16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Приложение к протоколу заседания итоговой коллегии Роспотребнадзора от 26.02.2009

5 Марта 2009

Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

О деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2008 году и задачах на 2009 год

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2008 году была направлена на решение ряда первоочередных задач:

  • совершенствование контрольных и надзорных функций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • обеспечение контроля за ходом и эффективностью реализации национального проекта в сфере здравоохранения, в части дополнительной иммунизации населения и борьбы с ВИЧ/СПИД;
  • реализация мероприятий административной реформы, повышение эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, путем разработки и внедрения новых технологий и другие.

Количество поднадзорных объектов в стране составляет более 2,3 миллионов.

Проверка одного объекта в среднем проводилась не более 1 раза в 3 года, что соответствует положению принятого в декабре 2008 года Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Половина обследований осуществлялась с применением лабораторных и инструментальных методов исследования.

Актуальной в 2008 году оставалась проблема применения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, по-прежнему основное количество протоколов составлено по ст. 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санэпидблагополучия населения», по части 2 ст. 14.4 и ст. 14.15, касающихся правил продажи товаров и выполнение работ (услуг) с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия. При этом по статье 6.3. КоАП приходится 37% от общего количества составленных протоколов.

В 2008 году управлениями Роспотребнадзора составлено 9 673 протокола об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, что на 45 % меньше, чем в 2007 году. Это свидетельствует об адекватном применении мер административного воздействия при привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и о повышении качественного уровня подготовки должностными лицами Роспотребнадзора материалов дел об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде административного приостановления деятельности.

Количество дел возникающих из публичных правоотношений и рассмотренных судом, снизилось с 2554 в 2007 г. до 2122 в 2008 г. Показатель выигранных управлениями Роспотребнадзора дел составил 62% и сохранился на уровне 2007 года.

Несмотря на неоднократные разъяснения Роспотребнадзора по применению норм Кодекса, должностные лица управлений Роспотребнадзора в ряде случаев проявляли неграмотность при составлении протоколов об административных правонарушениях и вынесении постановлений о назначении административного наказания.

В 2008 году должностными лицами Роспотребнадзора Брянской, Курганской областей, республик Коми, Хакасия и Тыва в нарушение норм КоАП были составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении граждан по составам КоАП, которыми административная ответственность граждан не предусмотрена.

По-прежнему имеют место факты применения административного наказания в виде предупреждения по составам, не предусматривающим применение данной меры – ст. 6.6, 14.2, часть 2 ст. 14.4 КоАП.

В 2008 году из 619 906 вынесенных постановлений по делам привлечения к административной ответственности обжаловано 4 220 (0,6%). В половине случаев судами принимались решения об удовлетворении исковых требований граждан, что связано с нарушением порядка рассмотрения обращения граждан или неграмотным с юридической точки зрения оформлением таких решений, а также отсутствием достаточных оснований для их принятий.

В связи с выходом федерального закона от 26.12.2008 № 294  Роспотребнадзором утвержден план мероприятий по его реализации, предусматривающий разработку административного регламента взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также осуществление ряда организационных мероприятий, таких как введение стандартов обследования объектов, оптимизация объема и номенклатуры лабораторных и инструментальных обследований.

Деятельность Роспотребнадзора по осуществлению контроля и надзора за соблюдением санитарного законодательства за качеством и безопасностью питания населения, питьевой воды, деятельностью детских и подростковых учреждений способствовала стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в стране.

В 2008 году зарегистрировано 29,19 млн. случаев инфекционных заболеваний по 48 нозологическим формам, в том числе гриппа и ОРВИ 27,08 млн. случаев, что на 320 тыс. случаев меньше по сравнению с 2007 годом.

Снижение заболеваемости отмечено по 28 нозоформам, наибольшее – по группе инфекций управляемым средствами специфической профилактики.

Вместе с тем в минувшем году ухудшилась эпидемиологическая ситуация по заболеваемости зоонозными и природно-очаговыми инфекциями.

В 2008 году зарегистрировано 85 вспышек инфекционных заболеваний (сальмонеллезов, шигеллезов, иерсиниоза, ротавирусной и энтеровирусной инфекции), наибольшее количество – в Красноярском крае и Московской области. Более половины эпидемических очагов возникли в школах, детских дошкольных и оздоровительных учреждениях.

