16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №5 от 29.06.2006


Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко и ОАО «Российские железные дороги»

1 Июня 2006

Председательствовал:
Г. Г. Онищенко — руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
М. П. Акулов — вице-президент ОАО «РЖД» (содоклад)

Присутствовали:
от «Роспотребнадзора»: Н. В. Шестопалов, Л. П. Гульченко, О. И. Аксенова, Л. М. Симкалова, С. Д. Кривуля, О. В. Прусаков, В. Н. Гришина, С. В. Белых.
От Минтранса России: Кисляков  В. М.- начальник управления, Моталина  Т.В -начальник отдела.

Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

От ОАО «Российские железные дороги»: М. П. Акулов — вице-президент ОАО «Российские железные дороги», заместители начальников железных дорог.

Повестка совещания:

1. О подготовке к летней оздоровительной кампании 2006 года.
2. Об организации перевозок групп детей к местам отдыха и обратно.

(Онищенко, Акулов, Клиндухов, Бедрик, Семенов, Минаков, Маслов, Михеев, Смирнов, Онищенко)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 215 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году» поставлена задача обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие при организации отдыха и оздоровления детей и перевозке организованных групп детей к местам отдыха и обратно.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 № 5 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году» определены конкретные меры по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 17.04. 2006 № 215 и исполнению санитарного законодательства по организации летнего отдыха детей.

Анализ работы по организации летнего отдыха детей в 2006году показал, что руководителями субъектов Российской Федерации, руководителями территориальных органов здравоохранения, территориальными управлениями Роспотребнадзора была проведена определенная работа: проводились заседания комиссий по организации летнего отдыха детей, на которых обсуждались вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке летних оздоровительных учреждений. В адрес руководителей учреждений и предприятий по итогам летней оздоровительной кампании 2005 года были направлены планы-задания по улучшению санитарно-технического состояния летних оздоровительных учреждений и проведению противоэпидемических мероприятий.

Проводится завершение подготовительных работ по подготовке к функционированию детских учреждений в оздоровительный сезон 2006 года. На сегодняшний день процент исполнения предписаний составляет 60–65%. В Амурской области — 42%.

Специалистами Службы проводится гигиеническое обучение персонала, согласование 10-ти дневных меню, прием учреждений к летнему сезону с проведением лабораторно-инструментальных исследований. Основные мероприятия по приемке летних оздоровительных учреждений намечены на 25.05.–05.06.2006.

По предварительным данным в летнюю оздоровительную кампанию 2006 года планируется открыть более 52388 детских оздоровительных учреждений (в 2005 году за всю летнюю оздоровительную кампанию функционировало — 61328), с предполагаемым количеством детей более 2716360 (за все лето 2005 года отдохнуло — 7485436).

Количество летних оздоровительных учреждений в 2006 году будет меньше, чем в 2005 в связи со сменой собственника, отказом от организации детского отдыха, закрытием на капитальный ремонт, слабой материально-технической базой и не подготовленностью не будут функционировать только в Московской области 14 загородных оздоровительных учреждения и 2 — санаторного типа, в Краснодарском крае — 21 учреждение, в Челябинской области — 26, в Ивановской — 5 загородных и 182 учреждения с дневным пребыванием, в Иркутской области — 121 ЛОУ, из которых 53 загородных, в г.Москве — 19 загородных ЛОУ, в Смоленской области — 35 ЛОУ, из которых 5 — загородных и др.

В Амурской области 111 летних оздоровительных учреждений с дневным пребыванием, расположенных на базе общеобразовательных школ в случае невыполнения предписаний не будут разрешены к открытию в оздоровительный сезон 2006года, вопрос о необходимости решения данного вопроса поставлен специалистами Территориального управления Роспотребнадзора по Амурской области перед административным советом при губернаторе области.

В Саратовской области крайне низкая степень готовности 4-х загородных стационарных летних учреждений.

