16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 09.08.2010


Об усовершенствовании работы по реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам и мерах, направленных на недопущение завоза на таможенную территорию Таможенного союза опасной продукции и инфекционных заболеваний

9 Августа 2010

Председательствовал:

Г.Г. Онищенко - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Приняли участие:

Садвакасов Н.О. - заместитель Председателя Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан, заместитель Главного государственного санитарный врач Республики Казахстан;

Качан В.И. - заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь

Присутствовали:

И.В.Брагина, Н.В. Шестопалов, Ю.В. Дёмина, Л.М.Симкалова, В.Ю. Смоленский, А.В.Слепченко, С.А.Тебиев, Скударева О.Н., А.И. Верещагин, руководители органов и организаций Роспотребнадзора по г. Москве, Московской области, железнодорожному транспорту,

Т.М. Старченко - заместитель ответственного секретаря Комиссии таможенного союза,

Л.В. Чеглик - заместитель директора Департамента торговой политики Секретариата Комиссии таможенного союза;

Е.Н.Борисова - референт Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства Российской Федерации,

Р.М. Хабриева - заместитель начальника отдела обеспечения интеграционных процессов Минэкономразвития России,

О.П.Баранникова - исполнительный директор Союза участников потребительского рынка.

Приглашенные:

Руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, главные врачи центров гигиены и эпидемиологии, представители центров гигиены и эпидемиологии, главные врачи областных (Минского городского) центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Республики Беларусь.

«Об усовершенствовании работы по реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам и мерах, направленных на недопущение завоза на таможенную территорию Таможенного союза опасной продукции и инфекционных заболеваний»

(Г.Г.Онищенко, В.И. Качан, Н.О. Садвакасов, В.П. Клиндухов, Л.А. Лукичева, Т.Н. Детковская, Н.К. Кендыш, Л.К. Салчак, В.Т. Смирнов, О.В. Арнаутов, А.В. Нестерук, Т.М. Старченко, Л.В. Чеглик, Г.Г.Онищенко)

1. Отметить, что в соответствии с решением селекторного совещания с участием Республики Казахстан и Республики Беларусь, которое состоялось 16 июля 2010 года подготовлены предложения о внесении изменений в документы Таможенного союза: порядок осуществления надзора; единый перечень товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору; единые санитарные требования.

Завершены работы по внесению изменений в технологические схемы пропуска через таможенную границу таможенного союза, соответствующее письмо направлено в адрес руководителей управлений 20 июля 2010 года.

Оставалась основной задачей взаимодействие служб уполномоченных органов, как на международном, так и на внутреннем уровне, что является ключевым моментом в обеспечении эффективности работы. Координация действий с таможенными и другими службами, осуществляющими контроль на границе и на таможенной территории, позволили избежать необоснованных задержек грузов, а также обеспечить своевременное выявление случаев нарушений установленного порядка при ввозе опасной продукции.

Для оценки эффективности работы, разъяснений и консультирования, уполномоченными органами сторон на регулярной основе проводятся совещания с представителями бизнес-сообщества.

В результате опыта, полученного в связи с практическим применением правовых актов таможенного союза по санитарным мерам были разработаны изменения, в которых предлагается:

- при санитарно-карантинном контроле пользоваться данными реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, что позволяет избежать требования лишних бумаг на таможенной границе и ускорить оформление поступающих товаров. Это положение также приближает нас к возможности оказания услуг в электронном виде;

- оформлять приложения к свидетельству о государственной регистрации для размещения информации, которая не может быть размещена в бланке в связи с его ограниченным объемом (можно указывать неограниченное количество производственных площадок, большой ассортимент однородной продукции;

Эти предложения, обсуждены на экспертной группе по санитарным мерам при Комиссии таможенного союза и готовятся к утверждению на Комиссии таможенного союза 17 августа 2010 года.

В Российской Федерации на внешней границе таможенного союза санитарно-карантинный контроль осуществляется в 236 пунктах пропуска, в том числе: в 70 воздушных, 67 автомобильных, 23 железнодорожных, 67 морских, 2 речных и 7 смешанных.

Одной из задач службы является оптимизация количества санитарно-карантинных пунктов. Имеются санитарно-карантинные пункты в пунктах пропуска, через которые практически не осуществляется ввоз подконтрольных товаров. В таких пунктах пропуска нецелесообразно осуществлять санитарно-карантинный контроль. В ряде пунктов пропуска выявилась нехватка персонала для того, чтобы осуществлять санитарно-карантинный контроль в режиме работы пунктов пропуска.

По результатам мониторинга за июль 2010 года установлено, что в 86 пунктах пропуска 27 субъектов Российской Федерации выявлены нарушения при ввозе 564 партий грузов (товаров), основная масса которых - грузы, не имевшие документов, подтверждающих их безопасность. Их ввоз запрещен.

Всего проконтролировано 10669 партий грузов, общим весом 250,4 тысяч тонн, задержано 5,9 тысяч тонн грузов, что составляет 5,3 % от общего количества.

Например, в ходе осуществления надзорных мероприятий специалистами Управления Роспотребнадзора по Ростовской области (российско-украинский участок границы таможенного союза) был запрещен ввоз 44 тонн потенциально опасной химической продукции из Республики Молдова, более 30 тонн средств гигиены и детской одежды для детей раннего возраста, страной происхождения которых является Турция, не имеющих документов, подтверждающих безопасность.

