16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 06.12.2007


Протокол Совещания по подведению итогов работы по выполнению приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по вопросам ВИЧ/СПИД и гепатитов В и С

9 Января 2008
5 – 6 декабря 2007 года
г. Суздаль
 
Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
 
В совещании приняли участие представители Центров по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, а также представители от Минздравсоцразвития России, Министерства обороны России, Минобрнауки России, Росздрава, ФСИН России, АМН России, ЦНИИОИЗ, НИИ вирусологии АМН, ФГУН НИИЭМ, ФГУЗ по железнодорожному транспорту, ММА им. Сеченова, (список прилагается).
 
СЛУШАЛИ:
 
I. «Результаты и перспективы реализации государственной политики по противодействию распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С» - Онищенко Г.Г. - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
1.1. Отметить, что в Российской Федерации на 01. 11. 2007 года зарегистрировано 403 100 случаев ВИЧ – инфекции, из них - 2 636 детей, среди которых 1 264 рождены ВИЧ-инфицированными матерями.
 
За 10 месяцев 2007 года выявлено 32 087 новых случаев инфицирования, в 2005 году выявлено 38 997 заражения, в 2006 году – 39652
 
Число зарегистрированных живых ВИЧ-инфицированных лиц на 100 000 населения России («пораженность») продолжало увеличиваться и к 1 декабря 2007 года достигло 270,1 по сравнению с 244,4 зарегистрированными в конце 2006 г.
 
Из общего числа ВИЧ-инфицированных стадия СПИД диагностирована у 3 639 больных, из них у 232 детей.
 
В число субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции на конец октября этого года входят: г. Санкт-Петербург (абсолютное число случаев ВИЧ-инфекции- 35 315), Свердловская область (3 3303), Самарская (30 013), Московская (30 619), г. Москва (29 421), Иркутская (22 619), Челябинская (17561), Оренбургская (16620), Ленинградская область (12293), Ханты-Мансийский автономный округ (10915).
 
1.2. Отметить, что в Российской Федерации за 20 лет своего существования эпидемия ВИЧ-инфекции прошла через целый ряд этапов своего развития, каждый из которых имел свои отличительные особенности.
 
Такие особенности развития эпидемия ВИЧ-инфекции в России имеет и на современном этапе.
 
В первую очередь необходимо отметить, что эпидемия, несмотря на 20-ти летний период, все еще остается сконцентрированной в наиболее уязвимых группах населения.
 
Ведущим путем распространения ВИЧ-инфекции продолжает оставаться инфицирование при парентеральном употреблении наркотиков, которое в среднем составляет 65%.
 
Хотя в 2005-2006 годах наблюдалась явная тенденция к увеличению полового пути передачи вируса иммунодефицита человека, в 2007 году отмечается ощутимое снижение доли новых случаев заражения половым путем и рост заражений ВИЧ при употреблении наркотиков, который по предварительным данным достигает 10-15%, а по отдельным территориям до 1,5 –2 раз (г. Новороссийск).
 
Вместе с тем, эта тенденция не однозначна. Стабильно продолжает увеличиваться доля женщин среди всех зарегистрированных случаев, она увеличилась до 44%, что свидетельствует о сохраняющейся высокой активности гетеросексуального пути передачи ВИЧ-инфекции, несмотря на сокращение его доли в общем объеме.
 
Диагноз ВИЧ-инфекция впервые установлен во время беременности в 2006 году у 35% ВИЧ-инфицированных беременных женщин (4 577 новых случаев ВИЧ-инфекции среди всех 13 049 беременностей у ВИЧ-инфицированных по данным Федерального центра СПИД и формы государственной статистической отчетности № 61).
 
Другой особенностью эпидемии ВИЧ-инфекции в настоящее время является быстрое увеличение числа лиц, нуждающихся в антиретровирусной терапии, которые находятся на поздних стадиях ВИЧ-инфекции. Пик эпидемии в нашей стране пришелся на 2000-2001 годы, когда число новых случаев заражения достигало более 80 тысяч человек в год. Сейчас ВИЧ-инфицированные именно той волны, в большинстве своем не обращавшихся за медицинской помощью и находящиеся на «поздних стадиях» ВИЧ-инфекции, составляют основную массу пациентов, которым требуется высокоактивная антиретровирусная терапия.
 
Наблюдается значительный рост регистрации вторичных заболеваний у взрослых больных с ВИЧ-инфекцией (более чем в 2 раза увеличилось число больных кандидозной, герпетическими и множественными инфекциями, а злокачественными новообразованиями, в первую очередь саркомой Капоши, в 1,5 раза).
 
Соответственно увеличилось число нуждающихся в стационарном лечении по причине ВИЧ-инфекции. В 2005 году госпитализировано 25 800 пациентов с ВИЧ-инфекцией, в 2006 году – 28 000 человек. Также выросло практически в 1, 5 раза число ВИЧ - инфицированных, получивших инвалидность по основному заболеванию (2,5 тысячи человек в 2006 году).
 
