16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол от 14.12.2007


Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

21 Декабря 2007
Приложение
к протоколу коллегии
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 14 декабря 2007 года
 
О радиационной обстановке и
радиационно-гигиенической
паспортизации на территории
Российской Федерации
 
Заслушав и обсудив доклад директора Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева И.К. Романовича, коллегия отметила, что органами и организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведена организационная и методическая работа, которая позволила ввести с 1998 года ежегодную радиационно-гигиеническую паспортизацию организаций и территорий субъектов Российской Федерации. За этот период увеличилось число субъектов Российской Федерации, в которых проводится паспортизация  с 68 - в 1998 г. до 83 - в 2006 г. В настоящее время не представили радиационно-гигиенические паспорта 3 субъекта Российской Федерации: Чеченская Республика, Тверская область (паспорт не подписан администрацией области) и Ненецкий автономный округ.Отмечается рост числа организаций, охваченных паспортизацией с 13 915 в 1998 г. и числом работающих 127 238 человек до 15 831 в 2006 году с числом работающих 194 444 человек. Установлен контроль за дозами облучения персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения. Средние индивидуальные годовые эффективные дозы персонала в большинстве субъектов Российской Федерации не превышают основные пределы доз, регламентированные Законом Российской Федерации “О радиационной безопасности населения” и Нормами радиационной безопасности (НРБ-99).
 
С 2004 г. паспортизация внедрена в системе Министерства обороны Российской Федерации, на объектах, курируемых Федеральным медико-биологическим агентством, с 2005 г. в системе Федеральной службы исполнения наказаний и МВД России, с 2006 г. - ФСБ России и Управления делами Президента Российской Федерации.
 
На основе статистической обработки и анализа паспортов субъектов Российской Федерации и министерств подготавливается радиационно-гигиенический паспорт Российской Федерации, который вместе с выводами по его совершенствованию, основными задачами на следующий год, направляется в администрации субъектов Российской Федерации, органы и организации Роспотребнадзора, в министерства и ведомства.
 
Вклад различных источников в дозу облучения населения по структуре в основном не изменился. Основная доза приходится на природные источники ионизирующего излучения - 79,2%, второе место занимает медицинское облучение - 20,5%, техногенное облучение - 0,04%.
 
За счет оптимизации структуры рентгенологических исследований и замене устаревшего рентгенологического оборудования средние годовые индивидуальные дозы облучения населения за счет рентгенологических медицинских исследований уменьшились с 0,99 мЗв/год в 1998 году, до 0,77 мЗв/год в 2006 году.
 
В 2006 году отмечается снижение количества проб пищевых продуктов, содержание радиоактивных веществ в которых превышает установленные нормативы. В 1998 году было 4519 проб, что составляло 2,23%, в 2006 году - 780 (0,5%).
 
Несмотря на то, что в целом по Российской Федерации радиационная обстановка является удовлетворительной, в ряде регионов имеются серьезные проблемы с обеспечением радиационной безопасности населения и необходима постоянная и серьезная работа по ограничению доз облучения населения от различных источников, в первую очередь природных и медицинских. Необходимо также принятие мер по улучшению качества ведения радиационно-гигиенических паспортов.
 
Из 170 показателей радиационной безопасности, включенных в РГП, 15 показателей в 48 субъектах не исследуются. Это содержание радиоактивных веществ в почве в 16 субъектах Российской Федерации (Республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Краснодарский край, области Калужская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Читинская, Еврейская АО, Автономные округа Усть-Ордынский Бурятский,, Агинский Бурятский, Чукотский) и содержание радиоактивных веществ в воздухе в 32 субъектах Российской Федерации.
 
В 9 субъектах Российской Федерации отмечаются среднегодовые дозы облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях выше федеральных показателей (Пермский край (1,61 мЗв/год), г. Москва (1,22 мЗв/год), Алтайский край (1,14 мЗв/год), Сахалинская область (1,13 мЗв/год), г. Санкт-Петербург (1,12 мЗв/год), Тюменская область (1,09 мЗв/год), Магаданская область (1,08 мЗв/год), Свердловская область (1,08 мЗв/год) и Читинская область (1,04 мЗв/год).  В 18 субъектах Российской Федерации  инструментальный контроль доз пациентов вообще не проводится (Республики: Башкортостан, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская; области: Брянская, Ивановская, Курганская, Самарская, Сахалинская, Смоленская, Читинская, Еврейская автономная). Для 72 % населения России дозы природного облучения составляют 3,0-4,0 мЗв/год, для 13 % населения - превышают 5 мЗв/год, а для 0,15 % населения (около 220 тыс. чел.) - превышают 10 мЗв/год. Так, средняя доза облучения жителей Еврейской АО близка к значению 10 мЗв/год, а для жителей Республики Алтай – превышает значение 10 мЗв/год. Дозы облучения отдельных жителей в Пластовском районе Челябинской области достигают 250 мЗв/год, в г. Балей Читинской области – до 100 мЗв/год, в Еврейской АО – до 60 мЗв/год, Республике Алтай – до 50 мЗв/год, Боковском и Ремонтненском районах Ростовской области – до 50 мЗв/год.
 
Требуется повышение качества исследований показателей радиационной безопасности питьевой воды, продуктов питания. Необходима организация особого контроля за продукцией местного производства, условиями проживания и деятельности в зонах радиоактивного загрязнения в результате прошлых радиационных аварий. Это юго-западные районы Брянской области, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, где проживают около 360 тыс. населения, и населенные пункты Челябинской области, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения вследствие радиационной аварии на ПО «Маяк», с числом жителей около 4 тыс. человек.
 
