16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №6 от 30.06.2008


Об итогах I смены летней оздоровительной компании 2008 года

4 Июля 2008

ПРОТОКОЛ

селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко.

Председательствовал Г.Г. Онищенко – Руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали:

М.П. Акулов – вице-президент ОАО «Российские железные дороги»,

А.И. Котова – заместитель Министра образования Московской области,

В.Н. Ахренов – заместитель Министра образования Московской области,

Г.В. Тамазян – заместитель Министра здравоохранения Московской области, Е.И. Холостова – заместитель Министра социальной защиты Московской области,

Е.Э. Филатова – начальник Управления воспитания и дополнительного образования Министерства Московской области,

Л.П. Гульченко, О.И. Аксенова, С.Д. Кривуля,

На селекторное совещание приглашены:

Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

Руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту,
главные врачи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации,
руководители органов управления образованием в субъектах Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации,

ОАО «Российские железные дороги»

«Об итогах  I смены летней оздоровительной компании 2008 года».

(Онищенко Г.Г., Акулов М.П., Куркатов С.В., Пинтусов В.И., Маслов Д.В., Клиндухов В.П.,  Бабура Е.А., Онищенко Г.Г.)

1. Отмечено, что в период подготовки к летнему сезону, в целях улучшения материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и проведения в них санитарно-гигиенических мероприятий, управлениями Роспотребнадзора было согласовано более 56 тыс. планов-заданий, из которых к концу I смены выполнено 93,2%.

В период подготовки к открытию летних оздоровительных учреждений в 2008 году и в период проведения первой смены летней оздоровительной кампании специалистами органов Роспотребнадзора было проведено более 40 тыс. санитарно-эпидемиологических обследований объектов, из них 69,2% - с лабораторными исследованиями и инструментальными замерами.

Были проведены лабораторно-инструментальные исследования питьевой воды (44973 проб питьевой воды по микробиологическим показателям, из которых 4,5% не соответствовали требованиям санитарных норм и правил, по санитарно-химичесим показателям - 26322 проб, из которых 12% - неудовлетворительные пробы), воды из мест купания (исследовано по микробиологическим показателям 2452 проба, из них 4,7% проб неудовлетворительных).

Основные мероприятия по приемке летних оздоровительных учреждений были проведены в период с 20.05.2008 по 15.06.2008.

При подготовке к летней оздоровительной кампании 2008 года проблемным оставался вопрос комплектования летних оздоровительных учреждений квалифицированными кадрами (поварами, медицинскими работниками, педагогами) из-за низкой заработной платы (Брянская область, Смоленская область, Владимирская область и др.)

Позднее выделение финансовых средств на проведение капитальных ремонтных работ стало причиной задержки своевременного открытия загородных лагерей (Республика Татарстан, Республика Калмыкия, Пермский край, Калужская область, Волгоградская область, Курганская область, г.Санкт-Петербург и др.).

На территории Российской Федерации на 26.06.2008 приступили к работе 52403 летних оздоровительных учреждений (в 2007 году – 51443), в которых отдыхает 3236956 детей.

Из которых:

- 41112 ЛОУ с дневным пребыванием детей, в которых отдыхает 2302755 детей;

- 2 611 загородных ЛОУ, в которых отдыхает 500377 детей;

- 486 – детские санатории с числом детей – 99380;

- 696 – палаточные ЛОУ, с числом детей – 33625;

- 5163 – лагеря труда и отдыха, с числом детей – 180560;

- 2335 – прочие, с числом детей 120299.

Количество загородных стационарных учреждений  в первой смене 2008 года уменьшилось на 327.
Из-за несвоевременного проведения мероприятий по подготовке к летней оздоровительной кампании со 2-ого и 3-ого предъявления были приняты 1 048 ЛОУ.

Начало первой смены - в загородных оздоровительных учреждениях с 30.05.08г. по 16.06.08г., в учреждениях с дневным пребыванием с 02.06.08г. по 04.06.08г. Окончание работы первой смены с 21.06. по 07.07.2008г.

Перенесены сроки заездов от 2-х до 10 дней:

- из-за низкой температуры в Архангельской, Белгородская, Курганская, Оренбургская области, Республика Коми, Удмуртская Республика;

- из-за неподготовленности ЛОУ – в Архангельской, Белгородской, Брянская, Волгоградская, Кировская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Ивановская, Новгородская, Оренбургская, Смоленская, Читинская Краснодарский край, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский АО.