В 2006-2007 годах, несмотря на наличие антиретровирусной терапии, отмечается рост смертности среди ВИЧ-инфицированных. В 2006 году умерло в 1,4 раза больше пациентов по сравнению с 2005 годом, из них вследствие прогрессирования ВИЧ-инфекции – в 1,52 раза больше. Это, в первую очередь, обусловлено увеличением числа летальных исходов вследствие микобактериальной инфекции, в том числе туберкулеза.
 
В 2006 году от ВИЧ-ассоциированного туберкулеза умерло 1 625 больных (на 41,3% больше, чем в 2005 году), что составило 60% всех случаев смерти ВИЧ-инфицированных лиц. Туберкулез становится ведущей причиной смертности при ВИЧ-инфекции.
 
Значительно, до 41, 5 тысяч человек (более чем на 5 тыс. человек), увеличилось число ВИЧ-инфицированных, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы.
 
1.3. Отметить, что в целях успешной реализации приоритетного проекта в сфере здравоохранения была проведена большая организационная работа.
 
Распоряжением администрации субъектов федерации созданы постоянно действующие межведомственные органы (комиссии, советы, комитеты) по профилактике и борьбе со СПИДом, возглавляемые вице-губернаторами, которые регулярно не реже 1 раза в квартал рассматривают ход выполнения приоритетного национального проекта и другие вопросы, связанные с противодействием распространению ВИЧ-инфекции.
 
Вопросы реализации национального проекта «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ» заслушиваются на совещаниях у полномочных представителей Президента Российской Федерации по федеральным округам, на селекторных совещаниях с руководителями органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований.
 
В каждой территории осуществляется мониторинг реализации приоритетного национального проекта, утверждены сетевые графики его выполнения, изданы необходимые распорядительные и регламентирующие документы. В некоторых субъектах созданы штабы при губернаторах по контролю исполнения сетевых планов-графиков по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
 
Чрезвычайно важным является то, что к этой работе в полном масштабе подключился административный аппарат всех уровней, система муниципального здравоохранения, надзорные и правоохранительные органы.
 
Выделение в рамках приоритетного национального проекта значительных средств на профилактику, диагностику и лечение ВИЧ-инфекции потребовало перестроить стиль и методы работы по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным.
 
1.4. Обратить внимание на ошибки и проблемы, выявленные в 2007 году:
1.4.1. Со значительным опозданием проведен конкурс на поставку антиретровирусных препаратов. Фактические поставки антиретровирусных препаратов и тест-систем в субъекты начали осуществляться «Медтехснабом» в конце августа - сентябре 2007 года.
1.4.2. Имели место ошибки при расчетах необходимого количества антиретровирусных препаратов. Объемы ряда препаратов были завышены в несколько раз. Особенно остро это выявила ситуация, возникшая в связи с необходимостью замены препарата Вирасепт. В своих заявках на 2007 год субъекты Российской Федерации заявили препарат Вирасепт в объеме, превышающем потребность.
1.4.3. В связи с форс-мажорными обстоятельствами препарат Вирасепт фирмы «Ля Рош - Лтд» был запрещен к применению в Российской Федерации. Это потребовало дополнительное время для разработки схем замены Вирасепта, повторного сбора заявок и проведения закупок препаратов замены, что задержало поставку в территории полного объема препаратов, оттянуло сроки назначения терапии, повысило риск отказа пациентов от лечения.
1.4.4. При закупке препаратов для схем замены возникли проблемы с препаратом Невирапин. Фирма «Берингер Ингельхайм», единственный производитель и поставщик в России препарата Невирапин отказалась от поставок, что привело к проблемам в обеспечении схем замены.
1.4.5. При заполнении субъектами Российской Федерации форм для сбора заявок были допущены ошибки технического характера, которые привели к сбою компьютерной системы Росздрава, и потребовалось дополнительно открывать систему для приема исправленных заявок территорий. Работа с этой информационной системой вызвала много нареканий и взаимных претензий с обеих сторон.
 
1.5. Отметить, что в ходе реализации приоритетного национального проекта многократно увеличился объем финансовых средств, выделяемых на организацию мероприятий по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции.
 
Реализация приоритетного национального проекта и его финансирование с федерального уровня привели к росту расходов на борьбу с ВИЧ/СПИД и на уровне субъектов Российской Федерации. Проблема со-финансирования мероприятий по диагностике, лечению и профилактике ВИЧ-инфекции реально сдвинулась в 2007 году. Так, по данным проверки ряда территорий, проведенной в 3-4 кварталах 2007 года установлено, что в среднем со-финансирование мероприятий в рамках приоритетного национального проекта значительно выросло по различным территориям, от 40-50% до 3-4 раз.
 
Совокупный объем финансирования мероприятий, направленных на противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции по субъектам Российской Федерации, в среднем практически удвоился, а федеральная составляющая увеличилась в 3 раза.
 
