Протокол
Об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями
Приложение
к протоколу заседания коллегии Роспотребнадзора
от 5 декабря 2008 года
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой «Об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями», выступления руководителей управлений Роспотребнадзора по Новосибирской области (В.Н. Михеев), Республике Татарстан (Н.Ф. Фатхуллина), по городу Москве (Н.Н. Филатов), профессора кафедры медицинской экологии им. Г.В. Хлопина ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» О.В. Мироненко, коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметила, что актуальность указанного вопроса требует со стороны Роспотребнадзора и его органов в субъектах Российской Федерации действенных организационных и практических мероприятий, направленных на усиление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями.
В 2007 году ужесточены меры административного принуждения за нарушения санитарного законодательства при эксплуатации лечебно-профилактических учреждений. Возросло на 20% число наложенных штрафов по сравнению с 2006 годом ( 2007г. - 29060 штрафа, 2006г. -23927).
Почти в 2 раза возросло число дел, переданных на рассмотрение судьям, а также количество дел, по которым были приняты решения.
В 1,5 раза возросло число дел, переданных судьям о приостановлении эксплуатации лечебно-профилактических учреждений, возросло количество приостановленных объектов.
Однако, основной мерой правоприменительной практики остаются штрафные санкции, в основном по статье 6.3 КоАП (78%). Не приняты положительные решения по 32% дел, переданных на рассмотрение судьям, и по 42% дел о приостановлении объектов.
При этом, из 84 957 лечебно-профилактических учреждений 6836 (8,1 %) относятся к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия, 48712 (57,3 %) к II группе, 29409 (34,6 %) к I группе.
В 2007 г. было вновь открыто 2843 ЛПУ (в 2006 г. - 1 589).
В том числе:
118 фельдшерско-акушерских пунктов (в 2006 г. - 41).
85 больниц (в 2006 г. - 21), из них 4 детские больницы (2006 г. - 3), 4 ЛПУ хирургического профиля (2006 г. - 0), 7 ЛПУ гинекологического профиля (2006 г. - 11), 4 ЛПУ туберкулезного профиля (2006 г. - 3), 8 родильных домов и перинатальных центров (2006 г. - 3).
Инфекционные и детские туберкулезные ЛПУ в 2006-2007 годы в эксплуатацию не сдавались.
Из-за неудовлетворительного санитарно-технического состояния в 2007 г. было закрыто 1149 лечебно-профилактических учреждений, из них 674 (58,7 %) - ФАПы; 8 лечебно-профилактических учреждений туберкулезного профиля, в том числе 2 детских; 1 инфекционная больница; 4 родильных дома и перинатальных центра.
Наиболее неблагополучная ситуация складывается в лечебно-профилактических учреждениях туберкулезного профиля, в том числе детских, где отмечается наиболее высокий процент объектов Ш группы санитарно-эпидемиологического благополучия (22,7% среди ЛПУ туберкулезного профиля и 16,7% среди детских ЛПУ туберкулезного профиля).
Наиболее благоприятная ситуация в лечебно-профилактических учреждениях стоматологического профиля: только 1,1% объектов относятся к Ш группе по санитарно-эпидемиологическому благополучию, 66,2% относятся к 1 группе.
В целом в лечебно-профилактических учреждениях отмечается тенденция к росту обеспеченности горячим и холодным централизованным водоснабжением (2007 г. - 51,2 %, 2006 г. - 49,5 %), централизованной канализацией (2007 г. - 56,1 %, 2006 г. - 54,4 %) и централизованным отоплением (2007 г. - 75,0 %, 2006 г. - 73,9 %).
Только 29,9 % лечебно-профилактических учреждений расположено в зданиях, построенных по проекту. Поскольку большинство лечебно-профилактических учреждений размещены в приспособленных зданиях, многие из них не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов по набору помещений и площадям.
Количество смывов на стерильность в ЛПУ составило в 2007 г. - 1782098, из них не соответствовали гигиеническим нормативам - 7635 (0,4%). В 2007 г. исследовано 393354 проб воздуха в ЛПУ по микробиологическим показателям, из них 27146 (6,9 %) проб не соответствовали гигиеническим нормативам, в 2006 году 6,0%.
Неудовлетворительная обеспеченность ЛПУ средствами для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения приводят к снижению качества текущей дезинфекции и стерилизации в ЛПУ.