По-прежнему отмечаются недостатки при расследовании и ликвидации вспышек: позднее начало расследования, неполный сбор эпидемиологических данных, отсутствие должного взаимодействия с заинтересованными службами (Красноярский край, Курганская область, Республика Дагестан и др.).

В 2008 году продолжалась целенаправленная работа по достижению целей и решению задач дополнительной иммунизации населения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В 2008 годах привито:

против ВГВ – около 29 миллионов  детей, подростков и взрослых в возрасте 18-55 лет, не болевших и ранее не привитых;

против краснухи – более 11,5 миллионов  детей, девушек и женщин до 25 лет;

против полиомиелита – около 630 тысяч  детей раннего возраста;

против гриппа –18 миллионов  детей и взрослых из групп риска.

Иммунизация населения против гепатита В будет продолжена в 2009 году – планируется привить свыше 6 миллионов  человек взрослых в возрасте 18-55 лет, а также завершить иммунизацию 9 миллионов  человек, не получивших прививки своевременно в 2008 году в связи с поздним поступлением.

Дополнительная иммунизация против ВГВ позволила добиться снижения заболеваемости в 2,1 раза – с 8,6 в 2005 г.  до 4,04 на 100 тыс. населения в 2008 г., а в 38 регионах зарегистрировано 3 и менее случаев на 100 тысяч  населения.

В 2006-2008 годах был обеспечен 100% охват иммунизацией против краснухи запланированных контингентов – детей, подростков и женщин от 18 до 25 лет, не болевших и ранее не привитых.

В результате охват прививками детей от 8 до 18 лет повысился по сравнению с 2005 годом в среднем на 30-50% по каждой возрастной группе.

Заболеваемость краснухой за указанный период снизилась в 14,7 раз (со 100 до 6,8 случая на 100 тыс. населения). В большинстве регионов целевой показатель достигнут.

Прививки против полиомиелита будут продолжаться до завершения программы глобальной его ликвидации.

С 2008 года осуществляется реализация третьего этапа «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году», который предусматривает сертификацию территорий, свободных от кори.

В настоящее время практически повсеместно достигнут установленный ВОЗ критерий элиминации кори - менее 1 случая на 1 миллионов  населения, при этом в 2008 году в 84 регионах это заболевание не регистрировалась.

Массовая иммунизация населения против гриппа способствовала стабилизации эпидемической обстановки. В 2006-2007 годах отмечался невысокий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ – не более 4,5-5% от численности населения страны, медленное нарастание и невысокая интенсивность эпидемического подъема заболеваемости, сдвиг его на весенний период.

В целом, в 2008 году основные показатели приоритетного национального проекта достигнуты.

В 2008 году осуществлялся комплекс организационных и практических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, одним из важнейших направлений которого является полноценное и безопасное питание.

Совместно с НИИ питания РАМН подготовлен проект «Основ политики Российской Федерации в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2025 года» с определением основных направлений деятельности в этой области.

В соответствии с протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 26.06.2008 и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 Роспотребнадзор принял активное участие в разработке доктрины продовольственной безопасности.

Продолжалась реализация начатого в 2007 году в рамках национального проекта эксперимента по совершенствованию системы питания учащихся общеобразовательных учреждений, в который вовлечено более 700 тысяч  школьников.

В 2008 году принят ряд федеральных законов – технических регламентов, в том числе  Федеральный «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «Технический регламент на масложировую продукцию», «Технический регламент на соки и соковую продукцию».

Контроль за их реализацией стал одной их основных задач Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В стране сохраняется крайне неблагополучная ситуация с алкоголем и курением.

Потребление учтенного алкоголя на душу населения возросло с 5,38 абсолютного алкоголя в 1990 году до 10,1 в 2007, наблюдается существенный рост производства и потребления слабоалкогольных напитков и пива, особенно среди подростков.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Роспотребнадзором подготовлен проект Концепции государственной политики по снижению масштабов алкоголизма с определением в ней основных направлений. Усилен контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции.

Значительный ущерб здоровью населения и экономике России наносит курение. Федеральным законом от 24.04.2008 № 51-ФЗ Российская Федерация ратифицировала рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. В декабре 2008 года принят Федеральный закон «О техническом регламенте на табачную продукцию», ужесточающий требования к маркировке, содержанию никотина и смол. Одной из важных задач сейчас является разработка мер по реализации этого закона.

