16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол


Приложение к протоколу заседания коллегии Роспотребнадзора от 13.11.2009

23 Ноября 2009

Приложение
к протоколу заседания коллегии
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 13 ноября 2009 г.

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШЕНИЕ
О результатах плановых проверок деятельности Управлений Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Калининградской и Орловской областям по реализации функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей

Заслушав информацию начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора О.В. Прусакова, посвященную анализу результатов проверки деятельности Управлений Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Калининградской и Орловской областям по вопросам организации работы, связанной с реализацией функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, и отчеты руководителей Управлений Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Н.М. Сергеевой, по Калининградской области - Т.П. Груничевой и по Орловской области - Г.Л. Захарченко о принятых мерах по результатам данных проверок, коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает, что в организации деятельности в сфере защиты прав потребителей у названных территориальных органов Роспотребнадзора имеются во многом типичные недостатки, не позволяющие им надлежащим образом, действенно и эффективно выполнять возложенные на них функции в установленной сфере деятельности.

В ходе проведенных проверок были отмечены основные недостатки, характеризующие общий уровень организации соответствующей работы в управлениях Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Калининградской и Орловской областям:

ненадлежащее внимание к кадровому обеспечению исполнения функций по защите прав потребителей в соответствующих структурных подразделениях управлений, включая территориальные отделы;

формальное отношение к ведомственному целевому планированию деятельности по реализации надзорных полномочий в сфере защиты прав потребителей, в том числе в части определения соответствующих индикативных показателей;

низкий уровень использования предусмотренных законом полномочий по участию в судебной защите потребителей и как следствие - слабое владение навыками участия в гражданском судопроизводстве;

неоправданное превалирование в фактической структуре деятельности по надзору, связанной с проведением проверок и выявлением (пресечением) административных правонарушений, сферы торговли на фоне декларируемого приоритетного внимания к другим секторам потребительского рынка;

недостаточное использование своего потенциала в части установления более действенного взаимодействия с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными потребительскими организациями в целях координации совместных усилий по формированию на региональном уровне эффективной системы защиты соответствующих прав граждан.

При этом сравнительный анализ отдельных показателей деятельности проверенных Управлений (по данным за 2008 год) показал следующее.

Наибольшее число проверок, касающихся соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (1356 или 33,1% от общего числа мероприятий по контролю, что в 2 раза превышает аналогичный средний общероссийский показатель), было проведено должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Орловской области. В Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике была проведена 881 такая проверка (доля - 26,5 %), в Управлении Роспотребнадзора по Калининградской области - 649, что составило 16 % от общего количества проведенных мероприятий по контролю. При этом, если Управлениями по Калининградской и Орловской областям большинство проверок проводилось в плановом порядке (соответственно - 66 % и 61 %), то в Чувашской Республике на их долю пришлось лишь 44 %, что, тем не менее, на 1% лучше соответствующего показателя в целом по Российской Федерации.

В то же время, отмеченное отсутствие системного подхода к планированию мероприятий по контролю в конечном итоге нашло свое отражение в неполучивших должного обоснования и объяснения различиях в показателях результативности проверок, что особенно заметно проявилось в разрезе отдельных сегментов потребительского рынка.

Так, если по Российской Федерации относительный показатель, характеризующий число фиксируемых нарушений норм законодательства о защите прав потребителей в расчете на одну проверку, в 2008 году в среднем составил 129%, то из проверенных Управлений только Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в ходе проводимых мероприятий по контролю устанавливался как минимум один факт соответствующего нарушения (результативность - 111%). Управлениями по Калининградской области и Чувашской Республике нарушения выявлялись лишь в трех случаях из четырех (результативность составила соответственно - 74% и 76%). Причем названные в последнем случае территориальные органы даже при значительном превышении доли соответствующих внеплановых мероприятий по контролю (соответственно - 59% и 73%) не смогли обеспечить должную эффективность надзора в таком традиционно неблагополучном с точки зрения соблюдения прав потребителей сегменте потребительского рынка как розничная торговля, где результативность проверок составила: 99% - по Управлению Роспотребнадзора по Калининградской области и 73% - по Управлению Роспотребнадзора по Чувашской Республике (при соответствующем показателе по Российской Федерации в целом - 143%, по Управлению Роспотребнадзора по Орловской области - 119%).

При осуществлении контроля и надзора в сфере оказания отдельных видов услуг также отмечался недопустимо низкий уровень результативности проведенных проверок.

