010 года представить обоснованные предложения по вопросам:

совершенствования применяемых мер по защите прав потребителей финансовых услуг;

разработки (содержания) тренингов, программ обучения и переподготовки (повышения квалификации) для соответствующих сотрудников территориальных органов Роспотребнадзора;

структуры системы мониторинга защиты прав потребителей финансовых услуг (включая определение задач, организацию сбора данных и т.д.);

совершенствования информационного обеспечения потребителей финансовых услуг (включая распространение информации о мерах правовой защиты прав потребителей финансовых услуг, программы тестирования (тренинги) для различных групп потребителей и т.п.);

создания (содержания и структуры) электронной библиотеки (инфотеки) по актуальным вопросам для сотрудников территориальных органов Роспотребнадзора, отвечающих за защиту прав потребителей;

тематики специализированных семинаров и конференций;

2.2. Обеспечить дальнейшее формирование эффективной правоприменительной практики по защите прав потребителей финансовых услуг на основе реализации всего спектра соответствующих административных и гражданско-правовых полномочий.

3. ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» (А.И. Верещагин):

3.1. Продолжить по согласованию с Управлением защиты прав потребителей (О.В. Прусаков) работу по организационно-методическому обеспечению и анализу деятельности консультационных центров и пунктов для потребителей, созданных в структуре Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации;

3.2. В срок до 20 сентября 2010 года представить технико-экономическое обоснование потребности в соответствующих ресурсах, необходимых для создания на базе ФГУЗ и последующего функционирования федерального методического центра единой информационной системы в области защиты прав потребителей финансовых услуг;

3.3. Оптимизировать и доработать предложения по созданию «сетевых групп» по консультированию и информированию граждан по вопросам защиты их прав в отдельных секторах потребительского рынка;

3.4. Разработать программы проведения на базе ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» цикла информационно-методических тематических обучающих семинаров для специалистов территориальных органов Роспотребнадзора и Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, используя в соответствующей части опыт участия в реализации российско-германского кооперационного проекта.

4. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации в срок до 20 сентября 2010 года подготовить и представить в Роспотребнадзор и ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» для соответствующего анализа и обобщения:

4.1. Подробный отчет об исполнении п. 6 протокола селекторного совещания от 15 февраля 2010 года;

4.2. Обоснованные предложения по разработке (содержанию) тренингов, программ обучения и переподготовке (повышению квалификации) для соответствующих сотрудников учреждений, осуществляющих консультирование потребителей.

5. Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков):

5.1. Обеспечивать действенное взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации, Всемирным банком и другими заинтересованными органами и организациями в рамках работы над Проектом по развитию финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации, своевременно информируя руководство Роспотребнадзора о принимаемых в этой связи решениях;

5.2. В срок до 10 октября 2010 года обобщить предложения территориальных органов Роспотребнадзора, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, которые должны быть ими представлены во исполнение п.п. 3.1, 4.2, 5.2 настоящего решения, и на основе соответствующего предметного анализа поступившей информации подготовить приказ Роспотребнадзора об утверждении комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение участия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Проекте по развитию финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации.

6. Одобрить и рекомендовать к утверждению руководителем Роспотребнадзора разработанные ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» с учетом предложений и замечаний Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации представленные проекты Временного положения о центрах информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей (консультационных центрах для потребителей) и Временного положения о пунктах информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей (консультационных пунктах для потребителей).

Председатель коллегии

Г.Г. Онищенко


Ответственный секретарь коллегии

С.В. Белых

70



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word