16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №5 от 04.05.2009


Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко №5 от 4 мая 2009г.

6 Мая 2009

Председательствовал:

Г.Г. Онищенко - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали:

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий П.А. Попов, заместитель руководителя Роспотребнадзора Л.П. Гульченко, заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора Роспотребнадзора А.А.Мельникова, заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора Роспотребнадзора Демина Ю.В., ВриО Директора департамента гражданской защиты МЧС России Ю.В. Седельников, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, главные врачи ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Повестка совещания:

"О состоянии и мерах по корректировке планов по профилактике заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа в субъектах Российской Федерации"

Г.Г. Онищенко, заместитель Председателя Правительства Камчатского края В.Н. Карпенко, заместитель Губернатора - председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Чукотского автономного округа Е.В. Данилюк, заместитель Губернатора - председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Магаданской области В.Н. Чуфенев, министр здравоохранения Хабаровского края А.А. Витько, директор ФГУН "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" Роспотребнадзора И.Г. Дроздов, заместитель министра здравоохранения Республики Саха-Якутия Вербицкая Л.И., председатель комиссии Правительства г. Москвы по чрезвычайным ситуациям П.П. Бирюков, начальник лабораторного отдела ФГУН "Научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора Г.А. Шипулин.

1. Отметить, что по официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по состоянию на 09.00 ч мск 04.05.2009 количество стран, где зарегистрированы случаи заболевания, вызванные высокопатогенным вирусом гриппа А/H1N1, возросло до 18-ти. Общее число случаев составило 898, из них 20 - с летальным исходом.

По имеющимся данным, заболевания вызваны реассортантом вируса гриппа типа А/H1N1, комбинация генов которого ранее не встречалась у вирусов гриппа, вызывающих заболевания, ни у людей, ни у свиней. Вирус является устойчивым к действию противовирусных препаратов амантадин (amantadine) и римантадин (rimantadine), но чувствителен к озельтамивиру (oseltamivir) и занамивиру (zanamivir).

В соответствии с классификацией ВОЗ период угрозы пандемии гриппа находится на 5-ом уровне, когда распространение вируса от человека к человеку зарегистрировано, как минимум в двух странах одного региона ВОЗ. Несмотря на то, что на этой стадии большинство стран не поражено, объявление о фазе 5 является мощным сигналом о том, что пандемия неминуема и что на завершение организации, обмена информации и принятия запланированных мер по смягчению последствий остается мало времени.

Комитетом ВОЗ данная ситуация расценивается как чрезвычайная в области здравоохранения международной значимости.

Одним из важнейших направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на настоящем этапе является комплекс мер, направленных на недопущение завоза заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа в нашу страну.

В Российской Федерации функционирует 421 пункт пропуска, из них 82 - воздушных (9 на нерегулярной основе).

В настоящее время санитарно-карантинный контроль осуществляется в 277 пунктах пропуска, в том числе на 67-ми воздушных пунктов пропуска. В Российской Федерации насчитывается 22 аэропорта, открытых для международного сообщения.

Прямых транспортных сообщений авиатранспортом с Мексикой в Российской Федерации нет. Из 22-х аэропортов, открытых для международного сообщения, 11 (в 10-ти регионах Российской Федерации) - принимают рейсы из США и рейсы из Европейских государств, где осуществляется пересадка пассажиров, следующих из стран американского континента в Россию.

В целях недопущения завоза на территорию страны заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа с 26.04.2009 года Управлениями Роспотребнадзора:

1). Введен ежедневный мониторинг за прибытием авиарейсов из стран Южной, Центральной и Северной Америки. За этот период всего прибыло 282 рейса, было осмотрено 15911 пассажиров и 1867 членов экипажей. Было выявлено 6 человек (г. Москва, аэропорт Шереметьево-2) с признаками острого респираторного заболевания. Все они были госпитализированы, в инфекционной больнице была оказана медицинская помощь в полном объеме. По результатам лабораторных исследований, диагноз гриппа, вызванного высокопатогенным вирусом, был исключен.

2). Дооснащены оборудованием для термометрии и средствами индивидуальной защиты санитарно-карантинные пункты в аэропорте Шереметьево-2 (г. Москва), Домодедово (Московская область), как наиболее значимые объекты, обеспечивающие пассажиропоток со стран американского континента.

