16+
Горячая линия Горячая линия
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555-49-43
звонок по России бесплатный
Тематические горячие
линии:
8 (391) 226-89-50,
пн-чт 10-12 и 13-17,
пт 10-12 и 13-16

Доступ для сотрудников


Постановление №6 от 28.02.2007


Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов

17 Мая 2007

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией и качеством питания на воздушных судах в 2005-2006г.г., отмечаю, что в последнее время наметилась тенденция ухудшения качества бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в 2005-2006 годах было проведено 490 обследований цехов бортового питания и предприятий, обеспечивающих питанием членов экипажей и пассажиров воздушных судов, из них 10% проведено внепланово, в связи с жалобами на некачественное бортовое питание.

При проведении лабораторных исследований проб готовой продукции, с бортов воздушных судов гражданской авиации отобрано 1500 проб, из них по микробиологическим показателям не соответствовало 11,3%.

В цехах бортового питания и предприятиях, обеспечивающих питанием членов экипажей и пассажиров воздушных судов показатель неудовлетворительных результатов исследований проб готовой продукции по микробиологическим показателям в среднем по России составил 5%. В ряде субъектов Российской Федерации этот показатель значительно превысил среднероссийский: в Красноярском крае он составил 50%, в Самарской области и Курганской области – 40%, в Республике Дагестан – 28,6%, в Камчатской области – 27,3%, в Кировской области – 20%, в Оренбургской области – 15%, в Республике Мордовия – 14,3%.

Количество порций бортового питания, запрещенных к реализации в 2006 году, возросло по сравнению с 2005 годом в 4 раза (Амурская область, Новосибирская область, Московская область).

При проведении лабораторных исследований качества питьевой воды, используемой на бортах воздушных судов гражданской авиации и на предприятиях бортового питания, показатель неудовлетворительных результатов исследований в среднем по России составил 6,7%. Значительно превышен показатель в ряде субъектов Российской Федерации, так в Республике Мордовия он составил 75%, в Курганской области – 33%, в Алтайском крае – 21%, в Республике Саха (Якутия) – 16%, в Ханты-Мансийском автономном округе – 13%.

Анализ материалов, представленных управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, показал, что при организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов организациями-производителями бортового питания нарушаются требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Цеха бортового питания размещаются в нетиповых зданиях, где отсутствует полный набор помещений, а конструктивные особенности имеющихся помещений не обеспечивают соответствие требованиям технологического процесса производства (Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатская область, Чувашская республика). Из-за отсутствия площадей не соблюдаются условия хранения оборотной тары, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, не соблюдаются требования к условиям сбора производственных отходов и мусора, отсутствует возможность соблюдения личной гигиены персоналом.

Цеха бортового питания недостаточно оснащены холодильным оборудованием, имеющееся холодильное оборудование морально устаревшее, вследствие чего нарушается температурный режим при хранении продуктов (Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область, Читинская область, Ростовская область, Камчатская область).

Нарушаются условия хранения продуктов, в частности муки и круп (Воронежская область).

Технологическая документация на выпускаемую продукцию и ассортименты бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов не имеют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии их санитарным правилам (Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область, Курганская область, Чувашская республика, Республика Мордовия).

Нарушается технологический процесс изготовления, фасовки, сервировки, комплектации рационов (Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край, Московская область, Амурская область, Республика Татарстан, Магаданская область, Республика Мордовия).

Выявлены факты реализации на борту воздушного судна блюд, запрещенных в питании авиапассажиров и членов экипажей: соусных блюд, куриных рулетов, мясных изделий из фарша и котлетной массы, изделий в панировке, минеральной воды лечебного назначения, кулинарных готовых изделий в целлофановой упаковке, заправленных салатов, хлебобулочных изделий неукомплектованных в специализированную тару (Московская область, Приморский край, Чувашская республика).

Кроме того, производителями бортового питания нарушаются требования, установленные п.2. ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлена продукция с истекшим сроком реализации и признаками недоброкачественности, продукция и сырье без документов, подтверждающих качество и безопасность (Республика Башкортостан, Ставропольский край, Сахалинская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Мордовия, Магаданская область, Кемеровская область, Красноярский край, Ростовская область, г.Санкт-Петербург, г. Москва).

Выявлены факты несоблюдения требований санитарных правил СП 2.5.1.788-99 «Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации» авиакомпаниями г. Москвы и Московской области. Воздушные суда ТУ- 214 не оборудованы холодильными установками для хранения рационов бортового питания, в результате были нарушены условия их хранения на борту воздушного судна.

Не отлажена работа по прохождению периодических медицинских осмотров персоналом цехов бортового питания, не разработаны планы диспансеризации лиц, страдающих общими заболеваниями, выявленных по результатам периодических медицинских осмотров.

Отсутствуют личные медицинские книжки у работников цехов бортового питания, к работе допускаются лица, не прошедшие медосмотры и гигиеническое обучение (Архангельская область, Московская область).

Указанные нарушения обусловлены отсутствием отлаженной системы проведения производственного контроля в организациях, занятых производством и реализацией бортового питания, а также ослаблением санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением программ производственного контроля со стороны управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.


С целью предупреждения угрозы возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) авиапассажиров и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.1650; 2002, №1(ч.1), ст.2; 2003, № 2, ст.167; № 27 (ч.1), ст.2700; 2004, №35, ст.3607;2005, № 19, ст.1752; 2006, №1, ст.10), и Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 150, 2002, № 1 (ч.1), ст.2, 2003, № 2, ст.167, № 27 (ч.1) ст. 2700, 2004, № 35, ст. 3607, 2005, № 19, ст.1752, № 50, ст.5242, 2006, № 1, ст.10, № 14, ст.1458)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации - Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
1.1. Усилить надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обеспечения безопасности при организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации, обратив особое внимание на наличие площадей, обеспечивающих соответствие требований технологического процесса изготовления бортового питания, а также условий хранения оборотной тары, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, условий для сбора производственных отходов, возможности соблюдения личной гигиены персоналом.
1.2. При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на ассортимент бортового питания учитывать тип воздушного судна, длительность полета, наличие на воздушном судне работающего буфетно-кухонного оборудования.
1.3. При согласовании программ производственного контроля для организаций-производителей бортового питания для авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов в обязательном порядке учитывать выполнение ими требований санитарных правил СП 2.5.1.788-99 «Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации» и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при производстве, транспортировке, хранении и реализации бортового питания.
1.4. При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при производстве бортового питания усилить меры административного воздействия.

2. ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора до 25.12.2007 разработать и представить на утверждение в установленном порядке:
2.1. Методические указания по оценке эффективности функционирования систем производственного контроля на предприятиях-производителях бортового питания для авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов.
2.2. Методические рекомендации по разработке и внедрению систем производственного контроля по безопасности производства и реализации услуг питания на воздушном транспорте.

3. Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству на воздушном транспорте Российской Федерации рекомендовать:
выдавать Свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения на воздушные суда, осуществляющие пассажирские перевозки при наличии действующей системы производственного контроля за безопасностью услуг питания на транспорте.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
$SIGN

Не нуждается в Государственной регистрации письмо Минюста России № 01/3803-АБ от 24 апреля  2007г.
691



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word