16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №3 от 07.04.2008


Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко, совместно с ОАО «Российские железные дороги»

10 Апреля 2008

от 7 апреля 2008 года                                                                          № 3

Председательствовал Г.Г. Онищенко – Руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали: В.Н. Шатаев – генеральный директор федеральной пассажирской службы ОАО «Российские железные дороги», А.В. Шимакина – заместитель Министра образования Московской области, Л.Е. Самосей – начальник управления социальной защиты населения Московской области, Г.В. Тамазян – заместитель Министра здравоохранения Московской области, Л.П. Гульченко, О.И. Аксенова, С.Д. Кривуля, Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, главные врачи ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, руководители органов управления образованием в субъектах Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги»

Повестка совещания:

1.    «Об итогах летней оздоровительной компании 2007 года и задачах на 2008 год».

2.    «О подготовке общеобразовательных учебных учреждений к новому учебному году».

I. «Об итогах летней оздоровительной компании 2007 года и задачах на 2008 год».

(Г.Г. Онищенко, П.Н. Николаевич, А.С. Хомиченок, Б.Б. Дарижапов, В.Г.Пилипенко)

За летнюю оздоровительную кампанию число детей охваченных организованным детским отдыхом в 2007 году составило более 6 млн. человек.

Среди общего числа учреждений основную долю (77%) составили лагеря с дневным пребыванием детей – более 46,3 тыс. учреждений, профильные лагеря (15,3 %) – более 9 тыс. учреждений, и загородные стационарные лагеря (4,4%) – около 3 тыс. учреждений.

Без согласования с Роспотребнадзором в 2007 г. были открыты 50 учреждений – 15 загородных оздоровительных учреждений, 28 лагерей с дневным пребыванием детей, 5 профильных оздоровительных лагерей, 1 санаторно-оздоровительный лагерь и 1 учреждение для отдыха родителей с детьми (Белгородская, Рязанская, Московская, Вологодская, Иркутская, Читинская области, г. Москва, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий АО, Республика Тыва).

Из-за низкой степени готовности к летней оздоровительной кампании детских оздоровительных учреждений 1107 учреждений были приняты комиссиями со 2-3 раза, в результате чего сроки заездов были задержаны на 2-9 дней.

Продолжительность смены в загородных учреждениях составляла 21 день, в санаторных учреждениях – 24 дня, в профильных и трудовых лагерях - 10-24 дня.

ЛОУ в целом были укомплектованы медицинским персоналом, необходимые медикаменты были приобретены в достаточном количестве.     Пищеблоки детских оздоровительных учреждений укомплектованы персоналом, прошедшим медицинский осмотр и гигиеническую подготовку.

Во многих субъектах Российской Федерации отмечены значительные улучшения в организации питания детей, произошедшие в основном вследствие увеличения объемов финансирования (Кемеровская, Архангельская, Самарская, Белгородская, Тамбовская области, Алтайский край и другие).

Питание детей в оздоровительных учреждениях летом 2007 года было организовано исходя из местных расценок на продукты питания. В целом по стационарным загородным лагерям на сумму 113-140 рублей в день при 4-5 разовом питании (в 2006 г. - 80-100 руб.).

В учреждениях с дневным пребыванием дети питались 2-3 раза в день на сумму 60-73 рублей (в 2006 г. – 35-60 руб.).

Для учреждений санаторного типа в среднем дотации составляли 129-148 рублей при 6 разовом питании (в 2006 г. – 100-130 руб.).

Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения мероприятий по контролю за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия детей в летних оздоровительных учреждениях явились:

1. Нарушения при организации питания детей:

- несоблюдение технологии приготовления блюд (Хабаровский край Чувашская Республика, Свердловская, Тверская, Смоленская, Псковская, Липецкая, Костромская области);

- несоблюдение сроков хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов питания (Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Ярославская, Тамбовская, Амурская области);

- отсутствие на продукты питания сопроводительных документов (Республика Адыгея, г.Санкт-Петербург, Тверская, Воронежская, Владимирская, Астраханская, Смоленская области);

- несоблюдение требований к санитарному содержанию помещений, мытью и обработке оборудования, инвентаря и посуды (Ярославская, Тамбовская, Читинская, Смоленская, Сахалинская, Ивановская, Вологодская область, Республика Мордовия);

