16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 30.03.2010


О подготовке к летней оздоровительной кампании 2010 года и задачах по подготовке общеобразовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году

30 Марта 2010

Председательствовал: Г.Г. Онищенко - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали:

Брагина Ирина Викторовна - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Кузькин Борис Петрович - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Аксенова Ольга Ивановна - начальник Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Ежлова Елена Борисовна - начальник Управления эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Приглашенные:

Ответственные работники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, представители Управления Роспотребнадзора по г.Москве, Управления Роспотребнадзора по Московской области, министерства здравоохранения Московской области, министерства образования по Московской области: Артеменков Ю.Н., Ахренов А.Н., Верещагин А.И., Бокитько Б.Г., Воропаева Л.Д., Гавриленко О.Л., Демина Ю.В., Иваненко А.В., Мартынов А.И., Гильденскиольд О.А., Сурикова С.С., Тамазян Г.В., Филатов Н.Н., Яновская Г.В.

О подготовке к летней оздоровительной кампании 2010 года и задачах по подготовке общеобразовательных учреждений к новому

2010-2011 учебному году

(Онищенко Г.Г., Башев В.В., Золина Г.В., Маслов Д.В., Салдан И.П.)

Анализ сложившейся ситуации с организацией и проведением летней оздоровительной кампании показал, что в последние годы отмечается негативная тенденция сокращения учреждений для отдыха и оздоровления детей и уменьшения числа детей, охваченных летним отдыхом.

Показателем оптимального соотношения удовлетворительного материально-технического обеспечения и качественно спланированных профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей стал выраженный оздоровительный эффект от летнего отдыха, который в среднем по Российской Федерации отмечен у 80,7% детей.

Результаты контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о том, что 248 учреждений нуждаются в капитальном ремонте (в т.ч. 160 загородных учреждений, 106 санаториев и 91 учреждение с дневным пребыванием); 2 971 учреждений - в косметическом ремонте (в т.ч. 459 загородных учреждений, 26 санаториев и 2 295 учреждений с дневным пребыванием).

В 2009 году в связи с неудовлетворительной подготовкой летних оздоровительных учреждений переносились сроки заездов детей на 1-10 дней в 515 учреждениях.

Слабая материально-техническая база ряда летних оздоровительных учреждений не позволяет решать вопросы качественной организации водоснабжения и питания детей, в связи с чем, за период летней оздоровительной кампании 2009 года аварийные ситуации отмечались во Владимирской, Волгоградской, Брянской, Кировской, Омской областях, Республике Коми, Хабаровском крае, Пермском крае.

Не менее актуальными остаются вопросы организации питания детей.

В 2009 году объем лабораторного контроля продовольственного сырья и готовой продукции уменьшился на 4%.

Недостатки в организации работы должностных лиц по сохранению и укреплению здоровья детей, отсутствие у работников пищеблоков ряда оздоровительных учреждений достаточной подготовки привело к нарушениям технологии приготовления блюд и к возникновению пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.

Факты выявленных нарушений в целом в летних оздоровительных учреждениях и в том числе на пищеблоках свидетельствовали о недостаточном контроле со стороны администрации и медицинских работников данных учреждений.

Все это оказывает существенное влияние на показатели инфекционной заболеваемости.

Если за период с 2005 года по 2009 год отмечается снижение инфекционной заболеваемости (с 70 382 в 2005 году до 29 794 в 2009 году), то показатели групповой и вспышечной инфекционной заболеваемости свидетельствуют о негативной тенденции к росту числа случаев массовых инфекционных заболеваний (2005 год - 4; 2006 - 12; 2007 - 8; 2008 - 14; 2009 - 6), количества пострадавших детей (2005 год - 56; 2006 - 487; 2007 - 335; 2008 - 531; 2009 - 157) и среднему количеству пострадавших детей в одной вспышке (2005 год - 14; 2006 - 40; 2007 - 41; 2008 - 38; 2009 - 26).

Основными причинами групповой и вспышечной заболеваемости в этих субъектах Российской Федерации стали:

- нарушения технологии приготовления пищи;

- нарушения сроков реализации готовой пищи;

- нарушения в организации питьевого режима;

- прорывы в канализационной и водопроводной сетях;

- несвоевременная изоляция и госпитализация заболевших.

По фактам нарушения санитарного законодательства в ходе летней оздоровительной кампании специалистами органов Роспотребнадзора применялись меры административного воздействия.

Подготовка к летней оздоровительной кампании 2010 года имеет ряд особенностей, и должна быть организована с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах» и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 23 от 01.04.2008 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах».

С 2010 года в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей не запланированы. Финансирование летней оздоровительной кампании 2010 года будет осуществляться за счет средств субъектов Российской Федерации.

По данным Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации заезд детей в стационарные загородные оздоровительные учреждения планируется в срок с 1 по 20 июня, учреждений с дневным пребыванием с 1 по 10 июня в зависимости от региона и природно-климатических условий.

Работа загородных оздоровительных учреждений планируется в 3-4 смены, в летних учреждениях с дневным пребыванием в 1-2 смены.

Сроки продолжительности оздоровительных смен установлены в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (в загородных - 21-24 дня, в лагерях с дневным пребыванием - не менее 18 дней).

Предварительные проверки готовности ЛОУ предполагается провести в конце апреля - начале мая. Комиссионные приемки летних оздоровительных учреждений запланированы на период с 20 по 29 мая.

В связи с вступлением в действие и в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также постановлений Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» и от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» при подготовке и проведении летней оздоровительной кампании 2010 года мероприятия по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность детских лагерей на время каникул, необходимо проводить в строгом соответствии с требованиями данных нормативных актов.

