16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №4 от 27.04.2009


Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко

4 Мая 2009

Председательствовал Г.Г. Онищенко – Руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Участники совещания:

Заместители руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту

Главные врачи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, по железнодорожному транспорту

Руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации

Руководители органов здравоохранением Субъектов Российской Федерации

Представители Центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Представители Министерства образования и науки Российской Федерации

Повестка совещания:

I. О мероприятиях по повышению готовности к пандемии гриппа

II. О ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2009 года

(Г.Г. Онищенко, Т.А. Зайцева, В.Р. Саухат, И.Г. Дроздов, В.П. Клиндухов, О.Л. Гавриленко)

I. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о неблагополучной эпидситуации в Мексике в связи с ростом гриппоподобных заболеваний, протекающих по типу пневмоний. Заболевания начали регистрироваться с 18 марта 2009 года в трех регионах страны, и в настоящее время их количество составляет около 900 случаев, из них более 60 случаев закончились летальным исходом.

Центр контроля и профилактики заболеваний США подтвердил случаи инфицирования человека неизвестным ранее штаммом вируса свиного гриппа на своей территории.

По предварительным данным заболевания вызваны реассортантом вируса гриппа типа А/H1N1, комбинация генов которого ранее не встречалась у вирусов гриппа, вызывающих заболевания ни у людей, ни у свиней. Вирус является устойчивым к действию противовирусных препаратов амантадин и римантадин, но чувствителен к озельтамивиру и занамивиру.

Предположительно, вирус, в результате мутаций изменив свои биологические свойства, приобрел способность инфицировать людей и вызвать тяжелые клинические формы заболеваний.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) такая ситуация соответствует наступлению периода угрозы развития пандемии гриппа, когда измененный вирус уже лучше адаптирован к человеку, но не является еще полностью трансмиссибельным. При этом риск развития пандемии значительно возрастает.

Созданный с целью оценки создавшейся ситуации и выработки рекомендаций в отношении ответных мер Комитет ВОЗ признал, что данная ситуация представляет собой чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения международной значимости и рекомендовал всем странам усилить надзорные мероприятия за необычными вспышками гриппоподобных заболеваний и тяжелыми случаями пневмонии.

В этих условиях ВОЗ также рекомендует активизировать работу чрезвычайных координационных комитетов (национальных, региональных и др.), провести оценку имеющегося запаса противовирусных препаратов, людских ресурсов, средств связи, обеспечить быстрый обмен информацией на всех уровнях между заинтересованными службами, подготовить население к необходимым чрезвычайным мерам.

В целях мониторинга эпидемической ситуации Роспотребнадзором созданы рабочие группы, сформированы 3 бригады специалистов из числа сотрудников научно-исследовательских институтов ГНЦ ВБ «Вектор» и ЦНИИЭ Роспотребнадзора для оказания при необходимости помощи службам здравоохранения Мексики в проведении диагностических исследований.

В связи с осложнением эпидемической ситуации, в целях обеспечения готовности и своевременного реагирования на возникновение угрозы пандемии гриппа предлагаю:

1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Активизировать работу созданных ранее региональных Комитетов по подготовке к пандемии гриппа, организовать координацию всех заинтересованных органов и учреждений в работе по предупреждению распространения высокопатогенного гриппа.

1.2. Пересмотреть и откорректировать региональные планы  подготовки к гриппозной пандемии, предусмотрев выделение дополнительных ассигнований на проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Внести необходимые коррективы в региональные планы подготовки к гриппозной пандемии с учетом выделения дополнительных ассигнований на проведение противоэпидемических мероприятий, создание неснижаемого запаса профилактических и лечебных препаратов, средств симптоматического и патогенетического действия, дезинфекционных средств на основании произведенных расчетов с учетом прогнозируемого числа заболевших, подлежащих госпитализации и амбулаторному лечению.

2.2.Представить указанные расчеты в органы исполнительной власти для обеспечения создания неснижаемого запаса средств специфической профилактики гриппа, химиотерапевтических препаратов и дезинфекционных средств.

2.3. Рассмотреть вопрос о возможности перепрофилирования лечебно-профилактических учреждений и выделения дополнительного коечного фонда для лечения больных гриппом с учетом прогнозируемого процента госпитализации в период пандемии.

2.4. Обеспечить мониторинг за циркуляцией вирусов гриппа среди людей и заболеваемостью населения этой инфекцией, немедленно информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о случаях возникновения групповых заболеваний гриппом и ОРЗ.

2.5.Организовать и провести обучение медицинских работников по вопросам эпидемиологии, клиники, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики гриппа, вызванного высокопатогенными штаммами.

