16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Протокол совещания по совершенствованию правовой работы территориальных органов Роспотребнадзора

14 Января 2009

Председательствовал:

Онищенко Г.Г. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Присутствовали:

- от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
Н.В. Шестопалов – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
О.А. Кулагина - начальник Управления нормативно-правового обеспечения Роспотребнадзора;
О.В. Прусаков – начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора;
Е.Б. Ежлова - начальник Управления эпидемиологического надзора;
Л.М. Симкалова - начальник Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования;
С.В. Белых - начальник Управления делами;
А.А. Горский - заместитель начальника Управления санитарного надзора;
А.А. Пронина - заместитель начальника Управления кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения;
С.В. Мухина - начальник отдела Управления по защите прав потребителей;

- от Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
Руководитель Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации – 2 человека, заместители руководителей Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации - 22 человека; помощники руководителей Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации - 2 человека;
начальники отделов юридического обеспечения Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации – 47 человека; иные должностные лица, осуществляющие правовую работу – 44 человека.

О совершенствовании правовой работы территориальных органов Роспотребнадзора

(Г.Г. Онищенко, Н.В. Шестопалов, О.А. Кулагина, О.В. Прусаков, А.А. Горский, Е.Б. Ежлова, Л.М. Симкалова, А.А. Пронина, С.В. Белых, С.В. Мухина, С.В. Куркатов, О.А. Баканова, В.В. Курбанов, Г.В. Полежаева, Г.П. Махонина, Н.Н. Живая, С.Г. Шекунова, И.С. Бушуева, А.А. Катуркина, Е.А. Новикова, Е.В. Денисова, А.Н. Пригара)

1. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко отметил важность юридического обеспечения деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов при осуществлении государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Эффективность исполнения возложенных на Роспотребнадзор и его территориальные органы государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, а также по реализации иных полномочий, закрепленных в российском законодательстве, напрямую зависит от уровня и состояния правовой работы.

В рамках утвержденной штатной численности территориальных органов Роспотребнадзора были созданы достаточные условия для образования единой юридической системы. Вместе с тем, продолжает оставаться актуальным вопрос кадрового обеспечения Службы специалистами с юридическим образованием.

В целях совершенствования организации деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и системы управления Роспотребнадзора, приказом от 23.10.2008 г. № 397 «Об утверждении основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2009 год» одним из направлений деятельности определено совершенствование санитарного законодательства и нормативно-методического обеспечения деятельности органов и организаций Роспотребнадзора.

С целью реализации указанного направления деятельности предполагается решение в 2009 году следующих задач:

  • обеспечение единообразного применения законодательства должностными лицами, которое заключается в строгом соблюдении правил и процедур, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Административным регламентом службы с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и особенностями санитарного надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей и на потребительском рынке;
  • реализация мер административного воздействия адекватно выявленным нарушениям санитарного законодательства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • укрепление законности в деятельности территориальных органов, которое должно включать в себя как улучшение качества рассмотрения жалоб на решения, действие (бездействия) территориальных органов и их должностных лиц, так и безусловное искоренение фактов коррупции должностных лиц территориальных органов при проведении мероприятий по контролю (надзору) и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • повышение уровня и роли правовой работы в территориальных органах для достижения наибольших результатов в реализации и обеспечении соблюдения требований законодательства;
  • принятие мер по повышению профессиональных знаний, обучению навыкам правоприменительной и судебной практики должностных лиц Роспотребнадзора, непосредственно представляющих интересы Роспотребнадзора и территориальных органов в судах различной юрисдикции;
  • совершенствование механизмов правовой работы территориальных органов (с учетом требований действующего законодательства и сложившейся практики);
  • организация работы, направленной на исключение конфликтных ситуаций правового характера, которая может осуществляться в рамках деятельности общественных приемных, путем информирования о деятельности территориальных органов на официальных сайтах в сети Интернет или через средства массовой информации;
  • оказание правовой помощи должностным лицам территориальных органов и организаций Роспотребнадзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением законодательства в установленной сфере деятельности, которое должно выражаться в постоянном консультировании всех структурных подразделений, участвующих в проведении мероприятий по контролю (надзору);
  • обеспечение работников, осуществляющих правовую работу, необходимой правовой, статистической и методической информацией, в том числе официальными периодическими изданиями, содержащими правовые источники: Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Российскую газету, Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора;
  • обеспечение взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и органов государственной власти, с целью выработки единого понимания и применения правовых норм законодательства;
  • организация проведения экспертизы ведомственных нормативных правовых актов и их проектов, а также проектов нормативных правовых актов, вносимых в правительство Российской Федерации, в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции (антикоррупционная экспертиза).

