16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №1 от 29.03.2010


О результатах деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей в 2009 году и задачах на 2010 год

6 Апреля 2010

Председательствовал:

Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Присутствовали:

И.В. Брагина - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

О.В. Прусаков - начальник Управления защиты прав потребителей;

Н.В. Андрияшина - заместитель начальника Управления защиты прав потребителей;

С.В. Мухина - заместитель начальника Управления защиты прав потребителей;

О.В. Митрохин - заместитель начальника Управления организации деятельности, регистрации и лицензирования;

А.А. Дацюк - начальник отдела организации защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства и финансовых услуг Управления защиты прав потребителей;

Л.Н. Осауленко - начальник отдела информирования и консультирования населения и организации взаимодействия с общественными потребительскими объединениями Управления защиты прав потребителей.

Представители Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации - руководители двух Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации; 58 заместителей руководителей Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации; 65 начальников отделов защиты прав потребителей Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации; 23 специалиста Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

Приглашенные:

Д.Д. Янин - Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей;

Д.И. Соколов - начальник Управления развития регулирования на финансовом рынке Федеральной службы по финансовым рынкам.

Об итогах деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей в 2009 году и задачах на 2010 год

(Г.Г. Онищенко, О.В. Прусаков, Д.Д. Янин, Д.И. Соколов,

О.В. Митрохин, Н.В. Андрияшина, С.В. Мухина, Л.Н. Осауленко, А.А. Дацюк, Н.Ф.Афанасьева, С.Г. Ахумов, Г.Ф. Волкова, В.А. Жернов, М.А. Зайнуллин,

Ю.В. Груничева, В.Е. Когут, О.П. Курганова, Н.А. Пинегина,

Н.К. Цветкова, В.Н. Котовщиков, В.Н. Агафонов,

Л.А. Сараева, Б.И. Ягудин, И.М. Ясинский)

Практическая деятельность Роспотребнадзора и его территориальных органов по реализации государственной функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей в 2009 году была основана на приоритетах, определенных приказом Роспотребнадзора от 23.10.2008 № 397 «Об утверждении основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2009 год», в котором была определена необходимость дальнейшего совершенствования и повышения эффективности государственного контроля и надзора как по данному направлению в целом, так и на отдельных сегментах потребительского рынка, в том числе на основе реализации планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в лице общественных потребительских объединений.

Основные итоги деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в 2009 году по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей характеризуются нижеследующими основными показателями.

В общем объеме проверок за 2009 год их доля, приходящаяся на сферу защиты прав потребителей, составила 28,9 %, в том числе по плановым проверкам - 31.6 %, по внеплановым - 26,7 %. При этом, в сравнении с 2008 годом, если весь объем проведенных проверок снизился более, чем в 2 раза (с 1082606 до 493524), то в сфере защиты прав потребителей - только на 19,1%. При этом соотношение абсолютных показателей выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, к общему количеству соответствующих проверок на протяжении последних трех лет имеет устойчивую положительную тенденцию к росту, что в целом свидетельствует о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности в данной области: в 2007 году на 1 проверку в среднем пришлось 1,22 выявленное нарушение, в 2008 году - 1,29, в 2009 году - 1,39.

Работа территориальных органов Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей в истекшем году также была связана с рассмотрением обращений граждан, число которых по сравнению с уровнем 2008 года выросло на 20,9 % (с 157472 до 190375). При этом доля «потребительских» обращений в их общем объеме возросла с 56 % в 2008 году до 61 % в 2009 году.

В структуре жалоб потребителей, касающихся купли-продажи товаров (в целом - это 60 % от общего количества обращений потребителей, поступивших в 2009 году), 47% было связано с обстоятельствами приобретения/использования технически сложных товаров. В сфере услуг основной объем обращений (69 % против 64 % в 2008 году) затрагивал сферу жилищно-коммунального хозяйства и 9 % - сферу предоставления финансовых услуг гражданам.

На фоне устойчивого роста числа обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей обращает на себя внимание стагнирующий показатель, характеризующий степень соответствующего административного реагирования на поступающие жалобы в виде принимаемых мер, включая возбуждение дел об административных правонарушениях. Причем указанное касается в первую очередь письменных обращений (заявлений, жалоб).