1.6. Отметить, что в 2007 году в рамках приоритетного национального проекта были поставлены следующие задачи:
1.6.1. Провести не менее 22 млн. обследований граждан с профилактической целью для выявления ВИЧ-инфекции среди населения.
1.6.2. Повысить качество и уровень охвата диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных до 80%.
1.6.3. Обеспечить антиретровирусной терапией не менее 30 тысяч ВИЧ-инфицированных, нуждающихся в лечении.
1.6.4. Обеспечить проведение химиопрофилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека в соответствии с утвержденными стандартами у не менее 85 % ВИЧ-инфицированных беременных женщин.
1.6.5. Внедрить в практику стандарты по оказанию медицинской помощи взрослым и детям, больным ВИЧ-инфекцией.
1.6.6. Повысить уровень информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции, повысить доверие ВИЧ-инфицированных к системе здравоохранения, увеличить охват групп риска программами по профилактике ВИЧ-инфекции.
1.6.7. Внедрить в практику программы по социальной помощи и поддержке при ВИЧ-инфекции, включая программы по паллиативной помощи, повышению приверженности при лечении ВИЧ-инфицированных антиретровирусными препаратами, организацию групп взаимопомощи и поддержки лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией.
1.6.8. Обеспечить диагностическими средствами и препаратами для лечения больных ВИЧ-инфекцией в сочетании с гепатитами В и С и больных гепатитами в 32 «пилотных» территориях.
 
