16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Протокол организационно-методического совещания от 30.03.2010 г. на тему: Совершенствование правовой работы в органах Роспотребнадзора

5 Апреля 2010

Председательствовал:

Онищенко Г.Г. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Присутствовали:

- от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

Н.В. Шестопалов - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

О.А. Кулагина - начальник Правового управления Роспотребнадзора;

О.В.Прусаков - начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора;

О.В. Митрохин - заместитель начальника Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора;

А.А.Пронина - заместитель начальника Управления кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения Роспотребнадзора;

Ю.В. Демина - заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора Роспотребнадзора;

Г.Е. Иванов - начальник отдела организации санитарного надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления санитарного надзора Роспотребнадзора;

- от управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

всего - 160 чел., из них:

руководители - 2 чел. (по Республике Дагестан, по Тамбовской области);

заместители руководителей - 64 чел.;

начальники отделов юридического обеспечения - 43 чел.;

начальников отделов защиты прав потребителей, организации надзора - 10 чел.;

заместители начальника отдела - 22 чел.;

главные и ведущие специалисты-эксперты - 18 чел.;

помощник руководителя управления - 1 чел. (по Республике Тыва)

Организация правовой работы и основные направления юридического обеспечения деятельности в органах Роспотребнадзора

(Г.Г. Онищенко, Н.В.Шестопалов, О.А. Кулагина, О.В. Митрохин, А.А.Пронина, О.В. Прусаков, Г.Е. Иванов, Ю.В. Демина,

Н.Н. Живая, О.П. Курганова, Е.А. Белоусова, В.Е. Когут, В.И. Брындин,

В.Н. Котовщиков)

Отметить, что эффективность исполнения возложенных на Службу и её территориальные органы государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка напрямую зависит от уровня и состояния правовой работы.

Одними из основных направлений правового обеспечения деятельности Службы является:

1. Мониторинг законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность Службы и подготовка предложений по совершенствованию санитарного законодательства.

2. Нормативно-методическое и правовое обеспечение деятельности органов и организаций Роспотребнадзора и оказание правовой помощи, в том числе при:

- применении адекватных мер административного воздействия по фактам выявленных правонарушений на основаниях и в порядке, установленных законом, а также в пределах компетенции должностных лиц Роспотребнадзора;

- осуществлении мероприятий по контролю (надзору) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, устанавливающими периодичность, основания и порядок проведения проверок, а также требованиями административных регламентов;

- организации и осуществлении надзора за исполнением требований технических регламентов;

- осуществлении территориальными органами противоэпидемической работы;

- осуществлении мероприятий по контролю за исполнением вынесенных должностными лицами решений, в том числе совместно с иными федеральными органами.

3. Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях и подготовка соответствующих материалов.

4. Подготовка обзоров судебной практики по различным категориям дел по материалам судебных решений, направляемых в Службу территориальными органами.

5. Принятие мер по повышению профессиональных знаний, обучению должностных лиц Службы навыкам правоприменительной практики и практики защиты интересов Службы в суде.

С 31 марта 2010 года вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2009 № 380-ФЗ. Названным законом, в частности:

- изменен перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены возбуждать и (или) рассматривать должностные лица Роспотребнадзора и установлена административная ответственность за нарушения законодательства о техническом регулировании, в связи с чем, внесены соответствующие дополнения в статьи 6.3, 14.4 и 19.19 КоАП;

- продлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения - до 1 года со дня совершения такого правонарушения;

- предусмотрено проведение административного расследования в случае выявления правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- приведен в соответствие с действующим законодательством перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Кроме того, указанный перечень дополнен руководителями структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их заместителями, что позволяет начальникам территориальных отделов и их заместителям принимать решения по делам об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Кроме того, с 27 мая 2010 года Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должностные лица Роспотребнадзора наделяются полномочиями возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.16.

В целом, с 27 мая 2010 года должностные лица Роспотребнадзора будут уполномочены составлять протоколы по 60 составам административных правонарушений.

С учетом изменений административного законодательства руководителям территориальных органов Роспотребнадзора необходимо провести соответствующие организационно-методические мероприятия.

Приоритетными направлениями осуществления государственного надзора следует считать обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также обеспечение государственной защиты прав потребителей в сфере предоставления услуг ЖКХ, финансовых услуг.

Анализ практики применения мер административной ответственности должностными лицами Роспотребнадзора при осуществлении государственного надзора показал следующее.