Так, если в 2007 году практические (т.е. - административные) меры реагирования принимались по 44,5 % жалоб (при этом 34,0% обращений явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении), а в 2008 году эти показатели составили соответственно 48,4% и 31,5 %, то в 2009 году они снизились до 42,8 % и 26,9 %.

Подобная динамика приводит к тому, что значительно растет число жалоб граждан в центральный аппарат Роспотребнадзора на недовольство практикой реагирования должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора на направляемые в их адрес обращения, которые в этой связи обвиняются заявителями в бездействии, в не принятии мер, сокрытии фактов явных нарушений законодательства и т.д.

В результате, если в 2007 году в Управление защиты прав потребителей Роспотребнадзора поступило 104 таких обращения, то в 208 году - уже 153, а в 2009 - 237 (за период с 01.01.2010 по 23.03.2010 поступило 70 жалоб подобного рода). При этом «география» таких жалоб расширилась с 44 субъектов Российской Федерации в 2007 году (45 - в 2008) до 56 - в 2009 году.

Характерно, что подобное происходит на фоне снижения «проверочной» нагрузки на 1 должностное лицо, осуществляющее функции по контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей, с одной стороны (так, если в 2006 году на одного специалиста по защите прав потребителей приходилось в год 122 проверки, то в 2009 году - только 62) при одновременном более, чем двукратном, росте числа обращений граждан с другой (в 2006 году на одного специалиста по защите прав потребителей приходилось в год в среднем 37 жалоб, в 2009 году - 83).

Одновременно территориальными органами Роспотребнадзора в 2009 году продолжалась работа по выявлению и пресечению административных правонарушений, в основу которой были положены соответствующие поручения Федеральной службы.

Так, во исполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.06.2005 № 618 «О мерах по выявлению и пресечению правонарушений, ведению мониторинга в сфере оборота и распространения контрафактной аудиовизуальной продукции» территориальными органами Роспотребнадзора осуществлялся контроль за оборотом аудиовизуальной продукции.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, проведенных за истекший период, было проверено 2 245 хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию аудиовизуальной продукции, что в два раза меньше по сравнению с 2008 годом (4093). Доля проверок с нарушениями составила 55%, что соответствует показателям прошлого года. При этом из общего количества осмотренной продукции - 16,0 % реализовывалось с нарушением действующих правил продажи.

По фактам выявленных правонарушений было возбуждено на 45% меньше административных дел, чем за предшествующий период (2008 г. - 3105, 2009 г. - 2012). По итогам их рассмотрения в отношении правонарушителей вынесено 1800 постановлений о взыскании административного штрафа на общую сумму 2 245,0 тыс. руб., снижение по сравнению с 2008 г. составило 29 % (3 413,6 тыс. руб.).

В рамках надзора за розничной продажей сигарет в части пресечения фактов их реализации без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены и сведений о месяце и годе их изготовления территориальными органами Роспотребнадзора в 2009 году было проведено около 19 тыс. мероприятий по контролю, что в два раза больше, чем за предыдущий период. При этом доля проверок с нарушениями составила 21%, как и в 2008 году.

По фактам выявленных нарушений вынесено 4499 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде административного штрафа на сумму 13,7 млн. руб., из них 961 постановление (или 21%) по ст. 14.6 КоАП РФ, 1549 постановлений (или 34%) по ст. 14.15 КоАП РФ.

Во исполнение поручения Федеральной службы, изложенного в письме от 21.10.2009 № 01/15599-9-32 «Об усилении государственного контроля и надзора за ламповой продукцией», Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации были проведены проверки в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих энергосберегающие и люминесцентные лампы.

В результате было проведено около 1 100 проверок, из них внеплановые проверки были проведены в 30% случаях от общего количества проведенных мероприятий по контролю (надзору).

По результатам проведенных проверок за выявленные нарушения в области законодательства о защите прав потребителей были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ - за продажу товаров при отсутствии сертификатов соответствия, по ч. 1 ст.14.8 КоАП РФ - за нарушение прав потребителя на получение полной и достоверной информации о товаре, по ст. 14.15 КоАП РФ - за нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Всего было возбуждено 299 дел об административных правонарушениях, вынесено 195 постановлений о привлечении виновных к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 945,5 тыс. рублей.

