16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 21.12.2007


Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

27 Декабря 2007
Приложение № 1
к протоколу заседания
Коллегии Роспотребнадзора
от 21.12.2007
 
Коллегия
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШЕНИЕ
 
21 декабря 2007 года
 
О совершенствовании работы
по организации и ведению
социально-гигиенического
мониторинга
 
Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Управления организации службы, государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора О.В. Митрохина по организации и ведению социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации, Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметила, что система социально-гигиенического мониторинга является одним из основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций.
 
Роспотребнадзором, его территориальными органами и организациями проведена значительная работа по ведению социально-гигиенического мониторинга. В целом социально-гигиенический мониторинг внедрен в деятельность территориальных органов и организаций Роспотребнадзора.
 
В целях совершенствования работы по организации и ведению социально-гигиенического мониторинга Роспотребнадзором осуществлялась работа по нормативно-правовому, научно-методическому и программно-аналитическому обеспечению.
 
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» определяющее полномочия Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций, а также федеральных органов исполнительной власти по ведению системы социально-гигиенического мониторинга. В практическую деятельность Роспотребнадзора внедрено 43 нормативно-методических документа по организации и ведению социально-гигиенического мониторинга.
 
В рамках межведомственного взаимодействия по ведению социально-гигиенического мониторинга подготовлен совместный приказ Роспотребнадзора и Росгидромета о безвозмездном обмене данными при ведении социально-гигиеническом мониторинге. Перечень показателей социально-гигиенического мониторинга гармонизирован с «Перечнем социально значимых заболеваний» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года №715 и «Перечнем показателей угроз национальной безопасности» (А21-2162 от 29.08.2003 г.).
 
В 93 структурных подразделениях территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по ведению социально-гигиенического мониторинга осуществляют деятельность 663 специалиста с высшим медицинским образованием. В Управлениях Роспотребнадзора функционируют 402 локальные вычислительные сети, а во ФГУЗ – 668. Выделенный сервер для хранения баз данных социально-гигиенического мониторинга имеют только 48 территориальных органов и организаций Роспотребнадзора.
 
В структурных подразделениях социально-гигиенического мониторинга в Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации задействовано 649 единиц компьютерной техники, что составляет около 6 % от всего количества компьютерной техники Управлений, а во ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» - 1422, что составляет 10 % от всего количества компьютерной техники ФГУЗ.
 
В настоящее время Федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга располагает данными по десяти блокам информации, включая данные о состоянии объектов окружающей среды, здоровье населения и социально-экономическим факторам за 1996-2006 годы, в том числе данные о загрязнении атмосферного воздуха, питьевой воды – за 1996-2006 гг., о безопасности продуктов питания – за 2001-2006 гг., о санитарно-эпидемиологическом состоянии почвы населенных мест, радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей, условиях труда и профессиональной заболеваемости – за 2004-2006 г. г.
 
Результаты ведения социально-гигиенического мониторинга используются для разработки и обоснования профилактических мероприятий, региональных целевых программ по улучшению среды обитания и условий проживания населения, принятии управленческих решений органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Анализ данных паспортизации организации ведения социально-гигиенического мониторинга позволил выделить субъекты Российской Федерации с высоким - 13 субъектов, средним - 38 субъектов и низким - 34 субъекта РФ уровнем ведения социально-гигиенического мониторинга.
 
В целях реализации административной и бюджетной реформ в Российской Федерации и в связи с переходом территориальных органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат подготовлена и реализуется ведомственная целевая программа «Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга». Определены индикативные показатели ведомственной целевой программы «Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга» на 2008 год и основные мероприятия, направленные на их достижение. Внедрены в деятельность территориальных органов и организаций Роспотребнадзора методические рекомендации «О порядке использования социально–гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на результат». Подготовлены программно-аналитические комплексы по использованию социально-гигиенического мониторинга при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат.
 
В научно-исследовательских учреждениях Роспотребнадзора и РАМН осуществляются исследования по совершенствованию системы методов оценки рисков здоровью населения и экологических рисков, обусловленных воздействием факторов среды обитания.
 
Вместе с тем не во всех территориальных органах и организациях Роспотребнадзора созданы структурные подразделения по ведению социально-гигиенического мониторинга, а созданные структурные подразделения недостаточно обеспечены специалистами с высшим медицинским образованием медико-профилактического профиля. Всего лишь 42 % специалистов с высшим медицинским образованием этих подразделений прошли последипломную подготовку по специальностям социально-гигиенического мониторинга.
 
В 70% территориальных органах и организациях Роспотребнадзора используется нелицензионные операционные системы, в 45% отсутствуют выделенные серверы для хранения баз данных социально-гигиенического мониторинга.
 
На территориях с низким уровнем ведения социально-гигиенического мониторинга (Магаданская, Сахалинская, Курская, Тамбовская, Владимирская, Калужская, Смоленская и другие) отсутствуют квалифицированные специалисты, не определены группы населения, подверженные вредному воздействию факторов среды обитания, низкая обеспеченность современной компьютерной техникой.
 