В течение 2009 года должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора было возбуждено 394 тыс. дел об административных правонарушениях. В территориальные органы Роспотребнадзора поступило 280 тыс. дел, возбужденных должностными лицами органов прокуратуры и МВД. По результатам рассмотрения указанных дел органами Роспотребнадзора было вынесено 476 тыс. постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Кроме того, по материалам дел, возбужденных органами Роспотребнадзора и направленных на рассмотрение в суд, было назначено еще около 27 тыс. административных наказаний по фактам совершенных правонарушений.

Большинство управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в 2009 году увеличили количество составов КоАП, применяемых при квалификации административных правонарушений.

По сравнению с 2008 годом чаще стали применять специальные составы управления по республикам Алтай и Ингушетия, по Кемеровской, Курской, Саратовской, Томской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областям, по Хабаровскому краю и по городу Москва. В то же время отмечается снижение данного показателя в Амурской, Астраханской, Костромской областях.

В 2009 году возросло количество протоколов, составленных в отношении юридических лиц, в 17 управлениях Роспотребнадзора по Амурской, Волгоградской, Калининградской, Липецкой, Омской, Орловской, Тюменской областям, по республикам Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республике, по Чукотскому автономному округу, на железнодорожном транспорте; количество таких протоколов в управлениях по Самарской, Сахалинской областям увеличился почти в 3 раза, по Камчатскому краю - в 4 раза, по Брянской области - более чем в 20 раз. Вместе с тем, снижение данного показателя наблюдается в управлениях по Иркутской, Рязанской областям, Республике Тыва, по Удмуртской Республике; по Хабаровскому краю снижение составило почти в 2 раза (с 6,3% в 2008г. до 3,2%).

Как и в 2008 году, меры по предупреждению правонарушений не применяют управления по республикам Тыва, Хакасия, по Приморскому краю, по Ненецкому и Чукотскому автономным округам, по Ивановской области. Незначительным данный показатель (менее 1 %) остается в управлениях Роспотребнадзора по Амурской, Белгородской областям, по городу Москве, что свидетельствует о недостаточном внимании к исполнению полномочий, предусмотренных КоАП и направленных на предупреждение совершения новых административных правонарушений.

Чаще стали вноситься преставления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, управлениями Роспотребнадзора по республикам Алтай, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Саха (Якутия), по Удмуртской Республике, по Астраханской, Липецкой, Новосибирской, Псковской, Ростовской, Тюменской, Ульяновской областям, по Забайкальскому краю, по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В целях применения мер административного воздействия с точки зрения их законности и адекватности выявленным правонарушениям Правовым управлением проанализированы результаты рассмотрения жалоб на постановления органов Роспотребнадзора о назначении административных наказаний, и выявлены системные нарушения при производстве по делам об административных правонарушениях.

В 2009 году из обжалованных 3 933 постановлений по делам об административных правонарушениях было отменено 1554 постановлений (40%). Как и в 2008 году, доля отмененных постановлений по-прежнему остается значительной. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации количество отмененных постановлений органов Роспотребнадзора значительно выше среднероссийского показателя (управления Роспотребнадзора по Астраханской (отменены 76% обжалованных постановлений), по Брянской (78%), по Калужской областям (92%), по г.Москве (84%). Количество случаев отмены постановлений, не превышающих 15 % от количества обжалованных, показали лишь 4 управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Воронежской области, Алтайскому краю, Республике Хакасия.

В установленном порядке в Федеральную службу было обжаловано 30 постановлений, вынесенных должностными лицами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Однако по результатам рассмотрения жалоб отменено 24 постановления (80%). Отмены постановлений последовали по результатам рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные управлениями по Кировской обл., Краснодарскому краю, Приморскому краю, по Московской обл., Рязанской обл., Иркутской обл., Калининградской обл., Калужской обл., Кемеровской обл., г.Москве, Пермскому краю, Свердловской обл., Республике Татарстан, Тульской обл., Тюменской обл., Ямало-Ненецкому АО.

Кроме того, за период с января по март 2010 года Роспотребнадзором поступило еще 6 жалоб, по результатам рассмотрения которых одно постановление было отменено (по Ярославской обл.), а два - изменены в связи с частичным освобождением правонарушителя от административной ответственности за нарушения отдельных требований санитарных правил (оба случая - по Костромской обл.).