1.7. Отметить, что в целях реализации национального приоритетного проекта выполнены следующие мероприятия:
1.7.1. На 10.11.2007г. по данным ежемесячного мониторинга обследовано с профилактической целью на ВИЧ-инфекцию 21,8 миллионов граждан Российской Федерации (с учетом среднемесячного количества проведения обследований к концу года запланированное количество в 22 млн. должно быть достигнуто).
1.7.2. В 2007 году в России значительно увеличился объем специальных исследований, позволяющих оценить качество и эффективность проводимой антиретровирусной терапии. По сравнению с 2006 годом, количество проведенных исследований для определения иммунного статуса выросло на 70%, а количество проведенных исследований для определения вирусной нагрузки в 2,2 раза.
1.7.3. По данным субъектов Российской Федерации в 2006 году подлежало диспансерному наблюдению 304 062 ВИЧ-инфицированных, наблюдением было охвачено 231 331 ВИЧ-инфицированных, что составляло в среднем по России - 76,0%. По данным на 10.11.2007 года процент охвата вырос до 77,7%. Однако, только в трех из семи федеральных округов показатели охвата диспансерным наблюдением, заложенные в приоритетном национальном проекте, на сегодняшний день выполнены (Южный, Приволжский, Дальне-Восточный). Также, необходимо отметить, что в 6 субъектах Российской Федерации, охват диспансерным наблюдением на 1 ноября 2007 года составляет менее 70%: г. Москва (59,8%), Ленинградская область (66,8%), Чеченская Республика (40,8%), Свердловская область (65,9%), Иркутская область (61,5%).
1.7.4. В учреждениях ФСИН находится 41 500 ВИЧ-инфицированных, из них охвачено диспансерным наблюдением 40 710 человек, что составляет 98%. Проведено обследований на вирусную нагрузку 19 283 и по определению иммунного статуса – 24 297, т.е. практически половина ВИЧ-инфицированных имеет по одному обследованию на иммунный статус и вирусную нагрузку.
1.7.5. Наиболее заметным положительным сдвигом в диспансеризации является то, что удельный вес ВИЧ-инфицрованных детей, взятых на диспансерный учет, практически повсеместно вырос за 2006-2007 годы до 98-99%.
1.7.6. Развивается сеть доверенных врачей ЛПУ муниципального звена. В целях улучшения диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицрованными и оказания им медицинской помощи в Московской и Челябинской областях, Санкт-Петербурге организованы выездные бригады, опыт работы которых показал их полезность и эффективность.
1.7.7. Не смотря на то, что процент охвата антиретровирусной терапией за 10 месяцев текущего года (83,2%) уже превысил показатели 2006 года (71,2%) перед нами стоит достаточно серьезная задача - обеспечить выполнение национального приоритетного проекта и взять на лечение в течение оставшихся полутора месяцев почти 4 000 больных.
По данным на 10.11.2007 года в стране 26 071 ВИЧ-инфицированных получают антиретровирусную терапию, тогда как по плану к концу текущего года должно быть охвачено лечением 30 000 ВИЧ-инфицированных.
1.7.8. В ряде субъектов Российской Федерации работа по охвату антиретровирусной терапией проводится явно недостаточно, так в Республике Кабардино-Балкария лечением охвачено только 27% от числа нуждающихся в терапии, в Иркутской области - 53%, в Республике Ингушетия - 54%, Сахалинской области - 55%, Чеченской Республике - 56%, Ярославской области - 60%, Ханты-Мансийском А.О. и Читинской области - 65%, Ленинградской области - 68%, Костромской и Амурской областях - менее 75%. Тем субъектам Российской Федерации, где получают антиретровирусные препараты менее 70% ВИЧ-инфицированных лиц от числа нуждающихся в лечении, следует незамедлительно принять дополнительные меры для выполнения задач приоритетного национального проекта на 2007 год.
Большие положительные сдвиги в организации и охвате лечением произошли в этом году в Свердловской области, Республике Башкортостан, Оренбургской области, Челябинской области.
1.7.9. Стационарная помощь ВИЧ-инфицированным больным оказывается в профильных отделениях по месту жительства, специализированная стационарная помощь оказывается на выделенных койках в специализированных учреждениях областного и городского уровня.
1.7.10. Необходимость в стационарном лечении больных ВИЧ-инфекцией в ближайшие годы будет нарастать в связи с утяжелением заболевания у ВИЧ-инфицированных с 7-10 летним стажем заболевания.
1.7.11. Весьма серьезной остается проблема приверженности антиретровирусной терапии и отказов пациентов от нее. В 2007 году 2 771 ВИЧ-инфицированный прервал курс антиретровирусной терапии по различным причинам, из них наибольшее количество в Приволжском (1021), Сибирском (557) и Центральном (433) федеральных округах.
1.7.12. В течение 2007 года 5 108 ВИЧ-инфицированных беременных женщин прошли полный курс химиопрофилактики и 4 950 прошли его в 2006 году, что соответствует запланированным показателям. По отдельным территориям процент охвата вертикальной профилактикой увеличился до 95% - в Псковской, Владимирской областях, Республике Дагестан, Пермском крае, г. Санкт-Петербурге
1.7.13. В отдельных территориях – г. Санкт-Петербург химопрофилактикой охвачены в 2006 году - 96% пар мать/дитя, в 2007 году- 100%.
Отмечается рост трехэтапной профилактики: во время беременности, в родах и ребенку, которая в 2007 году проведена в 71% и в 2007 году (за 10 месяцев) - в 87% случаев. Соответственно снижается число женщин, получающих химиопрофилактику по экстренной схеме: с 24% в 2006 году до 13% в 2007 году.
1.7.14. Хорошо поставлена профилактическая работа с ВИЧ-инфицированными беременными женщинами в Брянской, Липецкой, Тамбовской, Псковской, Пензенской, Томской, Орловской, Рязанской, Сахалинской, Костромской, Ярославской областях, Красноярском крае, Ханты-Мансийском А.О., г. Москве. В этих субъектах Российской Федерации охват трехэтапной профилактикой составил от 90% до 100%.
В 2007 году неблагоприятной выглядит ситуация в Иркутской, Амурской, Томской областях, Чеченской Республике. По данным ежемесячного мониторинга полный курс химиопрофилактики в этих субъектах Российской Федерации получили менее 60% ВИЧ-инфицированных беременных.
1.7.15. В 2007 году в субъектах федерации осуществлялось более 300 различных профилактических проектов, финансируемых из разных источников, в т.ч.:
- 60 проектов финансируемых счет средств приоритетного национального проекта, из них 17 - в учреждениях пенитенциарной системы, 40 проектов по организации паллиативной помощи и повышению приверженности при антиретровирусной терапии;
- 117 проектов, реализуемых «Открытым институтом здоровья» в рамках проекта «Глобус», в том числе 60 проектов по профилактике ВИЧ/СПИДа среди наиболее уязвимых социальных групп и 54 проекта по предоставлению лечения, ухода и социальной защиты людям, живущим с ВИЧ/СПИДом;
- 86 проектов, реализуется Фондом «Российское здравоохранение» в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе 31 проект по профилактике ВИЧ-инфекции среди групп риска и 55 проектов по паллиативной помощи, подготовке мультипрофессиональных программ по повышению приверженности и развитию немедицинского сервиса организации групп взаимопомощи 28 программ снижения вреда, реализуется Всероссийской сетью снижения вреда;
- программы по профилактике ВИЧ-инфекции на рабочем месте, осуществляемые в Московской и Мурманской областях Международной организацией труда;
- программы по повышению квалификации педагогов, психологов, студенческого актива в учреждениях среднего профессионального образования, финансируемые за счет ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями». Обучено 406 специалистов из 5 регионов (г. Москва, Московская, Новгородская и Томская области Краснодарский край);
- восьмая Летняя школа молодых волонтеров, участвующих в программах по пропаганде здорового образа жизни. Участие в работе школы приняли 135 человек из 27 субъектов Российской Федерации;
1.7.16. Необходимо отметить активную позицию в реализации профилактических проектов следующих территорий: Калужская, Архангельская, Липецкая, Астраханская, Псковская, Саратовская области, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Красноярский Край.
1.7.17. В 2007 году были впервые использованы новые технологии профилактической работы. В поддержку мероприятий, осуществляемых в рамках приоритетного национального проекта «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ» по инициативе ООО «Пресс-Экспресс» организован Автопробег «СПИД – СТОП!» В рамках автопробега в 16 субъектах Российской Федерации были организованы «круглые столы» с участием представителей администрации субъектов, заинтересованных государственных структур и неправительственных организаций. Проводились семинары-тренинги для сотрудников государственных учреждений и обучающие семинары для учащихся средних специальных заведений. Особенно следует отметить работу команды «Автопробега», а также работу, проведенную Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по подготовке этого мероприятия в Липецкой, Иркутской, Тюменской областях, Республике Бурятия, Приморском и Хабаровском краях.
Применение подобной технологии, как формы работы по профилактике ВИЧ-инфекции, привлекательной для молодежи, одобрено администрацией городов-участников акции.
 