Приоритетными направлениями в защите прав потребителей при оказании услуг населению в 2009 году для Роспотребнадзора и его территориальных органов продолжали оставаться коммунальные, финансовые и туристские услуги, а также услуги по перевозке граждан различными видами транспорта.

Тем не менее, общее количество проверок хозяйствующих субъектов в 2009 году сократилось: по услугам перевозки на 45%, туристических услуг - на 48%, финансовых услуг - на 13%; количество проверок в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг увеличилось на 17% (за счет увеличения внеплановых проверок на 26%).

При этом количество выявленных нарушений в сфере туристских услуг и перевозок уменьшилось на 68 % и 32 % соответственно, в то время как в области оказании финансовых и жилищно-коммунальных услуг количество выявляемых нарушений увеличилось на 47% и 10% соответственно.

Причем, очевидно, что на результативность контрольно-надзорной деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в данных областях в том числе повлияла положительная динамика соответствующей судебной практики.

Особый приоритет в 2009 году продолжал отдаваться вопросам оптимизации контроля и надзора за соблюдением прав потребителей в сфере финансовых услуг, т.е. того сектора экономики, который не только стал источником общемирового финансово-экономического кризиса, но и его наиболее уязвимым звеном.

Если в 2008 г. отмечалось почти двукратное увеличение числа мероприятий по контролю к уровню 2007 г., то в 2009 г. указанная тенденция изменилась и в целом на рынке финансовых услуг территориальными органами Роспотребнадзора было проведено проверок на 13% меньше, что в целом может объясняться относительно небольшим в масштабах Российской Федерации числом кредитных организаций и «попаданием» значительной их части в объекты проверок за два предшествующих года.

Одновременно произошел заметный рост на 37% количества административных расследований, проведенных в 2009 г., что соответствовало положительной динамике общей административной активности территориальных органов (а также необходимости следования соответствующим указаниям Федеральной службы), нашедшей в конечном итоге свое выражение как в росте на 69% числа составленных протоколов об административных правонарушениях, так и в увеличении на 65% числа вынесенных постановлений о привлечении кредитных организаций к административной ответственности.

На фоне такого объема проводимых мероприятий по контролю количество соответствующих постановлений о назначении административного наказания, вынесенных территориальными органами Роспотребнадзора, в 2008 год увеличилось в 1,4 раза (с 137 в 2007 г. до 197 в 2008 г.). В 2009 г., несмотря на некоторое уменьшение количества проводимых проверок, было вынесено уже 326 соответствующих постановлений, т.е. наблюдается рост указанного показателя на 65 %, что может свидетельствовать о возросшем количестве обнаруженных правонарушений и принятых мер в целях восстановления законности.

Число вынесенных территориальными органами соответствующих определений о проведении административных расследований вырасло в 2009 г. на 37%. При этом если в 2007-2008 годах менее половины Управлений проводили административные расследования в рассматриваемой сфере потребительских правоотношений, то в 2009 г. указанную процессуальную форму продолжали вообще не использовать более 20 территориальных органов.

При этом, если некоторые Управления осуществляли в 2009 году надзор хотя бы в форме проведения мероприятий по контролю (Томская область - 11 проверок, Республика Калмыкия - 4 проверки), то в отдельных Управлениях соответствующая надзорная работа отсутствовала в принципе (Еврейская автономная область: 0 проверок, 0 расследований), либо осуществлялась в недостаточном объеме (Кировская область: 1 проверка, 0 расследований; Республика Тыва: 1 проверка, 0 расследований).

В результате на долю 7 территориальных органов Роспотребнадзора в 2009 году пришлось почти 36% от общего числа всех административных расследований, проведенных на рассматриваемом сегменте потребительского рынка, в то время как в отдельных Управлениях подобная работа вообще не велась.

В целом проанализированные результаты административной практики территориальных органов Роспотребнадзора по надзору за деятельностью кредитных организаций при оказании ими финансовых услуг гражданам, в том числе в их динамике за 2007-2009 годы, свидетельствуют о серьезном «приращении» многих показателей.