При радиационно-гигиенической паспортизации территорий, данные радиационного мониторинга используются только для оценки радиационной обстановки. Данные Федерального информационного фонда о состоянии здоровье населения не в полной мере используются для оценки влияния радиационного фактора на население.
 
Социально-гигиенический мониторинг не используется при реализации полномочий по контролю и надзору в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка.
 
Требует дальнейшего совершенствования деятельность по научно-методическому обеспечению социально-гигиенического мониторинга.
 
В 2008-2010 годах необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию организационного, кадрового, информационно-аналитического, научно-методического и материально-технического обеспечения ведения социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации.
 
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШИЛА:
 
1. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора, руководителям территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
 
1.1. Завершить до 01.04.2008 работу по подготовке совместных приказов о взаимодействии при ведении социально-гигиенического мониторинга с Федеральной службой государственной статистики, Федеральным медико-биологическим агентством, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков, структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и их территориальными органами и учреждениями;
 
1.2. Обеспечить координацию и контроль проведения социально-гигиенического мониторинга центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.
 
2. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования Роспотребнадзора:
 
2.1. доработать с учетом замечаний и предложений и представить на утверждение в установленном порядке до 01.02.2008 проекты приказов  Роспотребнадзора: «О критериях определения минимально необходимого уровня организации и проведения социально-гигиенического мониторинга в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора», «Об обеспечении информационной безопасности при работе с базами данных органов и организаций Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации»;
 
2.2. разработать и представить на утверждение в установленном порядке до 01.06.2008 проекты методических рекомендаций:
- «О порядке применения данных социально-гигиенического мониторинга в планировании работы, реализации ведомственных целевых программ и оценке деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат»;
- «О разработке предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по результатам ведения социально-гигиенического мониторинга»;
 
2.3. подготовить и рассмотреть на коллегии Роспотребнадзора план мероприятий по дальнейшему совершенствованию организации ведения социально-гигиенического мониторинга, нормативно-методическому и материально-техническому обеспечению до 15.03.2008;
 
2.4. подготовить предложения к заслушиванию руководителей территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по организации и ведению социально-гигиенического мониторинга в 2008 году и представить их на утверждение в установленном порядке до 15.01.2008;
 
2.5. организовать и провести в 1 квартале 2008 года совместное совещание Роспотребнадзора и отделения профилактической медицины РАМН о научно-методическом обеспечении ведения социально-гигиенического мониторинга (по согласованию).
 
3. Федеральному центру гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, Санкт-Петербургскому научно-исследовательскому институту радиационной гигиены Роспотребнадзора им.проф. П.В. Рамзаева:
 
3.1. подготовить предложения по использованию данных Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга для радиационно-гигиенической паспортизации территорий с целью оценки влияния природного, медицинского и техногенного облучения на здоровье населения и представить в Роспотребнадзор до 01.04.2008.
 
4. Управлению санитарного надзора, Управлению эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте:
 
4.1. подготовить предложения по научно-методическому обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга совместно с научно-исследовательскими учреждениями Роспотребнадзора и отделением профилактической медицины РАМН (по согласованию) и представить на утверждение в установленном порядке до 01.04.2008.
 
5. Управлению защиты прав потребителей Роспотребнадзора подготовить предложения по использованию данных наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка для целей социально-гигиенического мониторинга до 01.04.2008.
 
6. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора по Свердловской, Воронежской, Оренбургской, Вологодской, Ленинградской, Челябинской, Тверской, Московской областям, Пермскому, Красноярскому, Алтайскому краям, г.г. Москве и Санкт-Петербурге:
 
6.1. обеспечить с 01.01.2008 использование данных социально-гигиенического мониторинга для управления деятельностью органами и организациями Роспотребнадзора по результатам, обеспечивающим эффективное расходование бюджетных средств.
 
7. Руководителям территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по Ульяновской, Кировской, Магаданской, Сахалинской, Курской, Костромской, Амурской, Тамбовской, Новгородской, Псковской, Ивановской, Калужской, Читинской, Владимирской, Смоленской областям Хабаровскому, Камчатскому краям, Республикам Хакасия, Алтай, Калмыкия, Дагестан, Саха (Якутия), Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийскому, Ямало-Ненецкому, Усть-Ордынскому, Агинскому Бурятскому, Ненецкому, Чукотскому автономным округам, Еврейской автономной области:
 
7.1. принять неотложные меры по ведению социально-гигиенического мониторинга в соответствии с минимально необходимым уровнем организации и проведения социально-гигиенического мониторинга в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора и до 20.12.2008 доложить в Роспотребнадзор.
 
Руководитель, Председатель коллегии
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь коллегии
СВ. Белых
383



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word