В выступлениях докладчиков были рассмотрены все аспекты деятельности Роспотребнадзора, осуществляемой специалистами, имеющими юридическое образование.

На совещании были определены основные направления совершенствования системы организации и деятельности правовых подразделений территориальных органов Роспотребнадзора:

  • укрепление юридических подразделений профессиональными кадрами;
  • подготовка необходимых разъяснений по изменениям (дополнениям), вносимым в действующее законодательство;
  • проведение семинаров и курсов повышения квалификации со специалистами юридических подразделений по применению законодательства Российской Федерации;
  • проведение стажировок работников территориальных органов в центральном аппарате Роспотребнадзора, а также направление работников центрального аппарата Роспотребнадзора в территориальные органы для оказания практической правовой помощи;
  • установление практики подготовки обращений в компетентные инстанции с целевыми и тематическими запросами правового и правоприменительного характера;
  • разработка и внедрение форм оперативной отчетности о состоянии правовой работы в системе Роспотребнадзора;
  • привлечение должностных лиц осуществляющих правовую работу к нормотворческой деятельности, в том числе экспертизе проектов нормативных правовых актов федерального уровня;
  • подготовка методических документов по материалам судебных решений в сфере деятельности органов и организаций Роспотребнадзора, практике применения административных регламентов исполнения Роспотребнадзором государственных функций, применению мер административной ответственности при выявлении нарушений требований технических регламентов;
  • информационная и методическая поддержка правовых инициатив общественных объединений, структур гражданского общества.

Проблема правового обеспечения деятельности Роспотребнадзора с каждым годом становится все более актуальной, в связи с возникающими противоречиями между действующими и вновь принятыми законодательными актами.

Данные обстоятельства затрудняют эффективное применение должностными лицами Роспотребнадзора существующих правовых норм, что крайне негативно влияет на правоприменительную практику и на осуществление надзорных мероприятий в сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Решение данной проблемы возможно посредством участия Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в работе над проектами технических регламентов.

Территориальным органам Роспотребнадзора, в целях повышения качества нормотворчества и его эффективности, объективной необходимости укрепления нормативно-правовой базы деятельности Роспотребнадзора необходимо принимать участие в нормотворческой деятельности путем подготовки предложений в разработанные проекты технических регламентов, в совершенствовании действующих нормативно-правовых актов, в том числе санитарных правил, подготовке методических документов по вопросам организации деятельности Роспотребнадзора.

Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко указано на необходимость проведения Правовым управлением Роспотребнадзора анализа правовых актов издаваемых руководителями территориальных органов, а также разъяснительных писем и документов, направляемых должностным лицам на исполнение на соответствие их законодательству Российской Федерации и проведения антикоррупционной экспертизы.

Строгое соблюдение оснований и порядка привлечения к административной ответственности, установленное законом, является главным условием обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении видов административных наказаний.

В связи с этим, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в своей деятельности следует строго придерживаться норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении видов административных наказаний.

На совещании указывалось на необходимость выявления административных правонарушений в области управления, к которым относятся: осуществление контроля за сроками исполнения вынесенных должностными лицами предписаний, представлений, непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредставление сведений (информации) должностному лицу.