В частности, по Управлению Роспотребнадзора по Калининградской области результативность мероприятий по контролю в сфере предоставления гражданам туристских услуг составила в 2008 году 36%, в сфере ЖКХ - 41%, в сфере платных медицинских услуг - 25%, оказания образовательных услуг и услуг связи - по 33%, в области транспортного обслуживания - 50%. Полностью безрезультатными оказались все проверки, проведенные в отношении организаций, оказывающих кредитно-финансовые услуги.

В Управлении Роспотребнадзора по Орловской области показатели результативности соответствующих проверок составили: в сфере предоставления гражданам туристских услуг - 88%, жилищно-коммунальных услуг - 47%, финансовых услуг - 13%, услуг связи - 40%. При этом вопросы соблюдения прав потребителей в сфере оказания транспортных услуг предметом проверок для Управления не являлись вообще, а проведенные во внеплановом порядке проверки организаций, оказывающих платные образовательные услуги, нарушений потребительского законодательства не выявили.

Для Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике наименее результативными оказались мероприятия по контролю в сфере предоставления гражданам платных образовательных и медицинских услуг - соответственно 45% и 78%, транспортных услуг - 51% и услуг связи - 16%.

Только Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике был превышен средний по всем территориальным органам Роспотребнадзора относительный показатель, в определенной степени характеризующий эффективность работы с жалобами граждан с точки зрения принятых практических мер в расчете на одно обращение (27% против 20% по Российской Федерации). Указанное, в частности, выражалось в том, что 45% всех внеплановых проверок в 2008 году проводилось Управлением по жалобам потребителей, в то время как в Управлении по Орловской области этот показатель составил 26% при том, что те или иные меры реагирования применялись в целом лишь применительно к каждому десятому обращению (в 89% случаев заявителям давались соответствующие разъяснения).

В Управлении Роспотребнадзора по Калининградской области относительно общего числа поступивших обращений граждан (более 3000, что в целом значительно превышает соответствующие показатели Управлений Роспотребнадзора по Орловской области и Чувашской Республике - соответственно в 1,8 и 7,5 раза) показатель принятых практических мер составил 6%. При этом жалобы потребителей служили основанием для внеплановых проверок в 55% случаев.

Явно недостаточно использовались Управлениями административные полномочия, связанные с возможностью выявления и пресечения соответствующих административных правонарушений.

В этой связи обращают на себя внимание, в частности, факты того, что при наличии поступивших в Управление по Калининградской области 54 обращений по вопросам оказания услуг связи дела об административных правонарушениях возбуждались только в 2 случаях; при 178 обращениях, касающихся продажи мебели, - возбуждено лишь 6 дел; при наличии 412 обращений по вопросам предоставления услуг ЖКХ основания для возбуждения дела были найдены только в одном случае.

В Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике только 4 обращения из 98 поступивших (по вопросам продажи технически сложных товаров бытового назначения) послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении; применительно к жалобам по вопросам оказания услуг ЖКХ административные дела возбуждались 18 раз при наличии 58 обращений; 13 обращений на ненадлежащую деятельность кредитных организаций не стали основанием для открытия административного производства ни в одном случае.

В целом аналогичная практика отмечалась и в Управлении Роспотребнадзора по Орловской области, где при наличии 180 обращений по различным аспектам продажи потребителям мебели, 17 - алкогольной продукции, 41 - в отношении услуг общественного питания дела об административных правонарушениях возбуждались в единичных случаях; при 370 жалобах на услуги ЖКХ дела об административных правонарушениях возбуждались только 9 раз.

В структуре общего количества дел об административных правонарушениях, рассмотренных в проверенных Управлениях в 2008 году, отмечается неоправданно низкая доля дел, связанных с правоприменением части 1 и части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доля которых соответственно составила: в Управлении Роспотребнадзора по Орловской области - 3% и 0,5%, в Управлении Роспотребнадзора по Калининградской области - 2% и 0,1%, в Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике - 6% и 0,9%.

Кроме того, во всех Управлениях были выявлены факты, так или иначе свидетельствующие о процессуальных ошибках при проведении мероприятий по контролю и осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. При этом было особо констатировано, что для проверенных территориальных органов Роспотребнадзора так и не стало системой практика проведения административных расследований, которые с введением в действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует объективно рассматривать как важнейшую форму реализации Федеральной службой своих административных полномочий в сфере защиты прав потребителей.