В Республике Северная Осетия-Алания не принято с первого предъявления 33 оздоровительных учреждения с дневным пребыванием из-за не выполнения предписаний по подготовке к сезону.
Однако, в связи с тем, что отсутствует информация из 14 регионов, цифры не окончательны.
О ходе подготовки к летней оздоровительной кампании территориальным управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации поручено представить информацию в Федеральную службу до 24.05.2006 года.

Не представили информацию — Астраханская, Владимирская, Воронежская, Курганская, Липецкая, Пензенская, Томская области, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская Республики, Приморский край, Таймырский АО, Эвенкийский АО, Ямало-Ненецкий АО.
В Корякском и Эвенкийском автономных округах отсутствуют стационарные летние оздоровительные учреждения.

Открытие стационарных загородных оздоровительных учреждений планируется в срок с 01.06. по 20.06.2006, летних оздоровительных учреждений с дневным пребыванием с 01.06. по 05.06.2006.
Работа загородных оздоровительных учреждений планируется в 3—4 смены, в летних учреждениях с дневным пребыванием в 1–2 смены.

Сроки продолжительности оздоровительных смен установлены в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (в загородных — 21–24 дня, в лагерях с дневным пребыванием — не менее 18 дней). Загородные детские оздоровительные учреждения будут функционировать в 3—4 смены.

В целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом руководителями ЛОУ заключены договора на проведение мероприятий по обработке территорий загородных оздоровительных учреждений. Так, акарицидная обработка проводится в Амурской, Архангельской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Курской, Липецкой, Орловской, Пермской, Псковской областях, Еврейской АО, Республике Северная Осетия-Алания и др.

Недостаточно проводится акарицидная обработка в Алтайском крае, где обработано 22% территорий, Кемеровской области — обработано около 20%, Тюменской области — 49%.

В целом, по загородным стационарным лагерям при 4–5-разовом питании сумма на одного ребенка в день будет составлять 90–130 рублей (в 2005г. -80–85), в учреждениях с дневным пребыванием при 2 разовом питании в день сумма 46–88 рублей, при 3-х разовом — 54–110.

На отдых из Чеченской Республики планируется отправить детей в Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую Республики, Ставропольский край, Дагестан.

— по Ставропольскому краю планируется охватить всеми видами труда и отдыха 283,6 тысяч детей и подростков (уровень 2005 года). На базе санаториев, заявленных в краевую дислокацию планируется оздоровление более 17 тыс. (в 2005 ^;г.—15,5 тысяч) детей, из них детей из Чеченской Республики — 1000 человек, из других регионов России — около 12 тысяч (в 2005 г. — 15 тысяч) человек (Дагестан, Ингушетия, Осетия, Воронежская, Ростовская, Астраханская области, Томск, Омск и др.). Перевозки детей будут организованы силами и сопровождением направляющей стороны.

— в Краснодарском крае за первую смену планируется оздоровить около 95893 детей (в 2005 году отдохнуло 74300 детей), увеличение планируется за счет учреждений с дневным пребыванием. В целях обеспечения летнего отдыха детей принято Распоряжение главы администрации № 172-р от 01.03.2006 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей Краснодарского края в 2006г.», утвержден состав краевой межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

Администрацией муниципальных образований Краснодарского края разработаны муниципальные программы «Лето 2006».

— в оздоровительных учреждениях Ростовской области планируется охватить всеми формами летнего отдыха около 240 тысяч детей, из них в первую смену только 75 тысяч в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием, 2420 детей из 10 регионов России (Московская, Мурманская, Архангельская, Белгородская, Курская области, Республика Коми, Ямало-Ненецкий АО и др). Кроме того, 1421 ребенок выезжают в оздоровительные учреждения Черноморского побережья.

