16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 03.03.2006


Протокол Всероссийского совещания специалистов по гигиене детей и подростков по актуальным вопросам организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями воспи

3 Марта 2006

УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

Председательствовал:

Аксенова О.И. - начальник Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Сопредседатель - Бокитько Б.Г.– заместитель начальника Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали:

Яновская Г.В. - заместитель начальника отдела организации санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Беляев Е.Н. - заместитель Главного врача ФГУЗ "Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора

Брагина И.В. - заместитель Главного врача ФГУЗ "Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора

Фокин М.В. - заведующий отделом обеспечения санитарного надзора ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора

Кузнецова Т.В. - и.о. заведующего отделением гигиены детей и подростков отдела обеспечения санитарного надзора ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора

Руководители и специалисты отделов надзора за условиями обучения и воспитания и отделов санитарного надзора территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту

Руководители и специалисты подразделений по гигиене детей и подростков ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте

Представители НИИ, ВУЗов, кафедр: Шубочкина Е.И., Ямщикова Н.Л., Текшева Л.М., Ибрагимова Е.М., Барсукова Н.К., Додонова А.Я., Селезнева Е.И., Каневская Л.Я., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю.

Представители ЦГСЭН министерств и ведомств – Леонова В.Н., Зитева Е.В., Олейникова Д.Ю., Ершова В.Ю.


Актуальные вопросы организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями воспитания, обучения, отдыха детей и подростков в современных условиях.


(Аксенова О.И., Бокитько Б.Г., Прусаков О.В., Перель С.С., Волков А.А., Чикина Л.В., Яновская Г.В., Хадарцев О.С., Мельникова А.А., Гузеева Т.М., Конь И.Я., Текшева Л.М., Степанова М.И., Шубочкина Е.И., Синякова Д.В., Мосов А.В., Семушина И.В., Новикова И.И., Черныш Е.В., Кузнецова Т.В., Шунатова В.А.,Сорокина М.И., Вечерняя Л.С., Стасенко Л.И., Дмитриевская С.В., Колесникова С.А.)

1. Отметить, что специалистами Роспотребнадзора проводится работа по реализации требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также введению в действие принципиально новых нормативных и методических документов, санитарных норм и правил.

На протяжении последних пяти лет неуклонно снижается количество дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений (более чем на 2600 и 5000 соответственно по сравнению с 2001 г.).

Снижение количества образовательных учреждений приводит к переуплотненности и увеличению сменности занятий в школах, сокращению перемен, что в совокупности с высокой интенсивностью образовательного процесса способствует развитию и росту нервно-психических расстройств, хронического утомления, вегетативно-сосудистых расстройств, нейроциркуляторных дистоний у учащихся.

Отмечается значительный рост числа учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые размещаются в основном в перепрофилированных дошкольных образовательных учреждениях. При размещении учреждений в приспособленных зданиях, основной проблемой остается обеспечение данных учреждений необходимым набором помещений достаточной площадью, что является причиной несоответствия материально-технических и санитарно-гигиенических условий в них требованиям санитарного законодательства.

Установленное в ходе госсанэпиднадзора снижение количества учреждений, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия (с 11,5 % в 2001г. до 6,9 % в 2005г.) достигнуто в основном за счет закрытия учреждений не канализованных, без централизованного водоснабжения, находящихся в аварийном состоянии учреждений и строительства новых, соответствующих требованиям санитарного законодательства.

Высоким остается удельный вес учреждений, требующих капитального ремонта, не канализованных, не имеющих централизованного водоснабжения и отопления. В первую очередь это касается начальных и неполных средних школ сельской местности, каждая вторая из которых не имеет централизованного отопления, водоснабжения и канализации.

Так, в Алтайском крае не имеют централизованного водоснабжения 13% учреждений, не канализовано – 18,5%, в Республике Саха (Якутия) – не имеют централизованного водоснабжения 68% школ, не канализовано – 62%, в Республике Дагестан – 50% не имеют централизованного водоснабжения, в Республике Калмыкия – 73%. В Астраханской области 29,7% общеобразовательных учреждений не имеют централизованного водоснабжения, из них 17,3 % работают на привозной воде, в Белгородской области 16,2 % учреждений не имеют централизованного водоснабжения в сельской местности, в Брянской области 16,8% не имеют централизованного водоснабжения, в Вологодской области – 18%, в Кировской области – 13,3%, в Корякском АО – 32%, в Костромской области – 21%.

Для большинства регионов России неудовлетворительное материально-техническое состояние, в том числе, обеспечение образовательных учреждений мебелью остается серьезной проблемой (Смоленская, Камчатская, Брянская, Костромская, Кемеровская, Вологодская области, Корякский АО, Республика Бурятия, Республика Адыгея и др.).

Также вызывает тревогу тот факт, что количество летних оздоровительных учреждений уменьшается, а число детей охваченных организованным детским отдыхом возрастает.

Увеличение количества детей и сокращение летних оздоровительных учреждений привели к превышению фактической вместимости оздоровительных учреждений на 8-10%. Подобное превышение было выявлено в Архангельской, Астраханской, Владимирской, Камчатской, Костромской, Курганской, Оренбургской, Псковской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Ярославской областях, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском крае и др.

По-прежнему отмечается открытие летних оздоровительных лагерей без получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам. Так только в 2005 году без санитарно-эпидемиологического заключения начал функционировать ряд оздоровительных лагерей Иркутской, Новосибирской, Томской, Смоленской, Астраханской, Камчатской областей, Приморского края, Краснодарского края, Республик Бурятия, Хакасия, Карачаево - Черкесской Республики.