Достаточно показательны в этой связи результаты арбитражного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных территориальными органами Роспотребнадзора (в 2007 г. хозяйствующие субъекты обжаловали 58% от общего числа постановлений (было подано 79 жалоб на 137 постановлений), в 2008 г. этот показатель достиг 64% (124 жалобы на 197 постановлений, в 2009 г. на 326 вынесенных постановлений подано 188 заявлений об обжаловании, что составляло 58%).

Если в 2007 г. по первой инстанции суды вынесли 20 решений в пользу Роспотребнадзора, в 2008 г. - 55, в 2009 г. - 99. Таким образом, 53% всех постановлений административного органа в 2009 г. были признаны судами законными и обоснованными уже судами первой инстанции. В 2008 г. указанный показатель составлял 55 % и снизился незначительно.

В судах второй инстанции, напротив, наблюдается тенденция к явному укреплению позиций Роспотребнадзора. В пользу надзорного органа в 2009 г. вынесено 63% судебных актов (при 48% в 2008 г.).

В судах третьей инстанции в 2008 г. в пользу Роспотребнадзора было вынесено 41% судебных актов, в то время как в 2009 наблюдается рост показателей до уровня 68%.

Таким образом, можно отметить существенное приращение успешной судебной практики Роспотребнадзора, связанной с проверкой законности и обоснованности принятых административных мер.

На фоне позитивной судебной практики разрешения соответствующих споров с банками в арбитражных судах в прошедшем году территориальные органы Роспотребнадзора продолжили работу по обеспечению судебной защиты прав потребителей финансовых услуг в рамках гражданского судопроизводства, при этом соответствующие показатели результативности за последние три года имеют существенную положительную динамику.

Так, в 2009 году территориальными органами Роспотребнадзора по рассмотренным судами гражданским делам в сфере предоставления кредитными организациями финансовых услуг дано 935 заключений в целях защиты прав потребителей (в 2008 году было дано 438 заключений, в 2007 году - 41 заключение).

Наибольшую результативность в этой связи показало Управление Роспотребнадзора по Амурской области (в 2009 году дано 770 заключений или 82% от общего количества заключений, в 2008 году - 323 заключения или 74%, в 2007 году - 13 заключений или 32% от их общего числа).

Кроме того, следует отметить соответствующую работу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области (2009 год - 18 заключений, за 2007-2008 годы - 3 заключения), по Красноярскому краю (2009 год - 14 заключений, 2008 год - 28 заключений), по Нижегородской области (за 2007-2009 годы дано в общей сложности 30 заключений), по Курганской области (за 2007-2009 годы - 18 заключений), по Костромской области (за 2007-2009 годы - 12 заключений), по Курской области (за 2007-2009 - 11 заключений).

Также в 2009 году при участии территориальных органов Роспотребнадзора в качестве стороны по делу (истца или соистца) было подано в суд 25 исков в защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, в том числе 6 - в защиту прав неопределенного круга потребителей. Тогда как, в 2008 году было подано 13 исков такого рода, в том числе 7 - в защиту прав неопределенного круга потребителей (для сравнения, в 2007 году - 10 и 3 исков соответственно).

Удовлетворено судами (полностью или в части) в 2009 году 19 исков, в том числе 3 - в защиту прав неопределенного круга потребителей (в 2008 году - 11 и 1, в 2007 году - 10 и 4 соответственно).

Результат участия территориальных органов Роспотребнадзора в судебной защите потребителей финансовых услуг - судами присуждено в пользу потребителей денежных средств на общую сумму почти 16,5 млн. руб., в том числе 22, 0 тыс. руб. - в качестве компенсации морального вреда.

Однако с учетом того обстоятельства, что соответствующие общие показатели сформированы лишь за счет активной работы отдельных территориальных органов, работу на данном направлении в целом следует признать все еще недостаточно системно организованной, особенно в контексте институциональных возможностей Роспотребнадзора в этой связи.