2.6. Осуществлять широкую санитарно-просветительную работу среди населения о мерах индивидуальной и общественной профилактики гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

3.1.Установить личный контроль за реализацией организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, предусмотренных Региональным планом  подготовки к гриппозной пандемии.

3.2. В целях раннего распознавания начала пандемии, выделения и идентификации возбудителя, усилить эпидемиологический надзор за гриппом в стране, в первую очередь, в местах массового сосредоточения людей, и лабораторной диагностикой больных гриппом.

3.3.Обеспечить контроль за пассажирами транспортных средств, прибывающих из Мексики и др. стран, где были зарегистрированы заболевания людей, используя в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации оборудование для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела, въезжающих из неблагополучных по высокопатогенному гриппу стран.

3.4.Обеспечить информирование лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения высокопатогенным гриппом, мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания.

3.5. Проводить активную пропаганду в средствах массовой информации о путях заражения и мерах профилактики гриппа во время пребывания туристов в неблагополучных по гриппу странах и необходимости информирования  медицинских работников (в случае заболевания) о пребывании в неблагополучных странах.

4. Директору ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор», руководителю научно-методического центра по референс-диагностике и изучению высокопатогенных штаммов вируса гриппа, И.Г.Дроздову:

4.1.Организовать подготовку специалистов (врачей-вирусологов и эпидемиологов) учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпизоотологии, эпидемиологии и лабораторной диагностики высокопатогенного гриппа;

4.2.Обеспечить координацию сотрудничества органов и учреждений Росптребнадзора с другими странами по вопросам изучения высокопатогенных штаммов вируса гриппа, подготовки к пандемии, вызываемой его высокопатогенными вариантами, и совместного противодействия.

II. Заезд детей в стационарные загородные оздоровительные учреждения планируется в срок с 28 мая по 20 июня, учреждений с дневным пребыванием с 1 по 10 июня в зависимости от региона и природно-климатических условий.

По предварительным данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в летнюю оздоровительную кампанию 2009 года планируется открыть около 60 515 детских оздоровительных учреждений и детских учреждений по типу трудовых бригад, в которых планируется оздоровить около 6 196 130 детей (в 2008 году всего функционировало – 58 745 учреждений, в которых отдохнуло 6 055 723 ребенка).

Из них:

  • учреждений с дневным пребыванием детей – более 44тыс., с числом детей – 3 184 371 (2008г. – 44 665, детей – 3 117 627);
  • загородных оздоровительных учреждений – 2 917, с числом детей – 1 706 372 (в 2008г. – 2 723, детей – 1 638 757);
  • детские санатории – 498, с числом детей – 340 500 (в 2008г. – 572, детей – 308 409);
  • лагеря труда и отдыха, в том числе в форме трудовых бригад – 6 097, с числом детей 303 243.

Наиболее распространенной формой детского отдыха в области остаются лагеря с дневным пребыванием детей.

В ряде регионов Российской Федерации по сравнению с 2008 годом произошло увеличение количества загородных оздоровительных учреждений (Кемеровская область – на 5 учреждений, Новосибирская область – 4).

Увеличение учреждений отдыха, оздоровления и занятости для детей и подростков происходит в основном за счет увеличения числа лагерей труда и отдыха, в том числе в форме трудовых бригад.

Вместе с тем, в ряде регионов не откроется ряд загородных оздоровительных учреждений в связи со слабой материально-технической базой и отсутствием финансирования на подготовку учреждений, сменой собственника, закрытием на капитальный ремонт. (Костромская область – 2, Курганская область –2, Московская область – 6, Псковская область –2, г.Санкт-Петербург – 4, Липецкая область –3, Забайкальский край – 2, Хабаровский край –2, Челябинская область –2, Чувашская Республика – 2, Тульская область –3 и др.

В связи с сокращением количества функционирующих общеобразовательных учреждений (закрытие малокомплектных сельских школ) произошло уменьшение числа учреждений с дневным пребыванием детей, а также из-за проведения капитальных ремонтов в школах в период летних каникул. Так, в Калининградской области не будут функционировать 29 пришкольных лагерей, в Забайкальском крае – 36, в Калужской области – 47, в Кировской области –120, Владимирская - 61 и др.

По итогам работы летних оздоровительных учреждений в 2008 году были выданы планы-задания (в 2009г. – 39 799, в 2008г. – 36 834) по подготовке учреждений к летней оздоровительной кампании 2009 года, предусматривающие мероприятия по улучшению материально-технической базы учреждений, в том числе проведение капитальных и косметических ремонтов, проведению работ по акарицидным и дератизационным обработкам территорий, подготовке мест купания, проведению ревизий сетей водоснабжения, канализации, оборудованию установками по очистке воды, своевременной подготовке пищеблоков и медицинских пунктов к работе.