Роспотребнадзором в 2008 году продолжалась работа по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей.

Вступление в силу с декабря 2007 года федерального закона от 25.10.2007 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребовало принятия дополнительных мер по усилению государственного контроля и надзора в сфере предоставления финансовых услуг потребителям, а также в области осуществления купли-продажи товаров дистанционным способом. Кроме того, вновь возникшие проблемы привели к необходимости принятия срочных мер по защите прав  потребителей при авиаперевозках, туристическом обслуживании и организации детского отдыха.

Особое внимание уделялось организации системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление превентивных мер в области защиты прав потребителей. С этой целью в 2008 году создано более 450 общественных объединений потребителей, а также консультативные или координационные советы по защите прав потребителей.

В 2008 году осуществлен ряд мероприятий по повышению эффективности деятельности Роспотребнадзора. Продолжалась разработка и внедрение нормативно-методических документов по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат.

В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 16.06.2008 № 185 «О мерах по совершенствованию организации перехода на бюджетирование, ориентированное на результат» проведены проверки органов и организаций Роспотребнадзора в ряде регионов, в ходе которых выявлены существенные недостатки.

Роспотребнадзором в соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 осуществлен с 01.12.2008 переход на новую эффективную систему оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Подготовлено 12 организационно-распорядительных и методических документов, установлен мониторинг выполнения данных поручений.

В деятельность Роспотребнадзора в целом внедрена система социально-гигиенического мониторинга, разработано более 40 нормативно-методических документов.

Вместе с тем, данные СГМ все еще не находят должного применения в деятельности Роспотребнадзора в части определения приоритетных проблем,  установления их причин, недостаточно используется методология оценки риска для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 2008 году продолжалась работа по совершенствованию представительства Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в сети Интернет. Информационное наполнение сайта Федеральной службы, его технические возможности приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В то же время управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, учреждения Службы не приняли достаточных мер для создания (реконструкции) имеющихся сайтов и приведения их в соответствие с установленными требованиями. Предложения, направленные Федеральной службой в 2008 году выполняются неудовлетворительно.  

В 2008 году продолжалась реализация современной кадровой политики, выполнение мероприятий первого этапа Ведомственной программы по противодействию коррупции, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 09.10.2008 № 363. Аналогичные программы приняты управлениями Роспотребнадзора.

В настоящее время подготовка специалистов медико-профилактического профиля осуществляется в 25 вузах России с количеством 1 635 человек. В 2008 году по целевым направлениям поступило 697 абитуриентов – около 45%.  Количество выпускников, прошедших обучение в интернатуре – составило 654.

Организовано 4 центра профессиональной подготовки выпускников медико-профилактических факультетов в составе Службы (г. Санкт-Петербург, Вологодская, Свердловская, Иркутская области), разработан типовой договор между этими центрами и медицинскими вузами.

Необходимо больше внимания уделять трудоустройству выпускников и закреплению кадров. В 2008 году в управлениях Роспотребнадзора трудоустроено 248 выпускников, в ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» - 433.

В минувшем году профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 2 667 государственных служащих из управлений Роспотребнадзора, объем средств федерального бюджета на эти цели превысил 16 миллионов  рублей.

В 2008 году продолжалась работа с международными правительственными и неправительственными организациями и, прежде всего, в рамках СНГ, ЕС, ЕврАзЭС, «Группы восьми», Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и др.

В 2008 году получен ряд существенных научных результатов по проблемам гигиены и эпидемиологии, началось выполнение НИОКР в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.».

Вместе с тем, серьезной проблемой остается разработка эффективного механизма координации фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета, придания им конкретного, целенаправленного характера. 

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШИЛА:

1. Управлению эпидемиологического надзора (Ежлова Е.Б.), руководителям органов и организаций Роспотребнадзора в целях дальнейшей реализации Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части иммунопрофилактики инфекционных болезней, профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов В и С, а также программы ликвидации кори в Российской Федерации обеспечить:

1.1. Достижение к установленным срокам запланированных показателей инфекционной заболеваемости, эффективное выявление и профилактика ВИЧ-инфекции, гепатита В.

1.2. Совместно с Управлением программ и имущественного комплекса (Сафонкина Л.В.) реализацию полномочий по закупкам, поставкам и использованию вакцин, средств для диагностики и лечения ВИЧ инфекции, гепатитов В и С.