Продолжительность смен в загородных ЛОУ - 21 день, в ЛОУ санаторного типа – 24 дня, в учреждениях с дневным пребыванием – 18 дней.

В среднем в загородных оздоровительных учреждениях предусмотрено 5 разовое горячее питание на сумму 140 рублей,  в санаториях – 128 рублей, в учреждениях с дневным пребыванием 2-3 разовое на сумму 78 рублей.

Суммы, выделенные на организацию питания ниже, чем в среднем по Российской Федерации:

- для учреждений с дневным пребыванием – в Ульяновской, Томской, Костромской областях - 50 руб.;

- для загородных ЛОУ – Республика Марий Эл и Краснодарский край –  100  руб.;

Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей в летних оздоровительных учреждениях явились:

Выявленные нарушения при организации питания детей:

- несоблюдение технологии приготовления блюд (Республика Удмуртия, Красноярский край, Челябинская область);

- несоблюдение сроков хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов питания (Ханты-Мансийский АО, Хабаровский, Красноярский, Пермский края, Республики Марий Эл, Карелия, Тверская, Ульяновская, Самарская, Оренбургская, Ленинградская, Воронежская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург);

- отсутствие на продукты питания сопроводительных документов (Хабаровский, Красноярский, Пермский края, Республики Удмуртия, Дагестан, Карелия, г. Санкт-Петербург, Самарская, Ленинградская, Ивановская области);

- несоблюдение требований к санитарному содержанию помещений, мытью и обработке оборудования, инвентаря и посуды (Хабаровский край, Республики Удмуртия, Марий Эл, Дагестан, Челябинская, Тверская, Ульяновская, Самарская, Ивановская, Воронежская области,);

- неудовлетворительное качество питьевой воды (Хабаровский край, Челябинская области);

- нарушение сроков и не прохождение в полном объеме медицинского осмотра персоналом (Оренбургская область);

- неудовлетворительное содержание территории (Ханты-Мансийский АО, г. Санкт-Петербург, Республики Марий Эл, Башкортостан);

- неудовлетворительное содержание помещений (Хабаровский край, Республики Удмуртия, Дагестан Самарская, Ленинградская, Воронежская, Владимирская области);

- отсутствие должного контроля со стороны медицинского персонала за работой оздоровительных учреждений (Республика Дагестан, Ивановская, Волгоградская, Владимирская области);

- невыполнение норм питания в ЛОУ с дневным пребыванием (Сахалинская область, Республика Дагестан, Красноярский край).

Отсутствие у работников пищеблоков ряда оздоровительных учреждений достаточной подготовки повлекло нарушения технологии приготовления блюд и привело к возникновению пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.

Факты выявленных нарушений на пищеблоках свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны администрации и медицинских работников оздоровительных учреждений.

В 1 смену  летнего оздоровительного сезона 2008 года, среди отдыхающих детей и персонала зарегистрировано 4 вспышки инфекционных болезней, в том числе 2 очага иерсиниозной инфекции в Красноярском крае.

В круглогодичном частном оздоровительном учреждении ООО «Солнечный-С», относящемуся к объектам малого и среднего бизнеса, расположенном в п. Удачном (пригород г. Красноярска) в период с 20 по 30.06.2008 зарегистрировано 72 случая заболевания иерсиниозной инфекцией, в том числе 71 – среди детей. Заболевания протекают, преимущественно, в среднетяжелой клинической форме. Все заболевшие госпитализированы.

При лабораторном исследовании от 23 больных методом экспресс диагностики определяются иерсинии псевдотуберкулёзис.

В муниципальном учреждении «Детский загородный стационарный оздоровительный лагерь «Шахтер» (п. Сосновый Бор, Рыбинский район, Красноярский край) в период с 23 по 30.06.2008 зарегистрировано 23 случая иерсиниозной инфекцией. Заболевания протекают, преимущественно, в легкой клинической форме. Все пострадавшие госпитализированы.

В указанных оздоровительных учреждениях Красноярского края вспышки носят пищевой характер  и связаны с употреблением инфицированных салатов из свежих овощей, приготовленных на пищеблоках с грубыми нарушениями технологических требований.