В результате недостаточного внимания к вопросам организации летнего отдыха детей со стороны руководителей Челябинской области, уменьшилось количество оздоровительных учреждений функционирующих в 2006 году на 26, по сравнению с 2005 г., в связи со сменой собственника, отказом от организации детского отдыха, закрытием на капитальный ремонт, слабой материально-технической базой и не подготовленностью к летнему сезону.

Учитывая неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку по клещевому вирусному энцефалиту в области, объемы финансирования на приобретение противоклещевой вакцины для вакцинации детей недостаточны.

Кроме того, при перевозке организованных групп детей на протяжении нескольких лет не решаются вопросы по обеспечению питанием, в том числе горячим при нахождении в пути следования более 1 суток. Так, по данным Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту только 20% детей обеспечено горячим питанием в пути следования, 20% — сухими пайками и 60% детей не обеспечены питанием вообще. Одновременно вызывает тревогу то, что предлагаемый ассортимент не обеспечивает физиологические потребности детского организма, а также качество блюд и технология их приготовления, которые не отвечают требованиям санитарного законодательства.

В северных регионах планируется вывезти для оздоровления детей в другие регионы, так например:

— планируется отправить за пределы Иркутской области — около 9 тысяч детей, из них в южные районы (Анапа, Сочи, Евпатория, Симферополь) — около 1000 детей; Кемеровской области — около 20 тысяч (в 2005 — около 19 тысяч) в Краснодарский край, Алтайский край, Новосибирская область и др., Новосибирской области — около 2500 человек (2 группы по 600 детей в ДОЛ «Орленок» и «Волна», 4 группы по 85 человек во Всероссийский оздоровительный центр «Океан»), за пределы Амурской области — 39 групп детей численностью 938 детей, Вологодской области — около 3 тыс. детей.

В летний период 2006 года планируется перевезти 2,5 млн. детей к местам отдыха и обратно, включая перевозку детей автомобильным транспортом внутри субъектов Российской Федерации.

Из них: водным транспортом — 158 групп в количестве 8554 человека, воздушным транспортом — 986 групп в количестве 26803 человек, автомобильным транспортом — 18184 группы в количестве 655226 человек, железнодорожным транспортом — 3781 группу в количестве 1 млн. 750 тыс. детей.

Перевозку организованных групп детей планируется осуществить:
железнодорожным транспортом в количестве 750 составов, автомобильным — в количестве 4152 транспортных средства, водным — 86 судов, воздушным — 225 судов.

Анализ данных, представленных территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту показал, что продолжается практика допущения к перевозке организованных детских коллективов тех же организаторов, которые из года в год не выполняют требования санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов» и постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей».

По-прежнему, неудовлетворительно решается вопрос организации полноценного горячего питания детей в пути следования из-за высокой стоимости рационов, оплата которых недоступна многим родителям. По предварительным данным в 2006 году планируется обеспечить горячим питанием не более 20% детей (2005 год — 32%).

В связи с высокой стоимостью горячего питания в вагонах-ресторанах организаторы поездки и родители детей отказываются оплачивать услуги питания в поездах. Зачастую, при наличии вагонов-ресторанов в составе поезда, детей кормят «сухими пайками».

Так, к организации перевозок детей в летний период 2006 года в Республике Татарстан вновь допущена туристическая фирма ООО «Экскурс», в услугах которой не предусмотрена организация горячего питания детей в пути следования (9 групп детей, в каждой из которых от 450 до 900 человек).

18% детей, которые планируется вывезти в гг. Геленджик, Москву из Калининградской области не будут обеспечены горячим питанием в пути следования (организатор поездки ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования г. Калининград).

Подобная ситуация на сегодняшний день характерна для ряда регионов Российской Федерации: Ленинградской, Новгородской, Брянской, Орловской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Пензенской, Астраханской, Саратовской, Белгородской, Тамбовской, Ульяновской, Московской областей, г. Москвы.

Данные факты свидетельствуют об ослаблении контроля за организацией перевозки детей как со стороны руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и со стороны руководителей территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.