При анализе допускаемых при рассмотрении дел ошибок установлено следующие:

- отмечены случаи привлечения к административной ответственности юридического лица за правонарушение в сфере защиты прав потребителей при отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности,

- при производстве по делу допускается неверная квалификация административного правонарушения (например, проведение обязательных медицинских осмотров следует квалифицировать исключительно по статье 6.3 КоАП);

- в материалах административного производства отсутствуют сведения о потерпевшем (обманутом потребителе) как участнике дела об административном правонарушении в тех случаях, когда это является обязательным (например, по статье 14.7 КоАП) .

В течение 2009 года в Роспотребнадзор поступили жалобы на действия должностных лиц, связанные с фактами неправильного применения должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора своих полномочий при организации и проведении проверок (Кемеровская, Тульская, Ульяновская области), а также нарушения требований к порядку рассмотрения обращений граждан (Калининградская область).

Руководителями территориальных органов Роспотребнадзора принимаются недостаточные меры, направленные на:

1) устранение причин, способствующих вынесению незаконных постановлений по делам об административных правонарушениях и принятию незаконных решений о проведении проверок,

2) повышение уровня эффективности исполнения должностными лицами соответствующих управлений предусмотренных законодательством полномочий,

3) повышение уровня ответственности должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях по фактам:

- отмены вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях;

- необоснованного возбуждения дел в связи с нарушениями прав потребителей в случаях, если такие нарушения не содержат данных о событии административного правонарушения;

- неправильной квалификации административных правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- необоснованного привлечения к административной ответственности при наличии в материалах дела ненадлежащих доказательств (акты проверочных покупок) по фактам обмана потребителей;

- составления одного протокола по фактам совершения разных административных правонарушений, тем более предусмотренными разными составами таких правонарушений, принимать к виновным в нарушении закона государственным служащим меры дисциплинарного характера.

Во исполнение пункта 2.2 решения Коллегии Роспотребнадзора от 27 марта 2009 года управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации были представлены материалы о практике применения норм КоАП. Однако подробный анализ правоприменительной практики в деятельности региональных управлений содержался далеко не во всех материалах. Значительная часть управлений направили только выписки из протоколов решений коллегии без содержательной части коллегии (по Тамбовской обл., по Архангельской обл., по Томской обл., по Тульской обл., по Хабаровскому краю, по Омской обл., по Ивановской обл., по республикам Башкирия, Удмуртия). Некоторые материалы коллегий по своему содержанию лишь констатировали количественные показатели деятельности (по Ярославской обл., по Брянской обл., по Республике Мордовия, по Камчатскому краю) и не содержали анализа правоприменительной практики. На должном уровне представлены материалы коллегий, подготовленные управлениями по Республике Марий Эл, по Пермскому краю, по Орловской, Амурской, Иркутской областям.

Актуальным является не только вопрос соблюдения норм КоАП, но и исполнения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По сведениям об исполнении ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей количество проверок, осуществленных органами Роспотребнадзора в 2009 году, снизилось на 21 % по сравнению с 2008 годом. Однако снижение количества проверок не должно повлечь снижение эффективности проводимых мероприятий по надзору, в том числе проводимых с участием аккредитованных экспертов и экспертных организаций. В целях участия в проведении органами Роспотребнадзора мероприятий по контролю в качестве экспертных организаций в настоящее время аккредитованы 75 организаций (сведения о них размещены на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Реестры»).

Учитывая увеличение в 2009 году количества случаев возникновения очагов инфекционных заболеваний (101 случай), а также недостаточность принятых мер, направленных на административное приостановление деятельности (лишь в 67%), должностным лицам, осуществляющим юридическое обеспечение деятельности управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, необходимо осуществлять правое сопровождение противоэпидемических мероприятий и, наряду с проведением санитарно-эпидемиологического расследования случаев возникновения инфекционных заболеваний, обеспечивать осуществление административных расследований, а также юридически грамотное фиксирование допущенных административных правонарушений.

В 92% случаев возникновения очагов инфекционных заболеваний материалы эпидемиологического расследования были направлены в органы прокуратуры в целях принятия решения о возбуждении уголовных дел.

Сумма штрафов, наложенных по материалам дел, рассмотренных органами Роспотребнадзора, составляет 1 066 млн. рублей, и 92 млн. - по материалам, рассмотренных судом. Всего - 1 158 млн. рублей. Из них уплачено по состоянию на конец 2009 года - 879 млн. рублей, т.е. 82,5 % (в 2008 году этот показатель составлял 80,5%) от суммы наложенных штрафов.

