16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Протокол №5 от 29.05.2007


Решение постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

19 Июня 2007
Приложение № 1
к протоколу постоянно
действующего совещания
от 29 мая 2007 № 5
 
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой, «Состояние питьевого водоснабжения в ряде регионов Российской Федерации: проблемы и пути решения» постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШИЛО:
 
1. Принять к сведению информацию о проделанной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о работе по надзору за соблюдением санитарного законодательства при организации питьевого водоснабжения населенных пунктов и обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.
 
Отметить, что совершенствование мероприятий по обеспечению населения страны водой гарантированного качества является одним из важных факторов охраны здоровья человека.
 
Несмотря на сложившуюся в нашей стране крайне неудовлетворительную ситуацию с питьевым водоснабжением, многое делается для обеспечения требуемого качества питьевой воды и надежности систем водоснабжения:
- приняты долгосрочные региональные программы по решению проблем водоснабжения в г. Москве, Санкт-Петребурге; Вологодской, Кемеровской, Мурманской, Псковской, Пензенской; Республиках Татарстан, Карачаево-Черкессия, Карелия, в Ханты-Мансийском автономном округе и др;
- в ряде регионов с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и риском аварийных техногенных загрязнений рассматриваются вопросы альтернативного использования подземных водоисточников для обеспечения населения питьевой водой;
- разрабатываются программы по совершенствованию технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкции, модернизации и нового строительства водопроводных и канализационных сооружений.
 
Однако, в большинстве случаев региональные и муниципальные программы не реализуются, из-за отсутствия средств бюджетного финансирования и отсутствия средств у Водоканалов. В большинстве случаев, финансовых средств хватает только лишь на поддержание систем водопроводно-канализационного хозяйства в рабочем состоянии.
 
Данные проблемы станут еще более актуальными при принятии федеральных законов технических регламентов - «О водоснабжении», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и «О водоотведении», которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Государственной Думе. В указанных документах предполагается довольно скорый переход водоканалов к выполнению более жестких нормативов безопасности питьевой воды и состава сточных вод.
 
Достижение новых нормативов безопасности потребует реализации программ по совершенствованию технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, а это не возможно без достаточного финансирования.
 
По указанным причинам проблема обеспечения населения России питьевой водой давно вышла за пределы проблемы региональной и приобрела общегосударственное значение, требующее комплексного решения, в том числе в законодательной сфере.
 
2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. При подготовке основных направлений деятельности учитывать приоритетность вопросов водоснабжения населения.
2.2. При согласовании рабочих программ производственного контроля качества питьевой воды учитывать периодичность, кратность лабораторных исследований и показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды и устанавливаемые индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с п.4 и Приложением 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
2.3. При разработке программ производственного контроля обратить внимание индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на возможное возникновение на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, связанных с чрезвычайными ситуациями или явлениями природного характера, при отключениях электроэнергии.
2.4. Не допускать использование в водоподготовке неразрешенных синтетических полиэлектролитов.
2.5. Рекомендовать организациям, осуществляющим водоподготовку, в субъектах Российской Федерации, использовать наиболее безопасные и эффективные реагенты для очистки воды, прошедшие санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с учетом региональных особенностей исходной воды.
2.6. Активнее применять меры административного воздействия по выявлению и пресечению санитарных правонарушений, связанных с загрязнением водных объектов, подачей потребителю недоброкачественной питьевой воды; обеспечением соблюдения режимов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; ужесточения требований к предприятиям, допускающим систематический сброс неочищенных сточных вод.
2.7. Потребовать от руководителей организаций активизировать работу по внедрению новых технологий водоочистки, модернизации промышленных предприятий, внедрению новейших технологий по очистке стоков; внедрения в технологических схемах производственных объектов оборотного водоснабжения, исключение использования природной и питьевой воды.
2.8. Проводить расследование каждого случая вспышки ОКИ водного характера с передачей дел в правоохранительные органы.
2.9. Проводить работу по информированию населения через средства массовой информации о качестве питьевой воды.
2.10. Уделить особое внимание вопросам качества воды мест рекреа-ционного водопользования, организовать проведение лабораторного контроля качества воды водоемов перед началом купального сезона, в период его проведения и после окончания.
2.11. Обеспечить регулярное предоставление информации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке, связанной с обеспечением населения питьевой водой.
 
3. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксеновой), Управлению юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (О.А.Кулагиной):
3.1. Совместно с научно-исследовательскими институтами продолжить работу по проектам Технических регламентов по водоснабжению и водоотведению.
3.2. Совместно с Федеральным государственным учреждением здра-воохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, с научно-исследовательскими институтами подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные и методические документы для совершенствования нормативно-методической базы по контролю качества воды и санитарной охране водоемов.
3.3. В связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ, подготовить письмо в Управления Роспотребнадзора «О работе органов Роспотребнадзора в связи с принятием Федерального Закона Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» (срок – 3 квартал 2007).
 3.4. Подготовить постановление Главного государственного санитар-ного врача Российской Федерации «Об усилении надзора за состоянием питьевого водоснабжения в Российской Федерации» (4 квартал 2007).
3.5. Оказывать методическую и практическую помощь Управлениям Роспотребнадзора в части обеспечения мероприятий по организации санэпиднадзора за водоснабжением населенных мест и источниками, используемыми для питьевых и рекреационных целей.
3.6. Учитывая расширяющуюся практику продажи населению воды в потребительскую тару через киоски, отсутствие санитарно-технической документации на данный вид водохозяйственной деятельности, отработать нормативно-правовую базу на реализацию питьевой воды через систему киосков в тару потребителя.
3.7. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о разработке федеральной целевой программы по обеспечению населения России питьевой водой, концепция которой была утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 292 .
3.8. Совместно с Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве и в целях обеспечения потребителей высококачественной и безопасной питьевой водой, рассмотреть вопрос о создании аналитических центров по исследованию качества воды в федеральных округах. Совместно использовать имеющиеся в округах аналитические центры.
 
4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:
4.1. Разработать целевые программы по улучшению качества питьевого водоснабжения населения городских и сельских поселений на 2007-2010 г.г. на тех территориях, где программы отсутствуют; в субъектах Российской Федерации, где действуют целевые программы провести корректировку в части определения первоочередных мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения с учетом данных по оценке риска здоровью населения от воздействия водного фактора.
4.2. Обеспечить приоритетное финансирование программ, включающих в себя мероприятия по строительству, развитию и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения.
4.3. Потребовать от хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих сооружения по очистке сточных вод, разработать и согласовать в установленном порядке планы мероприятий по совершенствованию очистки сточных вод, обеззараживанию и дехлорированию стоков перед сбросом их в водоемы, с обязательным проведением производственного лабораторного контроля за составом сточных вод после ее очистки.
4.4. Изыскивать возможности для использования в целях питьевого водоснабжения подземные водоисточники в т.ч. как резервных источников водоснабжения; расширение использования подземных вод в городах и регионах, где поверхностные воды сильно загрязнены или имеется высокий риск аварийных техногенных загрязнений.
4.4. Активно решать вопросы канализования жилой застройки, расположенной на водосборных территориях.
4.5. Рекомендовать при отсутствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения необходимость их разработки.
4.6. Обеспечить координацию и взаимодействие органов государственного санитарного и экологического надзора по организации и проведению контрольно-надзорных  мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения.  
4.7. Обеспечить взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов в решении вопросов безопасного водоснабжения населения и развития систем водопроводно-канализационного хозяйства.
4.8. Ускорить решение вопросов по оборудованию сельских водопроводов и водозаборов необходимым комплексом сооружений по очистке исходной воды перед подачей в водопроводные сети, включение проблем в республиканские, областные и (или) федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года».
 
5. Руководителю НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН рекомендовать:
Включить в план научно-исследовательские работы по дальнейшему совершенствованию нормативной базы, устанавливающей санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению.
 
Руководитель,
Председатель постоянно
действующего совещания
Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко
 
 
Ответственный секретарь постоянно
действующего совещания
С.В. Белых
303



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word