В летнюю оздоровительную кампанию 2006 года ОАО «Российские железные дороги» выделяется 750 составов, 10 специализированных «детских поездов».

За 4 месяца 2006 года по сети железных дорог Российской Федерации обследовано 64986 пассажирских поездов дальнего сообщения, из них нарушения требований санитарных правил выявлены в 2007 составах.

В пунктах формирования российских поездов обследовано 34954, из них нарушения выявлены в 847 составах. Наибольшее количество нарушений выявлено в пунктах формирования на Свердловской и Восточно-Сибирской, Забайкальской, Северо-Кавказской железных дорогах.

В структуре выявленных нарушений преобладают неудовлетворительное содержание вагонов (48%) и недостаточная оснащенность инвентарем и оборудованием (31%). Нарушения, связанные с неисправностями систем: водоснабжения и канализации составляют 14%, отопления и вентиляции — 7%.

Аналогичная картина наблюдается и при обследовании вагонов-ресторанов. За 4 месяца 2006 года обследовано 29032 вагона-ресторана, из них нарушения выявлены в 730 вагонах-ресторанах формирования Свердловской, Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог.

Анализируя проведенную работу по перевозке детей, следует отметить, что:

1. ОАО «Российские железные дороги» не в полном объеме выполняются требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке детей в летний период.

2. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не проводят в полном объеме необходимую работу с организаторами летнего отдыха и перевозки детей.

3. Руководителями территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту недостаточно эффективно осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор при подготовке и проведении летней оздоровительной компании.

4. Руководителями органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации не принимаются должные меры для организации медицинского обеспечения организованных групп детей в пути следования, подготовки квалифицированных медицинских кадров для их сопровождения.

С целью улучшения условий пребывания детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях, повышения эффективности их оздоровления, а также создания надлежащих условий при перевозке организованных групп детей в летную оздоровительную компанию 2006 года предлагаю:

1. Министерству транспорта Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, руководителям органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации принять меры по организации исполнения и реализации:

— Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 215 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году»;
— «Санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов» СП 2.5.1277-03
— Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 г. № 5 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году».

2. Руководителям исполнительной власти субъектов Российской Федерации
— принять незамедлительные меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в летних оздоровительных учреждениях, организацию подготовки детских оздоровительных учреждений к летнему сезону 2006 года, а также решение вопроса перевозок организованных групп детей к местам отдыха и обратно.

3. Территориальным управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
— не допускать сокращение продолжительности смен в летних оздоровительных учреждениях;
— предусмотреть проведение полноценного и эффективного лабораторного исследования объектов в период эксплуатации летних оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на безопасность питьевой воды, особенно из источников нецентрализованного водоснабжения;
— при согласовании меню обратить внимание на наличие в рационе питания детей овощей, фруктов, молока, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы в соответствии с физиологическими потребностями детского организма, а также на проведение витаминизации и профилактики йод- и железодефицитных состояний у детей и подростков;
— организовать мероприятия по профилактике кишечных и капельных инфекций среди отдыхающих детей;
— усилить применение мер административного воздействия при нарушении гигиенических требований в летних оздоровительных учреждениях;
— в ежедневном режиме сообщать в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о недостатках и проблемах по приемке летних оздоровительных учреждений в эксплуатацию в период летней оздоровительной компании 2006 года.

4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения — центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации:

— не допускать взимание платы при приемке учреждений летних оздоровительных учреждений, при проведении лабораторно-инструментального контроля, проведении профилактических медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров подростков при оформлении временной занятости на летний период

5. Руководству ОАО «Российские железные дороги», транспортных компаний и организаций принять меры по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке детей.

Территориальным управлениям и Федеральным государственным учреждениям здравоохранения — центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации доложить в Федеральную службу в срок до 01.07.2006 об итогах 1-ой смены летней оздоровительной кампании.

$SIGN 298



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word