16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Протокол Всероссийского совещания о санитарно-эпидемиологическом благополучии на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры

4 Июня 2009

26-27 мая 2009 г.

г.Москва


Председательствовали:
Аксенова О.И. - начальник Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Гуськов А.С.– заместитель начальника Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Сторожева Э.Д. – начальник отдела организации санитарного надзора на транспорте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Вильк М.Ф. – директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора

Присутствовали: Орлов М.С. – заместитель начальника Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Прусаков О.В. – начальник Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту –114 человек
Специалисты ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте –9 человек.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации: Слизский В.И., Буров В.В., Зелинская А.Н., Елинский В.В., Веребеко А.Г, Маркелов А.Н., Федотовский А.Н., Чушийкина О.М. Картышев О.А.

Актуальные вопросы организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

( Аксенова О.И., Вильк М.Ф., Орлов М.С., Прусаков О.В., Курнаев Д.В., Иванов М.П., Буров В.В., Панкова В.Б., Микаилова О.М., Фокин С.Г., Нестерук А.В., Черный М.А., Капцов В.А.. Овечкина Ж.В., Транковский Д.Е., Бобкова Т.Е., Картышев О.А., Каськов Ю.Н., Овезов И.А., Лексин А.Г., Зайцев В.И.)

1. По сведениям отраслевого статистического наблюдения, в целом по Российской Федерации в 2008 году, в рамках санитарно-эпидемиологичес¬кого надзора, было обследовано свыше 125 тысяч транспортных средств. Из них:

  • 19788 судов водного транспорта, в том числе 1973 судна рыбопромыслового флота,
  • 6053 воздушных судна,
  • 18715 составов железнодорожного транспорта,
  • 232 состава метрополитена,
  • 80243 автотранспортных средства,
  • 26526 объектов транспортной инфраструктуры (порты, аэропорты, вокзалы, промышленные предприятия транспорта и другие объекты обеспечения транспортных перевозок).

Государственный контроль (надзор) на транспорте осуществляли Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его 15 территориальных отделов, 36 отделов надзора на транспорте и санитарной охране территорий и 4 территориальных отдела на транспорте управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации надзор за объектами транспорта осуществлялся силами 1773 специалистов территориальных управлений и 2737 специалистов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, обеспечивающих их деятельность.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка на транспорте Российской Федерации в 2008 году продолжала оставаться относительно стабильной.

Необходимо отметить, что для всех видов транспортных средств на территории Российской Федерации от 60 до 88% единиц транспорта относится ко 2 группе санитарно-эпидемиологического благополучия. Причинами такого состояния являются:

  • естественное старение транспортных средств;
  • сокращение объема межрейсовых ремонтных работ;
  • увеличение сроков эксплуатации транспортных средств без проведения капитальных ремонтов;
  • отсутствие обновления парка транспорта;
  • приобретение российскими хозяйствующими субъектами транспортных средств иностранного производства, уже бывших в эксплуатации в течение 10 и более лет;
  • приобретение транспортных средств иностранных производителей, не соответствующих требованиям санитарного законодательства.

В 2008 году продолжился рост количества рабочих мест на транспортных средствах, не отвечающих гигиеническим нормативам по физическим факторам - шуму (речные, воздушные суда, автомобильный, железнодорожный и электротранспорт), вибрации (речные, рыбопромысловые суда, автомобильный транспорт и др.), электромагнитным полям (электротранспорт).

Решение перспективных проблем развития мирового рынка морских и авиационных перевозок, отечественного гражданского авиа и судостроения, в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 20 февраля 2007 года № 140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация» и от 21 марта 2007 года № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация», должно способствовать оптимизации условий труда летного и плавающего состава и соответственно сохранения их здоровья.

Остается высокой доля рабочих мест на объектах транспортной инфраструктуры, не соответствующих гигиеническим нормативам по различным параметрам физических факторов на предприятиях транспортной инфраструктуры:

  • по шумовой нагрузке от 23 до 53 %
  • по вибрации - от 24% до 56 %
  • по искусственной освещенности - 21%.

В 2008 году продолжался рост неудовлетворительных проб воздуха рабочей зоны, с превышением по содержанию паров и газов.

Доля промышленных автотранспортных предприятий, от общего числа всех промышленных предприятий транспортных инфраструктур по Российской Федерации, составляет 76%.