Причинами формирования очагов явились:

- несоблюдение правил хранения и обработки овощей, в том числе перед приготовлением блюд, не подвергающихся повторной термической обработке;

- нарушение правил хранения и приема  овощей, требований к подготовке овощехранилища к закладке овощей нового урожая,  подготовки и содержанию овощехранилищ, плановой дератизации.

При проведении эпидрасследования было выявлено, что поставщиками плодоовощной продукции в детские оздоровительные учреждения поставляется продукция индивидуальными и частными предпринимателями, не имеющими условий для ее хранения и транспортировки. Плодоовощная продукция поставщиками закупалась на оптовых рынках г.Красноярска, где при проведении внеплановых мероприятий по контролю были выявлены грубейшие нарушения:

- допускается реализация овощей с признаками гнили;

- не сохраняются этикетки (ярлыки) до окончания срока годности (хранения) пищевых продуктов;

- допускается реализация продуктов без наличия на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (на этикетке отсутствует информация на русском языке);

- допускается реализация пищевых продуктов с истекшим сроком годности;

- допускается прием и реализация пищевых продуктов без документов, подтверждающих качество и безопасность;

- не соответствует ассортимент пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, виду и типу организации торговли;

- допускается совместное хранение испорченных пищевых продуктов с наличием гнили вместе с доброкачественными продуктами, не проводятся мероприятии по профилактике иерсиниоза и псевдотуберкулеза овощи в процессе хранения не подвергаются переборке и очистке;

- не соблюдается температурно-влажностный режим хранения.
   
За период с 2007 года по настоящее время вспышечная заболеваемость иерсиниозной инфекцией была зарегистрирована в организованных коллективах в Республике Бурятия, Хабаровском и Красноярском краях, Сахалинской и Новосибирской областях.

Кроме того, в 2-х оздоровительных учреждениях зарегистрированы очаги острой респираторной вирусной инфекции.

В период с 06.06. по 08.06.2008 года, в детском оздоровительном лагере «Лазурный» (учреждение «Волгоградздравница») Волгоградской области было зарегистрировано  19 случаев заболеваний с диагнозами «острая респираторная вирусная инфекция», из которых у 4-х больных лабораторно подтвержден диагноз – аденовирусная инфекция и «острая кишечная инфекция». Все дети были госпитализированы, в очаге проведены санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В ходе эпидемиологического расследования было установлено, что заболевание детей произошли  одномоментно и, в основном, связаны с переохлаждением: в лагере с момента заезда детей (01.06.2008 г.) с учетом похолодания, среднесуточная температура в спальных помещениях составляла около 15ºС.

Среди отдыхающих детей и персонала в ДОЛ «Чайка» Читинской областной организации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания зарегистрировано в период с 20 по 26.06.2008 84 случая заболеваний с предварительным клиническим диагнозом «ОРВИ», в том числе 67 детей до 17 лет. Было госпитализировано 36 человек.

Из материала от больных выделен стрептококк группы А, аденовирусы и парагрипп типа А.

Кроме того, в результате эпидрасследования было установлено, что в течение 3-х дней была отключена электроэнергия, что привело к нарушениям  условий хранения продуктов питания.

Проведение противоэпидемических мероприятий продолжается.
 
В то же время названные факты, повлекшие за собой причинение вреда здоровью значительного количества детей, не стали предметом должного анализа ситуации с точки зрения возможности обеспечения защиты их прав и интересов на основе полномочий территориальных органов Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей.     

Несмотря на указания, содержащиеся на этот счет в письме Роспотребнадзора от 26.05.2008 № 01/5440-8-32 «О проверке соблюдения законодательства о защите прав потребителей при проведении мероприятий по контролю в сфере организации летнего отдыха и оздоровления детей» Управлениями не были оптимизированы формы и методы гражданско –правовой защиты пострадавших применительно к каждому случаю.

В этой связи разъяснительная работа по информированию родителей как законных представителей пострадавших детей об их потребительских правах, связанных с возможностью возмещения в судебном порядке имущественного вреда, причиненного жизни и здоровью детей вследствие ненадлежащего качества услуг, а также морального вреда, должна сопровождаться реальными шагами, направленными на всестороннюю реализацию полномочий Роспотребнадзора в части использования судебных механизмов по защите прав потребителей.   