Питание детей в организованных коллективах характеризуется недостаточной калорийностью, которая обеспечивается в основном хлебобулочными и макаронными изделиями.

Компенсационные выплаты в большинстве школ выделяются лишь для питания детей из малообеспеченных семей, сирот и посещающих группы продленного дня, т.е. становится невозможным выполнение норм питания в детских учреждениях.

Отмечались нарушения в организации питания детей, питьевого режима, санитарно-технического состояния детских оздоровительных учреждений. В отдельных оздоровительных учреждениях работники пищеблоков не имели достаточной подготовки, что повлекло за собой грубые нарушения санитарных норм и правил (несоблюдение товарного соседства, условий хранения и сроков реализации скоропортящихся продуктов) и технологии приготовления блюд.

В результате грубых ошибок при проведении медицинских осмотров работников направляемых в летние оздоровительные учреждения имели место случаи направления на работу лиц страдающих хроническими заболеваниями, которые при работе на пищеблоках послужили источником инфицирования пищи, что приводило к возникновению пищевых отравлений и вспышек острых желудочно-кишечных заболеваний.

В ряде субъектов Российской Федерации не налажено взаимодействие с заинтересованными органами и учреждениями министерств и ведомств, недостаточна связь с научно-исследовательскими институтами.

Неэффективно применяются меры административного принуждения. Территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту не в полном объеме реализуются предоставленные права по привлечению нарушителей санитарного законодательства к ответственности.

В ходе совещания отмечалось недостаточное знание нормативно-правовых документов специалистами Роспотребнадзора, предъявление излишних требований при организации и проведении производственного контроля, а также нарушения при применении КоАП РФ.

Не везде достаточно внимания уделяется внедрению системы социально-гигиенического мониторинга по разделу гигиены детей и подростков(Кемеровская, Челябинская, Волгоградская и некоторые другие области).

Требует усиления взаимодействие территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту с территориальными отделами по железнодорожному транспорту, так как несогласованность действий приводит к увеличению количества нарушений требований санитарного законодательства при перевозках организованных групп детей. Так только в 2005 году с мая по октябрь было выявлено 480 заболевших детей в пути следования к месту отдыха и обратно, из них 283 ребенка – с инфекционными заболеваниями (246 – ОРВИ, 16 – краснуха, ветрянка, 16 – ангина, 19 – гастроэнтерит, 1 – гепатит А, 1 – менингококковая инфекция).

Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной базы по разделу гигиены детей и подростков.

2. Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:

- обеспечить комплексность в работе со всеми заинтересованными ведомствами при проведении работы, направленной на улучшение условий обучения, воспитания и отдыха детей и подростков, профилактику заболеваний, укрепление здоровья детей, пропаганду здорового образа жизни.

- принять меры к кадровому укреплению подразделений по гигиене детей и подростков, а также своевременному повышению квалификации специалистов.

- при проведении государственного контроля и надзора за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями строго руководствоваться Федеральным Законом от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

- применять к нарушителям санитарного законодательства меры воздействия в строгом соответствии с Федеральным Законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и КоАП Российской Федерации.

- запланировать и организовать проведение семинаров и занятий по повышению квалификации должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора в сфере применения административного законодательства.

- принимать активное участие в разработке и реализации региональных программ по укреплению здоровья детского населения страны.

3. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

3.1. Усилить работу по нормативно-правовому обеспечению в части требований к организации работы учреждений для детей и подростков с круглосуточным пребыванием, учреждений дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования, образовательных учреждений для детей и подростков с физическими и умственными недостатками, в т.ч. детей-инвалидов, дошкольных учреждений компенсирующего вида, условиям хранения, реализации товаров детского ассортимента, норм питания (продуктовые наборы для завтраков, обедов, рационы питания) для школьников, к комнатам временного пребывания детей в организациях торговли, режиму детских санаториев, лагерей труда и отдыха.

3.2. Дополнить действующий "Перечень действующих нормативных и методических документов по гигиене детей и подростков".

3.3. Управлению санитарного надзора и Управлению эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте Федеральной службы определить порядок взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с территориальным управлением и территориальными отделами по железнодорожному транспорту при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за перевозками организованных групп детей.

3.4. Подготовить письмо в территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту по порядку участия специалистов Роспотребнадзора в комиссиях по приемке образовательных учреждений к новому учебному году, согласованию учебных планов в части гигиенических требований, рационов питания, оздоровительных смен в детских летних учреждениях, планов производственного контроля и др.

3.5. Подготовить обращение в Российскую Ассоциацию туристических агентств о взаимодействии при организации летнего отдыха детей и подростков.

3.6. Пересмотреть ассортиментный перечень основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах, утвержденный Департаментом Госсанэпиднадзора МЗ РФ в 1999 году №1100/904-99-115 с учетом необходимости дополнительного включения в рацион продуктов с оптимизированной пищевой ценностью и продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами.

4. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора":

4.1. Подготовить для публикации материалы в тематическом сборнике ЗНИСО в 2006 Г. Всероссийского совещания специалистов по гигиене детей и подростков, согласовав их с Федеральной службой.

5. Просить НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН разработать методические рекомендации по оценке эффективности оздоровления детей и подростков; методику санитарно-эпидемиологической экспертизы учебных программ, инновационных технологий обучения и воспитания.

6. Предусмотреть регулярное проведение совещаний со специалистами по гигиене детей и подростков, в том числе (выездные) региональные тематические мероприятия.

 

$SIGN 342



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word