В целях решения задач по повышению уровня правовых знаний специалистов территориальных органов Роспотребнадзора и обеспечения соблюдения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении к административной ответственности Правовым управлением Федеральной службы проводятся семинары по применению норм законодательства с участием представителей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда,  Арбитражного суда г. Москвы, Российской правовой академии, Московской государственной юридической академии, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Министерства юстиции Российской Федерации.

В качестве одной из мер, направленной на обеспечение соблюдения законности в деятельности управлений Роспотребнадзора, следует осуществлять визирование специалистами, осуществляющими правовую работу проектов документов издаваемых руководителями территориальных органов Роспотребнадзора.

Одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора является совершенствование порядка организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан и юридических лиц. Это обусловлено особенностями функционирования Российской Федерации, как правового государства, результативностью работы органов государственной власти по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, необходимостью повышения ответственности должностных лиц.

Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти, что приводит к досудебному разрешению поставленных вопросов и проблем граждан.

Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко обращено особое внимание на необходимость анализа практики взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и ФГУЗ – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора).

Одним из значимых событий в 2008 году стало принятие и вступление в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", принятие Федерального закона от 27 октября 2008 года № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей». Проведение мероприятий по контролю (надзору) за выполнением требований технических регламентов требует от должностных лиц юридически правильных действий и знаний норм действующего законодательства, устанавливается иная процедура контроля и надзора за продукцией на стадии ее оборота, которая предполагает отзыв некачественной продукции с рынка в судебном порядке.

Следует отметить, что изменения в действующем законодательстве Российской Федерации имеют тенденцию увеличению полномочий судебных органов по принятию решений о применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера в случае установленных нарушений законодательства.

В настоящее время ведется работа по анализу судебных актов вынесенных по делам: по защите чести, достоинства и деловой репутации, по обжалованию решений, о действиях (бездействии) должностных лиц и управлений Роспотребнадзора, по делам связанным с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений об отводе земельных участков, об установлении или сокращении санитарно-защитных зон в целях направления аналитических материалов для применения в органы и организации Роспотребнадзора.

Следует отметить важность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников юридических подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и ее проведение в строгом соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.

Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. В силу этого одним из принципов государственной гражданской службы является профессионализм и компетентность гражданских служащих.

Укрупнение бизнеса является тенденцией российской экономики на данном этапе. Юридические лица имеют в своем составе высокопрофессиональные правовые подразделения, которые обжалуют действий и решений должностных лиц и фактически уходят от ответственности, что делает надзорные мероприятия малоэффективными. Следовательно, на проведение мероприятий по контролю в отношении юридических лиц должны выходить специалисты с высоким уровнем правовых знаний.

В случае принятия судами решений об отмене вынесенных постановлений территориальных органов, должностным лицам, осуществляющим правовую работу, следует принимать меры по их обжалованию.

Должностным лицам, осуществляющим правовую работу, необходимо систематически проводить анализ правоприменительной практики в целях выявления причин, способствовавших принятию решений с нарушением материального и процессуального законодательства и доведения результатов до сведения всех должностных лиц территориальных органов.

Для повышения уровня правовых знаний должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора следует разработать механизмы оценки их знаний, в том числе путем проведения тестирования, включения вопросов применения норм законодательства при проведении аттестации государственных гражданских служащих.

Заслушав и обсудив доклады выступающих «О совершенствовании правовой работы территориальных органов Роспотребнадзора», на совещании было принято решение о реализации следующих направлений работы:

1. Принять к сведению и для соответствующего использования в работе информацию о совершенствовании правовой работы территориальных органов Роспотребнадзора.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Организовать работу по изучению и использованию технических регламентов, с применением всего спектра полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Роспотребнадзора, с последующим проведением тестирования.

Срок – постоянно.

2.2. Повышать уровень правовых знаний должностных лиц Роспотребнадзора законодательства Российской Федерации, в том числе норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства о техническом регулировании.

Срок – постоянно.

2.3. Направлять в Правовое управление Роспотребнадзора копии судебных актов, по которым территориальные органы являлись стороной по делу (в том числе по делам искового производства и делам, возникающим из публичных отношений).