В целях организации проверок перед началом каникул в отношении всех юридических лиц, осуществляющих деятельность детских лагерей, в качестве основания для проверки допустимо использовать предписания должностных лиц органов Роспотребнадзора, которые выдавались по результатам проверок, проведенных в период летней оздоровительной кампании 2009 года.

Кроме того, возможно участие должностных лиц органов Роспотребнадзора в составе приемочных комиссий, организуемых местными органами власти.

При проведении проверок следует уделить особое внимание готовности водопроводных, канализационных сетей, пищеблоков, гигиенической подготовке и аттестации персонала.

Не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля при приемке детских оздоровительных учреждений, при оформлении и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, при проведении профилактических медицинских осмотров, гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров детей и подростков при оформлении временной занятости и направлении их в детские оздоровительные учреждения.

Для подготовки детских оздоровительных учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту необходимо:

1. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести заседания межведомственных комиссий по организации детского отдыха и оздоровления, на которых определить объемы финансирования летней оздоровительной кампании 2010 года, а также внести необходимые корректировки в планы-задания по подготовке учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков с определением сроков их выполнения.

2. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от их организационно-правовой формы и имеющих на балансе детские оздоровительные учреждения:

- обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства и создание благоприятных и безопасных условий для отдыха детей;

- принять дополнительные меры по обеспечению детей качественными и безопасными продуктами питания и выполнению норм питания;

- провести мероприятия по дератизации и дезинсекции (акарицидной обработке) во всех оздоровительных учреждений перед их открытием и в ходе эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями законодательства;

- провести подготовительную работу по комплектованию каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях, прошедших предварительные медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку;

- обеспечить должный контроль со стороны собственников оздоровительных учреждений и администрации за выполнением должностных обязанностей сотрудниками данных учреждений.

Анализируя ситуацию по подготовке школ к новому учебному году необходимо отметить, что при подготовке к 2009-2010 учебному году были разработаны и приняты к исполнению около 41 тыс. планов-заданий с количеством мероприятий около 500 тыс. На 01.09.2009 было выполнено 95% мероприятий.

Следует отметить, что планами-заданиями было запланировано приобретение технологического оборудования для пищеблоков взамен устаревшего, а также обновление ученической мебели. В целом по Российской Федерации процент приобретения ученической мебели составил 95%, а оборудования пищеблоков - 90,4%.

Общими проблемами в подготовке образовательных учреждений к 2009-2010 учебному году были следующие:

- несоблюдение сроков проведения косметических ремонтов;

- несвоевременное выполнение планов-заданий в полном объеме;

- не своевременное прохождение медицинских осмотров декретированным контингентом;

- не укомплектованность кадрами пищеблоков;

- недостаточное финансирование на проведение органами образования мероприятий, требующих значительных материальных затрат;

- недостаточное обеспечение общеобразовательных учреждений доброкачественной питьевой водой;

- отсутствие полного набора помещений, в том числе спортивных залов, медицинских кабинетов и др.

В Российской Федерации в 2009-2010 учебном году на контроле Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится 52 371 общеобразовательное учреждение, включая специальные (коррекционные) учреждения, 2073 учреждения типа «школа-сад», 2020 школ-интернатов и специальных (коррекционных) учреждений с круглосуточным пребыванием детей, в которых обучается порядка 13 млн. детей.

Доля школ, относящихся к I группе санитарно-эпидемиологического благополучия, в сравнении с предыдущим годом, увеличилась с 34,0% до 37,2%. При этом, доля школ, относящихся ко II группе санитарно-эпидемиологического благополучия осталась на прежнем уровне и составила 58%, а доля школ, относящихся к III группе снизилась с 7,84% до 5,1%.

В среднем по Российской Федерации 8,7% замеров освещенности (17,1% учреждений) не соответствуют требованиям санитарного законодательства.

Исследование параметров микроклимата в школах показали,
что 7,3% замеров в 10,5% учреждений не соответствуют гигиеническим нормам.

В текущем учебном году в 18,7% общеобразовательных учреждений мебель не соответствовала росто-возрастным особенностям детей.

Охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году в среднем по Российской Федерации составил 78,7%. Горячее питание получают 93,1% учеников начальных классов и 69,3% учеников 5-11 классов.

Питание учащихся организовано в 70% столовых, работающих на сырье работают, 13% - на полуфабрикатах, 7% - буфеты-раздаточные, в 10% учреждений пищеблоки отсутствуют.

Свыше 5% пищеблоков требуют капитального ремонта, 11% не имеют централизованного водоснабжения, 30% - централизованного горячего водоснабжения.

За учебный 2009 год по состоянию на 29.03.2010 в общеобразовательных учреждениях, школах-интернатах по оперативным данным зарегистрировано 35 очагов инфекционных и паразитарных болезней, в которых пострадало более 1300 человек, в том числе 1276 детей.

Наибольшее число вспышек в образовательных учреждениях было зарегистрировано в Московской области (4 очага), Красноярском крае (2 очага), Ханты-Мансийском автономном округе (2 очага), в Самарской (2 очага) и Иркутской (2 очага) областях, г. Москве (2 очага).

Все эти недостатки необходимо учитывать при выдаче предписаний и составления планов-заданий по подготовке школ к новому 2010-2011 учебному году.

В целях своевременной подготовки общеобразовательных учреждений к новому учебному 2010-2011 году управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту необходимо:

1. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать планы-задания на основе конкретных, выполнимых мероприятий, ориентированных на реальное улучшение материально-технической базы школ, организации питания, медицинского обслуживания школьников. Повысить требовательность по их выполнению.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить принятие дополнительных мер по совершенствованию системы организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях при подготовке к новому учебному году, кроме того, не допустить, невзирая на сложные экономические условия, сокращения выделяемых ассигнований на эти цели, а также внести в действующие программы соответствующие корректировки.

Руководитель

Г.Г. Онищенко

103



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word