1.8. Обратить внимание на то, что несмотря на достигнутые успехи имеется целый ряд типовых проблем и недостатков, которые в 2008-2010 годах могут поставить под угрозу выполнение национального приоритетного проекта:
1.8.1. Ежегодно возрастающий объем лабораторных исследований не позволит в самом ближайшем будущем на имеющейся лабораторной базе обеспечить диагностику ВИЧ-инфекции (в первую очередь иммунного статуса и вирусной нагрузки) всем нуждающимся.
При закупке дополнительного нового оборудования необходимо обеспечить целый ряд требований (технические, санитарные, пожарные и др.), дополнительные площади для его установки и увеличение штатов.
Для увеличения возможности лабораторной диагностики наиболее целесообразно в настоящий момент обеспечить приобретение оборудования для пробоподготовки образцов, что позволит на уже имеющемся оборудовании и при существующих штатах увеличить в 4-5 раз количество исследований, исключив вдобавок «человеческий фактор» в обеспечении качества и достоверности результатов анализа.
1.8.2. Серьезной проблемой является то, что определение вирусной нагрузки и иммунного статуса зачастую возможны только в областных центрах, это резко снижает возможности по обследованию пациентов и ухудшает приверженность, как к диспансерному наблюдению, так и к антиретровирусной терапии.
Что касается оборудования для проведения скрининговых исследований (иммуноферментного анализа), то к настоящему времени его парк во всех проверенных территориях сильно изношен и требует обновления.
1.8.3. Практически везде, имеют место проблемы с обеспечением обследования ВИЧ-инфицированных согласно стандарту оказания медицинской помощи для выявления оппортунистических, микст и СПИД-ассоциированных инфекций. Особую обеспокоенность вызывает отсутствие налаженной диагностики вторичных заболеваний так как это существенно ограничивает возможность своевременной постановки диагноза и назначения специфической терапии.
1.8.4. Анализ материалов, полученных при проверке показал, что как на территориях с высоким охватом диспансерным наблюдением, так и на территориях с невысоким охватом, имеется существенный разброс по данным в разных районах внутри этих территорий (например: в Московской области – от 98% до 61,5% , по Ленинградской области - от 98% до 40%).
Это свидетельствует о формальном проведении мониторинга. Эффективного анализа получаемой информации по диспансерному наблюдению не проводится, и соответственно, не принимаются необходимые организационные решения.
1.8.5. Имеющаяся база для оказания стационарной помощи не обеспечивает возможность лечения тяжелых форм ВИЧ-инфекции в соответствии с действующими стандартами лечения. По разным территориям значительно разнится количество коек на 1 пациента, находящегося на диспансерном учете.
При примерно равном количестве ВИЧ-инфицированных в Московской, Свердловской областях и г. Санкт-Петербурге количество пациентов, получивших лечение в стационаре в 2006 году в Московской и Свердловской области в 2 раза меньше, чем в г. Санкт-Петербурге. Из-за отсутствия дорогостоящих препаратов для лечения вторичных, СПИД-ассоциированных заболеваний, не обеспечивается в полном объеме их адекватное лечение.
1.8.6. Очень важной задачей является обеспечение своевременной диагностики ВИЧ-инфекции у новорожденных и необходимость снятия с учета здоровых детей в возможно раннем возрасте, не затягивая установление окончательного диагноза до 18 месяцев, или назначении, в случае необходимости, антиретровирусной терапии с обязательным предварительным анализом по определению резистентности.
1.8.7. Продолжается широко использоваться практика вызова пациента в Центр СПИД по самым различным причинам, в том числе тем, которые могут быть решены по месту жительства, в то же время большинство Центров СПИД располагается в приспособленных помещениях, ограниченность площадей которых не позволяет обеспечить прием всех обращающихся за амбулаторной медицинской помощью, создает очереди и, зачастую является причиной того, что пациенты откладывают свое обращение в Центр СПИД. Также к недостаткам следует отнести негибкий график работы центров при постоянной нехватке персонала для амбулаторного приема, что препятствует привлечению социально адаптированных работающих пациентов. Не многие Центры СПИДа изменили свой график работы и перешли на двухсменный прием до 8 вечера, так чтобы это было удобно работающим пациентам (г. Москва).
 