С целью комплектования загородных оздоровительных учреждений с соблюдением норм площади на 1 отдыхающего, достаточности набора помещений в планах заданиях на 2009 г. были даны предложения по пересмотру комплектации ряда учреждений, где имело место несоблюдение норм площади.

На 24 апреля 2009 года процент выполнения планов-заданий в среднем по Российской Федерации составляет около 50%.

В загородных оздоровительных учреждениях Российской Федерации приступили к ремонтным работам в соответствии с планами-заданиями.

Ведутся ремонты пищеблоков, медицинских блоков, спальных корпусов, планово-профилактические работы на водопроводных и канализационных сетях, ревизия технологического оборудования, проводится расчистка территорий, обустраиваются места купания детей.

Вместе с тем, около 7 000 учреждений не канализовано (из них 3 833 учреждения с дневным пребыванием детей, 370 – загородные), 6 300 – не имеют централизованного водоснабжения (из них 3 271 – с дневным пребыванием, 168 – загородные), 4 674 – работают на привозной воде (из них 2 116 – с дневным пребыванием, 83 – загородные), 4 540 – не имеют отопления (857 – с дневным пребыванием, 943 – загородные), 10 230 – имеют надворные туалеты (6 916 – учреждения с дневным пребыванием, 1 257 – загородные).

Нуждаются в проведении капитальных ремонтов – 541 учреждение, в проведении косметических ремонтов нуждается – 12 812 учреждений.

В 7 783 учреждениях медицинские блоки не соответствуют санитарным нормам и правилам, а в 11 174 – отсутствуют (в основном в учреждениях с дневным пребыванием).

По данным 21 формы государственного статистического наблюдения «Итоги летней оздоровительной кампании 2008 года в Российской Федерации» проведенные исследования в 2008 году воды из бассейнов летних оздоровительных учреждений показали, что 5,2% проб не соответствуют нормам по санитарно-химическим показателям (в 2007 г. – 5,8%), 4,3% - по микробиологическим показателям (в 2007 г. – 4,2%), 0,3% - по паразитологическим показателям (в 2007 г. – 0,3%).

В 2008 году всего по Российской Федерации было отобрано 145 167 проб питьевой воды на санитарно-химические, микробиологические и паразитологические показатели (в 2007 г. – 161 693 пробы).

В 2008 году увеличился процент проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения, неудовлетворительных по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, а также проб, не соответствующих нормам по санитарно-химическим показателям, из разводящей сети.

Не проводили исследования воды в 2008 году из источников нецентрализованного водоснабжения при наличии ЛОУ, использующих их, в Вологодской области, городе Санкт-Петербурге, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Марий-Эл, Ямало-Ненецком АО.

Питание детей в загородных ЛОУ будет осуществляться в собственных столовых, в лагерях с дневным пребыванием - в столовых общеобразовательных учреждений, в профильных лагерях - в предприятиях общественного питания, а также столовых общеобразовательных учреждений.

Питание детей в оздоровительных учреждениях будет организовано исходя из местных расценок на продукты питания. В целом по стационарным загородным лагерям в 2009 году питание будет организовано на сумму 160 рублей при 4-5 разовом питании (в 2008г. - 120-150 рублей в день).

В учреждениях с дневным пребыванием дети будут питаться 2-3 раза в день на сумму 80-87 рублей (в 2008г. - 50-90 рублей).

Для учреждений санаторного типа в среднем сумма на питание будет составлять при 6 разовом питании 140-150 рублей (в 2008г. - 140-200 рублей).

В 2008 году объем лабораторного контроля продовольственного сырья и готовой продукции по сравнению с 2007г. уменьшился на 10 518 исследований.

Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб продовольственного сырья по санитарно-химическим показателям был отмечен в Дальневосточном федеральном округе (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край, Сахалинская область).

В летнюю оздоровительную кампанию 2008г. было установлено невыполнение норм питания по таким продуктам как мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и кисломолочные продукты в большинстве регионов. Отмечались случаи восполнения калорийности за счет превышения содержания в рационах питания круп, макаронных и кондитерских изделий.

Такие нарушения были отмечены в Ивановской, Архангельской, Саратовской областях и др.

Учреждения отдыха и оздоровления детей в основном обеспечены необходимым набором помещений, комплектами твердого и мягкого инвентаря, в т.ч. постельными принадлежностями. В учреждениях с дневным пребыванием, где отсутствуют медицинские блоки, медицинское обслуживание будет осуществляться по договорам с ЦРБ, ФАПами.

