16+
Горячая линия Горячая линия
8 (391) 226-89-50,

пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Постановление от 24.10.2011


Постановление от 26.09.2011 № 121 "Об обеспечении санитарно-карантинного контроля"

24 Октября 2011

Постановление от 26.09.2011  № 121

(зарегистрировано в Минюсте России от 13 октября 2011 года № 22045)

"Об обеспечении санитарно-карантинного контроля"

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, в связи с внесенными изменениями в порядок осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и передачей полномочий по осуществлению документарного санитарно-карантинного контроля должностным лицам таможенных органов, проанализировав ситуацию, отмечаю.

По представленным данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации досмотр грузов, подконтрольных Роспотребнадзору, в июне 2011 года осуществлялся в 120 пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а в июле только в 97, при этом в 3 раза сократилось число досмотренных партий грузов с 138144 в июне до 46004 в июле.

Наибольшее число партий грузов в июне досмотрено на территории Калининградской области (53378 партий), Забайкальского края (18359) и Псковской (15481), в июле - на территории Брянской области (16709 партии), Краснодарского края (7379) и Ленинградской области (4138), при этом основная масса досмотренных грузов приходится на автомобильные пункты пропуска на российско-украинском, российско-литовском, российско-китайском участках границы. По результатам контроля запрещен ввоз в июне 367 партий грузов объемом 2643,5 тонн и 212 партий объемом 2736,9 тонн в июле текущего года.

В отдельных случаях, у должностных лиц таможенных органов отмечены трудности с отнесением товаров, подлежащих государственной регистрации и относящихся ко IIразделу Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года №   299.   Такая   ситуация   сложилась   в   Республике   Карелия,   г.   Санкт-Петербурге,            Белгородской, Псковской областях и ряде других территорий. При проведении санитарно-карантинного контроля в воздушных и морских пунктах пропуска нет единых подходов при таможенном оформлении (выпуске) товаров.

Кроме этого, в течение 2011 года в субъекты Российской Федерации (Владимирская область, Московская область, Ярославская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург) для завершения процедур таможенного оформления поступили подконтрольные товары, не подвергшиеся необходимому санитарно-карантинному контролю на внешней границе Таможенного союза в Республике Беларусь. В частности, отмечены случаи отсутствия проведения санитарно-карантинного контроля в Республике Беларусь, отдельных грузов - изоцианатов, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, БАД к пище, лаков и красок, пищевых добавок, средств водоподготовки.

На внешней границе Республике Казахстан отмечались случаи неправомерного пропуска на территорию Таможенного союза детской одежды первого слоя, изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. Ввоз таких грузов приостанавливался в Астраханской, Оренбургской, Саратовской и Курганской областях.

В условиях передачи полномочий по документарному контролю таможенным органам в Российской Федерации, такие нарушения вызывают особую настороженность.

Учитывая, что отдельные случаи неправомерного ввоза на территорию Таможенного союза подконтрольных товаров допускаются даже при участии специалистов, профессионально осуществляющих санитарно-карантинный контроль, при исключении такого контроля прогнозируется крайне значительное увеличение попадания на территорию Российской Федерации подконтрольных товаров, не прошедших необходимой оценки безопасности.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1) ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591), с целью эффективной реализации постановления--Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 500 «Об утверждении правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3936), постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. № ПО «Правила определения перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 760; 2009, № 52 (часть II), ст. 6587; 2010 № 52 (часть I), ст. 7080) и постановления Правительства Российской Федерации от 03 июня 2011 г. № 442 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 № 24, ст. 3495) и организации надлежащего взаимодействия должностных лиц Роспотребнадзора, Федеральной таможенной службы и иных контролирующих органов при осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации для обеспечения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:

1.1. Обеспечить осуществление санитарно-карантинного контроля:

1.1.1. Во всех пунктах пропуска в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольных товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции;

1.1.2 В специализированных пунктах пропуска, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2011 г. № 442 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий», дополнительно - за товарами, включенными в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, после проведениядокументарного санитарно-карантинного контроля должностными лицами Федеральной таможенной службы и принятия ими решения о проведении оценки (досмотра, осмотра) должностными лицами Роспотребнадзора;

1.1.3. За лицами до проведения иных видов государственного контроля во всех пунктах пропуска,

1.2. Принимать решение о ввозе подконтрольных товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции с учетом рисков возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.

1.3. Обеспечить межведомственное информационное взаимодействие государственных контрольных органов, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и оперативное доведение информации о введенных запретах и ограничениях, вводимых Роспотребнадзором или санитарно-эпидемиологическими службами других государств-членов Таможенного союза, и рисках возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.

1.4.   Поводить           систематическое   обучение   должностных   лиц, осуществляющих    контрольные    функции    в    пунктах    пропуска    через государственную границу Российской Федерации   по вопросам санитарно-эпидемиологического характера.

1.5.  Ежегодно проводить тренировочные учения с участием должностных лиц, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическим вопросам.

1.6. Направить предложения в территориальные органы Росграницы по внесению изменений в технологические схемы организации пропуска лиц, транспортных средств и грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

1.7. Внести изменения в порядок проведения противоэпидемических мероприятий в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и схемы оповещения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.

1.8. Обеспечить взаимодействие:

1.8.1. с должностными лицами таможенных органов при осуществлении санитарно-карантинного контроля за ввозимыми грузами;

1.8.2. с должностными лицами пограничной службы при осуществлении санитарно-карантинного контроля за лицами, пересекающими государственную границу Российской Федерации по режимам ограничения свободного общения лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации;

1.8.3.  с должностными лицами ветеринарной и фито-санитарной службы за ввозимыми товарами (грузами) при введении временных санитарных мер и режимов ограничений;

1.9.  Внести предложения в территориальные органы Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации по обустройству пунктов пропуска, предназначенных для ввоза товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных       грузов,        представляющих опасность   для   человека,   а   также пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с типовыми требованиями.

1.10. Принять меры по дооснащению санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации средствами контроля в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299.

1.11. Обеспечить осуществления санитарно-карантинного контроля при изменении кодов ТН ВЭД при таможенном оформлении или нахождении товаров под процедурой таможенного оформления без отметок о прохождении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

2. Просить ФТС России рекомендовать должностным лицам Федеральной таможенной службы при осуществлении документарного санитарно-карантинного контроля:

2.1. Привлекать должностных лиц Роспотребнадзора для оценки товаров (осмотра, досмотра) в случаях:

а)   прибытия подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;

б) поступлении информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299.

в) введения временных санитарных мер;

г) изменения кодов ТН ВЭД при таможенном оформлении или нахождении товаров под процедурой таможенного оформления без отметок о прохождении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

2.2.  Представлять информацию по запросам должностных лиц Роспотребнадзора об объемах ввозимых грузов через пункты пропуска с указанием кодов ТН ВЭД и принятых решениях о запретах и ограничениях на ввоз товаров, включенными в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза по результатам документарно санитарно-карантинного контроля;

3. Просить Федеральную службу безопасности Российской Федерации рекомендовать должностным лицам пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющим контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации:

3.1. Немедленно информировать должностных лиц Роспотребнадзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска о случаях выявления больных или подозрительных лиц на инфекционные болезни лиц;

3.2. Не допускать въезд больных или подозрительных на инфекционные болезни лиц без принятия такого решения должностными лицами Роспотребнадзора.

4. Просить Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации:

4.1. Принять меры по обустройству пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с Типовыми требованиями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 № 701н (зарегистрировано Минюстом России, регистрационный № 13159 от 21 января 2009 г.) «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

4.2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в технологические схемы организации пропуска в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов и товаров.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Г.Г. Онищенко

80



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word