16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Протокол Всероссийского совещания по гигиене питания от 28.04.2010

6 Мая 2010

28 апреля 2010 г.

г. Москва


Председательствовал:

Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали:

И.В. Брагина - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

О.И. Аксенова - начальник Управления санитарного надзора;

О.В. Прусаков - начальник Управления защиты прав потребителей;

О.В. Митрохин - заместитель начальника Управления организации деятельности, регистрации и лицензирования;

Ю.В. Демина - заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора;

Е.Э. Акимова - начальник юридического отдела Правового управления;

Иванов Г.Е. - начальник отдела организации надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления санитарного надзора;

Чикина Л.В. - заместитель начальника отдела организации надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления санитарного надзора;

Тутельян В.А. - академик РАМН, директор НИИ питания РАМН;

Ракитский В.Н. - академик РАМН, заместитель директора ФГУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана»;

Представители:

Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации - 2 заместителя руководителя (Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский АО), 23 начальника отделов, 25 заместителей начальников отделов, 40 специалистов;

ФГУЗ центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации - 3 заместителя главного врача (Алтайский край, Забайкальский край, Приморский край), 44 заведующих отделами, 41 специалист.

Основные аспекты деятельности по надзору за пищевыми продуктами. Проблемы. Задачи.

(Г.Г. Онищенко, И.В. Брагина, О.И. Аксенова, Ю.В. Демина, О.В. Прусаков, О.В. Митрохин, Е.Э. Акимова, Г.Е. Иванов, В.А. Тутельян, В.Н. Ракитский, Н.Р. Раева, Т.А. Кожевникова, Н.Н. Кодица, Э.В. Макиевская, И.В. Чаленко, Г.А. Дмитриева, Е.П. Чумакова, О.С. Попова)

Основные итоги деятельности территориальных органов Роспотребнадзора по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований законодательства в сфере качества и безопасности пищевых продуктов характеризуются нижеследующими основными показателями.

В 2009 году, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», изменились подходы к проведению надзорной деятельности: сокращено количество проверок, введен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, в том числе организаций занимающихся производством и оборотом пищевых продуктов.

Так, за 3 года более чем в 2 раза сократилось число проверок пищевых объектов. При этом доля плановых проверок имеет позитивную тенденцию к росту, но она составляет только половину от всех проверок, а в таких регионах как Хабаровский край (33%), Забайкальский край (33,2 %), Владимирская область (34,4 %), Красноярский край (35,1 %), Приморский край (38 %), Омская область (38,6 %) одну треть.

Доля проверок, при которых применены лабораторные и инструментальные методы исследования составляет 55 %.

На фоне снижения числа проверок уменьшилось почти в 2 раза число вынесенных специалистами протоколов об административном правонарушении. При этом постановления о назначении административного наказания выносятся лишь в 69 % случаях, в Волгоградской области (30,8 %), Ставропольском крае (36,5 %), Республике Карелия (38,3 %) данный показатель значительно ниже среднероссийского.

Положительным является то, что в структуре постановлений о назначении административного наказания основное место занимают постановления о наложении административных штрафов - 98 %, постановления о предупреждении - 2 %. Однако более 75 % административных штрафов накладывается на граждан и должностных лиц, на юридических лиц только 3 %. Самые высокие показатели по наложению административных штрафов на юридических лиц в Краснодарском крае (13,3 %), г. Москве (11,2 %), Московской области (9%), г. Санкт-Петербурге (8,7 %), Камчатском крае (8,2 %).

В 2,5 раза снизилось число вынесенных постановлений о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел. При этом данная мера применялась только 26 управлениями, из них основная часть (75 %) приходится на 5 управлений: Курганская область (36), г. Санкт-Петербург (36), Волгоградская область (23), Свердловская область (23), г. Москва (17).

Удельный вес постановлений, на основании которых возбуждены уголовные дела, составил 20,7 %.

Снижается удельный вес дел, по которым судами могло быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в 2009 г. данный показатель составил 20 %. При этом в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Хакасия, Еврейской АО, Чукотском АО, Ненецком АО в суды не направлялись дела о приостановлении деятельности.

Из года в год сокращается число лиц, временно отстраненных от работы по постановлению уполномоченных должностных лиц. За три года данный показатель сократился в 2 раза.