В частности, применительно к подобного рода случаям, необходимо не только обеспечивать вступление в процесс для дачи соответствующего заключения по делу в порядке, установленном статьей 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но и оперативно рассматривать вопрос об инициативном обращении в суд в защиту конкретных потребителей, в том числе в  защиту  законных интересов несовершеннолетних, по основаниям и с учетом полномочий,  установленных взаимосвязанными положениями статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». При этом особое внимание следует уделить практике обращения в суд с заявлением о прекращении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя за грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.  

В процессе подготовки и проведения первой смены летней оздоровительной кампании было составлено 5574 протокола об административных правонарушениях.

В ходе мероприятий по надзору были выявлены нарушения в прохождении медицинских осмотров работниками, в оформлении документации, а также невыполнении предложений предписаний.

Количество постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа – 4254. Общая сумма штрафов составила более 4,5 млн. рублей. Средняя по России сумма штрафов составила 1067 рублей. Что неоправданно мало. Наименьшие штрафы (сумма менее 600 руб.) накладывались специалистами Камчатской области, Челябинской, Архангельской, Калужской областей.

Количество нарушений на объектах несоизмеримо с качеством административной работы специалистов Роспотребнадзора. Только 12 материалов было передано в суды с ходатайством об административном приостановлении деятельности. Работа 9 объектов была приостановлено.

В целом в Российской Федерации в ходе контрольно-надзорных мероприятий на объектах ЛОК было отстранено от работы лишь  459 человек.

Слабая административная работа неадекватна количеству надзорных объектов в следующих территориях: Республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртская, Волгоградская и Калужская области.

В целом, слабо использовались меры административного принуждения в Республике Карелия, Амурской, Томской областях.

В период со 2 по 29 июня 2008 г. ОАО «Российские железные дороги» было перевезено 2 789 детских групп (118 171 ребенок). Среди детей в пути следования зарегистрировано 9 случаев инфекционных заболеваний, из них  6 случаев ветряной оспы, 3 случая ОРВИ.

При проверке пассажирских составов выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил по перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов (СП 2.5.1277- 03):

- без медицинского сопровождения проследовало 20 групп – 476 детей или 0,4 % от общего числа детей (Алтайский край, Краснодарский край, Республики: Татарстан, Башкортостан,  Калужская, Томская, Свердловская, Самарская, Челябинская Ленинградская области г. Москва).
 
- не согласован сухой паек организаторами отдыха 27 групп  - 1 330 детей (Калужская, Томская, Воронежская, Курская, Московская, Самарская,  Ростовская, Нижегородская область, г. Москва, г.Санкт-Петербург, Республика Татарстан).
     
- не организовано горячее питание для 12 групп - 424 ребенка
(Свердловская, Ленинградская, Пензенская, Волгоградская, Московская, Челябинская области, Красноярский край).

Информация о туристических фирмах и организаторах отдыха детей, нарушающих требования санитарных правил, направлена в Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за перевозками детских организованных групп в период со 2 по 29 июня 2008 г. применены следующие меры административного воздействия: составлено 13 протоколов об административном правонарушении, вынесено 10 постановлений о наложении административного взыскания виде штрафа на общую сумму 11 тыс. рублей, 2 постановления о временном отстранении от работы.
      
С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в 2008 году:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

-  рекомендовать при проведении конкурсных комиссий по определению поставщиков продуктов питания в детские образовательные и оздоровительные учреждения учитывать наличие у поставщиков документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов питания, складских помещений, транспорта для доставки продуктов питания, качество поставляемых продуктов питания, проведение дератизационных и дезинфекционных мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний;

- принять нормативные акты на уровне субъектов Российской Федерации, направленные на ужесточение условий проведения конкурсных комиссий по определению поставщиков продуктов питания в детские образовательные и оздоровительные учреждения, учитывая наличие у поставщиков складских помещений, транспорта для доставки продуктов питания, качество поставляемых продуктов питания, наличие документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов питания;

- организовать контроль за выполнением условий конкурсных отборов поставщиками.