Срок – ежемесячно.

2.4. Представить в Правовое управление Роспотребнадзора предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и внесении изменений в нормативно-правовые акты, в санитарные нормы и правила.

Срок – до 20 марта 2009 года.

2.5. Не допускать нарушение сроков и внесения ошибочных данных при заполнении отчетных форм по применению мер административного воздействия  в системе on-line.

Срок – постоянно.

2.6. Рекомендовать премировать специалистов, осуществляющих правовую работу в управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации за активное участие в деятельности управлений.

Срок – к дню медицинского работника, к дню юриста 2009 года.

2.7. Рекомендовать осуществление проверок деятельности территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с целью установления соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных функций.

Срок – в течение года.

2.8. Рассмотреть вопрос об определении оптимальной численности специалистов с юридическим образованием и возможности создания юридических отделов в управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

Срок – до 30 марта 2009 года.

2.9. Привести инструкцию по делопроизводству в соответствии с установленными требованиями по делопроизводству и организовать контроль за исполнением.

Срок – до 2 февраля 2009 года.

2.10. Организовать контроль за исполнением установленных требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении должностными лицами жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Срок – постоянно.

2.11. Провести анализ типовых форм договоров, государственных контрактов заключаемых управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации на соответствие требованиям законодательства.

Срок – до 30 марта 2009 года.

2.12. Представлять в Правовое управление Роспотребнадзора письма, методические рекомендации руководителей управлений по субъектам Российской Федерации по вопросам деятельности, в том числе по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий.

Срок – постоянно.

3. Главным врачам ФГУЗ – Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации:

3.1. Обеспечить участие юридических подразделений и специалистов в обеспечении деятельности управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и включить соответствующую деятельность в планы работы ФГУЗ – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.

Срок – постоянно.

3.2. Предоставить в ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» информацию о создании и деятельности юридических подразделений и специалистов.

Срок – до 2 февраля 2009 года.

4. Правовому управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

4.1. Разработать методические рекомендации по проведению мероприятий по контролю (надзору) за исполнением законодательства в области технического регулирования.

Срок – до 30 марта 2009 года.

4.2. Создать рабочую группу по обмену опытом  участия в судах различных инстанций и обобщению судебной практики территориальных органов Роспотребнадзора.

Срок – 30 марта 2009 года.

4.3. Продолжить проведение стажировок должностных лиц управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, осуществляющих правовую работу, в Правовом управлении.

Срок – в течение года.

4.4.    Рекомендовать рассмотреть вопрос о поощрении специалистов, осуществляющих правовую работу в Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в виде почетных грамот Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Срок – до 1 марта 2009 года.

4.5. Подготовить обзоры судебной практики по обжалованию решений, действий (бездействий) управлений Роспотребнадзора как государственных органов и их должностных лиц.

Срок – февраль 2009 года.

4.6. Создать рабочую группу по совершенствованию законодательства и внесению изменений в нормативно-правовые акты, по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы, и подготовке методических документов.

Срок – февраль 2009 года.

4.7. Определить тематики и состав рабочих групп по направлениям совершенствования нормативно-правового обеспечения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Срок – февраль 2008 года.

4.8. Провести анализ законодательства и дать предложения по его совершенствованию, подготовить предложения по внесению изменений в отдельные законодательные и нормативные правовые акты.

Срок – март 2009 года.

4.9. Подготовить график осуществления проверок деятельности Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в целях установления соблюдения законодательства Российской Федерации в деятельности Управлений Роспотребнадзора по субъектам, а также оказания практической помощи.

Срок - январь 2009 г.

4.10. В связи с принятием технических регламентов организовать работу по пересмотру и приведении в соответствие нормативно-правовых актов в службы.

Срок - май 2009 г.

4.11. Подготовить обращение в Верховный суд Российской Федерации о разъяснении применения Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» и применения норм КоАП РФ при проведении контрольно-надзорных функций.

Срок - январь 2009 г.

Руководитель

Г.Г. Онищенко

77



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word