Всего же в 2009 году в рамках участия в судебной защите потребителей было дано более 3000 таких заключений (в 2008 году - 1956). Очевидный рост количественных показателей может быть связан как с последовательно проводимой Роспотребнадзором работой по информированию населения о своих процессуальных возможностях при разрешении судебными органами гражданских дел о защите прав потребителей, так и с реализацией территориальными органами Роспотребнадзора конкретных указаний Роспотребнадзора в этой связи.

Структура заключений по гражданским делам, данным территориальными органами Роспотребнадзора в целях защиты прав потребителей, показывает, что большая их часть традиционно приходится на дела в сфере купли-продажи непродовольственных товаров (30-40%). Такая стабильность может быть объяснена высокой стоимостью отдельных видов товаров (автомобили, технически сложные товары и т.п.), что стимулирует граждан на реализацию своих гражданских прав на судебную защиту.

В 2009 году существенно возросло количество дел о защите прав потребителей, в которых Роспотребнадзор принимал участие в качестве стороны по делу (с правами истца). В целом соответствующие показатели увеличились по отношению к 2008 году более, чем в 2 раза. Только в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в 2009 году подано более 600 исков.

Однако целый ряд Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в 2009 году судебной практики по защите прав неопределенного круга потребителей вообще не имели. В их числе Управления по Приморскому краю, Брянской, Владимирской, Магаданской областям, Ненецкому, Чукотскому и Ямало-Ненецкому АО, Республикам Адыгея, Ингушетия, Татарстан, Бурятия, Тыва, Карачаево-Черкесская Республика.

В то же время улучшились показатели по такому виду обеспечения защиты прав потребителей, как обращение Роспотребнадзора (его территориальных органов) в суд с заявлением о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей. Всего в 2009 году было подано в суд 23 таких заявления (в 2008 году - 18).

В целом в целях оценки эффективности деятельности территориальных органов Роспотребнадзора по достижению стратегической цели Ведомственной целевой программы «Защита прав потребителей» были проанализированы соответствующие программные цели, задачи и показатели, характеризующие количественный и качественный уровень реализации территориальными органами функций по контролю в области защиты прав потребителей.

Результаты проведенной территориальными органами работы по данному направлению свидетельствуют о ряде недостатков ВЦП «Защита прав потребителей», характерных в той или иной мере и для других территориальных органов, в числе которых:

  • отсутствие взаимосвязи между определенными основными направлениями деятельности территориального органа, планами их основных организационных мероприятий, программными и тактическими целями;
  • определение в качестве приоритетных направлений деятельности, не имеющих прямого отношения к защите прав потребителей (например, качественные показатели состояния летней оздоровительной кампании с учетом фактического содержания соответствующей деятельности Управления);
  • планирование минимального количества мероприятий по приоритетным направлениям деятельности в сравнении с иными;
  • несоответствие индикаторных показателей ВЦП с запланированными мероприятиями (проверками), разночтения с отчетными данными;
  • отсутствие в ряде случаев планирования по одному из основных направлений деятельности - судебной защите потребительских прав граждан;
  • необоснованное завышение или занижение планируемых показателей;
  • отсутствие системы показателей, характеризующих эффективность деятельности территориальных органов
  • отсутствие мониторинга по отслеживанию результатов, достигаемых в ходе реализации программы.

Указанные недостатки свидетельствует о недостаточной практической проработке нормативных актов, определивших принципы, приемы и методы Ведомственного целевого планирования; об отсутствии комплексного подхода к определению критериев оценки деятельности; необъективной оценке достигнутых результатов; и как следствие - недопонимании роли ведомственных целевых программ и их влияния на управление процессами по реализации функций Роспотребнадзора.

Очевидно, что препятствием на пути реализации ВЦП «Защита прав потребителей» на сегодняшний день является недостаточное методическое и аналитическое обеспечение практики ее использования, как на стадии формирования системы показателей результативности территориальных органов Роспотребнадзора, так и в процессе организации текущего мониторинга и проведения соответствующего анализа этих показателей.