2. Управлению санитарного надзора (Аксенова О.И.), руководителям органов и организаций Роспотребнадзора в целях усиления организационной и практической деятельности во взаимодействии с органами исполнительной власти, заинтересованными организациями и учреждениями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения обеспечить:

2.1. Реализацию административного регламента по информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2.2. Надзор за реализацией технических регламентов на молоко и молочную продукцию, масложировую продукцию, соки и соковую продукцию, табачные изделия.

3. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Симкалова Л.М.)

3.1. В целях повышения эффективности и внедрения новых технологий государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обеспечить разработку оптимальных объемов деятельности при надзоре за объектами различного вида и типа.

3.2. В целях улучшения управления деятельностью органами и организациями Роспотребнадзора по результатам, обеспечивающим эффективное расходование бюджетных средств и достижение запланированных индикативных показателей, обеспечить установление зависимости оценки деятельности управлений и учреждений, включая размер материального вознаграждения руководителей от результатов труда.

4. Правовому управлению (Кулагина О.А.), руководителям органов и организаций Роспотребнадзора в целях дальнейшего развития и совершенствования правовой работы:

4.1. Обеспечить контроль за реализацией мер административного воздействия адекватно выявленным нарушениям санитарного законодательства в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

4.2. Уделить особое внимание применению всех надлежащих составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при выявлении нарушений санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей. 

4.3. Принять меры по укомплектованию управлений юридическими кадрами и обучению по вопросам правоприменительной и судебной практики сотрудников, занятых надзорными мероприятиями.

5. Управлению защиты прав потребителей (Прусаков О.В.), Управлению санитарного надзора (Аксенова О.И.), Правовому управлению (Кулагина О.А.) в целях сближения санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей, продолжить работу по разработке соответствующих нормативных правовых актов и внедрению их в работу органов и организаций Роспотребнадзора. 

6. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (Брагина И.В.) в целях разработки и реализации Концепции развития научных исследований в учреждениях науки Роспотребнадзора, развития инновационных технологий и их внедрения в органы и организации Роспотребнадзора обеспечить:

6.1. Расширение международного сотрудничества, реализация решений «группы восьми» в части профилактики наиболее опасных инфекционных заболеваний.

6.2. Концентрацию научных исследований по таким актуальным направлениям, как обеспечение безопасности при разработке и применении наноматериалов.

7. Управлению кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения (Попова А.Ю.), руководителям органов и организаций Роспотребнадзора:

7.1. Принять меры по расширению целевой подготовки кадров на медико-профилактических факультетах медицинских ВУЗов, трудоустройству и закреплению выпускников в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора.

7.2. Определить потребность в кадрах и обеспечить формирование заказа на подготовку специалистов по специальности «медико-профилактическое дело» на период до 2012 года и организация сети базовых учебных центров по обучению студентов и специализации выпускников медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов.

7.3. Принять меры по формированию резерва управленческих кадров.

7.4. Обеспечить организацию и ведение мониторинга коррупционных проявлений и их профилактики в органах и организациях Роспотребнадзора.

8. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Симкалова Л.М.), ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (Верещагин А.И.) обеспечить аккредитацию испытательных лабораторий в соответствии с требованиями технических регламентов, в том числе в международной системе аккредитации.

9. Руководителям органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. Обеспечить реализацию Основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2009 году, достижение показателей, установленных федеральными и ведомственными планами и программами.

9.2. Внести изменения и дополнения в планы работы на 2009 год, предусмотрев реализацию мер по недопущению коррупционных проявлений в работе, оптимизацию надзорной деятельности с учетом вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9.3. Завершить в первом полугодии 2009 года работу по приведению сайтов органов и организаций Федеральной службы в соответствие с едиными требованиями, а также по обеспечению их внешнего единообразия и единой программно-технической базы исходя из установленных требований.

9.4. Обеспечить реализацию мероприятий по укомплектованию кадрами органов и учреждений, повышению их профессионального уровня.

9.5. Довести до сведения коллективов организаций  материалы итоговой коллегии Федеральной службы.

Председатель Коллегии

Г.Г. Онищенко


Ответственный
секретарь Коллегии

С.В. Белых

88



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word