3). Во всех пунктах пропуска через государственную границу:

  • обеспечен контроль за состоянием здоровья пассажиров (в первую очередь детей и молодых людей), прибывающих из стран американского континента прямыми авиарейсами или рейсами с пересадкой через территории других государств с обязательной термометрией тела;
  • проведен инструктаж с экипажами и бортпроводниками авиатранспорта, выполняющими рейсы в страны с неблагоприятной эпидемической ситуацией, с представителями органов, осуществляющих контрольные мероприятия на государственной границе.

4). Организовано взаимодействие с консульствами Мексики и США.

5). Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность рекомендовано:

  • уточнение в Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации текущей ситуации, связанной с высокопатогенным вирусом гриппа в мире;
  • проведение обязательного информирования граждан, планирующих выезд в страны Южной, Центральной и Северной Америки о возможном риске заражения гриппоподобным заболеванием, настоятельно советовать воздержаться от поездок в неблагополучные в эпидемическом отношении регионы.

Одним из главных направлений деятельности является подготовка и планирование комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер как по недопущению возникновения случаев инфекции, так и проводимых в период возможной регистрации заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа на территории нашей страны.

По состоянию на 03.05.2009 года планы мероприятий по подготовке у пандемии гриппа представлены 78-ю регионами (93%).

В положительную сторону можно отметить Магаданскую и Архангельскую область, Ставропольский, Алтайский, Пермский и Приморский края, Республику Дагестан, Республику Карачаево-Черкессию, г. Санкт-Петербург, где планы доработаны с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации, со знанием всех методических и информационных документов, направленных Федеральной службой с момента объявления ВОЗ о чрезвычайной ситуации. В указанных регионах созданы штабы (комитеты) по контролю за ситуацией, организовано взаимодействие со всеми заинтересованными службами и ведомствами. В планах четко прописаны исполнители и конкретные сроки выполнения мероприятий, контроль принятых мер с учетом взаимодействия различных ведомств, проведен расчет потребности материальных средств и источники финансирования.

Требуют некоторой доработки планы Новосибирской, Калининградской, Ленинградской областей, Республики Коми, Краснодарского края. Следует отметить формальный подход к планированию мероприятий. Не показаны расчеты потребности в лекарственных средствах, медицинском имуществе, источники выделения дополнительного коечного фонда.

В негативную сторону можно отметить планы, представленные Ямало-Ненецким автономным округом, Оренбургской, Белгородской, Кемеровской, Брянской, Владимирской, Омской областями которые не потрудились адаптировать типовые "заготовочные" планы к сложившейся ситуации (например, Омская область представила план от 2005 года, Кемеровская - от 2006, Владимирская - от 2008 года). В представленных материалах не указаны конкретные сроки и исполнители, планы формализованы, в них не отражены мероприятия по обеспечению взаимодействия заинтересованных служб и ведомств.

Не представили планы к указанному сроку Саратовская, Амурская области, Республика Саха-Якутия, Красноярский край, Ненецкий автономный округ.

На настоящем этапе необходимо доработать и утвердить в органах исполнительной власти согласованные межведомственные планы, предусмотрев полный комплекс мероприятий с расчетом потребностей в препаратах, медицинском имуществе и коечном фонде.

В целях недопущения распространения на территории нашей страны заболеваний, вызванных высокопатогенным вирусом гриппа подготовлена лабораторная база для проведения диагностических исследований. Внедрены временные методические рекомендации, определено, что первичное исследование материала от больных проводится на базе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, имеющих лицензию на работу с микроорганизмами II-IV групп патогенности (76 лабораторий), обозначены референс- лаборатории, осуществляющие дополнительное подтверждение тестирования на высокопатогенный вирус гриппа А (H1N1):

1) Научно-методический центр по референс-диагностике и изучению высокопатогенных штаммов вируса гриппа - НМЦГ, Референс-центр по мониторингу за гриппом птиц и гриппом, вызванным высокопатогенными штаммами, Национальный центр верификации диагностической деятельности, осуществляющий функции государственной коллекции, организованные на базе ФГУН ГНЦ ВБ "Вектор".