В этой связи территориальным органам необходимо провести более детальную проработку своих ведомственных целевых программ, уточнив задачи и цели ВЦП «Защита прав потребителей», определив качественные и количественные показатели, характеризующие намеченные цели и задачи, установить ожидаемые результаты и значения показателей, сформулированных при постановке задач и целей, определить промежуточные результаты по каждому из показателей, на основе которых должен осуществляться внутренний контроль исполнения (достижения) запланированного, в рамках которого должны принимать необходимые оперативные решения по обеспечению исполнения намеченного, подвести итоги, проанализировать результаты, составить соответствующие отчеты и доклады, а также принять меры по совершенствованию методологии разработки и реализации ВЦП.

Одним из важных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2009 году была отработка эффективных механизмов взаимодействия по вопросам защиты прав потребителей с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей.

Так, в 2009 году Роспотребнадзором обеспечивалось активное взаимодействие с Исполнительным комитетом СНГ, Федеральной антимонопольной службой, иными органами государственной власти, а также другими заинтересованными лицами, в том числе общественными организациями потребителей (в частности, Международной конфедерации обществ потребителей). В результате чего Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Исполнительным комитетом СНГ и Межгосударственным советом по антимонопольной политике 15 - 16 октября 2009 года в г. Москве была организована и проведена международная конференция «Актуальные вопросы обеспечения защиты прав потребителей в государствах-участниках СНГ в кризисный период», в рамках которой прошло учредительное заседание межгосударственного Консультативного совета по защите прав потребителей при МСАП с участием представителей государственных органов и общественных объединений потребителей Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины.

На региональном уровне обеспечение взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора с общественными объединениями потребителей, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществлялось через заседания соответствующих консультативных советов по защите прав потребителей, образованных при 59 Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, и межведомственные координационных советов по защите прав потребителей.

Так, в 6 субъектах Российской Федерации (Краснодарский край, Красноярский край, Архангельская, Курганская, Московская, Орловская области) координационные советы по защите прав потребителей созданы при Управлениях Роспотребнадзора, в 43 субъектах Российской Федерации - при органах исполнительной власти субъектов.

Еще одной формой соответствующего взаимодействия всех заинтересованных органов и организаций по вопросам защиты прав потребителей являются специальные региональные программы, которые по состоянию на начало 2010 года приняты и действуют всего в 9 субъектах Российской Федерации - Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Белгородской, Кемеровской, Ростовской, Саратовской, Новосибирской, Нижегородской (программа принята 02.02.2010) и Ленинградской областях.

Вместе с тем, в 24 субъектах Российской Федерации проекты региональных программ по защите прав потребителей находятся в настоящее время в стадии разработки или согласования с заинтересованными ведомствами.

При этом, Роспотребнадзором проводится систематическая работа по координации соответствующего взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными организациями, основу которого составляют соответствующие соглашения.

В настоящее время на территории Российской Федерации по сведениям территориальных органов Роспотребнадзора зарегистрировано и действует почти 580 общественных объединений потребителей. По итогам 2009 года такие общественные объединения отсутствуют лишь в 5 субъектах Российской Федерации: Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Мордовия, Республике Тыва, Чукотском автономном округе.

Вместе с тем, в некоторых случаях взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора с общественными объединениями потребителей ограничивается исключительно наличием подписанных соглашений о взаимодействии по вопросам защиты прав потребителей, практическая реализация которых зачастую сдерживается излишней коммерциализацией и/или недостаточным профессиональным уровнем таких организаций

В 2009 году территориальными органами и подведомственными организациями Роспотребнадзора в целях достижения поставленных государством задач в области защиты прав потребителей была начата реализация одной из форм защиты их прав, на основе развития системы консультирования граждан. Особое внимание должно быть уделено просвещению потребителей социально незащищенных, малообеспеченных, проживающих в отдаленных районах и в сельской местности.

В этой связи важным моментом в деле создания условий для повышения потребительской грамотности граждан явилось участие Роспотребнадзора в реализации российско-германского проекта «Совершенствование обеспечения безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей в Российской Федерации» и изучение практического опыта функционирования консультационных центров Федерального союза потребителей Германии.

По состоянию на 01.01.2010 в системе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в 82 субъектах Российской Федерации организована работа консультационных центров для потребителей. Такие центры не созданы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Республике Тыва.