1.9. Считать необходимым в целях эффективной реализации Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения обеспечение выполнения в 2008 году следующих задач:
1.9.1. Обеспечение доступной, максимально приближенной к пациенту медицинской помощи всем ВИЧ-инфицированным, включая диагностику и антиретровирусное лечение. Для этой цели необходимо пересмотреть организацию оказания медицинской помощи, и перераспределить ее объемы между муниципальным и субъектовым уровнями.
1.9.2. Провести не менее 22 млн. обследований граждан с профилактической целью для выявления ВИЧ-инфекции среди населения ;
1.9.3. Обеспечить качество и охват диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных на уровне 80%.
1.9.4. Охватить антиретровирусной терапией не менее 40 тысяч ВИЧ-инфицированных, нуждающихся в лечении.
1.9.5. Обеспечить проведение химиопрофилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека в соответствии с утвержденными стандартами у не менее, чем 85 % ВИЧ-инфицированных беременных женщин.
 
II. Заслушаны отчеты о выполнении работ по комплексу профилактических мероприятий, направленных на противодействие распространению эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта.
 
2.1. «Реализация мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, привлечению к АРВ терапии и организации паллиативной помощи среди наиболее уязвимых групп населения в рамках национального проекта в 2007г.». Бобрик А.В. – заместитель генерального директора «Открытого института здоровья».
(Покровский, Бобрик)
2.1.1. Принять к сведению отчет «О мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, привлечению к АРВ терапии и организации паллиативной помощи среди уязвимых групп населения»
2.1.2. Отметить, что в ходе реализации проекта проведены следующие работы:
Реализованы проекты по повышению приверженности APB –терапии пациентов из уязвимых групп населения:
- в 20 проектах на базе ЛПУ созданы и работают мультипрофессиональные команды, состоящие из: врача-инфекциониста, медицинской сестры, социального работника и равного консультанта из числа ЛЖВ
- проектами охвачено более 1200 ЛЖВ
- проведено более 9000 медицинских и 4000 социальных консультаций
- более 20 человек обучено на практических стажировках
Реализованы проекты по оказанию паллиативной помощи при ВИЧ/СПИДе среди уязвимых групп населения
- получили паллиативную помощь в Центрах СПИД, стационарах и на дому 1137 пациентов.
Разработаны и напечатаны общим тиражом 100 000 экземпляров следующие информационные материалы:
 – Руководство по профилактике ВИЧ-инфекции в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
– Руководство по профилактике ВИЧ-инфекции в гражданском секторе.
– Руководство «Паллиативная помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом»
– Руководство «Консультирование при тяжелой утрате»
– Руководство «Социальная работа в проектах по оказанию паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИД в реальных российских условиях»
– Методические рекомендации по утилизации использованного инструментария в пунктах профилактики ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения.
– Методические рекомендации по материальному оснащению пунктов профилактики ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения.
– Методические рекомендации по повышению приверженности к антиретровирусной терапии.
– Комплект материалов по профилактике ВИЧ среди уязвимых групп населения.
Подготовлены к печати брошюры: «Рекомендации по оснащению проектов СВ» и «Рекомендации по утилизации инструментария», «Методические рекомендации по обезвреживанию использованного инструментария и других потенциально инфицированных отходов в пунктах профилактики ВИЧ среди уязвимых групп населения»;
Проведена заключительная итоговая конференция, в которой приняли участие 160 человек, в том числе более 130 человек – сотрудники региональных проектов.
2.1.3. Рекомендовать при составлении технического задания на право заключения государственного контракта на выполнение работ, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С среди уязвимых групп населения в рамках Приоритетного национального проекта в 2008 году учесть следующие предложения:
- Включить в перечень уязвимых групп мигрантов и членов их семей.
- Обеспечить преемственность по сопровождению и поддержке проектов, запущенных в 2007г.
- Обеспечить расширение деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, привлечению к АРВ терапии и организации паллиативной помощи среди уязвимых групп населения за счет включения в программу новых территорий.
- Увеличить число медицинских работников, прошедших подготовку по вопросам организации комплексной профилактики ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения в гражданском и пенитенциарном секторах.
- Разработать информационно-методическую документацию по паллиативной помощи при ВИЧ/СПИД.
 