Удельный вес обращений об организации питания населения и безопасности пищевых продуктов составляет 7 % от общего количества и в целом остается на одном уровне - около 19 000 обращений в год. При этом количество обращений, поступающих в центральный аппарат Роспотребнадзора, с каждым годом растёт: 2008 г. - 370, 2009 г. - 470.

Однако, несмотря на снижение вышеперечисленных показателей по осуществлению надзорных мероприятий доля объектов 3-ей группы санэпидблагополучия снижается, что не отражает реального положения дел.

Перечисленные факты говорят о том, что при снижении количества надзорных мероприятий необходимо уделять внимание их качеству, эффективности и планированию, в полной мере используя весь спектр мер административной ответственности.

Ежегодно учреждениями Роспотребнадзора исследовалось около 1 млн. проб пищевых продуктов по санитарно-химическим и около 2 млн. проб по санитарно-микробиологическим показателям. В 2009 г. также отмечается снижение данного показателя, так по санитарно-химическим показателям исследовано 856 668 проб, а по микробиологическим - 1 517 372 пробы.

За десять лет удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, снизился с 7,44 % в 1998 г. до 4,63 % в 2009 г., а по санитарно-химическим показателям с 5,72 % в 1998 г. до 2,71 % в 2009 г. И все таки, несмотря на принимаемые меры, доля исследованных проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, остается на высоком уровне.

Наиболее загрязненными по микробиологическим показателям продолжают оставаться рыба и рыбные продукты - 6,94 %, овощи - 6,42 %, молоко и молочные продукты - 5,8 %, а по санитарно-химическим показателям: рыба и рыбные продукты - 5,54 %, птица и птицеводческие продукты - 5,1 %, консервы - 4,78 %, безалкогольные напитки - 4,4 %.

При этом более чем в 2 раза превышает среднероссийский показатель по удельному весу проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в Ненецком АО (17,7 %), Республике Саха (Якутия) (13,1 %), Карачаево-Черкесской Республике (12,52 %), Магаданской области (12,28 %), Сахалинской области (10,55 %), Архангельской области (10,17%) и Томской области (9,03 %).

Наиболее высокие показатели по сравнению со среднероссийскими по удельному весу проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, приходятся на Чукотский АО (15,12 %), Ярославскую область (13,57 %), Томскую область (10,53 %), Республику Ингушетия (10,16 %), Республику Бурятия (10,1 %).

В 2009 г. по результатам проведенных надзорных мероприятий Роспотребнадзором вынесены постановления о снятии с реализации 120500 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом 3895 тонн.

В 2009 г. осуществлялся надзор за вступившими в силу техническими регламентами:

- Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»,

- Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»,

- Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».

Нарабатывается правоприменительная практика по контролю за их исполнением. Однако выполнение технических регламентов остается не на должном уровне.

В Республике Тыва из 3 молокоперерабатывающих предприятий на упаковку, соответствующую Федеральному закону от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», перешло только 1, в Республике Дагестан только половина (4 из 8).

В Тамбовской области только половина предприятий, производящих масложировую продукцию, перешли на упаковку, соответствующую Федеральному закону от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».

Менее 50 % предприятий, производящих соковую продукцию, перешли на новую упаковку, соответствующую Федеральному закону от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», в Республике Башкортостан (40%), Алтайском крае (37,5%), Свердловской (33 %) областях. Ни одно не перешло на новую упаковку в Чувашской Республике, Приморском крае, Рязанской областях.

С 2003 г. осуществляется надзор за пищевыми продуктами, содержащими ГМО. С каждым годом увеличивалось число исследованных проб пищевых продуктов на содержание ГМО, а удельный вес пищевых продуктов, содержащих ГМО, снизился с 12 % в 2003 г. до 0,23 % в 2009 г., что говорит об эффективности проводимого надзора.

Больше внимание уделялось надзору за молоком и молочными продуктами, птицей и птицеводческой продукцией, рыбой и рыбной продукцией, хлебом и хлебобулочным изделиям, биологически активными добавками к пище и алкогольной продукцией.

Налажена связь и обмен информацией с международными организациями по безопасности пищевых продуктов:

- Системе быстрого предупреждения (оповещения) RASFF стран Европейского Союза;

- Международной сети органов по безопасности пищевых продуктов воз (ИНФОСАН).

Продолжают регистрироваться вспышки острых кишечных инфекционных заболеваний пищевого характера, массовые пищевые отравления бактериальной природы. Ежегодно регистрируется от 40 до 60 вспышек инфекционных заболеваний с пищевым путем передачи инфекции. Доля вспышек данных заболеваний в общей структуре вспышек составляет около 60 %.