В 2007 г. в лечебно-профилактических учреждениях количество проб на наличие крови составило - 17166766, из них не соответствовали гигиеническим нормативам - 2235 (0,01 %), количество проб на наличие крови в 2006 г. составило - 15739160, их них не соответствовали гигиеническим нормативам - 1348 (0,009 %).
Результаты микробиологических исследований воздуха в ЛПУ свидетельствуют о неудовлетворительной эпидемиологической обстановке, что может способствовать возникновению внутрибольничных инфекций.
В 2007 году в Российской Федерации зарегистрировано 26 237 случаев внутрибольничных инфекций (ИБИ), показатель заболеваемости сохранился на уровне прошлого года и составил 0,8 на 1000 пациентов.
В родовспомогательных учреждениях среди новорожденных и родильниц зарегистрировано 9 355 случаев ВБИ, в 2006 году - 9 149 случаев. Показатель заболеваемости составил 3,0 в 2007 году и 3,2 в 2006 году соответственно.
В структуре внутрибольничных инфекций в родовспомогательных учреждениях основной удельный вес занимают гнойно-септические инфекции (ГСИ) - 91%. Показатель заболеваемости ГСИ среди новорожденных и родильниц остается на уровне прошлого года.
95% случаев ВБИ в учреждениях хирургического профиля также занимают гнойно-септические инфекции.
Неудовлетворительное санитарно-эпидемиологическое состояние ЛПУ способствует контакту медицинских работников с патогенными микроорганизмами, что приводит к возникновению профессиональных заболеваний.
Показатели профессиональной заболеваемости (на 10 000 работников) в здравоохранении ниже общероссийских и имеют тенденцию к снижению: в 2003г. - 1,6; в 2007г. - 0,68.
Однако, в 2007 году зарегистрировано 153 случая профессиональных заболеваний туберкулезом и 38 случаев вирусного гепатита. Наибольшее количество случаев профессионального заболевания туберкулезом в последние 3 года регистрируется в Новосибирской, Омской и Челябинской областях.
В 2007 году зарегистрировано 38 случаев профессионального заболевания у медработников с диагнозом Вирусный гепатит (Самарская и Кемеровская области, Приморский край).
За 2007 г. на территории Российской Федерации было накоплено более 3,5 млн. тонн медицинских отходов, из них более 2 млн. тонн (60 %) - неопасные отходы (класс «А»), 1,2 млн. тонн (35 %) опасных (рискованных) отходов (класс «Б»), 40 тыс. тонн (1 %) - чрезвычайно опасные отходы (класс «В»), 65 тыс. тонн (1,8 %) отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным (класс «Г») и 1,5 тыс. тонн (0,05 %) - радиоактивные отходы (класс «Д»).
В 2007 г. было разработано всего 56310 (66,1%) схем по сбору, временному хранению, транспортированию и удалению медицинских отходов в ЛПУ, согласовано с управлениями Роспотребнадзора - 48756 (86,6 %).
В 2007 г. 59132 (69,4 %) лечебно-профилактических учреждений имели договора на вывоз отходов, в 2006 г. - 55064 (68,0 %).
Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами показал, что в большинстве ЛПУ (76,9%) приказами главных врачей назначены лица, ответственные за данный раздел работы, которые прошли специальное обучение. В 2007 г. было назначено 65501 человек, ответственных за сбор, временное хранение, транспортирование отходов, из них 27542 (42,0 %) прошли специальное обучение, в 2006 г. было назначено 60946 человек, из них 24 966 (41,0 %) прошли специальное обучение
До настоящего времени в ЛПУ имеется ряд нерешенных проблем, среди которых следует отметить нехватку или отсутствие:
- маркированных одноразовых пакетов и жестких емкостей для раздельного сбора отходов классов А, Б, В, Г;
- деструкторов и иглоотсекателей;
- специальных стоек (тележек) для транспортирования отходов ЛПУ;
- специально выделенных и оборудованных помещений и площадок для сбора и временного хранения медотходов;
- спецтранспорта;
- оборудованных мест для дезинфекции межкорпусных контейнеров и транспорта;
- установок для термического уничтожения медицинских отходов, печей.
- холодильного оборудования для хранения пищевых отходов.
В настоящее время c источниками ионизирующего излучения в медицинских целях работают более 12 тыс. ЛПУ (юридических лиц) из них: с рентгенодиагностическими аппаратами около 7 тыс., со стоматологическими аппаратами - 5 тыс., с ускорителями - 32, с радионуклидными источниками - 285.