В 2010 году дополнительным импульсом в деле совершенствования всей ныне существующей системы информирования и консультирования граждан должен стать проект «Развитие финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации», разрабатываемый Минфином России при поддержке Всемирного банка.

Заслушав и обсудив доклады выступающих о результатах деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей за 2009 год на совещании решено:

1. Принять к сведению и для соответствующего использования в работе информацию о результатах деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей за 2009 год.

2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить недопущение в 2010 году отмеченных на совещании недостатков в работе по реализации административных полномочий Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности за счет более действенного сочетания практики проведения внеплановых мероприятий по контролю (документарных и выездных проверок) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») с проведением административных расследований в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

2.2. Продолжить в рамках ведомственного целевого планирования работу по повышению эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей на основе использования всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений;

2.3. Повысить роль информационно-просветительских и гражданско-правовых форм защиты прав потребителей в целях безусловного достижения и выполнения соответствующих индикативных показателей работы, акцентируя внимание на наиболее актуальных направлениях надзорной деятельности, в первую очередь - в сфере защиты прав потребителей финансовых и жилищно-коммунальных услуг;

2.4. Оптимизировать практику осуществления государственного контроля (надзора) за потребительскими товарами - объектами технического регулирования при реализации полномочий в сфере технического регулирования в части предупреждения/пресечения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

2.5. Повысить общий уровень и качество участия в судебной защите прав потребителей, в частности:

активизировать практику обращения в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;

обеспечивать вступление в судебные процессы для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей не только во всех случаях соответствующих обращений граждан, но и в инициативном порядке, используя при этом результаты уже сформированной судебной практики по отдельным категориям дел;

2.6. Принять действенные меры, направленные на повышение персональной ответственности должностных лиц за качественные показатели работы, характеризующей результаты рассмотрения соответствующих обращений граждан, и соблюдение установленного порядка работы с обращениями граждан, обеспечивая в каждом случае применение соответствующих административных полномочий (при наличии оснований для административного реагирования), а также подготовку и направление заявителям аргументированных ответов по существу поставленных ими вопросов, относящихся к компетенции Роспотребнадзора, с разъяснениями полномочий территориальных органов Роспотребнадзора, в том числе касающихся участия в судебной защите граждан, в отношении которых допущено нарушение их потребительских прав;

2.7. Обеспечивать постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественными потребительскими объединениями в целях формирования действенной региональной системы защиты потребительских прав граждан, в том числе за счет принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей;

2.8. Продолжить совершенствование и развитие системы информирования и консультирования граждан об их потребительских правах и по вопросам правоприменения потребительского законодательства в отдельных секторах потребительского рынка в целях повышения уровня потребительской и правовой грамотности населения и развития на ее основе института самозащиты права.

3. Признать, что принятые в 2009 году Управлениями Роспотребнадзора по Тамбовской и Кемеровской областям меры по устранению ранее выявленных недостатков в их деятельности по защите прав потребителей позволили значительно повысить организационный уровень и результативность соответствующей работы по данному направлению.

4. Управлению защиты прав потребителей Роспотребнадзора (О.В. Прусаков):

4.1. Продолжить практику проведения целевых выездных проверок результатов деятельности отдельных территориальных органов Роспотребнадзора по вопросам организации ими деятельности в сфере защиты прав потребителей с последующим заслушиванием отчетов руководителей Управлений по субъектам Российской Федерации на заседаниях коллегии Роспотребнадзора;

4.2. В целях оценки эффективности деятельности территориальных органов Роспотребнадзора по достижению целей ведомственного целевого планирования по защите прав потребителей в срок до 01.09.2010 подготовить с учетом соответствующей положительной практики отдельных Управлений Роспотребнадзора, в частности, по Свердловской и Вологодской областям, предложения по методике разработки ВЦП «Защита прав потребителей»;

4.3. Обеспечивать своевременное методическое сопровождение соответствующего направления деятельности территориальных органов Роспотребнадзора, в том числе, на основе обобщения складывающейся административной и судебной практики защиты прав потребителей в отдельных секторах потребительского рынка и анализа изменений в законодательном регулировании правоотношений с участием потребителей.

Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и
благополучия человека

Г. Г. Онищенко

85



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word