16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №8 от 26.06.2007


Решение постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

6 Июля 2007
Об организационно-правовых
аспектах обеспечения защиты
прав потребителей в сфере
потребительского кредитования
 
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова «Об организационно-правовых аспектах обеспечения защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования», выступления руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Б.И. Никонова, руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю С.В. Куркатова, а также представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации (О.Г. Шамшина), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (А.В. Егоров) и Центрального Банка Российской Федерации (В.В. Чистюхин, А.Г. Гузнов) постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметило, что актуальность указанного вопроса требует со стороны Роспотребнадзора и его территориальных органов принятия более действенных мер предупредительного, профилактического и ограничительного характера, направленных как на предупреждение, так и на прекращение нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений.
 
 
В этой связи в целях совершенствования деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей в области потребительского кредитования в досудебном и судебном порядке, а также дальнейшей оптимизации правоприменительной практики по делам о соответствующих административных правонарушениях постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 
                                                           
РЕШИЛО:
 
1. Принять к сведению информацию начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова о правовых аспектах законодательного регулирования отношений в сфере потребительского кредитования граждан и о проводимой в этой связи Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами работе по обеспечению защиты прав потребителей.
 
 
2. Активизировать работу Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в целях обеспечения более действенного контроля за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей применительно к сфере потребительского кредитования, для чего:
 
 
2.1 в превентивном порядке информировать потребителей, в том числе через средства массовой информации, о правовых аспектах законодательного регулирования отношений в сфере потребительского кредитования и практики, связанной с выявлением и пресечением соответствующих правонарушений (в пределах компетенции Роспотребнадзора);
 
 
2.2 при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей в каждом случае рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с проведением административного расследования;
 
 
2.3 оказывать потребителям необходимую помощь в защите их прав в рамках гражданского судопроизводства, а при наличии достаточных оснований предъявлять в кредитным организациям иски о признании их действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
 
 
2.4 поручить Управлению защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
 
 
2.4.1 в недельный срок подготовить информационно-методическое письмо, направленное на оптимизацию практики работы с соответствующими жалобами и обращениями граждан и проведение должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора административного расследования по фактам нарушения прав потребителей в области потребительского кредитования;
 
 
2.4.2 в срок до 1 октября 2007 года на основе соответствующего обобщения деятельности территориальных органов Роспотребнадзора подготовить анализ судебной практики по защите прав потребителей в сфере потребительского кредитования.
 
 
3. В целях повышения исполнительской дисциплины обратить внимание Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации на необходимость своевременного предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей информации о применяемых мерах по защите прав потребителей в области потребительского кредитования, в том числе материалов судебной практики, вне зависимости от результата рассмотрения дела в суде, в соответствии с решениями итогового совещания по защите прав потребителей (п.п. 2.3, 2.4 протокола от 21.03.2007).
 
 
4. Направить в Верховный Суд Российской Федерации письменное обращение с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 10, от 17 января 1997 г. № 2, от 21 ноября 2000г. № 32, от 10 октября 2001 г. № 11, от 6 февраля 2007 г. № 6, от 11 мая 2007 г. № 24) в части конкретизации положений, связанных с практикой применения соответствующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» к отношениям в кредитно-финансовой сфере с участием граждан-потребителей.
 
 
5. Направить в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации письменное обращение с предложением рассмотреть вопрос об обобщении судебной практики, связанной с обжалованием постановлений территориальных органов Роспотребнадзора с учетом противоречий, существующих между АПК РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях единообразного применения соответствующих норм процессуального и материального права, в том числе в части определения территориальной подведомственности рассмотрения жалоб юридических лиц на  постановления административных органов о привлечении их к административной ответственности за нарушения, связанные с деятельностью филиалов и представительств, т. е. в случаях фактического осуществления юридическим лицом соответствующей деятельности вне места своего нахождения.
 
 
6. Направить в Центральный Банк Российской Федерации в целях защиты прав клиентов-потребителей и недопущения злоупотреблений со стороны банков их доверием и принципом свободы договора письмо о необходимости проведения анализа деятельности кредитных организаций, создающих своими действиями реальную угрозу интересам заемщиков, применения к ним в порядке надзора соответствующих мер Банка России, а также дачи в пределах компетенции разъяснения в части необходимости соблюдения банками соответствующих требований гражданского законодательства в сфере потребительского кредитования.
 
 
Руководитель, Председатель постоянно
действующего совещания Роспотребнадзора                                   Г.Г. Онищенко
 
 
Ответственный секретарь постоянно
действующего совещания                                                                   С.В. Белых 276



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word