В целом в 2007-2008 г.г. в ЛПУ России поступило около 5,3 тыс. новой медицинской техники с источниками ионизирующего излучения.
В то же время в ЛПУ России продолжают эксплуатироваться около 14 тыс. аппаратов со сроком эксплуатации более 10 лет, около 3,2 тыс. аппаратов имеют срок эксплуатации более 20 лет. 6,7 тыс. рентгеновских аппаратов или 21% не имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным требованиям. При этом оформляются санитарно-эпидемиологические заключения и лицензии на деятельность, связанную с использованием таких аппаратов.
Из 12 тысяч ЛПУ (юридических лиц) - находящихся под надзором Федеральной службы 1117 (около 10%) продолжают работать, не имея лицензии на вид деятельности с использованием источников ионизирующих излучений. Наибольший процент таких учреждений в Республике Северная Осетия (49%), Ставропольском крае (62%).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2006 № 139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий» в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» запланировано строительство 15 федеральных медицинских центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия, эндопротезирование, нейрохирургия.
В 2006 году согласно постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 139, начато строительство восьми федеральных центров высоких медицинских технологий, оснащенных современным медицинским оборудованием. В настоящее время сдан в эксплуатацию только федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Пензенской области.
Основными проблемными вопросами в лечебно-профилактических учреждениях являются:
- Неудовлетворительные условия труда медицинских работников, приводящие к возникновению профессиональных заболеваний.
- Недостаточное выявление и учет внутрибольничных инфекций.
- Отсутствие лицензий при эксплуатации источников ионизирующих излучений и проведении работ с микроорганизмами I-IV группы патогенности.
- Неудовлетворительное санитарно-эпидемиологическое состояние ЛПУ, особенно туберкулезных больниц.
- Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации ЛПУ, расположенных в сельской местности.
- Низкий уровень организации обращения с медицинскими отходами.
- Отсутствие систем обеззараживания стоков в инфекционных учреждениях.
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШАЕТ:
1. Принять к сведению информацию начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой, отметив при этом, что решение проблем санитарно-эпидемиологического состояния лечебно-профилактических учреждений является одной из приоритетных задач в 2009 году.
2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожном транспорте:
2.1. Рекомендовать органам исполнительной власти и местного самоуправления разработать или внести коррективы в целевые программы в области здравоохранения, обратив особое внимание на:
2.1.1 условия труда медицинских работников,
2.1.2 выявление и учет внутрибольничных инфекций,
2.1.3 обеспечение ЛПУ качественной питьевой водой;
2.1.4 обеспечение системами обеззараживания сточных вод инфекционных и туберкулезных лечебных учреждений (отделений), а также инфекционных отделений многопрофильных больниц.
2.2. Потребовать от руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации осуществить необходимые организационные и практические мероприятия по неукоснительному соблюдению санитарных правил и нормативов, регламентирующих требования к эксплуатации лечебно-профилактических учреждений.
2.3. Обеспечить организационную работу по лицензированию деятельности с источниками ионизирующего излучения и микроорганизмами I-IV группы патогенности в ЛПУ с целью достижений 100 % лицензирования организаций в субъекте Российской Федерации, включая учреждения ведомственного подчинения.
2.4. Принять меры к обеспечению 100% охвата индивидуальным дозиметрическим контролем персонала ЛПУ, непосредственно работающего с источниками ионизирующего излучения (персонала группы А), используя возможности межрегиональных центров по вопросам радиационной безопасности населения Роспотребнадзора.
2.5. Усилить контроль за условиями труда медицинских работников.
2.6. Осуществлять в соответствии с законодательством совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации комплексные проверки лечебно-профилактических учреждений с рассмотрением их результатов в органах исполнительной власти и местного самоуправления.
2.7. Провести анализ работы по осуществлению надзора за лечебно-профилактическими учреждениями, принять меры по повышению его эффективности, повысить требовательность за неукоснительным соблюдением требований санитарного законодательства при эксплуатации ЛПУ, в том числе при оказании платных медицинских услуг.
3. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксёнова) совместно с управлением эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова) до 01.12.2009 разработать проект новой редакции санитарных правил и нормативов, регламентирующих требования к обращению с медицинскими отходами.
4. Управлению эпидемиологического надзора (Е.Б. Ежлова) к 1 июля 2009 года подготовить материалы к селекторному совещанию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросу выявления и учета внутрибольничных инфекций.
Руководитель,
Председатель коллегии
Г.Г. Онищенко
![]() |
![]() |