Анализ показателей, характеризующих условия труда работников автотранспортных предприятий свидетельствует о том, что, в целом общее число рабочих мест, не отвечающих требованиям санитарного законодательства, остается высоким и составляет от 8 до 16 % по различным физическим факторам производственной среды.

В 2008 году сохранилась динамика роста профессиональной заболеваемости среди работников транспорта. Показатель профессиональной заболеваемости на 10 000 работников от уровня 2006 года вырос в 1,27 раза, и превысил средний показатель по Российской Федерации.

В 2008 году доля профессиональной заболеваемости по отдельным видам транспорта составила: по сухопутному, трубопроводному, шоссейному транспорту –50,54 %, по авиационному транспорту - 37,43 %, по морскому транспорту - 8,06%, по речному транспорту – 1,63%.

Рост профессиональной заболеваемости зарегистрирован в Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской области, Республике Саха (Якутия).

Наметилась тенденция снижения профессиональной заболеваемости работников транспорта и транспортной инфраструктуры Тюменской области, Пермского края, однако это не отражает истинное положение дел в связи с крайне низкой выявляемостью профпатологии, притом, что количество работающих, занятых во вредных и опасных условиях труда на транспорте составляет 23 % от общей численности работающих.

Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией, обусловлено:

  • отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний;
  • недостатками организации качества проведения обязательных медицинских осмотров работников (медицинский осмотр проводится на договорной основе, и финансируется работодателем);
  • отсутствие заинтересованности работодателя в выявлении профессиональных заболеваний, в связи с увеличением страховых выплат.

Выявляемость, как правило, происходит на поздних стадиях развития заболевания, зачастую, после прекращения трудовой деятельности.

В 2008 году в целом по Российской Федерации среди работников водного транспорта зарегистрирован 71 случай профессиональных заболеваний, в том числе 59 случаев - на морском транспорте, 12 случаев - на речном транспорте, причем 16 случаев профессиональных заболеваний зарегистрировано среди плавсостава приписки Архангельской области.

Основной формой профессиональной патологии явилась нейросенсорная тугоухость (14 случаев).

Среди работников авиационного транспорта зарегистрировано 274 случая профессиональных заболеваний, что в 1,5 раза ниже абсолютного показателя 2006 года (402 случая).

Среди работников сухопутного и трубопроводного транспорта в 2008 году зарегистрировано 370 случаев профессиональных заболеваний.

Основные диагнозы: радикулопатия, кохлеоневриты, вегетосенсорная полинейропатия.

По нозологической структуре первое место среди работников автотранспорта занимает вибрационная болезнь – 58,8 %, на 2-м месте нейросенсорная тугоухость – 14,7 %, на 3-м - радикулопатии – 20,5 %; среди работников трамвайных и троллейбусных предприятий первое место занимает вибрационная болезнь – 60 %, второе место - заболевания опорно-двигательной системы – 40 %.

В 2008 году по сети железных дорог Российской Федерации зарегистрировано 115случаев профессиональных заболеваний, из которых 20 - женщин.

Основные профессии – работники локомотивных бригад, работники вагонных и локомотивных депо. Возрастная категория – 35-55 лет.

В 2007 году Правительством Российской Федерации поддержано решение о подготовке к ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве. В наибольшей степени положения Конвенции затрагивают компетенцию Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В целях ратификации Конвенции создана Межведомственная комиссия по ратификации Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве, в которой Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимает участие с правом решающего голоса.

В целях ратификации Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве принято решение о необходимости приведения в соответствие с действующим законодательством приказа Министерства здравоохранения СССР от 06 сентября 1989 года № 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства» в части внесения изменений в Положение о судовом враче, а также в Положение о комиссии медицинского освидетельствования плавсостава (КМОП) и в Положение о центральной врачебно-экспертной комиссии.

В рамках работы Комиссии принято решение о пересмотре Санитарных правил от 21.12.1982 № 2641-82 «Санитарные правила для морских судов СССР». Данный проект размещен на сайте Федеральной службы.

В 2008 году большое внимание уделялось проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами береговой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса.

Зачастую объекты береговой инфраструктуры не имеют санитарно-эпидемиологического заключения по проектам санитарно-защитных зон. Вследствие отсутствия должного финансирования, на протяжении длительного времени не проводился капитальный ремонт зданий и сооружений портов.