С 2007 года в Российской Федерации в рамках реализации Национального проекта в 21 субъекте Российской федерации реализуется эксперимент по совершенствованию системы питания учащихся общеобразовательных учреждений. Основной целью данного проекта является не только задача накормить учащихся и улучшить материально-техническую базу столовых общеобразовательных учреждений, но и обеспечение учащихся качественным, сбалансированным, рациональным и безопасным питанием.

В 2009 г. специалистами Роспотребнадзора проведено 33 016 проверок организаций, занятых производством и обращением алкогольной продукции, исследовано 58 032 проб по санитарно-химическим показателям, из них 2,6 % не соответствовали гигиеническим нормативам, что соответствует прошлогоднему уровню. Наибольший удельный вес алкогольной продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам, отмечался в следующих субъектах Российской Федерации: Свердловская область (22,5 %), Омская область (17,8 %), Республика Тыва (10,7 %), Ямало-Ненецкий АО (9,9 %), Орловская область (8,4 %).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р одобрена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, которая направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.

В настоящее время идет подготовка проектов документов по изменению законодательных актов по данному направлению. В субъектах Российской Федерации предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

Принимаются меры по обогащению муки и хлебобулочных изделий, молочных продуктов микро- и макронутриентами. Разработаны предложения о включении пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, в рационы питания детей в организованных коллективах. Однако в целом по Российской Федерации только 14 % предприятий выпускает обогащенные пищевые продукты, а по объёму производства это составляет только 5 %.

Создана законодательная и нормативная база, отвечающая современным и международным требованиям. Разработан целый ряд нормативных документов по оценке безопасности пищевых продуктов, требования которых являются обязательными при постановке на производство, реализации и импорте пищевых продуктов. Работа по их актуализации и гармонизации с международными требованиями продолжается постоянно.

Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Данный программный документ определяет основные направления деятельности по продовольственной безопасности, в том числе те задачи, которые стоят перед Роспотребнадзором в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и качества питания населения Российской Федерации, в том числе по формированию здорового типа питания.

Подготовлен проект «Основ политики Российской Федерации в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2025 г.», в котором особое внимание уделяется подготовке технических регламентов, направленных на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, системе образовательных программ в области здорового образа жизни и питания, состоянию питания населения групп риска (беременные женщины и дети раннего возраста), поддержке занятий физкультурой и спортом, производству продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и микроэлементами, реализации комплекса мер, направленных на создание условий для сокращения потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Заслушав и обсудив доклады выступающих о результатах деятельности территориальных органов Роспотребнадзора по надзору за пищевыми продуктами на совещании решено:

1. Принять к сведению и для соответствующего использования в работе информацию о результатах деятельности территориальных органов Роспотребнадзора по надзору за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить недопущение отмеченных на совещании недостатков в работе по реализации административных полномочий Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности, с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2.2. Продолжить в рамках ведомственного целевого планирования работу по повышению эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере безопасности пищевых продуктов на основе использования всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений;

2.3. Продолжить работу по оснащению учреждений Роспотребнадзора современным аналитическим оборудованием и проведению лабораторного контроля с учетом мониторинга санитарно-эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации и приоритетных направлений деятельности;

2.4. Принять действенные меры, направленные на повышение персональной ответственности должностных лиц по рассмотрению обращений граждан, обеспечивая в каждом случае применение соответствующих административных полномочий, а также подготовку и направление заявителям аргументированных ответов по существу поставленных ими вопросов, относящихся к компетенции Роспотребнадзора;

2.5. Обеспечивать постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественными организациями по вопросам:

- производства и реализации пищевых продуктов, обогащенных микро- и макронутриентами;

- формирования у населения навыков по здоровому питанию;

- улучшения структуры питания, в том числе социально-незащищенных и организованных групп населения;

- снижения объемов потребления алкогольной продукции и профилактике алкоголизма.

3. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора (О.И. Аксеновой):

3.1. Осуществлять проведение целевых выездных проверок результатов деятельности территориальных органов Роспотребнадзора по вопросам надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов;

3.2. Обеспечивать своевременное методическое сопровождение надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов территориальных органов Роспотребнадзора, в том числе по внедрению современных технологий надзора с широким использованием результатов социально-гигиенического мониторинга и заболеваемости населения.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Г.Г. Онищенко

103



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word