Что же касается результатов работы, связанной с участием Управлений Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Калининградской и Орловской областям в судебной защите потребителей, и реализацией ими в этой связи соответствующих полномочий, основанных на положениях статей 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 40, 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», то данная деятельность определенно должна носить более системный характер и по этой причине нуждается в дальнейшем совершенствовании.

В первую очередь указанное относится к Управлению Роспотребнадзора по Чувашской Республике, где судебная защита потребителей на протяжении двух последних лет находилась на крайне низком уровне. В частности, установлено, что неверное определение Управлением основания исковых требований, а также неверный выбор субъектов защиты и ответственности по формальным критериям явились отказом в приеме и рассмотрении в 2008 году двух исков в защиту неопределенного круга потребителей.

Все это очевидно влияет на эффективность и законность принимаемых мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, которые должны быть направлены на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей.

В этой связи меры, принятые Управлениями Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Калининградской и Орловской областям в целях устранения отмеченных недостатков и оптимизации соответствующей деятельности, должны носить более комплексный и долгосрочный характер, охватывать весь спектр вопросов, относящихся к компетенции Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей, и весь объем связанных с этим административных и гражданско-правовых полномочий.

На основании изложенного, а также с учетом состоявшегося обсуждения отчетов руководителей Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике (Н.М. Сергеева), Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (Т.П. Груничева) и Управления Роспотребнадзора по Орловской области (Г.Л. Захарченко)

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Принять к сведению информацию начальника Управления защиты прав потребителей О.В. Прусакова о результатах проведенных в 2009 году проверок Управлений Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Калининградской и Орловской областям по вопросам организации работы, связанной с реализацией функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, а также отчеты руководителей Управлений Роспотребнадзора по Чувашской Республике (Н.М. Сергеева), по Калининградской области (Т.П. Груничева) и по Орловской области (Г.Л. Захарченко) о принятых ими решениях и проводимых мероприятиях по результатам данных проверок.

2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по Чувашской Республике (Н.М. Сергеева), по Калининградской области (Т.П. Груничева) и по Орловской области (Г.Л. Захарченко) с учетом высказанных замечаний и предложений, в целях недопущения впредь отмеченных недостатков в работе:

2.1 разработать, утвердить и последовательно реализовывать комплекс мер, призванных повысить уровень профессиональной подготовки соответствующих должностных лиц Управления, осуществляющих практическую реализацию возложенных на территориальные органы Роспотребнадзора функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей;

2.2 при планировании основных направлений деятельности по контролю и надзору и при определении структуры плановых проверок исходить из необходимости максимального охвата приоритетных сегментов потребительского рынка с точки зрения их социально-общественной значимости и учета доли соответствующих жалоб в общем объеме поступающих обращений;

2.3 при организации и проведении как плановых, так и внеплановых проверок обеспечивать их безусловную результативность с учетом соответствующих требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2.4 активизировать работу по рассмотрению поступающих обращений граждан-потребителей, чьи права нарушены, с точки зрения исключения практики необоснованного неприменения по изложенным в них фактам административных полномочий;

2.5 оптимизировать структуру возбуждаемых (рассматриваемых) дел об административных правонарушениях, в частности, за счет увеличения ввиду наличия для этого объективных оснований абсолютного числа и удельного веса дел, возбуждаемых по части 1 и части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2.6 развивать и совершенствовать практику проведения административных расследований;

2.7. повысить уровень соответствующей работы, характеризующей степень участия в судебной защите прав потребителей;

2.8 по результатам деятельности за 2009 год представить в срок до 1 февраля 2010 года предварительный отчет о фактических показателях, характеризующих исполнение функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей (на основе формы № 1-07 отраслевого статистического наблюдения), в их причинно-следственной связи с индикативными показателями соответствующей ВЦП.

3. Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков):

3.1 продолжить в 2010 году практику проведения выездных тематических проверок территориальных органов Роспотребнадзора по вопросам организации ими деятельности в сфере защиты прав потребителей с последующим проведением по итогам проверки совещаний с участием представителей близлежащих территориальных органов Роспотребнадзора;

3.2 повысить уровень соответствующего организационно-методического обеспечения деятельности территориальных органов Роспотребнадзора применительно как к формам и методам, применяемым при реализации возложенных на Роспотребнадзор функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей в целом, так и к отдельным секторам потребительского рынка.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту проанализировать текущее состояние дел с организацией работы по защите прав потребителей в контексте настоящего решения и принять его положения к соответствующему руководству и исполнению.

Руководитель,
Председатель коллегии

Г.Г. Онищенко


Ответственный секретарь коллегии

С. В. Белых

73



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word