Обращает на себя внимание высокий удельный вес неудовлетворительных результатов лабораторных исследований воды на объектах береговой инфраструктуры (до 44 % ФГУП «Калининградский морской торговый порт»).

Причинами является изношенность водопроводных сетей (до 60-80 %).

Следствием высокой изношенности явилось увеличение количества аварий на водопроводных сетях (в 2008 в ОАО «Мурманском морском рыбном порту» году-19 аварий со сроком ликвидации 60 дней).

Вследствие исчерпания потенциальных возможностей материально-технической базы, отечественные рыбоперерабатывающие предприятия требуют существенной модернизации производства и остро нуждаются в современном, отвечающему международным требованиям и потребительскому спросу, оборудовании.

Общее количество железнодорожных вокзалов 660 .

Распределение вокзалов и вокзальных комплексов железнодорожного транспорта по группам санитарно-эпидемиологического благополучия выглядит следующим образом: к 1 группе относится 30,5 % вокзалов и вокзальных комплексов, ко 2 – 60 %, к 3 – 9,5 %.

Около 13% вокзалов эксплуатируются около 30 лет, 37% -от 30 до 50 лет, 43% - более 50 лет.

Нуждаются в проведении капитального ремонта, реконструкции 147 вокзалов, что составляет 22%.

Из 660 вокзалов 23 – не соответствуют проектной мощности.

Комнаты отдыха пассажиров на имеются лишь на 32% вокзалов.

Комнаты матери и ребенка оборудованы на 6% вокзалов, медицинские пункты – на 35%.

На большинстве вокзалов данные помещения не предусмотрены по проекту (в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования), в т.ч. на вокзалах пригородного сообщения.

Условия для передвижения инвалидов созданы на 35% вокзалов. Нуждаются в проведении капитального ремонта, реконструкции 147 вокзалов, что составляет 22%.

Состояние загрязнения атмосферы на территории субъектов Российской Федерации представлено по данным Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), центров гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора) и организаций (учреждений), осуществляющих мониторинг на территориях субъектов Российской Федерации.

В целом по Российской Федерации региональные и федеральный информационные фонды содержат сведения по 459 постам наблюдения по полной программе, по 1 796 – по сокращенной.

Основными веществами (по количеству исследований), контролируемыми на территории Российской Федерации в 2003—2007 гг., являлись азота диоксид, углерода оксид, взвешенные вещества, серы диоксид, формальдегид, фенол, азота оксид, аммиак, сероводород, свинец, 3,4-бенз(а)пирен.

Наиболее загрязнен атмосферный воздух вблизи автомагистралей в Уральском, Сибирском и Южном федеральных округах, где доля проб атмосферного воздуха выше ПДК и превышает средний показатель по Российской Федерации (3,6 %).

На территории Российской Федерации расположено 55 аэропортов международного значения, 51 аэропорт федерального значения и 128 аэропортов местного значения. В зоне сверхнормативного шума находится 321 населенный пункт.

Под воздействием сверхнормативного шума от аэропортов международного значения находится 2 765 673 человека, федерального значения – 342 316 человек и местного значения – 186 560 человек. При этом уровни авиационного шума могут быть весьма велики и превышают нормативные эквивалентные значения более чем на 25 дБА или более чем в 10 раз по звуковому давлению в абсолютных единицах.

К территориям с наибольшим количеством населения, проживающего в санитарно-защитной зоне аэропортов или подвергающегося сверхнормативному уровню шума, относятся: Москва - 1 млн. 500 тысяч человек, Иркутская область –310 000, Московская область – 500 000, Приморский край – 120 000, Свердловская область – 60 700, Красноярский край - 46060, Краснодарский край – 46 250 человек.

В последние годы ситуация с загрязнением атмосферного воздуха и акустическая обстановка в зоне размещения аэропортов резко ухудшилась, что связано с увеличением полетов самолетов и невыполнением, в соответствии с регламентом, замены парка воздушных судов. Во многих аэропортах планируется проведение реконструкции, в том числе связанной с удлинением взлетно-посадочных полос, что также приведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

В результате чего возросло количество жалоб населения на загрязнение атмосферного воздуха химическими примесями и физическое воздействие на атмосферный воздух, авиационный шум, увеличилось число судебных процессов, в которых сторонами конфликта выступают население, предприятия и строительные организации.