2. Руководителям детских оздоровительных и образовательных учреждений не допускать прием в детские образовательные и оздоровительные учреждения некачественных продуктов питания и при отсутствии сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность.

3. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

- организовать внеплановые мероприятия по контролю за состоянием детских оздоровительных учреждений перед началом II смены;

- принять меры, исключающие заезд детей в неподготовленные оздоровительные учреждения;

- обратить особое внимание на своевременное проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Акарицидные обработки проводить в полном объеме, включая зоны отдыха, особенно в районах, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом;

- при согласовании меню обратить внимание на обеспечение рациона питания детей овощами, фруктами, молоком, кисломолочными продуктами, мясом, рыбой в соответствии с физиологическими потребностями детского организма, а также на проведение витаминизации и профилактики йод- и железодефицитных состояний у детей и подростков;

- обеспечить контроль за проведением мероприятий по профилактике кишечных и воздушно-капельных инфекций среди отдыхающих детей;

- обратить внимание на применение мер административного воздействия при выявлении нарушений гигиенических требований в детских оздоровительных учреждениях, в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации;

- при проведении соответствующих мероприятий по контролю в целях повышения их эффективности обеспечивать дополнение функций, связанных с проверкой соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, функциями по проверке соблюдения законодательства о защите прав потребителей;

- во всех случаях, связанных с причинением вреда жизни и здоровью детей в период их нахождения на отдыхе или во время переезда к месту отдыха и обратно вследствие несоблюдения санитарно-гигиенических требований, обеспечивать в соответствии с установленными полномочиями применение гражданско-правовых методов защиты прав и интересов пострадавших лиц;   

- не допускать отправку больных детей к местам отдыха и обратно;

- обеспечить взаимодействие управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, отправляющих организованные группы детей на отдых в другие субъекты Российской Федерации с управлениями Роспотребнадзора в них;

- о случаях нарушений при организации перевозок детей к местам отдыха и обратно железнодорожным транспортом в летнюю оздоровительную кампанию 2008 года информацию направлять в ОАО «Российские железные дороги» и в копии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- обеспечить контроль за реализацией на оптовых рынках продуктов питания при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность, а также за условиями реализации продуктов питания в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

- доложить в Федеральную службу о принятых мерах в отношении фирм-организаторов детского отдыха, допустивших нарушения санитарного законодательства  в части организации перевозок детских коллективов в срок до 10.07.2008.

4. Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:

- обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп, при подготовке в рейс и в пути следования, обратив внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой и организацию питания детей;

- не допускать отправку больных детей к местам отдыха и обратно.

5. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения - центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований детских оздоровительных учреждений в полном объеме.

6. Руководителю управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (Б.Н. Каськову) и руководителю управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (В.П. Клиндухову) представить объяснения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о случаях отправки организованных детских коллективов без организации питания в пути следования, медицинского сопровождения и отправке больных детей, а также об отсутствии взаимоинформирования о фактах нарушений при перевозках детских коллективов. Срок: до 10.07.2008.

7. Руководителю управления Роспотребнадзора по Волгоградской области (Злепко А.В.) представить объяснения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о не представлении окончательного донесения с установленным эпидемиологическим диагнозом и причинно-следственными связями формирования очага в детском оздоровительном лагере «Лазурный». Срок: до 10.07.2008.

9. Управлению защиты прав потребителей (Прусаков О.В.) оказать на основе совместного с Управлением санитарного надзора (Аксенова О.И.) и Управлением эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте (Кривуля С.Д.) анализа ситуации в соответствующих очагах инфекционных заболеваний в летних оздоровительных учреждениях необходимую организационно-методическую помощь Управлениям Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Куркатов С.В.), Волгоградской (Злепко А.В.) и Читинской (Пинтусов В.И.) областям  в части  реализации ими соответствующих полномочий по  обеспечению судебной защиты  прав и интересов пострадавших лиц.

10. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по Красноярскому, Краснодарскому, Приморскому краям, Новосибирской, Кемеровской, Омской областям организовать мероприятия по контролю за состоянием детских оздоровительных учреждений, предполагаемых к принятию детей из Китайской Народной Республики, обратив особое внимание на организацию питания и медицинское обслуживание. О проделанной работе доложить в Федеральную службу в срок до 10.07.2008.

$SIGN

67



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word