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШИЛА:
 
1. Принять к сведению информацию директора Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева И.К. Романовича о радиационной обстановке на территории Российской Федерации по результатам радиационно-гигиенической паспортизации, задачах по совершенствованию паспортизации и обеспечению радиационной безопасности населения.
 
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
 
2.1. Обеспечить внедрение паспортизации на всех объектах, использующих источники ионизирующего излучения, находящихся под надзором и расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
 
2.2. Принять меры по обеспечению достоверности и соответствия показателей, используемых при радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий, получаемых в рамках единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан от всех видов излучения и других статистических форм;
 
2.3. Отражать при подготовке заключений в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий субъектов Российской Федерации:
 
2.3.1. Достоверную и полную оценку состояния радиационной безопасности;
 
2.3.2. Динамику показателей по сравнению с предыдущим годом;
 
2.3.3. Наличие лицензий на деятельность с источником ионизирующего излучения (как генерирующими, так и радионуклидными);
 
2.3.4. Наличие санитарно-эпидемиологических заключений на соответствие условий труда с источниками ионизирующего излучения санитарным требованиям;  
 
2.3.5. Процент охвата паспортизацией организаций, работающих с источниками ионизирующих излучений, и наименование организаций, не представивших паспорта, с их ведомственной принадлежностью (в РГП территории);
 
2.4. Организовать контроль за сроками оформления РГП, обеспечив их представление (паспорта территории) в ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора до 1 июня следующего за отчетным года.  
 
2.5. Освещать итоги радиационно-гигиенической паспортизации в средствах массовой информации.
 
2.6. Обеспечить использование результатов государственного санитарно-эпидемиологического надзора при подготовке заключений о состоянии радиационной безопасности населения в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий, в том числе о выполнении требований по защите пациентов при проведении медицинских рентгенологических исследований.
 
2.7. Принять меры по повышению качества и результативности радиационно-гигиенической паспортизации: развитие законодательной и правовой основы паспортизации, разработка региональных (ведомственных) программ по обеспечению радиационной безопасности населения, снижению доз облучения населения с учетом особенностей региона.
 
2.8. Представить в Роспотребнадзор до 1 апреля 2008 г. информацию о принятых мерах по повышению качества радиационно-гигиенических паспортов. 
 
3. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.
 
3.1. Обеспечить повышение качества вносимой информации в радиационно-гигиенические паспорта, более широко используя возможности лабораторной базы межрегиональных центров, других аккредитованных в установленном порядке лабораторий.
 
3.2. Предусмотреть развитие материально-технической базы лабораторий для проведения необходимых видов исследований радиационного фактора и требуемого объема контроля. Представить информацию о выполнении в Роспотребнадзор вместе с годовым отчетом за 2008 год.  
 
3.3. Принять меры по развитию и совершенствованию ведения единой государственной системы учета индивидуальных доз граждан.
 
3.4. Обеспечить в установленные сроки сбор радиационно-гигиенических паспортов организаций, работающих с источниками ионизирующего излучения. Своевременно информировать Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации о задержке представления паспортов и о выявленных недостатках в их оформлении.
 
3.5. Обеспечить включение в радиационно-гигиенические паспорта территорий данных, полученных в рамках социально-гигиенического мониторинга и контроля при обследовании организаций.
 
3.6. Проводить ежегодно анализ показателей, включенных в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территории, материалов по учету и контролю за дозами облучения (персонала), подготавливать предложения и замечания в адрес организаций и передавать до 1 июня следующего за отчетным года в органы Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации для принятия соответствующих мер.
 
4. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагин):
 
4.1. Обеспечить сбор радиационно-гигиенических паспортов территорий субъектов Российской Федерации в установленные сроки;
 
4.2. Проводить ежегодно анализ информации, внесенной в радиационно-гигиенические паспорта субъектов Российской Федерации в сопоставлении с имеющимися материалами по контролю и учету доз облучения населения, и передавать замечания  по каждому из субъектов Российской Федерации в Роспотребнадзор до 1 июля следующего за отчетным года;
 
4.3. Представлять подготовленный проект радиационно-гигиенического паспорта России в Роспотребнадзор до 1 сентября следующего за отчетным года.
 
5. Директору ФГУН «Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» Роспотребнадзора (И.К. Романович):
 
5.1. Обеспечить совершенствование методических документов и программных средств по заполнению радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий с аналитической обработкой результатов заполнения и подготовкой паспорта России;
 
5.2. Организовать работу по аттестации программных средств и обеспечению возможности их получения организациями и территориями;
 
5.3. Обеспечить при проведении межрегиональных семинаров, совещаний на базе межрегиональных центров по вопросам радиационной безопасности обучение специалистов по совершенствованию работы по радиационно-гигиенической паспортизации организаций, территорий. План проведения межрегиональных семинаров на 2008 г. представить в Роспотребнадзор до 1 февраля 2008 г.;
 
5.4. Организовать работу со средствами массовой информации по подготовке статей и выступлений по вопросам радиационно-гигиенической паспортизации.
 
6. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксенова):
 
6.1. Проводить ежегодно анализ состояния радиационно-гигиенической паспортизации и подготавливать в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по ее совершенствованию;
 
6.2. Подготовить до 20 января 2008 года приказ по реализации решения коллегии.
 
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя руководителя Роспотребнадзора Л.П. Гульченко.
 

Руководитель, Председатель коллегии
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь коллегии
 
С.В. Белых

 
362



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word