Большинство аэропортов не имеют санитарно-защитной зоны, что не позволяет определить степень воздействия объектов аэропорта на здоровье населения, оценить объем мероприятий, возможность их выполнения и принятие управленческих решений по исключению попадания жилой застройки в санитарно-защитную зону.

В 2008 году Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту составлено 6267 протоколов об административном правонарушении транспортной деятельности, поступило 1120 протоколов об административном правонарушении, постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесено 6827 постановлений о назначении административного взыскания. Постановления выносились преимущественно по статьям КоАП 6.3, 6.4, 6.6, 8.2, 14.4. ч.2, 14.8. ч.1.

Общая сумма наложенных административных штрафов – около 11 млн. 600 тыс. рублей, общая сумма уплаченных, взысканных административных штрафов составила 8 млн. 700 тыс. рублей.

Направлено на рассмотрение в суды 280 дел о привлечении к административной ответственности.

Оформлено 18 дел о привлечении к административной ответственности, по которым судами было принято решение о назначении административного взыскания в виде административного приостановления деятельности.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

2.1. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры:

  • Выполнение требований санитарного законодательства на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
  • Принять меры по техническому перевооружению транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.
  • Создать эффективный производственный контроль условий труда работников транспорта и транспортной инфраструктуры.

2.2. Потребовать от руководителей предприятий учреждений и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, выполнение требований санитарного законодательства в рамках Федерального закона № 294-ФЗ.

2.3. Применять к нарушителям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей меры воздействия в строгом соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и КоАП Российской Федерации.

3. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

  • В срок до 25.12.2010 разработать проекты следующих санитарных правил:
    • Санитарные правила «О требованиях к безопасности плавсредств и объектов водного транспорта в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия».
    • «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей».
    • «Санитарные правила по обслуживанию и ремонту радиотехнических устройств воздушных судов гражданской авиации».
    • «Санитарные правила для авиационно-технических баз эксплутационных предприятий гражданской авиации».
    • «Санитарно-гигиенические требования к аэровокзалам гражданской авиации».
    • «СП для плавучих буровых установок».
  • Совместно с Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург разработать проект порядка выдачи Судовых санитарных свидетельств о праве плавания, а также проект регламента взаимодействия Роспотребнадзора, Роструда, Ространснадзора при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в портах по проверкам условий труда и соблюдения санитарного законодательства в срок до 15.08.2009.
  • Подготовить и направить в Минздравсоцразвития России предложения по пересмотру приказа Министерства здравоохранения СССР от 06 сентября 1989 года № 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства» в части внесения изменений в Положение о судовом враче, в Положение о комиссии медицинского освидетельствования плавсостава (КМОП) и в Положение о центральной врачебно-экспертоной комиссии, а также внесения дополнений, касающихся обязательного прохождения психиатрического, наркологического и других необходимых видов медицинского освидетельствования, определяющих пригодность моряков и курсантов высших, средних морских и речных заведений.
  • Разработать мероприятия по совершенствованию отраслевой системы мониторинга и анализа санитарно-эпидемиологической обстановки на объектах транспорта, в том числе с помощью автоматизированного контроля и информационно-аналитических систем, корректировки отчетных форм, ревизии мониторинговых точек.
  • Продолжить работу по методическому обеспечению разработки проектов санитарно-защитных зон (методика расчета оценки риска здоровью населения от физического воздействия аэропортов).
  • Продолжить контроль за проведением государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда и отдыха диспетчеров гражданской авиации.

3. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагину):

3.1. Проводить систематический анализ материалов по осуществлению контрольно-надзорной деятельности управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, на объектах водного, воздушного, автомобильного транспорта, электротранспорта, метрополитена и их инфраструктуры, направленных на соблюдение санитарного законодательства.

3.2. Организовать регулярное проведение курсов подготовки и повышения квалификации специалистов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по железнодорожному транспорту.

4. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Роспотребнадзора (Ю.М. Артеменкову):

Проводить систематический анализ материалов по осуществлению контрольно-надзорной деятельности управлений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, по Калининградской, Сахалинской областям на объектах железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, направленных на соблюдение санитарного законодательства.

Заместитель руководителя

Л.П. Гульченко

69



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word