Профессиональная гигиеническая подготовка персонала начата с марта 2009 года. Ведётся работа по формированию групп и графиков обучения. Все сотрудники, которые будут работать в ЛОУ на период 2009 г. проходят гигиеническое обучение по мере комплектации кадрового состава.

В период проведения летней оздоровительной кампании 2008 года среди отдыхающих детей и персонала ЛОУ было зарегистрировано 14 вспышек инфекционных заболеваний, пострадал 561 человек, в том числе 531 ребенок до 17-ти лет.

В 78,6% случаев инфекции передавались пищевым путем. Причинами явились нарушения законодательства в области организации питания детей: несоблюдение правил доставки, приема и хранения пищевых продуктов, режима содержания пищеблоков, технологии приготовления готовых блюд, обработки посуды, кухонного инвентаря и оборудования, личной гигиены.

Этиологическая структура очагов была представлена:

  • 4 вспышки пищевой токсикоинфекции (3 - стафилококковой природы (Сахалинская, Тульская области, Красноярский край), 1 – энтеробактериальной  (Амурская область, РЖД);
  • 2 вспышки псевдотуберкулёза (вовлечение детских оздоровительных учреждений в единый очаг, Красноярский край);
  • 2 вспышки аденовирусной инфекции (Волгоградская, Липецкая области);
  • 2 вспышки норовирусной инфекции (Красноярский край, Ярославская область);
  • 1 очаг стрептококковой инфекции (Читинская область);
  • 1 очаг энтеровирусной инфекции (Красноярский край);
  • 1 очаг микроспории (Свердловская область).

В 2008 году продолжались отмечаться случаи завоза инфекционных заболеваний детьми в Краснодарский край, прибывшими на отдых в составе организованных групп детей из субъектов Российской Федерации. Так, дети с ветряной оспой прибыли из Волгоградской, Московской, Архангельской, Тюменской областей, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия), г.Москвы и др.; с педикулезом – из Тюменской, Архангельской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Белгородской областей, Республики Башкортостан, г.Москвы.

По данным ОАО «Российские железные дороги» вследствие прогнозируемого снижения пассажиропотока, летом 2009 года ОАО «РЖД» планируется перевозка 800 тысяч детей.

Согласно поступивших заявок, утверждены «детские» планы на перевозку 542,8 тыс. детей, запланировано назначить 163 детских поезда.

Из вагонов последних лет постройки, для перевозки детей в летнюю оздоровительную кампанию 2009 года планируется к формированию 9 составов.

С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в 2009 году необходимо:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять первоочередные меры по подготовке детских оздоровительных учреждений к летней оздоровительной кампании 2009 года с учетом итогов летней оздоровительной кампании 2008 года, обратив особое внимание на выполнение планов-заданий и укрепление материально-технической базы учреждений, в том числе пищеблоков и медицинских блоков, обеспечение данных учреждений качественными безопасными продуктами питания, а также увеличение площадей противоклещевых обработок в регионах, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом.

2. Администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений принять действенные меры по подготовке и подбору квалифицированного персонала детских оздоровительных учреждений, в том числе педагогов, работников пищеблоков, медицинских работников, имеющего опыт работы в детских оздоровительных учреждениях.

3. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

  • рассмотреть вопрос об усилении кадрового состава специалистов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в период летней оздоровительной кампании;
  • принять меры, исключающие заезд детей в неподготовленные оздоровительные учреждения;
  • обратить особое внимание на своевременное проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Акарицидные обработки проводить в полном объеме, включая зоны отдыха, особенно в районах, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом;
  • не допускать сокращение продолжительности смен в оздоровительных учреждениях;
  • при согласовании меню обратить внимание на обеспечение рациона питания детей овощами, фруктами, молоком, кисломолочными продуктами, мясом, рыбой в соответствии с физиологическими потребностями детского организма, а также на проведение витаминизации и профилактики йод- и железодефицитных состояний у детей и подростков, организацию питьевого режима;
  • организовать профилактику кишечных и капельных инфекций среди отдыхающих детей;
  • обратить внимание на применение мер административного воздействия при выявлении нарушений требований санитарных норм и правил в детских оздоровительных учреждениях в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • не допускать отправку больных детей к местам отдыха и обратно;
  • обеспечить взаимодействие управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, отправляющих организованные группы детей на отдых в другие субъекты Российской Федерации с управлениями Роспотребнадзора в них.

4. Территориальному управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:

  • обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп, при подготовке в рейс и в пути следования, особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой и организацию питания детей;
  • не допускать отправку больных детей к местам отдыха и обратно.

5. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения - центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований детских оздоровительных учреждений в полном объеме.

Руководитель

Г.Г.Онищенко

66



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word