- несоблюдение физиологически обоснованных норм питания детей в учреждениях (Читинская, Тюменская, Владимирская, Воронежская, Волгоградская, Курганская, Липецкая, Омская, Пензенская, Смоленская, Рязанская, Челябинская области, Пермский край);

2. Неудовлетворительное качество питьевой воды (Архангельская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Тверская, Саратовская, Челябинская области, Чувашская Республика, Пермский край);

3. Не прохождение в полном объеме медицинского осмотра персоналом (Красноярский край, Оренбургская область, Белгородская область);

4. Не соблюдение правил приема детей в оздоровительные учреждения (Ленинградская область, Курганская область, Белгородская область, Астраханская область);

5. Отсутствие должного контроля со стороны медицинского персонала за санитарно-эпидемиологическим состоянием оздоровительных учреждений (Тверская область, Пензенская область, Воронежская область, Республика Калмыкия, Республика Башкортостан);

6. Неудовлетворительное содержание мест купания, в том числе бассейнов (Московская, Костромская, Ульяновская области и др.)

За период летней оздоровительной кампании 2007 года среди отдыхающих детей и персонала ЛОУ было зарегистрировано 8 вспышек инфекционных заболеваний с общим количеством пострадавших 477 человек, в том числе 416 детей до 17 лет.

Вспышки были зарегистрированы: 3 очага острой дизентерии (г. Москва, Московская область), 2 очага пищевой стафилококковой токсикоинфекции (Свердловская, Ярославская области), 1 очаг энтеробактериальной этиологии (Новгородская область), 1 очаг сальмонеллеза (Костромская область), 1 очаг контактного дерматита неинфекционной природы (Сахалинская область).

В 88% случаев вспышки носили пищевой характер и были связаны с употреблением инфицированных блюд, приготовленных на пищеблоке учреждений с грубыми нарушениями технологических требований.

В период с 29 мая по 1 сентября 2007г. ОАО «Российские железные дороги» перевезено 896 982 ребенка (15 956 групп). Горячим питанием были обеспечены 488 757 детей (54,5%), сухим пайком – 399 157 (44,5%).

При осуществлении госсанэпиднадзора за перевозкой детей отмечались факты нарушений требований санитарных норм и правил. При проверке пассажирских поездов было выявлено отсутствие медицинского сопровождения (для 188 групп – 4387 человек), не организовано питание детей находящихся в пути следования свыше 1 суток (для 9 068 детей), отмечены факты нарушения санитарно-технической подготовки пассажирских вагонов в поездах формирования.

В ходе летней оздоровительной кампании 2007 года специалистами органов Роспотребнадзора было наложено 14440 штрафов на сумму более 19,2 млн. рублей, из них взыскано 68,4% на сумму более 13,1 млн. рублей.

В 2007 году было передано судьям 43 дела о приостановлении деятельности (в 2006 г. – 54), эксплуатация 36 объектов была приостановлена (в 2006 г. – 42).

Вынесено 8 постановлений о направлении материалов в правоохранительные органы.

По предложению органов Роспотребнадзора в период летней оздоровительной кампании было отстранено от работы 2734 сотрудника оздоровительных учреждений (в 2006 г. – 1678), в том числе 998 человек по загородным стационарным лагерям (в 2006 г. – 648) и 1389 человек по лагерям с дневным пребыванием детей и подростков (в 2006 г. – 747).

Анализ ситуации в летних оздоровительных учреждениях в течение нескольких лет позволил выявить основные проблемы, возникающие при проведении летних оздоровительных кампаний. Особенно актуальными остаются вопросы, связанные с качеством и безопасностью воды питьевой, организацией рационального сбалансированного питания, обеспечением педагогическим персоналом и сотрудниками пищеблоков, проведением медицинских осмотров и иммунизации детей, приезжающих из неблагополучных по инфекционным заболеваниям регионов.

В ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2008 года вышло постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах», сроком на 3 года, направленное на обеспечение полноценного отдыха детей в летнее и каникулярное время.