2.2. «Реализация мероприятия, направленные на профилактику передачи ВИЧ от матери ребенку» - Рахманова А.Г. – Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования.
(Покровский, Рахманова, Голиусов)
2.2.1. Принять к сведению отчет о «Мероприятиях, направленных на профилактику передачи ВИЧ от матери ребенку».
2.2.2. Отметить, что в ходе реализации проекта проведены следующие работы:
Подготовлены и проведены 7 обучающих семинаров – тренингов для 7 федеральных округов (в городах Санкт-Петербург, Краснодар, Челябинск, Владивосток, Иркутск, Оренбург, Липецк) для главных педиатров, главных акушеров-гинекологов, главных инфекционистов органов управления здравоохранением, главных врачей, заместителей главных врачей центров по профилактике и борьбе со СПИД, заведующих кафедрами педиатрии, акушерства и гинекологии, инфекционных болезней факультетов повышения квалификации, факультетов усовершенствования врачей и факультетов последипломного образования медицинских ВУЗов на тему «Профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку», свидетельства государственного образца о повышении квалификации получили 320 специалистов.
2.2.3. Рекомендовать при составлении технического задания на право заключения государственного контракта на выполнение работ, направленных на профилактику передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта в 2008 году учесть следующие предложения:
- Обеспечить более широкий охват беременных женщин информацией о вертикальном пути передачи ВИЧ и возможностях его предотвращения
- Подготовку врачей, медицинских работников среднего звена и т.д. осуществлять на базе тех факультетов пост дипломного образования, специалисты которых уже прошли подготовку на базе центрального ВУЗа.
- Организовать более активное и широкое привлечение центров по профилактике и борьбе со СПИД, а также неправительственных организаций к информированию и обучению медицинских работников и населения с целью раннего выявления и раннего начала профилактических мероприятий.
- Обеспечить профилактику передачи ВИЧ-инфекции от матери - ребенку на всех этапах беременности, родов и после родовой период.
- Сделать основной упор на повышение приверженности ВИЧ-инфицированных беременных женщин к химиопрофилактике и увеличение доли получивших полный курс химиопрофилактики.
- включить вопросы снижение дискриминации и повышению толерантности к людям, живущим с ВИЧ/СПИД и членам их семей.
 
2.3. «Реализация мероприятий, направленных на информирование и обучение населения. Информационные компании с использованием всех средств массовых коммуникаций, включая федеральные и региональные TV, региональные радиостанции, печатные СМИ, наружную рекламу и интернет» - Касаткин М.С.- Генеральный директор ФГУП «Медицина для Вас»
(Покровский, Касаткин, Голиусов)
2.3.2. Принять к сведению отчет о «Мероприятиях, направленных на информирование и обучение населения. Информационные компании с использованием всех средств массовых коммуникаций, включая федеральные и региональные TV, печатные СМИ, наружную рекламу и интернет».
2.3.1. Отметить, что в ходе реализации проекта проведены следующие работы:
- Разработана концепция информационной кампании 2007г.
- Размещены видео ролики на региональном ТВ в 88 регионах.
- Организована и действует Всероссийская круглосуточная бесплатная «Горячая линия по вопросам ВИЧ/СПИД»
- Создан сайт горячей линии http://8-800-100-6543.ru.
- На канале ТНТ выпускается еженедельная получасовая передача «СПИД Скорая помощь». В текущем году выпущено 38 передач.
- Проведена рекламная кампания по размещению стикеров в вагонах пригородных и междугородных электропоездов в 54 областях РФ в августе 2007 года (рекламный носитель – стикер формата А 4), общее количество рекламных мест 17 598, охвачено станций – 5 215.
- Разработана концепция обучения военнослужащих вопросам профилактики ВИЧ/СПИД. Обучено 100 военно-медицинских специалистов и офицеров, отвечающих за воспитательную работу по методике проведения занятий по профилактике ВИЧ/СПИДа/ИППП. Охвачено занятиями 10 000 военнослужащих.
- Изданы и распространены информационные и обучающие материалы для военнослужащих общим тиражом 173 000 экз. для проведения информационно – образовательной работы среди личного состава, видеоматериалы для лектора, аудиолекция, кашированный стенд по ВИЧ-инфекции и гепатитам –10 000 экз, памятки для военнослужащих по профилактике ВИЧ-инфекции, ИППП и наркомании, брошюра ВИЧ-инфекция и наркомания», плакат по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов среди медперсонала в ЛПУ, брошюра для ВИЧ-инфицированных, календари по профилактике ВИЧ-инфекции на 2008г., брошюра «Что надо знать о ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитах В и С », «ВИЧ-инфекция и СПИД: вопросы и ответы». Методическое пособие для руководителей занятий в системе просвещения и профилактики ВИЧ-инфекции.
- Проведен всероссийский конкурс «ВИЧ/СПИД. Знать - значит жить» среди медицинских, научных учреждений и общественных организаций, работающих в сфере профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД - ассоциированных заболеваний, с целью выявления лучших проектов по ведению просветительской работы в области профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа для различных групп населения и отбора лучших информационных и пропагандистских материалов.
2.3.3. Рекомендовать при составлении технического задания на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексу профилактических мероприятий, направленных на противодействие ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С в Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта в 2008 году учесть следующие предложения:
- Осуществление информационно-профилактической работы в рамках единой концептуальной линии проекта и обеспечения преемственности в проведении профилактической работы через «горячую линию», а также на телевидении и в вооруженных силах.
- Необходимость расширения количества вещательных телевизионных и радио каналов с обязательным привлечением местных телеканалов.
- Обязательное участие всех субъектов Российской Федерации в профилактических программах по профилактике ВИЧ-инфекции.
- Обязательное информирование органов управления здравоохранением и управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации о проводимых профилактических мероприятиях.
- Возможность отбора и дальнейшего использования лучших образцов профилактических материалов, создающихся на местах для дальнейшего распространения.
- Возможность продолжить поиск и использование не традиционных методов профилактической работы по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции
 