2) Центр специальной лабораторной диагностики и лечения особо опасных и экзотических инфекций (филиал 48 НИИ МО РФ - Вирусологический центр).

3) Референс-центр по мониторингу за гриппом, ГУ Научно-исследовательский институт гриппа РАМН, Национальный центр воз по гриппу и ОРЗ.

4) Референс-центр по мониторингу за гриппом, ГУ НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН Центр экологии и эпидемиологии гриппа.

5) Референс-центр по мониторингу за инфекциями верхних и нижних дыхательных путей ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.

По состоянию на 03.05.2009 года все референс-центры готовы к проведению исследований по определению высокопатогенного вируса гриппа методом ПЦР, с помощью серологических реакций, с применением молекулярно-генетических методов (секвенирования). Три лабораторные базы могут осуществлять деятельность по выделению культур вируса.

Также подготовлены 2 бригады специалистов (6 человек) в ФГУН ГНЦ ВБ "Вектор" и 1 бригада в ФГУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора для оперативной (выездной) работы.

Вместе с тем, необходима согласованность действий существующих лабораторных баз и четко обозначенный алгоритм доставки материала в случае выявления больных эндемическим гриппом.

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

2.1. Оценить запасы медикаментов, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных заболеваний, в общей и коммерческой сети аптек.

2.2. Определить жилищный фонд, планируемый под дополнительное развертывание стационаров в случае ухудшения эпидемиологической ситуации в условиях массового поступления больных.

2.3. Четко обозначить источники финансирования для проведения необходимых мероприятий.

2.4. Утвердить комплексные планы мероприятий по подготовке к пандемии гриппа в субъекте Российской Федерации.

2.5. Организовать среди населения широкую разъяснительную работу в спокойном русле по вопросам профилактики острых респираторных заболеваний.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

3.1. Организовать и провести ревизию медицинского имущества лечебно-профилактических учреждений согласно табелю оснащения.

3.2. Оценить наличие и объем медикаментов, применяемых для лечения и профилактики респираторных заболеваний в лечебно-профилактической сети.

3.3. Принять участие в определении жилого фонда, планируемого под дополнительное развертывание стационаров в случае массового поступления больных.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Обеспечить проведение мониторинга за ситуацией по заболеваемости, вызванной высокопатогенным вирусом гриппа.

4.2. Взять на строгий контроль выполнение требований и рекомендаций методических документов Роспотребнадзора.

4.3. Доработать планы подготовки к пандемии гриппа с расчетом потребностей в медикаментах, медицинском имуществе, коечном фонде.

4.4. Провести санитарно-гигиеническую оценку жилого фонда, планируемого под дополнительное развертывание стационаров в случае ухудшения эпидемиологической обстановки в условиях массового поступления больных.

4.5. Всем субъектам Российской Федерации, имеющим границы с Китайской Народной Республикой (КНР), организовать проверку, провести оценку оснащения (в первую очередь наличия терморегистрирующих приборов) на санитарно-карантинных пунктах в пунктах пропуска через государственную границу. Обеспечить наличие контроля за выявлением лиц с признаками инфекционных заболеваний.

5. Директору ФГУН "ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора (И.Г. Дроздов):

5.1. Разработать и представить в адрес Роспотребнадзора четкую схему по доставке материала для лабораторного исследования на наличие высокопатогенного вируса гриппа.

5.2. Обеспечить проведение информационного обмена по ситуации, связанной с заболеваниями пандемическим гриппом с лабораториями стран Содружества Независимых Государств.

5.3. Включить в повестку дня международной научно-практической конференции "Перспективы сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии угрозе инфекционных болезней" обсуждение проблемы пандемического гриппа.

6. Директору ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора (В.И. Покровский):

6.1. Обеспечить регистрацию диагностических наборов для идентификации высокопатогенного вируса гриппа в установленном порядке в максимально короткие сроки.

6.2. Дать предложения по распределению диагностических наборов по лабораториям в субъектах Российской Федерации.

6.3. Дать предложения по обучению специалистов лабораторной сети Роспотребнадзора для работы с диагностическими наборами по идентификации высокопатогенного вируса гриппа.

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации

Г. Г. Онищенко

87



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word