В соответствии, с которым, как и в 2007 году Фонду социального страхования Российской Федерации поручено осуществлять полную или частичную оплату путевок для детей:

-    в детские санатории для детей от 4 до 15 лет и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) со сроком пребывания 21-24 дня;

-    загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 24 дня в период летних каникул;

-     в лагерях с дневным пребыванием – со сроком пребывания не менее 5 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более, чем за 21 день пребывания в период летних каникул.

Такие же требования регламентированы СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» продолжительность смены в летние каникулы должна составлять не менее 21 дня, в осенние, зимние и весенние каникулы не менее 7 дней. При организации санаторных смен не менее 24 дней.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» продолжительность смены в оздоровительном учреждении в период летних каникул должна составлять не менее 21 дня.

Таким образом, устанавливаемая упомянутым распоряжением Правительства Российской Федерации продолжительность смен аналогична требованиям санитарных правил.

Издано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 01.04.2008 № 23 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах», в котором отмечается, что при подготовке к проведению летней оздоровительной кампании необходимо усилить санитарно-эпидемиологический надзор за работой летних оздоровительных учреждений, организацией полноценного сбалансированного питания, подборе персонала детских оздоровительных учреждений, физического воспитания и закаливания детей, а также обратить особое внимание на качество и своевременность проведения гигиенической аттестации персонала, поступающего на работу в детские оздоровительные учреждения.

С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в 2008 году необходимо:

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять первоочередные меры по подготовке детских оздоровительных учреждений к летней оздоровительной кампании 2008 года с учетом итогов летней оздоровительной кампании 2007 года, обратив особое внимание на выполнение планов-заданий и укрепление материально-технической базы учреждений, а также увеличение площадей противоклещевых обработок в регионах, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом.

2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации

- рассмотреть вопрос об усилении кадрового состава специалистов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в период летней оздоровительной кампании;

- откорректировать планы-задания по подготовке детских оздоровительных учреждений к летней оздоровительной кампании 2008 года, предусмотрев в них мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы ЛОУ на период до 2010 года;

- принять меры, исключающие заезд детей в неподготовленные оздоровительные учреждения;

- обратить особое внимание на своевременное проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Акарицидные обработки проводить в полном объеме, включая зоны отдыха, особенно в районах, неблагополучных по заболеваемости клещевым энцефалитом;

- не допускать сокращение продолжительности смен в оздоровительных учреждениях;

- при согласовании меню обратить внимание на обеспечение рациона питания детей овощами, фруктами, молоком, кисломолочными продуктами, мясом, рыбой в соответствии с физиологическими потребностями детского организма, а также на проведение витаминизации и профилактики йод- и железодефицитных состояний у детей и подростков;

- организовать профилактику кишечных и капельных инфекций среди отдыхающих детей;

- обратить внимание на применение мер административного воздействия при выявлении нарушений гигиенических требований в детских оздоровительных учреждениях в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации;
- не допускать отправку больных детей к местам отдыха и обратно;
- обеспечить взаимодействие управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, отправляющих организованные группы детей на отдых в другие субъекты Российской Федерации с управлениями Роспотребнадзора в них;
- направить информацию о нарушениях и недостатках при организации перевозок детских коллективов железнодорожным транспортом в летнюю оздоровительную кампанию 2007 года в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Срок до 01.05.2008;
- о случаях нарушений при организации перевозок детей к местам отдыха и обратно железнодорожным транспортом в летнюю оздоровительную кампанию 2008 года информацию направлять в ОАО «Российские железные дороги» и в копии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Территориальному управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту:

- обеспечить контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп, при подготовке в рейс и в пути следования, особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой и организацию питания детей;

- не допускать отправку больных детей к местам отдыха и обратно;

4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения - центрам гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований детских оздоровительных учреждений в полном объеме.

5. Отметить удовлетворительную работу Краснодарского края по подготовке к летней оздоровительной кампании 2008 года.

6. Руководителю управления Роспотребнадзора по Костромской области (А.С. Хомиченок) прибыть в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с отчетом об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за подготовкой к летней оздоровительной кампании 2008 года совместно с представителями департамента здравоохранения и управлением образования по Костромской области. Срок: до 01.05.2008.