III Заслушаны доклады и выступления по следующим направлениям:
 
3.1. О роли органов Роспотребнадзора в организации и проведении профилактических мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции
(Каира, Голиусов)
 
3.2. О вертикальной профилактике ВИЧ-инфекции, путях повышения ее эффективности и оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным детям.
(Вартапетова, Голиусов, Дементьева, Покровский, Селютина, Епоян, Рахманова, Афонина, Кольцова)
 
3.3. Вопросы организации и проведения антиретровирусной терапии и приверженности к ней.
(Голиусов, Райнеке, Покровский, Юрин, Дементьева, Рукавишников, Кравченко, Нарсия, Рахманова, Беляева, Попова, Кузнецова, Шахгильдян, Кузнецова)
 
3.4. Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе среди уязвимых групп населения и на рабочих местах.
(Дементьева, Непомнящих, Левицкая, Голиусов, Рахманова, Покровский, Артамонов, Синелина, Величкина, Баркалова)
 
3.5. Проблемы связанные с распространением ВИЧ-инфекции нозокомиальным путем и через донорство.
(Карякин, Бобрик, Голиусов, Покровский, Чжао, Потемина, Ибрагимова, Кузьмин)
 
VI По результатам заслушанных выступлений рекомендовать:
 
органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
 
1. Обеспечить развитие и укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала медицинских учреждений, в которых оказывается помощь больным ВИЧ-инфекцией;
 
2. Принять меры по обследованию ВИЧ-инфицированных согласно стандарту оказания медицинской помощи для выявления оппортунистических, микст и СПИД-ассоциированных инфекций, а также обеспечению их адекватным лечением;
 
3. Более эффективно использовать имеющуюся лабораторную базу по определению вирусной нагрузки и иммунного статуса за счет повышения производительности имеющегося лабораторного оборудования (применение пробоподготовщиков), шире проводить исследования на устойчивость к ВИЧ к антиретровирусным препаратам, а также принять меры к обновлению парка оборудования для проведения скрининговых исследований (иммуноферментного анализа);
 
4. Обеспечить внедрение в практику электронной базы данных, позволяющей производить быстрый анализ качества медицинской помощи, учет и движение антиретровирусных препаратов при терапии ВИЧ-инфекции;
 
5. Принять меры по внедрению и развитию программ по социальному сопровождению хронических инфекционных больных, в том числе внедрение и развитие мультипрофильных команд, включающих медицинских специалистов и социальных работников;
 
3. Обеспечить развитие системы оказания мед помощи при ВИЧ-инфекции по вертикали – от специализированного медицинского центра на субъектовом уровне до ЛПУ муниципального звена;
 
4. Организовать более эффективное взаимодействие служб, занимающихся вопросами выявления и лечения больных социально значимыми заболеваниями (ВИЧ-инфекция, туберкулез, вирусные гепатиты ИППП), оказывающими значительное влияние на здоровье нации и демографические процессы в обществе;
 
5. Принять меры по снижению уровня стигматизации людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, в первую очередь среди медицинских специалистов.
 
Федеральному научно-методическому центру по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом:
 
1. Обеспечить организацию и проведение совещаний по вопросам:
1.1. Пересмотр или внесение изменений в нормативные правовые акты и методические документы по вопросам мониторинга, диагностики, лечения, эпидемиологического надзора ВИЧ-инфекции (СПИДа) и сопутствующих заболеваний (1 квартал 2008 года);
1.2. Подготовка врачей эпидемиологов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и Центров по профилактике и борьбы со СПИД по вопросам эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией и организации противоэпидемических мероприятий. (2 квартал 2008 года);
1.3. Подготовка медицинского персонала ЛПУ, обеспечивающего проведение антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированным в учреждениях ФСИН и гражданского здравоохранения.
 
2. Подготовить проекты приказов:
2.1. О совершенствовании деятельности центров по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (2 квартал 2008 года);
2.2. О совершенствовании диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, сопутствующих и СПИД-ассоциированных заболеваний (4 квартал 2008 года);
2.3. О совершенствовании системы мониторинга при ВИЧ-инфекции (1 квартал 2008 года);
2.4. Об организации межведомственного взаимодействия по вопросам программ профилактики и лечения ВИЧ-инфекции, сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомании) (3 квартал 2008 года).

$SIGN

430



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word