В целях учета и контроля правильности исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет необходимо наладить взаимодействие с органами Федеральной службы судебных приставов (как, например, в Ростовской области), осуществлять систематические проверки соответствия данных о наложенных штрафах санкциям соответствующих статей КоАП, своевременность направления постановлений для принудительного исполнения в органы ФССП, полноту реализации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.25 КоАП.

С целью дальнейшего совершенствования правовой работы территориальных органов Роспотребнадзора:

1. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

1.1. Обеспечить применение всего комплекса мер административного воздействия, предусмотренных как административным законодательством, так и законодательством в области технического регулирования (статьями 34, 38-40 Федерального закона «О техническом регулировании») при осуществлении государственного надзора.

Срок - постоянно.

1.2. Организовать правовое обеспечение противоэпидемической деятельности в субъектах Российской Федерации, уделив внимание возбуждению административного производства по фактам нарушений, повлекших возникновение инфекционных заболеваний.

Срок - постоянно.

1.3. Организовать и осуществлять на постоянной основе систематическое повышение квалификации специалистов, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, направленное на развитие навыков исполнения полномочий, предусмотренных административным законодательством.

Срок - постоянно.

1.4. Принять меры, направленные на повышение уровня ответственности должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях.

Срок - постоянно.

1.5. Оптимизировать учёт случаев оплаты административных штрафов и контроля правильности исчисления, полнотой и своевременностью осуществления оплаты штрафов посредством ведения электронного реестра. Принять меры, направленные организацию взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в целях повышения уровня взыскания административных штрафов, используя опыт Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.

Срок - в течение 2010 года.

1.6. Осуществить анализ причин отмены в 2009 году постановлений по делам об административных правонарушениях и направить в Правовое управление Роспотребнадзора информацию с указанием на меры, которые были приняты в целях снижения доли отмененных постановлений в общем количестве обжалованных постановлений и соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях.

Срок - до 1 июня 2010 года.

1.7. Осуществить подробный анализ практики применения норм КоАП в 2009 году, включая анализ причин отсутствия случаев выявления (обнаружения) административных правонарушений по всем составам правонарушений, возбуждать дела о которых уполномочены должностные лица органов Роспотребнадзора, и направить в Правовое управление Роспотребнадзора соответствующую информацию.

Срок - до 1 июня 2010 года.

1.8. Провести коллегии по вопросам правоприменительной практики, уделив особое внимание анализу причин отмены постановлений о назначении административных наказаний, проблемам выявления тех или иных административных правонарушений, проблемам применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест) в целях назначения судом конфискации некачественной и опасной продукции, а также мерам, которые необходимо принять в целях решения указанных проблем, устранения недостатков и повышения эффективности правоприменительной практики.

Кроме того, на коллегиях следует проанализировать эффективность практики применения изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 28.12.2009 № 380-ФЗ.

Материалы коллегий в полном объеме представить в Правовое управление Роспотребнадзора

Срок - до 1 июня 2010 года.

1.9. Рассмотреть вопросы достоверности и своевременности представления в Федеральную службу статистических данных о рассмотрении дел об административных правонарушениях, рассмотрения и данных о рассмотрении судами дел, в которых территориальные органы Роспотребнадзора являлись стороной по делу.

Срок - до 20 мая 2010 года.

2. Правовому управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

2.1. Подготовить методические рекомендации по подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях по результатам анализа поступивших из территориальных органов Роспотребнадзора материалов коллегий о причинах отмены в 2009 году постановлений по делам об административных правонарушениях.

Срок - до 1 июля 2010 года.

2.2. Подготовить методические рекомендации по практике привлечения к административной ответственности по редко выявляемым составам административных правонарушений, дела о которых уполномочены должностные лица органов Роспотребнадзора.

Срок - до 20 июля 2010 года.

2.3. Подготовить на имя руководителя Роспотребнадзора информацию об исполнении пунктов 1.6-1.9 настоящего Решения и предложения о применении мер дисциплинарного характера к руководителям управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации по фактам ненадлежащего исполнения указанных поручений.

Срок - до 10 июня 2010 года.

2.4. Проанализировать практику применения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенных Федеральным законом от 28.12.2009 №380-ФЗ, на основании материалов, представленных территориальными органами Роспотребнадзора.

Срок - до 26 июня 2010 года.

2.5. Подготовить обзор практики рассмотрения судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

Срок - май 2010 года.

Руководитель

Г. Г. Онищенко

94



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word