7. Просить ОАО «Российские железные дороги» откорректировать график движения детских железнодорожных составов южного направления, которые в течение одного дня производят высадку и посадку детей из одних из тех же летних оздоровительных учреждений, что приводит к отсутствию перерыва между заездами и длительному пребыванию детей на вокзалах.

8. Управлению эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте (С.Д. Кривуля) подготовить и направить в ОАО «Российские железные дороги» информацию о нарушениях и недостатках при организации перевозок детей к местам отдыха и обратно железнодорожным транспортом. Срок: до 15.05.2008.

II. «О подготовке общеобразовательных учебных учреждений к новому учебному году».

12 марта 2008 года подписано совместное письмо о взаимодействии с Минобрнауки России и МЧС России при проведении контрольно-надзорных мероприятий при подготовке образовательных учреждений к новому учебному году.

В соответствии с данным письмом руководителям органов управления образованием субъектов Российской федерации рекомендовано начинать ежегодную подготовку образовательных учреждений к новому учебному году не позднее 1 августа и заканчивать к 25 августа.

Работу комиссий по приемке образовательных учреждений – начинать с 10 августа и заканчивать не позднее 25 августа.

Подготовка образовательных учреждений к новому учебному году должна проводиться строго в соответствии с выданными предписаниями об устранении выявленных нарушений и планами-заданиями.

Указанное письмо о взаимодействии направлено в управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации 02.04.2008 №01/3034-8-32.

В Российской Федерации в 2007-2008 учебном году на надзоре Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится 58 574 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 14 189 647 детей.

При подготовке к новому 2007-2008 учебному году были разработаны и приняты к исполнению около 45 тыс. планов-заданий с количеством мероприятий около 250 тыс. На 01.09.2007 было выполнено ориентировочно 90-95% мероприятий.

Следует отметить, что планами-заданиями было запланировано приобретение технологического оборудования для пищеблоков взамен устаревшего для 20 277 школ. К новому 2007-2008 учебному году было приобретено оборудование только для 16 181 школ, что составляет 80%, т.е. около 5 000 школьных пищеблоков работает на устаревшем оборудовании, имеющим износ более 80%.

В соответствии с планами-заданиями требовалось приобрести ученическую мебель для 25 746 школ, однако приобретена она была только для 20 657 школ, что составляет 80%, т.е. 5 089 школ не имеют достаточного количества ученической мебели, соответствующей росто-возрастным особенностям детей.

Особое опасение вызывает тот факт, что в проведении капитальных ремонтов нуждается 6 559 школ.

Общие проблемы в подготовке образовательных учреждений к 2007-2008 учебному году были:

-затянуты сроки проведения косметических ремонтов (Пермский край Республика, Бурятия, Пензенская область, Калужская область, Иркутская область, Ивановская область и др.)

- несвоевременное выполнение планы-задания в полном объеме (Архангельская область, Свердловская область, Чукотский АО, Ненецкий АО и др.)

- не своевременное прохождение медицинских осмотров декретированным контингентом (Иркутская область, Свердловская область);

- не укомплектованность кадрами пищеблоков (Оренбургская область, Томская область);

- недостаточное финансирование на проведение органами образования радикальных мероприятий, требующих значительных материальных затрат;

- неполное, некачественное и несвоевременное проведение ремонтных работ в школах;

- недостаточное обеспечение общеобразовательных учреждений доброкачественной питьевой водой;

- отсутствие полного набора помещений, в том числе спортивных залов, медицинских кабинетов и др.

Для подготовки школ к 2008-2009 учебному году необходимо:

1. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заслушать по итогам государственного санитарно-эпидемиологического надзора 2007-2008 учебного года вопрос о санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных учреждений, обратив особое внимание на необходимость их своевременной подготовки к 2008-2009 учебному году и принятие первоочередных мер, направленных на соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм.

2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с управлениями образований:

2.1. Откорректировать планы-задания, направленные на укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия учащихся, с учетом сроков работы летних оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных учреждений, обратив особое внимание на:

- своевременную подготовку пищеблоков, в том числе обеспечение технологическим оборудованием;

- оборудование школ системами водоснабжения, канализации, отопления;

- обеспечение школ ученической мебелью в полном объеме.

$SIGN

313



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word