На железнодорожных пунктах пропуска задержано более 67 тонн подконтрольных товаров, не соответствующих требованиям санитарной безопасности.

Не везде налажено необходимое взаимодействие с таможенными органами. Свидетельством тому являются факты поступления жалоб на то, что при помещении товаров под таможенный режим таможенными органами выдвигаются требования проставления отметок в документах на продукцию не включенную в разделы II и III и на которую ранее выдавались санитарно-эпидемиологические заключения.

Отмечаются отдельные случаи отсутствия штампов на сопроводительных документах товаров, включенных в раздел II, поступающих через пункты пропуска Республики Беларусь (Гродненская таможня). Такие случаи выявляются уже при поступлении продукции на таможенную территорию таможенного союза.

Выявляются случаи прибытия в пункты пропуска грузов, отнесенных ко II разделу, но не имеющих необходимых документов. Для предотвращения необоснованной задержки грузов в отдельных случаях возможен пропуск таких грузов, в случае если они ранее не подлежали государственной регистрации. Однако процедура таких действий должна быть одинакова как в Российской Федерации, так и в Казахстане и Белоруссии. Эти вопросы требуют дополнительного обсуждения со всеми органами, осуществляющими надзор и контроль.

Российской стороной применяется норма документов таможенного союза, в соответствии с которой уполномоченные органы сторон уведомлены о применении Российской Федерацией временной санитарной меры в форме запрета ввоза на территорию отдельных видов товаров. При осуществлении санитарно-карантинного контроля товаров, в отношении которых введена временная санитарная мера санитарно-эпидемиологические службы государств-участников таможенного союза будут руководствоваться информацией Роспотребнадзора, в которой будет указано конкретное наименование товара, страна производитель, при необходимости, конкретное предприятие производитель товара, время производства товара.

Следует продолжать информирование участников экономической деятельности, организующих перевозки. До всех участников экономической деятельности нужно продолжать доведение информации о необходимости надлежащего оформления документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров, используя для этого ответы на письменные обращения, консультирование по горячим телефонным линиям, соответствующие разделы сайтов управлений.

Особое внимание руководителей управлений Роспотребнадзора следует обратить на процедуру государственной регистрации продукции.

Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Роспотребнадзора от 20 июля 2010 года № 290, в соответствии с которым территориальными органами осуществляется государственная регистрация минеральной столовой воды, алкогольной продукции, тонизирующих напитков, косметической продукции, товаров бытовой химии, продуктов детского питания, предметов личной гигиены, материалов, контактирующих с пищевыми продуктам.

Необходимо обеспечить немедленную передачу сведений о выданных свидетельствах о государственной регистрации в реестр продукции, прошедшей государственную регистрацию.

Руководителям управлений Роспотребнадзора следует обратить особое внимание на недопустимость отказов в государственной регистрации продукции по несущественным, формальным поводам. Каждое заявление о государственной регистрации должно быть рассмотрено в срок, по результатам рассмотрения должно быть принято решение по существу.

В разделе сайта Роспотребнадзора «Форум. Таможенный союз» предоставлена возможность всем заинтересованным лицам получить оперативные ответы на интересующие их вопросы.

Необходимо продолжать работу горячих линий по консультированию заинтересованных лиц, как на уровне центрального аппарата, так и на региональных уровнях.

2. Государственной санитарно-эпидемиологической службой Республики Беларусь обеспечивается реализация Соглашения таможенного союза по санитарным мерам. Специалисты санитарно-карантинных пунктов во всех пунктах пропуска в круглосуточном режиме осуществляют контроль за подконтрольными товарами. Информационное обеспечение участников экономической деятельности проводится через сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь, телефонам горячих линий. Предлагаемые изменения в правовые акты таможенного союза позволят усовершенствовать деятельность служб. Продолжается реализация нормативных актов Таможенного союза в полном объеме.

3. Комитетом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан осуществлена подготовка специалистов, проведена оптимизация структуры санитарно-карантинных пунктов, выполняется большой объем мероприятий по информированию населения, хозяйствующих субъектов по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета. Размещены на сайте Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан реестры документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров).

4. Для обеспечения организации эффективной санитарной охраны таможенной территории таможенного союза необходимо:

4.1. Руководителям управлений Роспотребнадзора:

продолжить выполнение необходимых мероприятий по санитарно-карантинному контролю в строгом соответствии с Соглашением таможенного союза по санитарным мерам;

до 1 сентября 2010 года подготовить предложения об оптимизации количества пунктов пропуска, в которых осуществляется санитарно-карантинный контроль, с учетом вида и объема поступающих товаров;

выявлять и немедленно сообщать о фактах несоблюдения правовых актов таможенного союза по реализации Соглашения по санитарным мерам;

предоставлять информацию о зарегистрированной продукции в реестр продукции, прошедшей государственную регистрацию незамедлительно после оформления таких документов.

4.2. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Л.М. Симкалова) совместно с Управлением санитарного надзора (О.И. Аксенова) и Управлением эпидемиологического надзора (Ю.В. Демина) в недельный срок разработать предложения по осуществлению оперативного взаимодействия между уполномоченными органами, осуществляющими контроль на таможенной границе таможенного союза и направить их для рассмотрения коллегам в Казахстан и Беларусь.

Руководитель

Г.Г. Онищенко

71



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word